Напоминание

Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством Мордовии


Автор: Молдакова Мария Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством Мордовии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание детей в процессе

ознакомления с народно – прикладным

искусством Мордовии

Свои родные места человек вспоминает с теплотой. С гордостью

рассказывает о красоте и богатстве родного края. В этом, выражение

глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое

дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной

край, какова его природа, каким трудом заняты люди Мордовии, мы,

воспитатели, должны передать детям – это очень важно для воспитания

патриотических чувств у детей.

Пробуждение у детей любви к родному краю осуществляется в

комплексе: на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности,

во время наблюдений на прогулке и индивидуальных беседах, во время игр,

чтения сказок, рассматривания иллюстраций и открыток, знакомством с

народно – прикладным искусством. На занятиях по развитию речи дети

получают знания о своем крае, о событиях, предприятиях города, традициях,

достопримечательностях, искусстве.

Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, улицы,

города. Знакомство с родным городом, я начала с улицы, на которой

расположен наш детский сад.

С целью обогащения знаний детей о родном городе, проводили занятия

на темы: «Знакомьтесь – наш детский сад». Говорила о людях, которые

трудятся в нашем детском саду. Наблюдали за работой медсестры, которая

осматривает детей, взвешивает, справляется о здоровье детей, делает

прививки – все это дети отражают в игре. Содержание труда няни,

становится тоже сюжетом для игры.

Проводила

беседы

на

темы:

«Наш

родной

город»,

«О

людях

транспортных

профессий»,

«Труд

людей

легкой

промышленности».

Дидактические игры «Ателье», «Магазин сувениров».

В свободное от занятий время рассматривали иллюстрации с видами

города, предприятиями, достопримечательностями. Зачитывала отрывки из

книги «Достопримечательности Мордовии» под редакцией Терехина. Читала

мордовские народные сказки «Как собачка друга искала», «Горячие сани» и

другие. Дети с удовольствием отгадывали мордовские загадки.

В индивидуальной беседе с детьми, они рассказывали о том, на какой

улице они живут. Рассказывали о труде своих родителей, на каких

предприятиях они работают, какую продукцию они выпускают.

На прогулке наблюдаем за явлениями, происходящими в природе в

разное время года. Говорим о красоте родной природы, о том, что каждый

человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе.

На прогулке совершали экскурсии на стройплощадку. Наблюдали за

работой строителей. Совершали экскурсии по ул.Коваленко, Войнова,

которые расположены рядом с детским садом.

Работу по патриотическому воспитанию мы ведем в тесном контакте с

родителями, т.к. в семье, ребенок имеет большие возможности поехать на

экскурсию.

Придя в детский сад, дети рассказывали о том, где они были, что видели. Все

полученные знания о родном городе, улицах и т.д., мы предлагали детям

отражать в рисунках на занятиях по рисованию. Рисовали на темы: «В городе

построены разные дома», «Дом, в котором я живу», «Зима в городе» и т.д.

Устраивали выставки детских работ на тему: «Мой город».

На занятиях по конструированию сооружали постройку на тему «Мы

строим город». Выбрали главного строителя Каргина Амира, остальные

помогали. Построили много домов, много улиц, дали улицам названия,

посадили деревья, цветы, построили парк, где можно отдыхать. Место

отдыха есть, но где же люди будут работать? Каждый выбрал себе роль и

производил определенные действия. Варя Лашманкина захотела шить платья,

ей нужно ателье. Дети построили предприятия. Рассказывали о том, какую

продукцию они выпускают.

Воспитать любовь к прекрасному – это значит ознакомить детей с

различными видами искусства. В первую очередь, с произведениями

народного творчества. В произведениях Мордовского народного творчества

заключена особая воспитательная ценность, влияющая на воспитание

патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные

образы, краски доступные детям.

С давних времен в Мордовии были распространены разные виды

народно – прикладного искусства: вышивка, резьба по дереву, изготовление

металлических украшений, украшений из бисера, керамика.

Народное искусство отражает поэтичность народа, фантазию, воспевает

лучшие черты народного характера – смелость, преданность своему народу.

