Напоминание

"Роль семьи в профилактике подростковой наркомании"


Авторы: Петрова Марина Авенировна, Шипицина Наталия Сергеевна
Должность: педагог-организатор, старший методист
Учебное заведение: МАОУДО
Населённый пункт: Чувашия
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в профилактике подростковой наркомании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Роль семьи в профилактике наркомании и алкоголизма у подростков» (из опыта

работы с родителями в МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары).

Составитель – Петрова Марина Авенировна, педагог-организатор МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебок-

сары.

Как уберечь ребенка от алкоголя и наркотиков?

Табак, алкоголь, наркотики. Вряд ли найдется родитель, который захочет, чтобы его ребенок

употреблял эти вещества и был зависим от них. Но как уберечь сына или дочь от такой зависимости?

Универсального рецепта, к сожалению, не существует. Но некоторые советы дать можно.

Сначала давайте вспомним, что зависимое поведение в той или иной степени составляет суть

человеческой жизни. И это не обязательно должна быть зависимость от психоактивных веществ. Те

же пищевые привычки, музыкальные пристрастия, выбор партнеров не обходятся без элементов зави-

симости. Вопрос лишь в том, когда тяга приобретает патологический характер. По большому счету,

зависимое поведение – это своеобразная попытка бегства от реальности, уход в измененное психиче-

ское состояние. Главное, чтобы оно обеспечивало безопасность (хотя бы мнимую) и эмоциональный

комфорт.

Уточним критерии зависимости:

1.

Человек начинает игнорировать ранее значимые для него события.

2.

Распадаются прежние отношения и связи, сменяется ближайшее окружение.

3.

Непонимание и даже враждебность со стороны значимых для зависимого чело-

века людей.

4.

Скрытность, раздражительность, резко агрессивная реакция на критику.

5.

Чувство вины или беспокойство по поводу своей зависимости.

6.

Безуспешные попытки избавиться от пристрастия к психоактивному веществу.

Родителям необходимо начать с себя. Известно, что ни алкоголизм, ни наркомания по на-

следству не передаются. Передается лишь предрасположенность. Тем не менее, этот факт необходи-

мо учитывать. Так, у детей из пьющих семей в 7 раз больше вероятность формирования алкоголизма,

чем у выходцев из семей, где практически не пьют. Но даже наличие предрасположенности вовсе не

означает, что заболевание обязательно разовьется: все зависит от влияния семьи и окружающей ре-

бенка социальной среды.

Огромное значение имеет поведение будущей матери во время беременности. Употребление

любых психоактивных веществ в любых дозах негативно влияет на ребенка. Это доказанный и не-

оспоримый факт. Вопрос лишь в том, будут ли это врожденные уродства, врожденное заболевание

или изменение биохимии головного мозга, которое изменит психику будущего ребенка. У героино-

вых наркоманов дети рождаются со сформировавшейся наркотической зависимостью, причем уже

спустя 4 часа после родов у младенца может начаться самая настоящая «ломка». Но и вроде бы без -

обидное курение во время беременности оказывает влияние на будущее поведение детей и их здоро-

вье. Риск стать наркоманом для девушки-подростка в 5 раз больше, если ее мать курила больше 10

сигарет в день в течение беременности. Среди юношей, матери которых курили во время беременно-

сти, приступы неадекватного поведения в 4 раза выше, чем у юношей, чьи матери не курили. Повы-

шают риск формирования зависимого поведения у ребенка н6аличие у мамы психических травм,

чрезмерных стрессов во время беременности и даже нежелательная беременность.

Таким образом, профилактика алкоголизма и наркомании у ребенка начинается задолго до его

рождения и даже зачатия.

Мать должна быть всегда примером для своего ребенка. Психологи давно заметили, в ка-

ком психическом состоянии находится мать, в таком состоянии находится и ребенок, особенно в воз-

расте до 2 лет. Это очень важно, ведь ребенок копирует с родителей и спектр психических реакций, и

их интенсивность. Предположим, мать работает воспитателем в детском саду и привыкла к «припод-

нятой» речи, избыточным жестам, преувеличенным выражениям чувств, иногда к командному тону.

У ребенка такой матери, если она не будет делать «поправку на дом», с большой долей вероятности

практически не будут формироваться тонкие оттеночные эмоции, а порог психических реакций ока-

жется искусственно завышенным. И в подростковом возрасте эти нарушения он вполне может начать

1

компенсировать сигаретами, алкоголем или наркотиками. Если мать относится к своему ребенку от-

чужденно, система «мать – дитя» может вообще не сформироваться. И тогда психические реакции ре-

бенка будут развиваться с отставанием, эмоционально обедненными. Ему будет трудно в будущем

строить межличностные отношения, он замыкается в себе. И справиться с этими проблемами подро-

сток тоже попытается при помощи психоактивных веществ. Вместе с тем, важно помнить о балансе

поощрений и наказаний при воспитании. Таким образом, ребенок тренируется переживать неприят-

ности, пусть и незначительные. Выросший в атмосфере избыточной «любви», человек не может «дер-

жать удар» и будет искать суррогат той самой атмосферы, в том числе и среди наркотиков.

