Напоминание

Понимание текста младшими школьниками


Автор: Сорокина Татьяна Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1454
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Понимание текста младшими школьниками
Раздел: начальное образование





Назад




Нередк

о учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой

ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают

прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки.

Решить

эту

проблему

можно

с

помощью

специальных

упражнений,

направленных на понимание текста.

Чтение без понимания

Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в

начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать

своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем

большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться

читать в полном смысле этого слова.

Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и

осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только

учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда

понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное,

занимаются "зубрежкой" и при самостоятельном чтении зачастую не могут

понять даже фабулу произведения.

Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно

работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные

упражнения на понимание прочитанного.

Традиционные упражнения на понимание текста

Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на

понимание текста:

найти в незнакомые слова и узнать их значение;

озаглавить текст, разделить его на абзацы;

составить план;

выделить основную мысль и тему текста;

найти в тексте описание природы или героя;

ответить на вопросы по тексту.

Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются

учителями в начальной школе гораздо реже, но при этом имеют хороший

эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.

Упражнения для работы со словом и предложением

На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и

его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы,

шарады, кроссворды.

Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на

уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться такими

способами:

Чтение текста с пропущенными в словах слогами.

Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны

вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом

текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).

Восстановление текста, который был написан крупными

буквами и разрезан на кусочки.

Соединение начала и конца предложения.

Распространение предложений.

Исправление языковых или содержательных нарушений в

тексте, текстовых "несуразиц".

Составление рассказа или предложения по ключевым словам.

Упражнения на понимание и осмысление всего текста

Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком,

осмысление главной идеи, смысла произведения:

Восстановление

логической

последовательности

текста

(ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу

или следуя плану).

Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на

части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого

пересказывают текст по картинкам).

Определение содержания текста по иллюстрациям.

Подбор иллюстрации к тексту.

Творческое

преобразование

текста

(ученики

должны

придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие,

например, место действия, характер героя, и попытаться представить,

как развивались бы события в этом случае).

Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает

суждения, ученики определяют, верные они или нет).

Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев

произведения.

Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно

останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет

дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").

Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе

текстов.

Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными

обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то,

что непонятно, что хочется обсудить).

Что дают ученикам такие упражнения?

В результате систематического использования подобных упражнений на

уроках ученики могут научиться:

воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные

части;

находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его

главную мысль;

с помощью воображения воссоздавать авторские образы;

видеть текстовые "сигналы" — ключевые слова, образы;

читать

"активно",

соотнося

прочитанное

с

собственным

опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;

осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;

размышлять над прочитанным и определять свою позицию по

этому вопросу;

при чтении текста подключать внимание, память, мышление,

воображение, эмоции и т.д.

Главный результат использования подобных упражнений проявится не

только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит

его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с

большой буквы.



В раздел образования