Народ веками стремился выразить свое отношение к жизни, любовь к

природе. Изделия народно – прикладного искусства, которые видят дети,

раскрывают перед ними богатство культуры народа, учат понимать и любить

прекрасное.

Знакомство детей с народно – прикладным искусством Мордовии, а

именно вышивкой, я начала с экскурсии в мини – музей. На окнах

рассмотрели шторы, вышитые элементами мордовского узора, фотографии с

изображением мордовок в национальных костюмах. Затем рассматривали

красочно оформленный альбом «Народное искусство Мордовии». Где очень

красочно изображены мордовские костюмы. Уточнили элементы народного

орнамента, характерные словосочетания, расположения узора. Мордовская

вышивка очень красочная. Народные умельцы часто используют красный

цвет в вышивке. Именно с красным цветом человек связывает радостное

настроение, веселье, счастье. Кроме красного цвета, в вышивке присутствуют

темно – синие, зеленые, черные цвета.

Основные элементы вышивки квадраты, ромбы, крестики, а поле

вышивки заполняется зигзагами, дугами. Яркие цвета узоров, симметрия

расположения их, привлекает детей, вызывает у них желание воспроизвести

увиденное. Элементами мордовского прикладного искусства украшены

скатерти, полотенца, салфетки, шторы. Все это мы с детьми рассматривали.

Рассматривали мордовский национальный костюм, затем отбирали

наиболее простые элементы узора и учились его рисовать в свободное время.

На занятии по декоративному рисованию украшали мордовскими узорами

закладку для книг, полотенце.

Каждое последующее занятие начинала с нахождения знакомого

элемента. Находили сходство и различия в узоре. Рассматривали куклу в

национальном костюме. Уточнили особенности, построение узора. Затем ее

рисовали, передавая особенности костюма.

Совершили с детьми экскурсию в художественную школу. Та мы

увидели много интересного. Дети увидели девочек за работой, как они

старательно вывязывали мордовский узор на варежках, носках. Выставка

детских работ была тщательно подобрана и расположена, дети могли

предметы потрогать руками, померили варежки, связанные детьми, на

которых тоже были мордовские узоры. Рассматривали с детьми большие

пяльцы, на которых девочки вышивают скатерти. Многие девочки изъявили

желание посещать эту художественную школу, чтобы научиться так

аккуратно, красиво выполнять работы.

Очень своеобразна и бижутерия мордвы. Мы ее рассматривали в

альбоме, который красочно оформлен. Во время экскурсии в художественной

школе мы тоже видели украшения из бисера, а также в сочетании старинных

монет разного размера и бисера.

В Мордовии издавна развивается резьба по дереву. Мастера из села

Подлесная

Тавла

создают

разные

деревянные

скульптуры

на

темы

мордовских сказок и легенд, сцены из современного быта. В этих резных

композициях, наполненных фантазией, выдумкой, проявляются традиции

народной резьбы по дереву. Часть таких фигурок рассматривали с детьми на

открытках, в книге «Народное искусство». Некоторые дети видели эти

работы на выставке в Доме культуры «Луч».

По одной из фигурок, «Лошадка», провела занятие по декоративной

лепке. Народная игрушка вызывает чувство радости и восхищения ребенка.

Являясь национальной, она понятна детям. На ней обычный, ясный,

доступный мордовский узор.

Яркий образец творческого использования элементов мордовского

костюма,

представляет

роспись

мордовской

матрешки.

В

росписи

мордовской

матрешки

использованы

народные

мотивы.

Мордовские

художники удачно применяют разнообразные элементы мордовского узора,

для украшения одежды матрешки, головного убора, нагрудных украшений.

Мордовская матрешка имеет свое лицо, свое национальное своеобразие. Дети

с удовольствием рассматривали матрешку. Работа по ознакомлению детей с

народно

прикладным

искусством

Мордовии

не

окончена.

Будем

продолжать более подробно изучать народно – прикладное искусство

Мордовии, прививать любовь к родному краю, ко всему прекрасному.

Литература: 1. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, №12 – 1989 г.

2. «Родник творчества».

3. Журнал «Народное искусство Мордовии».



В раздел образования