Напоминание

Влияние гаджетов и соцсетей на формирование эмпатии современных подростков


Автор: Мазуро Екатерина Владимировна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние гаджетов и соцсетей на формирование эмпатии современных подростков
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние гаджетов и соцсетей на формирование эмпатии современных

подростков.

Мазуро Екатерина Владимировна

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Современное общество претерпевает очень быстрые изменения, это связано

в том числе и со стремительно внедряющимися в повседневную жизнь

средствами коммуникации со всеми вытекающими новшествами.

Современные гаджеты не только стали неотъемлемой частью нашего

существования, но и превратились в один из способов общения среди детей и

подростков, что вносит изменения напрямую или косвенно в развитие и

формирование личности молодых людей.

При определённых обстоятельствах, «уходя с головой» в общение через

соцсети и другие средства коммуникации, дети и особенно подростки всё

больше лишаются возможности живого общения.

Безусловно, полный отказ от современных гаджетов невозможен, да и не

нужен. С положительной стороны наличие быстрой и доступной связи

гарантирует ощущение внутреннего спокойствия и защищенности, а также

даёт возможность проще решать многие задачи, которые ещё лет 15 назад

были просто невыполнимыми. Если рационально использовать средства

связи, а также ресурсы всемирной сети, то ребёнок или подросток будет

обеспечен огромной базой данных разнообразных знаний, которые могут

пригодиться как для обучения, так и для дополнительного развития.

Современная сеть пестрит различными обучающими ресурсами на любой

вкус и возраст, будь то образовательные программы или мастер классы,

скажем, по рисованию. Люди, чьи годы юности выпали хотя бы на 80-90е

годы, могут только позавидовать всему разнообразию способов общения и

объёмам доступной информации, о которых раньше можно было только

мечтать.

Но если бы всё было так безоблачно…

Негативной стороной развития современных коммуникаций стало

отсутствие здорового, опять же, развития личностей всё большего числа

детей и подростков.

Как известно, подросткам свойственно отстраняться от семьи, становиться

менее открытыми по отношению к своим родителям. Всё их общение в

основном сводится к сверстникам, друзьям.

Мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и

учителей. Подростки формируются в группы, в них происходит общение и

самоутверждение. Непопулярность у сверстников становится проблемой и

приносит глубокие, мучительные переживания. Это влияет на

психоэмоциональное состояние и здоровье подростков.

Подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется

отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде

и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, подростки

перестраивают все отношения с окружающим миром и самоопределяются в

жизни, они встают на последнюю ступень формирования, помогают им в

этом родители, сверстники и окружающая действительность. А эта самая

действительность зачастую оказывается травмирующей и болезненной.

Поэтому мир виртуальных игр и соцсети захватывают все большее внимание

детей и подростков, они быстро понимают, что общаться виртуально

намного проще, чем в реальной жизни. Это приводит к интернет

зависимости, к деструктивному поведению и к тому, что трудности в

реальном общении неизбежны, как между сверстниками, так и с более

страшим поколением.

Особенно страдает такое, казалось бы, на первый взгляд незаметное, но

очень важное и незаменимое для дальнейшей жизни качество как эмпатия.

Разберём, что же такое эмпатия и в чём её важность именно для подростка.

Большинство считает, что эмпатия – это способность человека к

сопереживанию, но это не совсем так. Давайте разберемся, о чем идет речь и

как развить эмпатию.

Термин "эмпатия" – заслуга американского психолога Эдварда Тиченера.

Если переводить дословно, то будет что-то похожее на "вчувствовать". Если

упростить, то это "отклик".

Эмпáтия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному

состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого

переживания. Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо

определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание»)

и одинаково применяется для обозначения сопереживания любым

эмоциональным состояниям.

По мнению Н. Н. Обозова, «эмпатия — это отклик одной личности на

переживания другой». Он и считает, что без сопереживания, без оказания

взаимной поддержки невозможно не только коллективное, но и

индивидуальное бытие. Автор обозначает три формы эмпатии: когнитивную,

эмоциональную и действенную. Н. Н. Обозов описывает три компонента,

соответствующих формам эмпатии:

1) Когнитивный компонент — простейшая форма эмпатии в виде понимания

состояний другого без изменения своего состояния.

2) Эмоциональный компонент в виде не только понимания состояний

другого, но сопереживания и сочувствия, причем в основе сопереживания

лежит потребность в собственном благополучии, а в основе сочувствия —

потребность в благополучии другого.

3) Действенный компонент является высшей формой и заключительной

фазой эмпатического акта. Он выражается в действии, активной поддержке

личностью партнера по общению. Этот компонент является сложнейшим

феноменом психофизиологической и социально-психологической

деятельности человека.

Таким образом, для подростка эмпатия является очень нужной

способностью для создания таких важных связей среди сверстников, как

дружба. Именно дружба в подростковом возрасте для человека порой

становится неким спасательным кругом в море подростковых проблем.

Научно подтверждено, что дети рождаются социальными и эмпатичными.

Однако нет никакой гарантии, что они такими останутся. Привычки и навыки

эмоциональной грамотности необходимо развивать. Живое общение - ключ к

такому развитию. Но к огромному сожалению, такое живое общение в

настоящее время зачастую вытесняется общением через гаджеты.

По данным исследований Университета Западного Онтарио, в сфере продаж

живое общение в 34 раза эффективнее коммуникации через переписку.

Причина в том, что для полноценного контакта людям мало слов. Мы

привыкли считывать множество сигналов, которые в полной мере не

способен передать ни один гаджет или онлайн-сервис. Жесты и мимика, поза

и взгляд, интонации собеседника сообщают о его состоянии больше, чем его

язык.

По оценкам ученых, до 97 % информации, которая по итогам разговора

влияет на наши решения, поступает из невербальных сигналов.

Таким образом, можно сделать вывод.

Именно в процессе живого общения можно развивать эмпатию. Развитие

эмпатии помогает нам не только повысить эффективность коммуникации, но

и лучше разбираться в себе и людях.

Проводя бóльшую часть времени онлайн, дети не приобретают важные

социальные навыки, а это неблагоприятно сказывается и на отношениях со

сверстниками и с родителями.

По этой причине следует выделить «неприкосновенное время без гаджетов»,

чаще общаться в кругу семьи и с друзьями.

Прежде всего, решив проблему развития эмпатии, можно смягчить процесс

протекания подросткового кризиса и вытекающие из него последствия, такие

как уходы из дома, проблемы с обучаемостью, проблемы с установлением

межличностных контактов и т.д.

Всё это можно избежать, если формировать комплекс эмпатийных

способностей и коммуникативных навыков через живое общение с близкими

людьми.



В раздел образования