Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа№20 им.В.М.Елсукова"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"
Раздел: начальное образование
Ад
аптация первоклассников
к новым условиям школьной
жизни
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни
детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия
жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения,
новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты,
связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется
учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего
потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных
непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и
физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не
неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно
длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но
некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь
учебный год.
Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. В ходе
нашего расширенного педагогического совета мы должны решить следующие задачи:
период;
определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-го класса.
Для этого на нашем педагогическом совете присутствуют:
администрация школы, в лице: директора школы, зам директора по воспитательной
работе, заместитель директора по УВР, классный руководитель 1-го класса, учителя-
предметники, работающие в 1 классе, социальный педагог, педагоги дополнительного
образования, врач педиатр и родители учащихся 1-го класса.
Рассматриваемые вопросы:
Организация учебного процесса в 1 классе. Зам. директора по УВР.
Характеристика 1
класса. Классный руководитель.
Психологическая диагностика
первоклассников. Социальный педагог.
Здоровье первоклассников. Врач педиатр.
Внеурочная деятельность. Выступление зам. директора по ВР
1. Организация учебного процесса в 1 классе
Работа ведётся по базисному учебному плану ФГОС второго поколения, который
определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных
предметов и направлений внеурочной деятельности. Новый стандарт предъявляет новые
требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря
современному УМК, включающему учебники и учебные пособия нового поколения,
отвечающие всем требованиям стандарта. Именно таким комплектом является УМК
"ПНШ". В своей работе учитель руководствуется основной идеей УМК «ПНШ» –
оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его
индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где
ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора
учебной ситуации.
Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной
учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса
адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников
увеличивается постепенно. Сентябрь проводится по 3 урока по 35 минут каждый. С
октября в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На
каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме
физкультминуток учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин.
Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной
жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность
детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится
на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы.
Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью
первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения
(математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми, вторыми,
третьими.
Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых
классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при
положительных ответах и активной работе учеников. Хотя не рекомендуется
использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание
носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы
ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка
(памяти, внимания, мышления и др.).
В кабинете, в котором занимаются 1-е классы, санитарно-гигиенические требования
выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты,
аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло,
бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов,
также соблюдается и питьевой режим.
Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа посещённых уроков в
первых классах можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:
ученики 1-х классов знакомы с правилами поведения в школе, на уроке, но в полной
мере их не соблюдают;
Ученики первых классов приходят в школу не готовыми к
урокам (из 29 присутствующих у 9 обучающихся не было линейки, у двух тетради по
математике)
24% учащихся отвлекаются, беседуют на уроке, спорят, конфликтуют, не
выполняют требований учителя;
хорошо ориентируются в здании школы: знают, где
находится спортивный зал, столовая.
2. Характеристика классов.
Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам,
обозначают проблемы, предлагают пути их решения.
3. Выступление социального педагога основывается на данных диагностики школьной
зрелости первоклассников и диагностики мотивации к обучению.
4. Здоровье первоклассников.
Мед. работник даёт общую картину состояния здоровья первоклассников.
5. Внеурочная деятельность
Выступление Зам. директора по ВР по организации Внеурочной деятельности.
Дополнения вносят присутствующие педагоги внеурочной деятельности.
Итог:
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал
правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни
среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.
Закон 1
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не
делайте необдуманных шагов!
Закон 2
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык
унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не
исключено, что это будете Вы.
Закон 3
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого приводят к боязни и ненависти.
Закон 4
Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не
забывайте об этом.
Закон 5
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность
маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей
родительской ответственности.
Закон 7
Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше,
чем над ним будут смеяться другие люди.
Закон 8
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих
«да» и «нет».
Закон 10
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть
озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так
много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность
своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в
его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего
ребенка и для Вас, родители!
Помните, что самое большое родительское счастье – видеть
состоявшихся, умных и благодарных детей!
6. Решение педагогического консилиума.
В решения педагогического консилиума заносятся и озвучиваются выводы и предложения
всех участников данного процесса.
Учителям с целью предупреждения перегрузок нужно:
Строго регламентировать подачу нового учебного материала, дифференцировать задания
на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки.
Разнообразить формы и
методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного
материала, в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности
учащихся.
3. Родителям рекомендовать выполнять нижеперечисленные советы
Советы родителям:
Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь
сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку. Оставьте за
порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте внимание на том,
ради чего вы пришли на собрание. С личными вопросами к учителям и классному
руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой
день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени. Как бы ни были ужасны
“прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы.
Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с
учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации. Родители,
которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда
достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в
школьных проблемах.
Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с
учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса
и изменить свою точку зрения.