Напоминание

Пальчиковыев игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста


Автор: Ольга Васильевна Музычук
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №188
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Пальчиковыев игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой

моторики детей дошкольного возраста.

(методические рекомендации)

Составила Музычук О.В.

Воспитатель КДКПНС «Искорка»

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Глава 1.

Теоретические

основы

формирования

реч и

дошкольников через развитие мелкой моторики рук

6

1.1

1.2.

1.3.

1 4.

Каково значение речи в общем развитии человека?.................

На

что

следует

обратить

внимание

при

развитии

речи

ребенка……………………………………………………………

Задержка в развитии речи - что она значит? …………..............

Почему пальчики помогают говорить ………………………

6

7

8

9

1.5.

1.6.

Что такое «Пальчиковые игры». ……….………………..……..

1 . . . . . . Когда начинать заниматься? ……………………………………

11

12

Глава 2.

Педагогические условия проведения

пальчиковых

игр как средства развития речи детей

. . . . . . . . . . . . . . . .

14

2.1.

2.2.

Из истории возникновения педагогической технологии

пальчиковых игр…………………………………………………

Принцип подбора игр.. . . . . . . . . . . . . ………………………….

14

15

2.3.

Как играть в пальчиковые игры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . .

16

2.4.

2.5.

Помогать ли пальчикам?. . . . . . . . . . . . . ………………. . . . . .

Группы пальчиковых игр………………………………………..

18

19

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

Введение

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко

держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё

ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём

романе

о

воспитании

«Эмиль»

так

написал

о

потребностях

маленького

ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это

для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и

холод,

твёрдость

и

мягкость,

тяжесть,

размер

и

форму

предметов.

О

свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с

ощущениями, которые получает от своих рук…».

Развивать

малыша

с

пелёнок

модно.

Но

педагоги

психологи,

сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь

своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве,

которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями.

Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное

времяпрепровождение.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что

и

рука.

Значит,

систематические

упражнения

по

тренировке

движений

пальцев

являются

мощным

средством

повышения

работоспособности

головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития

речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития

тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего

рода

«локомотив»

всех

психических

процессов

(внимание,

память,

восприятие, мышление, речь).

Главная и самая правильная форма физического воспитания детей —

игра. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, высоко оценивая ее

роль, писал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не

только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь»

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих

с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой

моторики

рук,

о

взаимосвязи

ее

с

речью

детей.

Что

же

такое

мелкая

моторика?

Физиологи

под

этим

выражением

подразумевают

движение

мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-

глаз» так как развитие мелких движений рук происходит под контролем

зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с

моторными

центрами

пальцев,

поэтому,

развивая

речь

и

стимулируя

моторику

пальцев,

мы

передаем

импульсы

в

речевые

центры,

что

и

активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки

мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее

развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из

показателей

нормального

физического

и

нервнопсихического

развития

ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить,

мелкой

моторики.

По

умелости

детских

рук

специалисты

на

основе

современных

исследований

делают

вывод

об

особенностях

развития

центральной нервной системы и головного мозга.

Одной

из

важных

задач

развития

моторики

является

координация

движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации

движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух —

речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть,

слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Существует

много

разных

способов

развития

мелкой

моторики

у

дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям

ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры.

Глава 1. Теоретические основы формирования речи дошкольников

через развитие мелкой моторики рук

1.1. Каково значение речи в общем развитии ребенка?

Прежде

всего,

благодаря

речи

люди

получают

очень

широкие

возможности общения.

Она

объединяет людей в

деятельности,

помогает

понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. М.В. Ломоносов

эту

роль

речи

образно

охарактеризовал

так:

«Если

бы

каждый

член

человеческого рода не мог изъяснить другому своих понятий, то бы не только

лишены

мы

были

согласного общих

дел

течения,

которое соединением

разных мыслей управляется, но и едва ли не хуже ли мы были диких зверей,

рассыпанных

по

лесам

и

пустыням!».

Речь

помогает

в

познании

окружающего мира.

У

малышей

это

осуществляется

посредством слова.

Маленькие дети, знакомясь с окружающим миром, идут по пути проб и

ошибок.

