Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы


Автор: Соловьёва Оксана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ ЦО №47 города Иркутска
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы
Раздел: начальное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Учитель-логопед Соловьёва О.А.

Новый Закон об образовании в Российской Федерации ставит перед

современной общеобразовательной школой задачу внедрения и

развития инклюзивных форм образования (С.В. Алехина, Н.В.

Артюшенко, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.).

В последнее десятилетие в России наблюдается растущая

тенденция к появлению новых форм обучения детей и подростков с

особыми образовательными потребностями - интегрированное и

инклюзивное обучение. Особые образовательные потребности у

детей с ограниченными возможностями здоровья и у детей с

инвалидностью обусловлены закономерностями нарушенного

развития. При этом многими учеными и практиками отмечается,

что успешность включения детей с особым развитием в среду

общеобразовательной школы во многом зависит от того, какие

личностные качества будут сформированы к началу их

самостоятельной жизни. Как показывают проведенные ранее

исследования, речь идет не о качествах личности, а о целостной

системе отношений личности. В эту систему включаются

представления о самом себе, отношение к своему дефекту,

отношение к другим людям; отношение к жизненным целям, к

прошлому и будущему, к жизненным ценностям; отношение к

непосредственному психологическому окружению. Эти отношения

составляют базовые структуры личности, такие, как образ своего Я,

направленность личности и ее временная перспектива, отношения с

другими.

Дети с особыми образовательными потребностями – весьма

специфичный контингент учащихся. Определяет судьбу личности

не сам по себе дефект, а его социальные последствия, как отмечал

Л.С. Выготский, комплекс изменений черт личности и отношение

общества. «Особенность» определяется не самой болезнью, а той

психологической средой, которой окружен особый ребенок.

Поэтому дети данной категории требуют специального подхода к

их обучению, развитию, воспитанию, особых педагогических

условий при организации учебной и воспитательной деятельности

за счет реализации психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная

система педагогических мер по созданию всеми субъектами

образовательного процесса социально-психологических и

педагогический условий для оказания помощи и поддержки

ребенка с особыми образовательными потребностями в решении

задач его развития, обучения, воспитания и социализации в

инклюзивном образовательном пространстве.

Система психолого-педагогического сопровождения в условиях

массовой общеобразовательной школы выполняет ряд функций.

Компенсаторная функция заключается в создании условий,

обеспечивающих развитие ребенка с особыми образовательными

потребностями наряду со здоровыми детьми, но с использованием

для этого иных, чем у здорового ребенка путей и средств,

«превращение минусов дефекта в плюсы компенсации»

(Л.С.Выготский). Стимулирующая функция направлена на

активизацию ребенка в процессе общения в обществе здоровых

детей. Развивающая функция предполагает создание условий для

нормальной социализации детей с особыми образовательными

потребностями в обществе здоровых детей. Коррекционная

функция выступает процессом психолого-педагогической

поддержки, подразумевая коррекцию травмирующих воздействий

на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные

или психологические последствия дефекта.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения

обучающегося с особыми образовательными потребностями в

массовой общеобразовательной школе способствует социализации

воспитанника и успешному усвоению учебного материала. При

этом требуется соблюдение ряда условий. Во–первых, принятие

факторов, обуславливающих наличие у обучающегося особых

образовательных потребностей, и их влияние на специфику

овладения учебной программы и участие в жизни общества. Во–

вторых, ориентация на субъектное включение обучающегося и его

семьи в общий процесс образовательной инклюзии. В–третьих,

создание для данного процесса особой формы жизнедеятельности

обучающегося – специальной развивающей среды, организация

которой зависит от педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с

особыми образовательными потребностями в нашем учреждении

ведётся по четырем направлениям. В рамках первого

направления (адаптационный этап) проводится работа с ребёнком

и членами его семьи на этапе поступления в школу. Второе

направление подразумевает оказание психолого-педагогической

поддержки ребенку в условиях школы с целью развития его

коммуникаций. В основе третьего направления положено

оказание индивидуальной психолого–педагогической помощи

ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе

его обучения в условиях массовой общеобразовательной

школы. Четвертое направление охватывает работу с

педагогическим коллективом.

Опишу каждое направление подробнее.

На первом этапе обучающемуся и его семье оказывается

конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая

составляется при непосредственном участии семьи и всей команды

специалистов, работающих с обучающимся. При составлении

программы учитывается уровень возможностей ребенка на данном

этапе, его интересы, желания, возможности освоения

психологического и жизненного пространства, ближайшее

психологическое окружение (круг общения). Включение семьи в

реабилитационную работу с ребенком и коррекция семейных

отношений требуют на этапе адаптации наибольшего внимания как

от психолога и педагога, так и от всех специалистов, включенных в

команду. Специалисты оказывают родителям

психотерапевтическую помощь, осуществляют медико–

психологическое консультирование родителей, проводят занятия с

матерью по ее обучению методам наблюдения за психическим

развитием ребенка, овладению приемами эмоциональных

контактов с ребенком и формами сенсорно–перцептивных

взаимодействий, стимулирующих его психическое развитие.

