Автор: Рябова Ирина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 369
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: презентация
Тема: "Деепричастие как часть речи"
Раздел: среднее образование
Кипя, Р. Саути «Лодорский водопад»
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Первое декабря.
Классная работа.
Деепричастие как часть речи.
Задачи урока:
•
У…..
•
Р…..
•
О…..
•
К…..
Проведём наблюдение…
1) Дирижер
рассказывает о
концерте и
улыбается.
2) Дирижер
рассказывает о
концерте, улыбаясь.
- Запишите предложения,
сравните их. Что вы
заметили?
- Какое действие главное,
основное в каждой записи?
-
Каким членом предложения
является? Какой частью речи
выражен?
-
Какое действие добавочное?
-
Задайте к этому слову вопрос.
- Каким членом предложения
является?
Делаем выводы:
Глагол
Деепричастие
Основное действие
Добавочное действие
Относится к тому же слову,
что и основное действие
Что делая? Что сделав?
Как?
Примите к сведению…
н
а
р
е
ч
и
е
г
л
а
г
о
л
д
е
е
п
р
и
ч
а
с
т
и
е
Продолжаем наблюдать…
•
Маки осыпались,
роняя на землю
лепестки.
•
Распрямив крылья,
лебеди опустились
на воду и поплыли.
•
1) Найдите в предложении
ОСНОВНОЕ действие.
Какой частью речи оно
выражено?
•
2) Задайте вопрос от
основного действия к
ДОБАВОЧНОМУ.
Одинаковы ли вопросы?
•
3) Попытайтесь
определить, какой признак
от глагола есть у
деепричастия.
Продолжаем наблюдать…
Попробуйте изменить данные слова:
•
А) сверху, влево, прямо, надежно
•
Б) роняя, распрямив, открыв, звеня
•
Что вы заметили? Сделайте вывод.
Сделаем выводы.
Деепричастие
Глагольные
Наречные
Образуются только от
глаголов (улыбаться –
улыбаясь, глядеть -
глядя)
Вид (выглядывая –
несов.в.; выглянув –
сов.в.)
Неизменяемость
Синтаксическая роль
Рассказывает улыбаясь
Как?
Кипя, Р. Саути «Лодорский водопад»
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Итоги урока
1)
Самостоятельная часть речи, обозначающая
добавочное действие к основному глаголу,
называется …
2)
Деепричастие отвечает на вопросы …
3)
Вопрос к деепричастию задается от …
4) Деепричастие образуется от … .
5) Деепричастие имеет признаки … и признаки …
6) Подчеркивается в предложении …
7) Вопрос к деепричастию задается от …
Определите синтаксическую роль
выделенных слов. Сделайте вывод.
•
1) Наверху разбилось стекло.
•
2) Монета упала, звеня и
подпрыгивая.
Определите синтаксическую роль
деепричастий
•
1) Наверху разбилось стекло.
•
2) Монета упала, звеня и
подпрыгивая.
Особые суффиксы деепричастий
•
Лежа
•
читая
•
будучи
•
играючи
•
сказав
•
утомившись
•
запершись
•
Найдите для каждого деепричастия исходный глагол.
Самостоятельная работа.
Напишите, сколько деепричастий в каждом предложении (ответ
запишите цифрой).
•
1)Черная птица, промчавшись над песками, скрылась
во мраке.
•
2)Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал
бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
•
3)А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым
серебром.
•
4)Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда,
перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака.
•
5)Почувствовав свое превосходство, он очень скоро
заставил относиться к себе с уважением.
Самостоятельная работа.
Напишите, сколько деепричастий в каждом предложении (ответ
запишите цифрой).
•
1)Черная птица, промчавшись над песками, скрылась во
мраке. (1)
•
2)Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал
бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
(3)
•
3)А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым
серебром. (1)
•
4)Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда,
перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака.
(2)
•
5)Почувствовав свое превосходство, он очень скоро
заставил относиться к себе с уважением. (1)
Тест
•
1.Деепричастие отвечает на вопросы:
•
а) что делал? что сделал?
•
б) что делая? что сделав? как?
•
в) каков предмет?
•
2. Признаки каких частей речи имеет
деепричастие?
•
а) глагола и прилагательного
•
б) наречия и прилагательного
•
в) глагола и наречия
Тест
•
3. Деепричастие –
•
а) изменяемая часть речи
•
б) неизменяемая часть речи
•
в) имеет окончание
•
4.Укажите признаки глагола, которые имеет
деепричастие
•
а) вид
•
б) число
•
в) время
Тест
•
5. В предложении деепричастие является:
•
а) определением
•
б) обстоятельством
•
в) сказуемым
•
о ош. – «5»
•
1 ош. – «4»
•
2 ош. – «3»
•
3-4 ош. – надо
•
повторить материал
Домашнее задание
•
1) знать теорию по теме «Деепричастие», выучить
особые суффиксы;
•
2) задание на выбор:
•
- выписать из любых стихотворных текстов 5
предложений с деепричастиями, обозначить
особые суффиксы;
•
- составить самостоятельно 5 предложений,
используя любые деепричастия;
•
- упр. 181 (по заданию)
Выпишите предложения, в которых
употреблены деепричастия
1)
Мама сидела в кресле, откинувшись.
2)
Брат склонил голову и писал что-то.
3)
Я открыл окно и залюбовался видом.
4)
Выйдя из дома, человек направился к машине.
5)
Человек, вышедший из дома, направился к
машине.
6)
Берега, окружающие озеро, густо поросли
камышом.
7)
Разложив игры, дети сели в кружок.
Выпишите предложения, в которых
употреблены деепричастия
1)
Мама сидела в кресле, откинувшись.
2)
Брат склонил голову и писал что-то.
3)
Я открыл окно и залюбовался видом.
4)
Выйдя из дома, человек направился к машине.
5)
Человек, вышедший из дома, направился к
машине.
6)
Берега, окружающие озеро, густо поросли
камышом.
7)
Разложив игры, дети сели в кружок.
КЛЮЧ: 1,4,7