Но

очень

скоро

человеческое

дитя

начинает

перенимать

опыт

окружающих его взрослых людей с помощью речи. Велико значение речи для

развития психики ребенка. Ученые установили, что с ранних этапов развития

ребенка (уже со второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие

свойств предметов. Дети, владеющие речью в достаточной степени, легко

находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и

согласовывают

свои

действия.

Воспитание

детей,

у

которых задержано

развитие речи, представляет большие трудности как в детском коллективе,

так

и

в

семье.

Родители

таких

детей

отмечают,

что

они

упрямы,

раздражительны,

много

плачут,

их

трудно

успокоить.

Эти

дети

плохо

включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не

понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидна необходимость того,

чтобы ребенок своевременно овладел речью.

1.2. На что следует обратить внимание при развитии речи ребенка?

Специалисты

разных

областей

знаний

психологи,

лингвисты,

дефектологи

и

др.

получили

большое

количество фактов,

объясняющих

механизмы речи. Родителям полезно знать, что работа по развитию речи у

детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года

жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной

системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их

естественного

формирования.

Если

же

в

это

время

создаются

неблагоприятные условия, то развитие функций речи задерживается, и в

более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Для речи таким критическим периодом являются первые три года жизни

ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание

речевых областей мозга,

ребенок овладевает главными грамматическими

формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в это

время речи малыша не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется

масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Для правильного развития речи

ребенка необходимо разговаривать с ним с первого дня жизни. Общение с

малышом должно быть эмоциональным и радостным. Педагоги отмечают,

что

в

первые

шесть

месяцев

жизни

в

разговоре

с

ребенком важно

не

содержание,

а

веселая

интонация,

улыбка

это

вызывает

у

малыша

оживление и усиление голосовых связок. Когда ребенку около года, взрослые

стараются

добиться повторения слов.

У

девочек это

удается до

года, у

мальчиков – немного позже. Разговаривая с ребенком и добиваясь от него

повторения слов, важно сосредоточить внимание именно на этом слове или

предмете. Необходимо создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал

необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами.

Нельзя предупреждать желания детей прежде, чем они успеют выразить их

словами.

В

противном

случае

ребенок

будет

все

понимать,

правильно

реагировать на слова, но сам объясняться жестами и звуками. Итак, при

развитии речи ребенка важная функция взрослых заключается в создании

положительного эмоционального фона. Сами взрослые должны следить за

своей речью, слова выговаривать правильно. Ритм речи не должен быть

слишком быстрым. Разговаривать с малышом необходимо несколько раз в

день по 3-5 минут, соблюдая следующие условия: ребенок должен видеть

лицо говорящего, взрослый говорит четко и не быстро, говорит о том, что

сейчас привлекло внимание ребенка. При формировании понятий ребенок

должен действовать с предметом (игрушкой, ложкой, чашкой, бутылочкой и

т.д.) По мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что

ему говорят, и по содержанию, и по форме.

1.3. Задержка в развитии речи, что она значит?

Всякая задержка в ходе развития речи – это плохое понимание того, что

говорят окружающие люди, затрудненное звукоподражание, бедный запас

слов-названий и слов-понятий, слабое выражение мыслей в виде фраз и

развернутых предложений. Существуют следующие этапы развития речи:

лепет, слоги, слова, простые предложения, распространенные предложения.

Если у ребенка не происходит плавного перехода от одного этапа к другому, и

он останавливается на начальных этапах развития речи, то родителям надо

проявлять

беспокойство

и

обращаться

с

ребенком

к

специалистам:

физиологам, логопедам, дефектологам.

В чем же причина задержки речи? Раньше считалось, что главное, от

чего

зависит

развитие

речи,

-

это

степень

речевого

общения

детей

с

окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает

возможность звукоподражания, а

в

процессе

звукоподражания он учится

артикулировать слоги. Однако, исследования ученых показали, что степень

речевого

общения

с

взрослыми

не

играет

такой

большой

роли,

как

предполагалось.

Они

также

изучили

зависимость

речевой

способности

ребенка и его двигательных функций. Дети в возрасте от 1 года 1 месяца до 1

года 3 месяцев, которым была дана возможность ежедневно в течение 20

минут свободно передвигаться по полу, проявили попытки довольно точного

звукоподражания к 20 дню, в то время как группа детей того же возраста,

находящаяся

в

обычных

условиях

(проводившая

определенный

период

бодрствования в манеже, где их движения были ограниченны), к 30 дню

существенных

изменений

в

звукоподражании

не

проявляла.

