Напоминание

Внеклассное мероприятие "Незабываемые навеки времена" (Отечественная война 1812 г.)


Автор: Мельникова Юлия Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: х. Нижнежуравский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное мероприятие "Незабываемые навеки времена" (Отечественная война 1812 г.)
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Нижнежуравская ООШ»

Внеклассное мероприятие

«Незабываемые

навеки

времена»

(посвящается Отечественной войне 1812 г.)

Учитель: Мельникова Юлия Викторовна

Внеклассное мероприятие

«Незабываемые навеки времена»

(посвящается Отечественной войне 1812 г.)

Цель:

воспитание патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

1.

Расширить знания обучающихся по истории Отечественной войны 1812

года.

2.

Развить умения и навыки: применять знания в нестандартной ситуации;

высказывать личную точку зрения.

3.

Формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях

общеинтеллектуальный характер.

4.

Создать условия для воспитания гражданственности и коммуникативной

культуры.

5.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Условия игры:

На экране игровое поле, разделенное на 9 этапов. Командам необходимо в ходе

игры набрать 18 баллов, чтобы прийти к победе. Во время игры продвижение

команд фиксируется на игровом поле, итоги подводятся после каждого тура.

Команда, набравшая большее количество баллов, становится победителем. Деление

на команды происходит до игры.

Содержание игры:

Этап

Название

Содержание

I

Блиц-опрос.

Командам предлагается викторина с

вопросами.

II

Портретная галерея.

По предложенным характеристикам узнать

героев Отечественной войны 1812 г.

III

Вёрсты войны.

По событиям, определить даты

Отечественной войны 1812 г.

IV

Детализация военной

амуниции.

Команды с помощью предложенных слов и

иллюстраций составляют амуницию воина

русской армии.

V

Кому принадлежат слова?

Командам по предложенным высказываниям

нужно определить автора.

VI

Реставрация.

Восстановить по фрагментам картину,

назвать произведение и автора.

VII

Внимание, документ!

Участники команд получают документы,

анализируют их и отвечают на поставленные

вопросы.

VIII

Восстановите

стихотворение.

Участникам предлагаются отрывки из

стихотворений с пропущенными словами,

которые нужно восстановить.

IX

Литературно-музыкальный

конкурс (домашнее

задание).

Участники показывают театрализованное

представление.

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с условиями

игры и заданиями, костюмы для инсценирования.

Ход игры

Звучит музыка, выходят учитель и чтецы.

Чтец 1:

Клянусь честью,

Ни за что на свете я не хотел бы

Переменить Отечество

Или иметь другую историю,

Кроме истории наших предков,

Такой, какой нам Бог её дал.

(А.С.Пушкин)

Чтец 2:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Чтец 3:

Время героев, по самому высшему праву

Ты подарило далёким и близким годам

Доблесть, и славу, и долгую добрую память.

Время героев, а что ты оставило нам?

Чтец 4:

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни –

Радость работы на мирной счастливой земле.

Учитель:

В истории нашего государства очень много периодов связано с войнами, когда

народу российскому необходимо было грудью защищать своё Отечество.

Давайте перелистаем страницы истории Отечественной войны 1812 года, которая

вызывает у нас неподдельное чувство гордости.

Начинаем игру «Незабываемые навеки времена». Команды прошу занять свои

места и ознакомиться с условиями игры.

(Участники представляют названия команд и получают карточки с условиями

игры.)

I. Блиц-опрос.

(Вопросы задаются командам по очереди).

1) Что такое символ? (Отличительный знак).

2) Что означает слово «герб»? (Наследство).

3) Какое старинное русское название флага? (Стяг).

4) Что означает красный цвет на символах России? (Сила, кровь, пролитая за

Отечество).

5) Когда Россия будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года? (12

июня 2012 г.).

6) Когда будет юбилей Бородинской битвы? (8 сентября 2012 г.).

7) Кто был атаманом Войска Донского, участвующего в Бородинском сражении?

(Матвей Платов).

