Напоминание

""Здоровьесберегающая деятельность в условиях реализации ФГОС"


Автор: Метелева Оксана Владимировна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: село Бижбуляк, Бижбулякский район РБ
Наименование материала: Статья "Развитие мелкой моторики как эффективное средство коррекции звукопроизношении"
Тема: ""Здоровьесберегающая деятельность в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие мелкой моторики как эффективное

средство

коррекции звукопроизношения»

подготовила: Метелева О.В. Учитель-логопед;

квалификационная категория - высшая.

МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк,

Бижбулякского района

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Хорошо

развитая

речь

важнейшее

условие

всестороннего

полноценного

развития

детей.

Чем

богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему

высказывать

ему

свои

мысли,

тем

шире

его

возможности

в

познании

окружающей

действительности,

содержательнее

и

полноценнее

отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее

осуществляется его психическое развитие.

Но в последнее время наблюдается рост числа

детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и

речевого развития.

Родители в первую очередь думают о том, как

лучше подготовить ребенка к школе, и чаще всего

внимание обращают на его умение читать и считать.

При этом не предают значения тому, как развиты

движения пальцев рук. Однако, умение производить

точные движения кистей рук и пальцев является

важным показателем готовности к обучению в школе.

[1]

Для

того

чтобы

коррекционная

работа

была

успешной, мною была создана предметно-развивающая

среда, в которой я продумала и подготовила пособие и

инвентарь

способствующих

формированию

мелкой

моторики рук у детей дошкольного возраста. Развитие

речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук

достигают точности в движении. Развитие пальцевой

моторики

как

бы

подготавливают

почву

для

последующего формировании речи.

Значимость моей работы – это аргументированно

объяснить зачем и как использовываю различные

методы и приёмы для совершенствования пальцевой

моторики в коррекционно-логопедической работе.

В связи с этим выделила следующие задачи:

1.Создать условия для развития мелкой моторики.

2.Использовать различные методы и приёмы,

виды игр для развития мелкой моторики.

Существует несколько основных путей развития и

совершенствования

мелкой

моторики:

пассивная

гимнастика, активная гимнастика (развивающие игры

для

пальцев

рук),

пальчиковая

и

сопряженная

гимнастика. Пальчиковый театр и пальчиковый театр

теней, графические упражнения. Рисование пальцем и

ладошкой, оригами, физкультминутки в сочетание с

пальчиковой гимнастикой, логоритмика. В своей работе

использую

нетрадиционные

логопедические

технологии. [2]

Пассивная гимнастика и активная гимнастика.

Массаж

и

самомассаж

с

использованием

специального

мячика

с

шипами.

Выполняем

самомассаж с «ребристым» карандашом или ручкой,

катушкой, шишками, грецкими орехами.

Выкладываем фигурки из семян различных овощей

и фруктов, круп.

В коррекционно-логопедической работе приёмы

Су-Джок терапии я активно использую в качестве

массажа при речевых нарушениях, для развития мелкой

моторики пальцев рук, а так же с целью общего

укрепления организма. [4]

Изготовила игру «Пеньки». Пластиковое ведерко

внутри

заполнено

пластиковыми

разноцветными

мелкими контейнерами. В зависимости от лексической

темы в сухой бассейн можно спрятать различные

предметы:

муляжи

овощей,

фруктов,

фигурки

животных и т.д. Педагог предлагает ребенку опустить

руки в этот бассейн и найти в нём какой-нибудь

предмет. Сухой бассейн способствует развитию мелкой

моторики,

тактильных

ощущений,

закреплению

словаря. На крышке «пенька» наклеены «годовые

кольца» из жгута, которые используется для массажа

пальцев рук, для развития сила голоса, для плавности

выдоха. Ребенок проводит пальчиками по жгуту от

центра круга к краям, произнеся звук, постепенно

увеличивая силу голоса и в обратном направлении

уменьшая силу голоса.

«Облако» к каждому из них вниз прикреплены

шнуры и ленточки. К ленточкам пришила пуговицы, к

которым с помощью петелек пристегиваются капли.