Об

этом

исследовании написано в книге М.М. Кольцовой «Ребенок учится говорить».

Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и

дефектологи

провели

большое

количество

исследований

в

детских

дошкольных учреждениях

и

пришли

к

заключению

о

том,

что

речевая

способность

ребенка

зависит

не

только

от

тренировки

артикулярного

аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к

речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно

считать еще одной речевой областью мозга.

1.4. Почему пальчики помогают говорить

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,

отмечают большое

стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники

Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень

развития

речи

детей

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности тонких движений пальцев рук.

Так,

на

основе

проведенных

опытов

и

обследования

большого

количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие

движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в

пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и

речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше

нормы. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где

развитие речи происходит своевременно, и там,

где имеется отставание,

задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать

речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его

артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая

ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и

синхронизации их

работы. Дело

в

том, что

в

головном мозге

человека

центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень

близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны,

отвечающие за речь.

В

правом

полушарии

мозга

у

нас

возникают

различные

образы

предметов и явлений. А в левом они вербализируются, то есть находят

словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между

правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и

чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные

процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш

ребенок

хорошо

разговаривал,

быстро

и

легко

учился,

ловко

выполнял

любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его

руки: пальцы и кисти.

Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции.

В

л а б о р а т о р и и

в ы с ш е й н е р в н о й д е я т е л ь н о с т и

р е б е н к а в

электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что когда ребенок

производит

ритмические

движения

пальцами,

у

него

резко

усиливается

согласованная деятельность

лобных

и

височных

отделов

мозга.

Причем

движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария

мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные

данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые

области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев

рук.

Для определения уровня развития речи логопедами давно разработан

такой

метод:

ребенка

просят

показать

один

пальчик, два

пальчика, три

пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются

только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с

проблемами в

развитии речи. А

это значит, что необходимо как можно

больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

1.5. Что такое «Игры с пальчиками?»

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек,

инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой

моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны

для детей.

О

пальчиковых

играх

можно

говорить

как

о

великолепном

универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл

данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг

ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе

очень

важно,

чтобы

у

ребёнка

были

хорошо

развиты

мышцы

мелкой

моторики.

Пальчиковые

игры

хорошие

помощники

для

того,

чтобы

подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы

параллельно

развивалась

и

речь,

можно

использовать

для

таких

игр

небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные

произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на

пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков –

сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря

пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления,

у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие

игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

1.6. Когда начинать заниматься

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми с самого

рождения.

Гимнастика

с

такими

малышами

носит

характер

легкого

тактильного

общения.

С

помощью

простых

поглаживаний

ладоней

и

пальчиков, подтягиваний за

сомкнутые

вокруг

пальца

родителя

кулачки

ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную

поддержку.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем.

Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно

тогда

ребенок

овладевает

основными

средствами

языка,

на

котором

осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения,

формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам

жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев

рук взрослого человека.

С

трех

до

шести

лет

совершенствуйте

технику

уже

освоенных

пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо

этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку,

выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три

пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен

уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки.

Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой

и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у

себя

и

у

других,

с

закрытыми

глазами,

хорошо

владеть

карандашом,

раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями,

вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с

бисероплетением.

Каждый

пальчик

ребенка

к

школе

должен

быть

«самостоятельным» и ловким.

С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с

помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и

«кукольный театр» - в этих домашних приобретают хорошую подвижность,

гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте

ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев

проводят

ежедневно

в

течении

6-8

минут.

Он

включает

в

себя

6-8

упражнений, выполняемых в

такой последовательности: кончик пальцев,

кисти,

предплечье,

плечо.

По

мере

привыкания

к

комплексу

в

него

включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже

разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие

коры головного мозга

происходит только в

детском возрасте, пока идет

формирование

моторной

области.

Поэтому

работа

по

развитию

мелкой

моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая

мелкую

моторику

рук

ребенка,

педагоги

решают

сразу

несколько задач:

- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

- помощь детям с задержкой в развитии речи;

- подготовка руки к письму у старших дошкольников;

- тренировка внимания, пространственного мышления;

- воспитание эмоциональной выразительности.