Особое место здесь занимает проведение психокоррекционных

занятий и консультаций по сглаживанию, снятию тревоги и чувства

вины у родителей, а также обучение рациональным методам ухода

за ребенком. Усилия специалистов направлены на подготовку

семьи ребенка к его поступлению в школу. На этом этапе все

специалисты работают над повышением уровня психологической

устойчивости ребенка и его семьи к негативным тенденциям и

воздействиям общества, над формированием восприятия болезни

как определенного жизненного стиля и поведения.

Цель второго направления психолого-педагогического

сопровождения – создание специальной развивающей среды, в

которой ребенок чувствует себя комфортно и может реализовать

имеющиеся у него возможности.

К формам специальной развивающей психологической среды

относятся различные тренинговые занятия, на которых решаются

как развивающие, так и коррекционные задачи; специальным

образом организованную игровую деятельность, в которой на

первое место выступают действия и поступки, полезные для

вхождения ребенка в реальную жизнь. Этой же цели служат

различные встречи, которые способствуют развитию у детей

необходимых коммуникативных качеств. В качестве особой формы

специальной развивающей среды также используется

психодиагностика, в которой заложен принцип самопознания и

саморазвития на основе анализа и использования данных,

полученных с помощью психодиагностических процедур.

В качестве целевой установки в рамках третьего направления

психолого-педагогического сопровождения мы определили

оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи

ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе

его обучения в условиях массовой общеобразовательной школы.

Ведущим специалистом на этом этапе является учитель-логопед.

Здесь осуществляется мониторинг адаптационного процесса

ребенка в условиях массовой школы. Регулярно проводится

изучение отношений ребенка с особыми образовательными

потребностями в жизнедеятельности и учебе в условиях школы;

изучение его взаимоотношений со сверстниками и учителями;

отношения к условиям учебы и организации досуга. При

проведении мониторингового обследования также используются

другие эмпирические методы: изучение документации (школьных

тетрадок ребенка, оценочных листов, дневниковых записей,

работающих с ним педагогов), экспертные оценки педагогов.

Мониторинг позволяет выявить общую картину поддержки ребенка

в школе, а также отслеживать изменения, достигнутые

применяемыми способами воздействия. Также ведётся работа с

классом, в котором учится ребенок, в направлении формирования у

детей установки на его принятие, понимание имеющихся у него

проблем, чувство товарищеской взаимопомощи и эмпатии. Кроме

того, учащиеся включаются в совместную деятельность реальную

или имитационную, где важную роль имеет взаимовыручка и

поддержка друг друга.

Четвертое направление предполагает работу с педагогическим

коллективом. Эта работа включает в себя поддержку по вопросам

психолого-педагогического сопровождения, организацию

психологической помощи участникам образовательного процесса,

организационно-методическую и правовую поддержку,

информационно-методическую поддержку.

В целом можно сформулировать ряд выводов. Обучение детей с

ограниченными возможностями здоровья в современной школе

предполагает в качестве обязательного и необходимого элемента

работы коллектива психолого-педагогическое сопровождение всех

субъектов образования. Все участники образовательного процесса

(детей, родителей, педагогов, администрации учреждений,

ближайшего социального окружения) должны быть подготовлены к

включению особых детей в среду общеобразовательной школы. Эта

подготовка включает создание позитивных установок на

взаимодействие, воспитание толерантности у всех участников.

Особые требования предъявляются к формированию у педагогов

соответствующих компетенций — личностной, мотивационной,

коммуникативной, методической и др. готовности. При работе с

родителями важными являются такие направления работы как

профилактика неадекватной реакции на факт нарушения в развитии

ребенка; формирование адекватного отношения к проблемам

ребенка; снижение эмоционального дискомфорта; контроль

родителями собственных эмоциональных состояний; установление

адекватных детско-родительских отношений; укрепление

уверенности родителей в возможностях ребенка.

При этом позитивные изменения, которые наблюдаются в среде

родительской общественности и профессиональном сообществе

педагогов в результате комплекса информационно-методических,

организационных и психолого-педагогических мероприятий, дают

надежду на развитие современной школы как центра

образовательной инклюзии.

Литература:

1.

Артюшенко Н. П. Организационно – педагогическое условия

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

средствами инклюзивного образования: Дис. …к. п. н. / Н.П.

Артюшенко. – Томск, 2010. – 180 с.

2.

Бгажнокова, И. М Общее и специальное образование: пути к

взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова // –

Вопросы образования. – 2006. – №2. – С. 30–38.

3.

Малофеев Н. Н. Ипостаси инклюзии : похвальное слово

инклюзии / Н. Н. Малофеев // –Семья и школа: журнал для

родителей. – 2012. – №4. – С.2–4.

4.

Назарова Н. М. К проблеме разработки теоретических и

методологических основ образовательной интеграции / Н. М.

Назарова // – Психологическая наука и образование. – 2011. –

№3. – С.5–11.

5.

Юдина И. А. О международной научно–практической

конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски,

решения» / И. А. Юдина // – Дефектология. – 2012. – №1 –

С.88–94.

6.

Ямбург Е. А. Школа для всех // Воспитание и обучение детей

с нарушениями развития. – 2004. – № 3. – С. 9–18.



В раздел образования