Автор: Сорокина Татьяна Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1454
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Понимание текста младшими школьниками
Раздел: начальное образование
Нередк
о учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой
ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают
прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки.
Решить
эту
проблему
можно
с
помощью
специальных
упражнений,
направленных на понимание текста.
Чтение без понимания
Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в
начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать
своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем
большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться
читать в полном смысле этого слова.
Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и
осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только
учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда
понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное,
занимаются "зубрежкой" и при самостоятельном чтении зачастую не могут
понять даже фабулу произведения.
Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно
работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные
упражнения на понимание прочитанного.
Традиционные упражнения на понимание текста
Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на
понимание текста:
найти в незнакомые слова и узнать их значение;
озаглавить текст, разделить его на абзацы;
составить план;
выделить основную мысль и тему текста;
найти в тексте описание природы или героя;
ответить на вопросы по тексту.
Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются
учителями в начальной школе гораздо реже, но при этом имеют хороший
эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.
Упражнения для работы со словом и предложением
На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и
его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы,
шарады, кроссворды.
Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на
уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться такими
способами:
Чтение текста с пропущенными в словах слогами.
Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны
вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом
текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).
Восстановление текста, который был написан крупными
буквами и разрезан на кусочки.
Соединение начала и конца предложения.
Распространение предложений.
Исправление языковых или содержательных нарушений в
тексте, текстовых "несуразиц".
Составление рассказа или предложения по ключевым словам.
Упражнения на понимание и осмысление всего текста
Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком,
осмысление главной идеи, смысла произведения:
Восстановление
логической
последовательности
текста
(ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу
или следуя плану).
Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на
части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого
пересказывают текст по картинкам).
Определение содержания текста по иллюстрациям.
Подбор иллюстрации к тексту.
Творческое
преобразование
текста
(ученики
должны
придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие,
например, место действия, характер героя, и попытаться представить,
как развивались бы события в этом случае).
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает
суждения, ученики определяют, верные они или нет).
Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев
произведения.
Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно
останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет
дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").
Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе
текстов.
Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными
обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то,
что непонятно, что хочется обсудить).
Что дают ученикам такие упражнения?
В результате систематического использования подобных упражнений на
уроках ученики могут научиться:
воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные
части;
находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его
главную мысль;
с помощью воображения воссоздавать авторские образы;
видеть текстовые "сигналы" — ключевые слова, образы;
читать
"активно",
соотнося
прочитанное
с
собственным
опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;
осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;
размышлять над прочитанным и определять свою позицию по
этому вопросу;
при чтении текста подключать внимание, память, мышление,
воображение, эмоции и т.д.
Главный результат использования подобных упражнений проявится не
только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит
его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с
большой буквы.