Глава 2. Педагогические условия проведения пальчиковых игр как

средства развития речи детей

2.1. Из истории возникновения педагогической технологии

пальчиковых игр.

Приоритет

признания

пальчиковых

игр

официальной

педагогикой

принадлежит

немецким

специалистам.

Еще

в

1873

году

выдающийся

немецкий

педагог

Фридрих

Фребель

выделил

воспитательное

значение

пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов.

Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла

слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля

обучения

маленьких

детей.

В

те

времена

не

могло

существовать

теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на

основе собственных наблюдений и интуиции. Ранее существовало множество

народных

пальцевых

игр,

потешек,

сопровождающих

детство

наших

прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. В течение

последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением

таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам,

используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах

России.

Многие

из

вновь

обретенных

игр

не

устарели

и

естественно

воспринимаются

детьми.

С

народными

пальчиковыми

играми

ребенок

встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это

были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком.

Мало

кто

знает, что

любимая

всеми

«Сорока-ворона» не

заканчивается

покачиванием бездельника-мизинца: «Ты дров не рубил, воды не носил».

Игра имела продолжение. Взрослый говорит: «Знай наперед: Здесь водичка

холодненька (и поглаживал ребенка у запястья). Здесь тепленька (поглаживал

у

локтя);

Здесь

горяченька

(поглаживал

у

плеча);

А

здесь

кипяток,

кипяток!» (щекотал под мышкой). Такая игра-потешка дает ребенку ощутить

радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть,

плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете –

сформулировать

схему

тела.

Это

предотвращает

возникновение

многих

неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные

игры встречаются у многих народов.

2.2. Принцип подбора игр

Согласно международной классификации игры, совмещающие движения

пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа.

Первый – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – игры, в которые

помимо

деятельности

тонкой моторики

включены

движения

всего

тела:

прыжки,

бег

на

месте,

движения

рук,

ног, головы.

Классификация

эта

достаточно

условна.

Фольклорные

игры

имеют

множество

версий.

Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них

сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или

командами

водящего.

Игр

без

слов

мало,

чаще

всего

это

забавы

для

подростков – тайные языки жестов или кольцевые головоломки, требующие

большого сосредоточения.

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение,

конструкторы, мозаика,

лепка

и

т.д.)

использует

в

основном

движения

сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в

эти

занятия включена обычно только социальная

зона руки –

большой,

указательный,

средний

пальцы,

смежная

с

ними

часть

ладони

и

соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в

быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными.

Эффективность

таких

занятий

не

слишком

велика.

Для

получения

максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и

занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

- сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

- использовались изолированные движения каждого из них.

Игра

может

быть

построена

на

тренировке

только одной

из

трёх

двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения

пальцев в любом случае должны быть изолированными.

На мой взгляд, наибольший интерес представляют игры:

- на расслабление;

- в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

- на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой

руки – другое).

2.3. Как играть в пальчиковые игры

Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не

только позволяет

подготавливать малышей

к

правильному

выполнению

упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Перед

началом

упражнений

дети

разогревают

ладони

лёгкими

поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала

правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя

упражнения

вместе

с

детьми,

обязательно

нужно

демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности,

все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным

переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко,

без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без

лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В

идеале:

каждое занятие

имеет

своё

название, длиться

несколько

минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить

текст частично (особенно начало и

окончание фраз).

Постепенно

текст

разучивается наизусть, дети

произносят

его

целиком, соотнося

слова

с

движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми.

Наиболее

понравившиеся

игры

оставляем

в

своём

репертуаре

и

возвращаемся к ним по желанию детей.

Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед

детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и

произносить

текст).

Так

как

объём

внимания

у

детей

ограничен,

и

невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа,

если

возможно,

ликвидируйте

их

(например,

изменив

задание)

или

поменяйте игру.

2.4. Помогать ли пальчикам?

Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с малышом до двух

лет, который сам пока с трудом делает произвольное движение пальцами.

Хотя игры для этого возраста очень просты – это разгибание и загибание

отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов

разной формы и фактуры. Как правило, игры для этого возраста рассчитаны

на взаимодействие взрослого с рукой ребенка: поглаживание, пощипывание,

сгибание пальчиков и т.д.

