Автор: Соловьёва Оксана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ ЦО №47 города Иркутска
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы
Раздел: начальное образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Учитель-логопед Соловьёва О.А.
Новый Закон об образовании в Российской Федерации ставит перед
современной общеобразовательной школой задачу внедрения и
развития инклюзивных форм образования (С.В. Алехина, Н.В.
Артюшенко, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.).
В последнее десятилетие в России наблюдается растущая
тенденция к появлению новых форм обучения детей и подростков с
особыми образовательными потребностями - интегрированное и
инклюзивное обучение. Особые образовательные потребности у
детей с ограниченными возможностями здоровья и у детей с
инвалидностью обусловлены закономерностями нарушенного
развития. При этом многими учеными и практиками отмечается,
что успешность включения детей с особым развитием в среду
общеобразовательной школы во многом зависит от того, какие
личностные качества будут сформированы к началу их
самостоятельной жизни. Как показывают проведенные ранее
исследования, речь идет не о качествах личности, а о целостной
системе отношений личности. В эту систему включаются
представления о самом себе, отношение к своему дефекту,
отношение к другим людям; отношение к жизненным целям, к
прошлому и будущему, к жизненным ценностям; отношение к
непосредственному психологическому окружению. Эти отношения
составляют базовые структуры личности, такие, как образ своего Я,
направленность личности и ее временная перспектива, отношения с
другими.
Дети с особыми образовательными потребностями – весьма
специфичный контингент учащихся. Определяет судьбу личности
не сам по себе дефект, а его социальные последствия, как отмечал
Л.С. Выготский, комплекс изменений черт личности и отношение
общества. «Особенность» определяется не самой болезнью, а той
психологической средой, которой окружен особый ребенок.
Поэтому дети данной категории требуют специального подхода к
их обучению, развитию, воспитанию, особых педагогических
условий при организации учебной и воспитательной деятельности
за счет реализации психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная
система педагогических мер по созданию всеми субъектами
образовательного процесса социально-психологических и
педагогический условий для оказания помощи и поддержки
ребенка с особыми образовательными потребностями в решении
задач его развития, обучения, воспитания и социализации в
инклюзивном образовательном пространстве.
Система психолого-педагогического сопровождения в условиях
массовой общеобразовательной школы выполняет ряд функций.
Компенсаторная функция заключается в создании условий,
обеспечивающих развитие ребенка с особыми образовательными
потребностями наряду со здоровыми детьми, но с использованием
для этого иных, чем у здорового ребенка путей и средств,
«превращение минусов дефекта в плюсы компенсации»
(Л.С.Выготский). Стимулирующая функция направлена на
активизацию ребенка в процессе общения в обществе здоровых
детей. Развивающая функция предполагает создание условий для
нормальной социализации детей с особыми образовательными
потребностями в обществе здоровых детей. Коррекционная
функция выступает процессом психолого-педагогической
поддержки, подразумевая коррекцию травмирующих воздействий
на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные
или психологические последствия дефекта.
Осуществление психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с особыми образовательными потребностями в
массовой общеобразовательной школе способствует социализации
воспитанника и успешному усвоению учебного материала. При
этом требуется соблюдение ряда условий. Во–первых, принятие
факторов, обуславливающих наличие у обучающегося особых
образовательных потребностей, и их влияние на специфику
овладения учебной программы и участие в жизни общества. Во–
вторых, ориентация на субъектное включение обучающегося и его
семьи в общий процесс образовательной инклюзии. В–третьих,
создание для данного процесса особой формы жизнедеятельности
обучающегося – специальной развивающей среды, организация
которой зависит от педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
особыми образовательными потребностями в нашем учреждении
ведётся по четырем направлениям. В рамках первого
направления (адаптационный этап) проводится работа с ребёнком
и членами его семьи на этапе поступления в школу. Второе
направление подразумевает оказание психолого-педагогической
поддержки ребенку в условиях школы с целью развития его
коммуникаций. В основе третьего направления положено
оказание индивидуальной психолого–педагогической помощи
ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе
его обучения в условиях массовой общеобразовательной
школы. Четвертое направление охватывает работу с
педагогическим коллективом.
Опишу каждое направление подробнее.
На первом этапе обучающемуся и его семье оказывается
конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая
составляется при непосредственном участии семьи и всей команды
специалистов, работающих с обучающимся. При составлении
программы учитывается уровень возможностей ребенка на данном
этапе, его интересы, желания, возможности освоения
психологического и жизненного пространства, ближайшее
психологическое окружение (круг общения). Включение семьи в
реабилитационную работу с ребенком и коррекция семейных
отношений требуют на этапе адаптации наибольшего внимания как
от психолога и педагога, так и от всех специалистов, включенных в
команду. Специалисты оказывают родителям
психотерапевтическую помощь, осуществляют медико–
психологическое консультирование родителей, проводят занятия с
матерью по ее обучению методам наблюдения за психическим
развитием ребенка, овладению приемами эмоциональных
контактов с ребенком и формами сенсорно–перцептивных
взаимодействий, стимулирующих его психическое развитие.