8) Участвовал ли легендарный казачий командир в заграничных походах русской

армии? (Да, дошёл до Берлина).

II. Портретная галерея.

1) «Генерал-фельдмаршал, ученик Суворова, участвовал в русско-турецких войнах,

отличился при штурме Измаила, командовал русскими войсками в Австрии в войне

1805 г., вывел их из окружения, разрабатывал выдающиеся планы сражений,

способствовал организации народного ополчения и партизанских отрядов, без

которых была невозможна победа в войне».

(Михаил Илларионович Кутузов)

2) «Он был прост в общении и обиходе. Ко всем относился уважительно. Это был

образованнейший человек своего времени. Владел французским языком, был

великолепным рассказчиком, был популярной личностью не только в народе, но и в

светском обществе».

(Михаил Илларионович Кутузов)

3) «Этот выдающийся человек был грузинским князем, генерал российской армии,

один из лучших учеников Суворова А.В., назначен главнокомандующим

Молдавской армии в 1809 г., принимал участие во всех главных сражениях с

французами, блестяще организовывал отступление русских войск».

(Пётр Иванович Багратион)

4) «Потомок древнего шотландского дворянского рода, ещё в детстве был записан

рядовым в Новотроицкий кирасирский полк, в 1778 г. получил чин корнета. Боевое

крещение молодой офицер получил во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг.,

участвовал во многих военных сражениях, был награждён орденом Святого Георгия

IV степени, в 1810 г. занял пост военного министра Российской империи. Во время

войны с французами сумел отвести войска к Смоленску, сорвал план Наполеона».

(Михаил Богданович Барклай-де-Толли)

5) «Славный сын Земли Русской, доблестный воин, не жалевший себя в боях и

бивший врагов России. Родился в семье военного, был знаком с Суворовым. Был

Героем Отечественной Войны 1812 года. Приходился двоюродным братом еще

одного прославленного генерала Отечественной Войны – Алексею Ермолову. С

детства увлекался военным делом, изучал военную науку, историю сражений, но

увлекался и поэзией. В 1806 году был адъютантом у Багратиона. Именно в таком

качестве начал компанию русско-французских войн. В январе 1807 года, участвовал

в первом своем сражение, удачно себя проявил, чуть не попал в плен, но был очень

храбр. За свои действия был награжден орденом святого Владимира 4-ой степени.

По

сути,

являлся

автором

проекта

народной

войны

против

французских

интервентов.

(Денис Васильевич Давыдов)

6) «Военная деятельность его началась во время второй турецкой войны,

продолжалась в Польше и на Кавказе. В 1807 году он получил назначение в отряд

Багратиона в Восточной Пруссии, а в кампании 1808 года в Финляндии командовал

дивизией. В 1810 году принимал участие в боях против турок на Дунае. В начале

Отечественной войны — командир 7-го пехотного корпуса в армии Багратиона.

Героически сражался у Салтановки с превосходящими силами французов. 4 августа

1812 года его корпус целый день отражал атаки французов, пока не был сменен

корпусом Дохтурова, сорвав этим план Наполеона взять Смоленск с ходу. На

Бородинском поле он стоял в центре русских позиций. Его знаменитая батарея

вошла в историю.

(Николай Николаевич Раевский)

7) Российский военный и государственный деятель, генерал от кавалерии (1801).

Из дворян. В 1762 был определен пажом к Высочайшему Двору, а в 1772 поступил

поручиком в Вятский пехотный полк. Проходил службу на адъютантских

должностях. С 1784 стал командовать Александрийским легкоконным полком,

получив чин полковника.

С успехом участвовал в русско-турецкой войне 1787-91 и

был произведен в генерал-майоры. Вновь отличился в боях против польских

конфедератов в 1792 и 1794. В 1798 получил чин генерал-лейтенанта, а в 1801 —

генерала от кавалерии. С 1803 исполнял должность киевского, с 1807 — рижского

военного генерал-губернатора. В 1808 был назначен главнокомандующим на

Кавказской линии и в Грузии.

