Автор: Мазуро Екатерина Владимировна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние гаджетов и соцсетей на формирование эмпатии современных подростков
Раздел: дополнительное образование
Влияние гаджетов и соцсетей на формирование эмпатии современных
подростков.
Мазуро Екатерина Владимировна
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Современное общество претерпевает очень быстрые изменения, это связано
в том числе и со стремительно внедряющимися в повседневную жизнь
средствами коммуникации со всеми вытекающими новшествами.
Современные гаджеты не только стали неотъемлемой частью нашего
существования, но и превратились в один из способов общения среди детей и
подростков, что вносит изменения напрямую или косвенно в развитие и
формирование личности молодых людей.
При определённых обстоятельствах, «уходя с головой» в общение через
соцсети и другие средства коммуникации, дети и особенно подростки всё
больше лишаются возможности живого общения.
Безусловно, полный отказ от современных гаджетов невозможен, да и не
нужен. С положительной стороны наличие быстрой и доступной связи
гарантирует ощущение внутреннего спокойствия и защищенности, а также
даёт возможность проще решать многие задачи, которые ещё лет 15 назад
были просто невыполнимыми. Если рационально использовать средства
связи, а также ресурсы всемирной сети, то ребёнок или подросток будет
обеспечен огромной базой данных разнообразных знаний, которые могут
пригодиться как для обучения, так и для дополнительного развития.
Современная сеть пестрит различными обучающими ресурсами на любой
вкус и возраст, будь то образовательные программы или мастер классы,
скажем, по рисованию. Люди, чьи годы юности выпали хотя бы на 80-90е
годы, могут только позавидовать всему разнообразию способов общения и
объёмам доступной информации, о которых раньше можно было только
мечтать.
Но если бы всё было так безоблачно…
Негативной стороной развития современных коммуникаций стало
отсутствие здорового, опять же, развития личностей всё большего числа
детей и подростков.
Как известно, подросткам свойственно отстраняться от семьи, становиться
менее открытыми по отношению к своим родителям. Всё их общение в
основном сводится к сверстникам, друзьям.
Мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и
учителей. Подростки формируются в группы, в них происходит общение и
самоутверждение. Непопулярность у сверстников становится проблемой и
приносит глубокие, мучительные переживания. Это влияет на
психоэмоциональное состояние и здоровье подростков.
Подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется
отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде
и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, подростки
перестраивают все отношения с окружающим миром и самоопределяются в
жизни, они встают на последнюю ступень формирования, помогают им в
этом родители, сверстники и окружающая действительность. А эта самая
действительность зачастую оказывается травмирующей и болезненной.
Поэтому мир виртуальных игр и соцсети захватывают все большее внимание
детей и подростков, они быстро понимают, что общаться виртуально
намного проще, чем в реальной жизни. Это приводит к интернет
зависимости, к деструктивному поведению и к тому, что трудности в
реальном общении неизбежны, как между сверстниками, так и с более
страшим поколением.
Особенно страдает такое, казалось бы, на первый взгляд незаметное, но
очень важное и незаменимое для дальнейшей жизни качество как эмпатия.
Разберём, что же такое эмпатия и в чём её важность именно для подростка.
Большинство считает, что эмпатия – это способность человека к
сопереживанию, но это не совсем так. Давайте разберемся, о чем идет речь и
как развить эмпатию.
Термин "эмпатия" – заслуга американского психолога Эдварда Тиченера.
Если переводить дословно, то будет что-то похожее на "вчувствовать". Если
упростить, то это "отклик".
Эмпáтия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному
состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого
переживания. Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо
определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание»)
и одинаково применяется для обозначения сопереживания любым
эмоциональным состояниям.
По мнению Н. Н. Обозова, «эмпатия — это отклик одной личности на
переживания другой». Он и считает, что без сопереживания, без оказания
взаимной поддержки невозможно не только коллективное, но и
индивидуальное бытие. Автор обозначает три формы эмпатии: когнитивную,
эмоциональную и действенную. Н. Н. Обозов описывает три компонента,
соответствующих формам эмпатии:
1) Когнитивный компонент — простейшая форма эмпатии в виде понимания
состояний другого без изменения своего состояния.
2) Эмоциональный компонент в виде не только понимания состояний
другого, но сопереживания и сочувствия, причем в основе сопереживания
лежит потребность в собственном благополучии, а в основе сочувствия —
потребность в благополучии другого.
3) Действенный компонент является высшей формой и заключительной
фазой эмпатического акта. Он выражается в действии, активной поддержке
личностью партнера по общению. Этот компонент является сложнейшим
феноменом психофизиологической и социально-психологической
деятельности человека.
Таким образом, для подростка эмпатия является очень нужной
способностью для создания таких важных связей среди сверстников, как
дружба. Именно дружба в подростковом возрасте для человека порой
становится неким спасательным кругом в море подростковых проблем.
Научно подтверждено, что дети рождаются социальными и эмпатичными.
Однако нет никакой гарантии, что они такими останутся. Привычки и навыки
эмоциональной грамотности необходимо развивать. Живое общение - ключ к
такому развитию. Но к огромному сожалению, такое живое общение в
настоящее время зачастую вытесняется общением через гаджеты.
По данным исследований Университета Западного Онтарио, в сфере продаж
живое общение в 34 раза эффективнее коммуникации через переписку.
Причина в том, что для полноценного контакта людям мало слов. Мы
привыкли считывать множество сигналов, которые в полной мере не
способен передать ни один гаджет или онлайн-сервис. Жесты и мимика, поза
и взгляд, интонации собеседника сообщают о его состоянии больше, чем его
язык.
По оценкам ученых, до 97 % информации, которая по итогам разговора
влияет на наши решения, поступает из невербальных сигналов.
Таким образом, можно сделать вывод.
Именно в процессе живого общения можно развивать эмпатию. Развитие
эмпатии помогает нам не только повысить эффективность коммуникации, но
и лучше разбираться в себе и людях.
Проводя бóльшую часть времени онлайн, дети не приобретают важные
социальные навыки, а это неблагоприятно сказывается и на отношениях со
сверстниками и с родителями.
По этой причине следует выделить «неприкосновенное время без гаджетов»,
чаще общаться в кругу семьи и с друзьями.
Прежде всего, решив проблему развития эмпатии, можно смягчить процесс
протекания подросткового кризиса и вытекающие из него последствия, такие
как уходы из дома, проблемы с обучаемостью, проблемы с установлением
межличностных контактов и т.д.
Всё это можно избежать, если формировать комплекс эмпатийных
способностей и коммуникативных навыков через живое общение с близкими
людьми.