Особое место здесь занимает проведение психокоррекционных
занятий и консультаций по сглаживанию, снятию тревоги и чувства
вины у родителей, а также обучение рациональным методам ухода
за ребенком. Усилия специалистов направлены на подготовку
семьи ребенка к его поступлению в школу. На этом этапе все
специалисты работают над повышением уровня психологической
устойчивости ребенка и его семьи к негативным тенденциям и
воздействиям общества, над формированием восприятия болезни
как определенного жизненного стиля и поведения.
Цель второго направления психолого-педагогического
сопровождения – создание специальной развивающей среды, в
которой ребенок чувствует себя комфортно и может реализовать
имеющиеся у него возможности.
К формам специальной развивающей психологической среды
относятся различные тренинговые занятия, на которых решаются
как развивающие, так и коррекционные задачи; специальным
образом организованную игровую деятельность, в которой на
первое место выступают действия и поступки, полезные для
вхождения ребенка в реальную жизнь. Этой же цели служат
различные встречи, которые способствуют развитию у детей
необходимых коммуникативных качеств. В качестве особой формы
специальной развивающей среды также используется
психодиагностика, в которой заложен принцип самопознания и
саморазвития на основе анализа и использования данных,
полученных с помощью психодиагностических процедур.
В качестве целевой установки в рамках третьего направления
психолого-педагогического сопровождения мы определили
оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи
ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе
его обучения в условиях массовой общеобразовательной школы.
Ведущим специалистом на этом этапе является учитель-логопед.
Здесь осуществляется мониторинг адаптационного процесса
ребенка в условиях массовой школы. Регулярно проводится
изучение отношений ребенка с особыми образовательными
потребностями в жизнедеятельности и учебе в условиях школы;
изучение его взаимоотношений со сверстниками и учителями;
отношения к условиям учебы и организации досуга. При
проведении мониторингового обследования также используются
другие эмпирические методы: изучение документации (школьных
тетрадок ребенка, оценочных листов, дневниковых записей,
работающих с ним педагогов), экспертные оценки педагогов.
Мониторинг позволяет выявить общую картину поддержки ребенка
в школе, а также отслеживать изменения, достигнутые
применяемыми способами воздействия. Также ведётся работа с
классом, в котором учится ребенок, в направлении формирования у
детей установки на его принятие, понимание имеющихся у него
проблем, чувство товарищеской взаимопомощи и эмпатии. Кроме
того, учащиеся включаются в совместную деятельность реальную
или имитационную, где важную роль имеет взаимовыручка и
поддержка друг друга.
Четвертое направление предполагает работу с педагогическим
коллективом. Эта работа включает в себя поддержку по вопросам
психолого-педагогического сопровождения, организацию
психологической помощи участникам образовательного процесса,
организационно-методическую и правовую поддержку,
информационно-методическую поддержку.
В целом можно сформулировать ряд выводов. Обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья в современной школе
предполагает в качестве обязательного и необходимого элемента
работы коллектива психолого-педагогическое сопровождение всех
субъектов образования. Все участники образовательного процесса
(детей, родителей, педагогов, администрации учреждений,
ближайшего социального окружения) должны быть подготовлены к
включению особых детей в среду общеобразовательной школы. Эта
подготовка включает создание позитивных установок на
взаимодействие, воспитание толерантности у всех участников.
Особые требования предъявляются к формированию у педагогов
соответствующих компетенций — личностной, мотивационной,
коммуникативной, методической и др. готовности. При работе с
родителями важными являются такие направления работы как
профилактика неадекватной реакции на факт нарушения в развитии
ребенка; формирование адекватного отношения к проблемам
ребенка; снижение эмоционального дискомфорта; контроль
родителями собственных эмоциональных состояний; установление
адекватных детско-родительских отношений; укрепление
уверенности родителей в возможностях ребенка.
При этом позитивные изменения, которые наблюдаются в среде
родительской общественности и профессиональном сообществе
педагогов в результате комплекса информационно-методических,
организационных и психолого-педагогических мероприятий, дают
надежду на развитие современной школы как центра
образовательной инклюзии.
Литература:
1.
Артюшенко Н. П. Организационно – педагогическое условия
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
средствами инклюзивного образования: Дис. …к. п. н. / Н.П.
Артюшенко. – Томск, 2010. – 180 с.
2.
Бгажнокова, И. М Общее и специальное образование: пути к
взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова // –
Вопросы образования. – 2006. – №2. – С. 30–38.
3.
Малофеев Н. Н. Ипостаси инклюзии : похвальное слово
инклюзии / Н. Н. Малофеев // –Семья и школа: журнал для
родителей. – 2012. – №4. – С.2–4.
4.
Назарова Н. М. К проблеме разработки теоретических и
методологических основ образовательной интеграции / Н. М.
Назарова // – Психологическая наука и образование. – 2011. –
№3. – С.5–11.
5.
Юдина И. А. О международной научно–практической
конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски,
решения» / И. А. Юдина // – Дефектология. – 2012. – №1 –
С.88–94.
6.
Ямбург Е. А. Школа для всех // Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. – 2004. – № 3. – С. 9–18.