Автор: Лаврентьева Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №59
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия посредством театрализованной деятельности в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия посредством театрализованной деятельности в
детском саду.
Одной из любимых детьми форм сказкотерапии является театрализация.
Театрализованная деятельность способна изменить отношение ребёнка к
себе , способ обращения со сверстниками , помогает раскрыть творческие
способности.
В. А. Сухомлинский писал: « Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, фантазии и творчества
».
Сказкотерапия – один из
методов использующий сказочную форму для развития , расширения
сознания, совершенствования
взаимодействия с окружающим миром.
Актуальность использования сказкотерапии посредством театрализованной
деятельности в том , что сказки – это естественная составляющая в
повседневной жизни. Моя цель развить, выявить и поддержать творческие
способности детей методом сказкотерапии посредством театрализованной
деятельности. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях ,в
свободной деятельности можно заметить, что дети легко перевоплощаются в
любимых героев из сказок, любят фантазировать, легко и быстро могут найти
выход из сложившейся сказочной ситуации. Для достижения цели и
получения результата в нашей группе создан театральный уголок. Здесь
подобран достаточно разнообразный материал по театральной тематике . В
нашем уголке используются различные виды театра(Кукольный театр,
пальчиковый , настольный театр, магнитный и плоскостной театр) . Так же в
нашей группе есть уголок театральных костюмов для театральных
постановок. Дети с удовольствием примеряют их на себя и вживаются в роль
сказочного героя. Благодаря сказочным героям дети путешествуют в мир
сказок каждый раз открывая для себя что-то новое и увлекательное. Детям
очень важно видеть необычное в обычном . Сказка близка и понятна детям,
ребёнок живёт в стране различных фантазий , дети верят в чудеса, и в то ,что
где-то на земле есть волшебная сказочная страна. Эта волшебная страна
существует и называется она – Театр! Образы героев русских сказок
становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в
доступной форме понятия добра и зла. Каждый раз , входя в мир театра,
ребёнок делает пусть не большое , но открытие. Театр – помощник в
воспитании детей . Театр побуждает активность ребёнка, оказывает
огромное эмоциональное влияние. Используя метод сказкотерапии
посредством театрализованной деятельности , я также приглашаю
родителей принять участие в наших совместных работах. В наше время
родители сильно загружены работой и ребёнку не всегда хватает внимания ,
поэтому совместно прочитанная сказка или инсценированная сказка вместе
с ребёнком позволяет стать ближе друг к другу . Используя метод
сказкотерапии родителям и детям легче добиться взаимопонимания .
Только живое общение обогащает жизнь детей – мы педагоги и родители
всегда должны об этом помнить . Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребёнка, снятие зажатости , это путь через игру, сказку,
фантазирование, творчество. Очень важно правильно подобрать сказку для
ребёнка , всё что мы даём слушать детям , должно давать только
положительный эффект. Для того чтобы сказка достигла своего назначения и
произвела необходимый эффект, взрослому необходимо самому
проникнуться всем тем , о чём он рассказывает ,чтобы всё шло от души.
Выбирая сказку необходимо поставить для себя определённую цель. Если
мы хотим просто познакомить детей со сказкой, её можно почитать в любое
свободное время. Если мы хотим решить вместе с детьми какую-либо
проблему, то выбираю для этого соответствующий момент в течении дня.
Например, если дети поссорились, читаем сказку о дружбе «Как поссорились
иголка с ниткой» или другую сказку о дружбе – в соответствии с ситуацией.
Список сказок который я использую в своей работе с детьми.
1. Ребёнок не хочет спать: « Сказка о девочке Любе».
2. Ребёнок не хочет убирать игрушки: « Сказка про сбежавшие игрушки».
3. Ребёнок не культурно себя ведёт: «Сказка про хорошие манеры » и т.д.
Правильно подобрав сказку , можно решить многие проблемы ребёнка:
побороть страх и капризы, развить волю и смелость, ребёнок научится
находить выход из нужной ситуации.
Сказкотерапия- способствует сплочению коллектива , стимулирует
способность к размышлению, развивает творческое мышление, фантазию ,
умение слушать других .
Как же мы используем сказкотерапию.
1. Чтение сказок.
2. Инсценирование сказок.
3. Сочинение сказок.
4. Рисование сказки.
5. Изготовление сказочных персонажей с помощью аппликации и лепки и т.д.
В своей работе с детьми я использую следующие виды сказок.
1. Развивающие и обучающие сказки.
2.Народные сказки, былины, басни, притчи.
3.Диагностические сказки ( Сказки позволяющие определить характер
ребёнка и его отношение к тому, что его окружает )
4. Медиативные сказки ( отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций,
борьбы добра со злом позволяет создать атмосферу позитива.)
Используя разные приёмы , мы помогаем прожить разные ситуации, с
аналогами которых ребёнок встретится во взрослой жизни. Через
восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир,
помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. В результате
использования сказкотерапии ребёнок чувствует поддержку взрослого,
которая ему так необходима. Если ребёнок и воспитатель смогут правильно
использовать все возможности сказкотерапии то окажут детям неоценимую
помощь. Ребёнок будет знать, что родителям и воспитателю небезразличны
его проблемы. Сказки показывают , что безвыходных ситуаций нет ,выход
всегда есть- надо только его поискать. Таким образом я сделала вывод , что
использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного
возраста является весьма эффективным и многофункциональным.
Способствует эмоциональному сближению взрослого и ребёнка.