(Александр Петрович Тормасов)

8) Русский генерал, герой Отечественной Войны 1812 года. Родился в 1777 году, в

семье небогатого помещика, в Орловской губернии. Мать его родная тетка известно

партизана Дениса Давыдова.

В 1812 году его назначили начальником штаба 1-ой западной армии. Он

многое сделал для успешного соединение 1-ой и 2-ой русской армии под

Смоленском, был организатором его обороны. После отступления весьма удачно

бился с французами при Лубине. В самый ответственный момент Бородинской

Битвы, когда редел левый фланг русской обороны, и французы взяли центральную

батарею русских войск, Кутузов отправил его на подмогу. Он быстро оценил

ситуацию, и в контратаке вернул наши позиции. Отлично проявил себя и в боях под

Малоярославцем, не дав Наполеону уйти в хлебные районы. В 1813 году

командовал гренадерским корпусом, при взятии Парижа.

(Алексей Петрович Ермолов)

III. Вёрсты войны.

Соотнесите даты и события Отечественной войны 1812 г.

1 команда

1

6 октября 1812 г.

а

Отступление Наполеона по старой

Смоленской дороге

2

26 августа 1812 г.

б

Начало войны

3

14 декабря 1812 г.

в

Тарутинский бой

4

13 октября 1812 г.

г

Бородинское сражение

5

12 июня 1812 г.

д

Переход русских войск через Неман

Ответ: 1-в, 2-г, 3-д, 4-а, 5-б.

2 команда

1

1 сентября 1812 г.

а

Сражение русской кавалерии под

командованием атамана Платова

2

12 октября 1812 г.

б

Манифест Александра I о завершении

войны

3

26 декабря 1812 г.

в

Сражение при Малоярославце

4

28 июля 1812 г.

г

Совет в Филях

5

4-5 августа 1812 г.

д

Смоленское сражение

Ответ: 1-г, 2-в, 3-б, 4-а, 5-д.

IV. Детализация военной амуниции.

С помощью рисунков и предложенных названий, произвести детализацию военной

амуниции.

1 команда 2

команда

(Султан, портупея, скатка шинели, репеёк, патронная сумка, фляга, кивер, ранец,

тесак, темляк, погон, гренада, мундир).

V. Кому принадлежат слова?

Перед вами высказывания известных людей времён Отечественной войны 1812 г.,

кому они принадлежат?

1 команда:

1) «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я

возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце».

(Наполеон)

2) «Ежели я паду от меча неприятельского, то паду славно. Я почитаю счастьем

пожертвовать последнею каплею крови моей, защищая Отечество».

(генерал Я.П. Кульнев)

2 команда:

1) «Храбрые и победоносные войска! Наконец вы на границах империи. Каждый из

вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

(М.И. Кутузов)

2) «Война народная час от часу является в новом блеске. Кажется, что сгорающие

сёла, возжигают огонь мщения в жителях. Тысячи поселян, укрываясь в леса и

превратив серп и косу в оружия оборонительные, без искусства, одним мужеством

отражают злодеев».

(офицер Ф. Глинка)

VI. Реставрация.

Данные шедевры искусства были испорчены, вам предстоит их восстановить

по фрагментам, назвать произведение и автора.

1 команда 2 команда

«Совет в Филях» А. Кившенко «На большой дороге. Отступление,

бегство…» В.В. Верещагин

VII. Внимание, документ!

Проанализируйте предложенные документы и ответьте на вопросы.

1 команда

Из воспоминаний современника о бесчинствах французов в Москве

Ничто так не разожгло алчности грабителей, как Архангельский собор в

Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные сокровища. В

этом

чаянии

гренадеры

спустились

с

факелами

в

подземелье

и

взрыли,

перебудоражили самые гробы и кости почивших... До четырнадцати тысяч домов

были обращены в пепел, и в числе их множество настоящих дворцов, из которых

каждый стоил от 100 до 200 тысяч рублей. Сгорело шесть тысяч лавок малых и

больших, между последними некоторые магазины громадной цены. Так как никто

не ожидал, что город будет предан пламени, то можно только представить себе,

сколько богатства погибло.