Обязательно нужно подбирать ключик. Детский сад и школа, где проходят процессы соци-

альной адаптации ребенка, - это тоже зона риска. Особенно сложен в этом смысле первый класс. Для

детей, которые привыкли воспринимать мир через телесные ощущения (потрогать, побегать, подбро-

сить, повертеть в руках, поиграть), неподвижное сидение за партой в течение 30-45 минут – настоя-

щая пытка. Их фактически лишают основного канала поступления информации. Отсюда сложности в

усвоении материала, конфликты с преподавателем и одноклассниками. А ведь таких детей в первом

классе до 30 %. У другой группы детей степень усвоения материала зависит от того впечатления, ко-

торое он производит, от тех интонаций и эмоций, которые «выдал» учитель во время урока. Таким

ученикам сложно воспринимать четко систематизированную информацию (например, математику),

они считают ее сухой и скучной. И у них тоже возникает «эмоциональное голодание», но уже по дру-

гой причине.

Что же делать родителям? Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество

кружков и секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них. Это нормально. Таким образом, они

примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта получения удовольствия,

удовлетворения от творчества или самореализации. Чем больше подобного опыта получит ребенок,

тем меньше риск, что он будет искать суррогатное удовольствие в психоактивных веществах. В шко-

ле, примерно с 9-10 лет, формируется и групповое поведение ребенка. Оно формируется по разным

принципам – двор, интересы, музыка, спорт и т.п. Рано или поздно в группу может случайно попасть

психоактивное вещество. И если подросток стремится «быть как все», если статус в группе для него

выше всего остального, он обязательно его попробует. К счастью, группы редко сразу же начинают

пробовать героин, чаще всего речь идет о психостимуляторах или марихуане.

Нужно своевременно проинформировать своих детей. Ребенок должен узнать о наркотиках

от вас, дорогие родители! Хотя на подростка гораздо большее впечатление может произвести беседа

с более близким по возрасту родственником – старшим родным или двоюродным братом, Вашими се-

страми или братьями. Объясните, что «легких» наркотиков не существует, они лишь «аэродром

подскока» для перехода на более «тяжелые». Что психическая зависимость, развивающаяся при куре-

нии марихуаны, «не отпускает» так же, как и физическая зависимость от алкоголя. И что порой всего

одного укола героина достаточно для формирования пожизненной и стойкой наркомании. Покажите

ему веб - сайты антинаркотической направленности, пусть он почитает реальные истории наркома-

нов, посмотрит на фотографии возможных последствий. Большое впечатление на подростков обычно

производит художественный фильм Даррена Арановски «Реквием по мечте», да и документальных

фильмов на эту тему достаточно. Не держите ребенка в информационном вакууме – он заполнит его

из других источников. И не факт, что они будут достоверными и адекватными.

Родительские заповеди.

Не старайтесь сделать из ребенка свою копию, он будет собой, даже если Вы будете этому ак-

тивно противодействовать.

1.

Не требуйте от ребенка благодарности только за то, что Вы дали ему жизнь. В свое

время он даст жизнь Вашим внукам и уже этим вернет свой долг с лихвой.

2.

Не вымещайте на ребенке свою злость и обиды за неудачи в работе или личной жизни.

Все зло, которое Вы излили на ребенка, вернется к Вам, нередко в гипертрофирован-

ном виде.

3.

Относитесь серьезно к проблемам ребенка, даже если Вам они кажутся смешными. У

него меньше жизненного опыта, помогите ему, поделитесь своими знаниями.

4.

Никогда не унижайте ребенка. Любите ребенка просто так, а не за то, что он та-

лантлив, красив или умен.

5.

Никогда не делайте чужому ребенку того, что не сделали бы своему.

2

6.

Помните, что он такая же личность, как и все остальные, у него тоже есть чувство

собственного достоинства.

Список рекомендуемой литературы.

1.

Барин Л.Г. Мама, папа, я – здоровая семья. - СПБ: Питер, 2005. – 254 с.

2.

Данилин Н., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2001.

– 348 с.

3.

Жирова Т.М. Развитие ценностей ЗОЖ школьников. – М.: Панорама, 2005. -144 с.

4.

Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. – М.: Медицина, 2004. – 132 с.

5.

Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика, 2001. –

176 с.

6.

Коршунова Н.Г. Пять слагаемых ЗОЖ //Здоровье, 2004. - №2. – с.5- 8.

7.

Лещинский Л.А. Берегите здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1995. – 303 с.

8.

Юновчиц Л.К. Педагогическое воспитание. - СПб.: Питер, 2007. – 292 с.

3



В раздел образования