Ребенок определяет количество слогов в заданном

слове и пристегивает столько капель, сколько в слове

слогов. Шнуры служат для развития мелкой моторики,

их можно заплетать в косы, можно продевать через

отверстие в ленте. Шнуры с бусинами используются

для самомассажа ладоней. Ребенок набирает в ладонь

бусины,

тем

самым

массажируя

её.

Кроме

того

«облака»

используем

для

выработки

правильного

речевого дыхания.

«Подиум» представляет собой мягкий модуль,

обтянутый с одной стороны зеленой тканью, а с другой

стороны синей тканью. Синяя сторона подиума -

«море», с двух сторон по нижнему краю на разной

высоте пришиты петли с кольцами для продевания

шнурка, можно на синей стороне подиума из камушек

выкладывать дно «моря» в виде различных фигур, букв,

цифр, количество камушек может соответствовать

количеству слогов в слове, а если взять цветные

камушки, то можно сделать звуковой анализ слогов или

слов.

Зеленая

сторона

подиума

«поляна»,

используется для развития мелкой моторики пальцев

рук, для этого ребенок может выкладывать различные

лесные тропинки из деревянных выпиленных кругов.

На зеленую сторону подиума можно выкладывать

«цветы». «Цветы» выполнены из двух частей ткани,

между

которыми

спрятаны

горошины,

бусинки,

ребенок на ощупь должен определить их количество.

Ощупывание

цветов

способствует

развитию

тактильных ощущений, может использоваться для

согласования числительных с существительными, для

закрепления количественного и порядкового счёта. [3]

Пальчиковая и сопряжённая гимнастика.

Ребенок, выполняет движения руками и пальцами,

сопровождая их короткими стихотворными строчками.

Речь детей становиться более чёткой, ритмичной,

яркой. Развивается память ребёнка т.к. он учиться

запоминать определённое последовательность движени

и

положение

рук.

В

результате

выполнения

пальчиковой

гимнастики,

пальцы

и

кисти

рук

приобретают

силу,

подвижность

и

гибкость,

развивается воображение и фантазия. Научившись

упражнениям пальчиковой гимнастики, ребёнок сможет

руками рассказать целые истории.

Пальчиковый

театр

и

пальчиковый

театр

теней.

Когда начинает формироваться речь, а упражнения

для пальчиков, языка, губ, превращенные в интересную

и увлекательную игру, помогают укреплять и развивать

речевой аппарат.

Театр теней – это замечательная игра, здесь мы

учим фигуры теневого театра, отрабатываем движения

фигур. Самое привлекательное в театре теней –

возможность поиграть с ребенком без подготовки по

настроению. [5]

Графические упражнения, рисование пальцами и

ладошкой. Оригами.

Выполнением

графических

упражнений

в

дошкольном возрасте очень важно для успешного

овладения письмом, здесь мы с детьми занимаемся

штриховкой,

обводим

по

трафарету

фигуры

или

предметы. Дети рисуют, проводя пальцем по крупе,

лежащей на ярком подносе, а также на листе бумаге,

обмакнув

палец

в

краску.

Оригами-это

один

из

способов, способствующих развитию интеллекта и речи

ребенка. Занятия оригами прекрасно развивает мелкую

моторику рук. В процессе складываня бумаги работают

почти все пальцы рук.Овладение детьми оригами

поможет детям преодолеть трудности развитии речи[5]

Таким образом, работая над развитием мелкой

моторики, я добилась определенных результатов.

По

моим

наблюдениям

выполняя

пальчиками

различные

упражнения,

дети

достигли

хорошего

развития мелкой моторики рук, которая не только

оказала благоприятное влияние на развитие речи, но и

подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук

приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла

скованность.

Дети стали более общительными, Речь стала

эмоциональной,

стихи

стали

рассказывать

более

выразительно, ритмично.

Литература

1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у

дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. -

2010. - №8. - С. 62-65.

2. Белая

А.Е.

Пальчиковые

игры

для

развития

речи

дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.

3. Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики

у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос,

2011. - 237 с.

4. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй

мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера,

2008. - 218 с.

5. Цвынтaрный В.В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. -

СПб.: Речь, 2010. - 32 с.



В раздел образования