Вопрос: Как и почему французы так бесчинствовали в Москве?

2 команда

Мнение историка Б. В. Тарле

Конечно,

коренной

из

всех

его

(Наполеона)

ошибок

была

ошибка,

происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он,

но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен

подняться русский народ, когда дело идет о защите родины... Никто не предвидел,

что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную

пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Все это Наполеон узнал слишком

поздно.

Вопрос: Что не мог предвидеть Наполеон в России?

VIII. Восстановите стихотворение.

Восстановите пропуски в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова

«Бородино».

1 команда:

Мы долго __________ отступали,

Досадно было, __________ ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние __________?

Не смеют, что ли, __________

Чужие __________ мундиры

О русские __________?»

(молча, боя, квартиры, командиры, изорвать, штыки)

2 команда:

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в __________ безделке?

Мы ждали третий __________.

Повсюду стали __________ речи:

«Пора добраться до __________!»

И вот на поле __________ сечи

Ночная пала __________.

(этакой, день, слышны, картечи, грозной, тень)

IX. Литературно-музыкальный конкурс (домашнее задание).

Команды просим представить своё домашнее задание.

1 команда:

(Сцена "Объявление войны". На сцену выходит солдат со свитком в руках.)

Солдат:

Русский император Александр I издал Манифест.

Попросил народ свой, ради чести,

В силу кровной мести,

Отстоять Отчизну, отстоять страну.

И Кутузова направил,

Чтоб войска он все возглавил.

Так ответил на войну (закрывает свиток).

Нас войной не запугаешь,

Дух славянский не задавишь!

(Выходит барабанщик, гусары исполняют перестроения под марш («Гусарский

марш»), затем тоже уходят. На сцену выходят дамы и ведут между собой

разговор.)

1-я дама: Нам в стороне стоять нельзя,

Смотрите, что скажу вам я:

Умею спицами вязать, свяжу для армии носки.

2-я дама: А я свяжу жилет.

3-я дама: А я сошью кисет.

4-я дама: А если нужно, я пойду работать в лазарет.

Дамы

(все вместе)

: Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим! (Уходят).

(Демонстрируются сцены сражений, учитель читает текст.)

Учитель:

Сражались русские войска

Отважно и удало,

За Родину, Отчизну-мать

Их полегло немало!

И Полоцк пал, и Орша, Минск –

Пока силен француз.

Смоленск оставлен. Это так.

Но мы с тобою, Русь!

Уж месяц как идет война.

Подходит враг к полям Бородина.

И целый день идет сражение одно,

В котором русские непобедимы все равно.

Горит Москва, но не сдается,

И над врагом огнем смеется!

2 команда:

(Выходят гусары, торжественно проходят и выстраиваются. Партизаны также

проходят в зал, встают между ними.)

1-й гусар: Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл.

2-й гусар: И что Россия – это сила!

Все вместе: Тайком во Францию бежал!

1-й партизан: Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!

Все вместе: Уж постоим мы головою за Родину свою!

(Гусары и партизаны вместе исполняют песню на мотив "Давным-давно", муз. Т.

Хренникова, сл. Г. Гладкова, из фильма "Гусарская баллада".)

Все вместе (поют): В сраженьях всякое бывает,

И каждый знает, что сраженье – не кино.

Там храбрость, смелость выручает.

Давным-давно, давным-давно, давным-давно!

Пусть враг забудет про Россию,

Но будет помнить, будет помнить лишь одно:

Его прогоним, как и прежде.

Давным-давно, давным-давно, давным-давно!

(Под музыку выходят дамы с цветами и вручают их гусарам и партизанам.)

1-я дама: В честь Победы над врагом

Торжествует все кругом!

2-я дама: Всех на бал зовут оркестры

В славу доблести и чести!

Подведение итогов игры, награждение победителей.



В раздел образования