Для более старшего возраста, примерно с двух с половиной – трех лет

игры

усложняются

и

подразумевают

самостоятельные

движения

маленькими ручками скопировать трудно, поэтому ваше участие просто

необходимо. Вы должны помочь ребенку сложить руки правильно: сначала

покажите на себе, затем придайте нужное положение его кисти и пальчикам.

Попросите ребенка попробовать самостоятельно выполнить движение. Если

у малыша не получается, то снова сами сложите его руки в правильную

позицию. Проделайте это несколько раз, и постепенно малыш научится сам

складывать и удерживать пальчики в нужной позиции.

Помните, главное – не давить на ребенка, не демонстрировать ему его

неспособность. Со временем у него все получится.

Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Тем самым вы

даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру.

Ребенок становится вашим партнером по игре. В простые игры малыш

начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста. А сложные

игры сначала просто запомнит. Потом вы можете заметить, как он пытается

самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, долго тренируется, и уж

только тогда, когда вы этого меньше всего ожидали, складывает пальчики

«как положено».

Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности

игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то

педагог может сидеть (стоять) сбоку от ребенка. Если это более сложная

игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе

на колени или расположить на коврике и посадить ребенка между ног, как в

гнездышке. (Дети очень любят так сидеть.)

В некоторых играх, для детей от двух с половиной до трех лет нужно

садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за

движениями

рук

взрослого

и

соотносить

зрительный

образ

с

мелкими

движениями. Можно стоять друг напротив друга.

2.5. Группы пальчиковых игр

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно

разделить на группы и определить их назначение.

Игры – манипуляции.

Эти

упражнения

малыш

может

выполнять

самостоятельно

или

с

помощью

взрослого.

Они

развивают

воображение:

в

каждом

пальчике

ребёнок видит тот или иной образ.

«Ладушки-ладушки…»,

«Сорока-белобока…»

-

указательным

пальцем

осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик

хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто

живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…»-

Сюжетные пальчиковые упражнения.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям

изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,

птиц, насекомых, деревьев.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим

пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается

цветок»

-

из

сжатого

кулака

поочерёдно

«появляются»

пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу).

Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок

может поочерёдно соединять

пальцы

каждой

руки

друг

с

другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в

кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены

И.

Деннисоном

и

Г.

Деннисоном.

С

помощью

таких

упражнений

компенсируется работа

левого

полушария.

Их

выполнение

требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» -

поочерёдно перебирать

пальцы

рук,

соединяя

в

кольцо с

каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в

кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой,

потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо

нос»

-

левой

рукой

взяться

за

кончик

носа,

правой

за

противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их

положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально

симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз

и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка»

-

нарисовать

в

воздухе

в

горизонтальной

плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой,

затем обеими руками.

Пальчиковые

упражнения

в

сочетании

с

самомассажем

кистей

и

пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения

– разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к

центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой

руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой

руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания

солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать»

гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий

орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает

психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» -

сжать пальцы

в

кулак и

поочерёдно выпрямлять мизинец,

безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в

кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание

пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец –

какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои

щупальцы-пальцы,

путешествует по

морскому дну. Навстречу движется

осьминог

левая

рука.

Увидели друг

друга,

замерли,

а

потом

стали

обследовать морское дно вместе.

Заключение

Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей

заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что

многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят,

потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко

делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи

устроены максимально удобно.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой

моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени,

обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или

щекочет,

похлопывает

или

раскачивает,

ребёнок

получает

массу

необходимых

для

его

эмоционального

и

интеллектуального

развития

впечатлений.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с

использованием

«пальчиковой» гимнастики

стимулирует

развитие

речи,

пространственного, наглядно-действенного

мышления, произвольного и

непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту

р е а к ц и и и

э м о ц и о н а л ь н у ю

в ы р а з и т е л ь н о с т ь ,

с п о с о б н о с т ь

сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и

словарный

запас

детей,

дают

первоначальные

математиче ские

представления

и

экологические

знания,

обогащают

знания

детей

о

собственном

теле,

создают

положительное

эмоциональное

состояние,

воспитывают уверенность в себе.



В раздел образования