Напоминание

"Исследовательская работа на уроках окружающего мира"


Автор: Никитина Галина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Бузулук Оренбургская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Исследовательская работа на уроках окружающего мира"
Дата публикации: 22.04.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение города Бузулука

«Средняя общеобразовательная школа №10 имени Героя Советского Союза

Фёдора Константиновича Асеева»

Обобщение опыта работы

по теме «Исследовательская

деятельность на уроках окружающего

мира»

2017 год

БУЗУЛУК

Учитель: Никитина Галина Алексеевна

Организация исследовательской деятельности младших

школьников на уроках «Окружающего мира»

Все образовательные учреждения России с 1 сентября 2011 года перешли

на

новый

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего образования (ФГОСНОО). Стандарт предъявляет к

предмету «Окружающий мир» такие требования:

освоение доступных способов изучения природы и общества

(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с

получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в

открытом информационном пространстве);

• развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные

связи в окружающем мире.

Мы видим, что согласно новому стандарту дети должны овладеть

различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им

помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях,

извлекать

из

собственного

опыта

новые

знания,

использовать

ранее

накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно.

Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей

умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с

образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского

обучения.

В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-

новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и

учеником. В таких условиях исследовательская деятельность учащихся

начальных классов становится особенно актуальной.

Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира–

это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с

решением

учениками

творческой

исследовательской

задачи

с

заранее

неизвестным, но предполагаемым результатом.

Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся

общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы,

выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и

эксперименты,

делать

выводы

и

умозаключения,

классифицировать

и

структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои

идеи.

Этот

метода

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

учащихся(индивидуальную,

парную,

групповую),

которую

учащиеся

выполняют

в течение определенного отрезка

времени под умелым

руководством учителя.

Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо

готовить учеников младших классов постепенно.

Для развития исследовательской культуры младшего школьника в рамках

курса «Окружающий мир» необходимо реализовать следующие компоненты.

Развитие умения наблюдать – это и есть освоение учащимися приемов

логического

мышления.

Искусство

наблюдения

-

это

специально

организованное восприятие объектов в целях обучения. Что бы кратчайшим

путем привести ребенка к цели обучения– формированию четких понятий,

необходимо обращать его внимание на сущность предметов в отличие от их

изменчивых свойств.

Очень эффективны различные виды практических работ в уголке

природы: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за

ними.

Более высокой ступенью исследовательской деятельности учащихся

начальных классов является умение выражать суждения и умозаключения на

основе усвоенных понятий.

Суждение– акт мысли, который заключается в утверждении или

отрицании чего-либо.

Умозаключение основано на ряде суждений.

Основным методом создания исследовательской ситуации является

постановка проблемных вопросов, заданий, задач. Правильное определение

проблемы исследования учащимися во многом зависит от учителя. Не осознав

сущность

проблемы,

учащийся

не может

активно включится

в

познавательную деятельность. В связи с этим выдающийся психолог С.Л.

Рубинштейн утверждал: «…мыслить человек начинает, когда у него возникает

потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с

вопроса,

с

удивления

или

недоумения.

Этой

проблемной

ситуацией

определяется

вовлечение личности

в мыслительный процесс: он всегда

направлен на разрешение какой-то задачи… ».

Тематика исследовательской

работы

должна быть интересной и

выполнимой.

Здесь руководителю

исследовательской работой

важно

учитывать,

интерес

школьника

к

конкретному

явлению

или

объекту.

Абстрактные проблемы, фундаментальные или прикладные вопросы науки

далеко не каждому ученику могут быть понятными и посильными.

Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос,

предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им

наиболее интересны.

Проведение исследований.

Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача

педагога– играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает

себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать

самостоятельно. Задача– собрать нужные сведения, используя все доступные

источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по

результатам исследования.

Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии,

чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения.

Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным

каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.

В работе Прохорова С.Ю. « Организация экологических исследований в

начальной школе» автор отмечает, что ученик в процессе исследования

составляет схемы, таблицы, диаграммы, овладевает простейшими формами

систематизации учебного материала. Подбирает книги по теме, ориентируется

в структуре книги, использовать знания о структуре книги при ее выборе и

работе с нею, составляет каталог прочитанных книг.

Использовать в тех же целях элементы оформления книги(фотографии,

чертежи, карты, рисунки и т.д.). Обзор литературы помогает учащимся

свободно овладеть методом теоретического анализа, сравнения и обобщения,

ознакомится с научной терминологией, научится аргументировать свои ответы

на вопросы, задаваемые им по результатам исследования.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения,

проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое

главное и рассказать об этом одноклассникам. Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям;

классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

выявить и обозначить все замеченные парадоксы;

ранжировать основные идеи;

предложить метафоры и сравнения(сопоставления, схемы и др.);

выработать суждения и умозаключения;

сделать выводы;

указать пути дальнейшего изучения явления;

продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;

приготовить

тексты,

макеты,

схемы,

чертежи

для

иллюстрации

результатов исследования.

Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного

обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а

постараться передать эти сведения одноклассникам.

Благодаря

участию

в

исследовательской

деятельности

младшие

школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с книгой, ресурсами

сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные

результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и

защиты проекта.

Проведение

исследований

стимулирует

мыслительный

процесс,

направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская

деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого

педагога, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия

источников дополнительной информации, желания углубленно работать с

учащимися по изучению объектов окружающего мира.

Таким образом, повышается познавательная и творческая активность

учащихся, их учебная мотивация. Именно исследовательский подход в

обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не

пассивными потребителями готовой информации.

Роль курса природоведения в младших классах

Задачи курса природоведения вскрывают две органически переплетающиеся

стороны педагогического процесса – обучение и воспитание. Учитель должен

иметь в виду, что выработка материалистических убеждений возможна тогда,

когда

изучение

фактов

действительности

связано

с

обобщениями,

а

закономерности природы раскрыты на основе фактического материала. Данный

курс, как сказано выше, формирует у учащихся понятия об элементах живой и

неживой природы, сообщая новые признаки и свойства природных объектов и

явлений,

раскрывая

их

простейшие

взаимосвязи

и

взаимозависимости,

постепенно подводя к убеждению о единстве природы и ее непрерывном

изменении. Так, например, уже в 1 классе ребенок учится распознавать

некоторые деревья – березу, дуб, ель – по размеру, форме кроны, цвету ствола,

форме листьев. Во 2 классе дети узнают об отличии дерева от кустарника, о

делении деревьев на лиственные и хвойные. Дети узнают и запоминают части

дерева. В 3 классе учащиеся знакомятся с картинами природы в нашей стране,

узнают, что группа деревьев составляет лес, что в состав лесной полосы входят

тайга (хвойный лес), смешанный и лиственный лес. Таким образом, вновь

расширяется

понятие

о

лесе,

о

хвойных,

широколиственных

и

мелколиственных деревьях. В 4 классе дети знакомятся с лесом как средой

обитания определенных растений и животных, с комплексом природных

условий: температура воздуха и почвы, влажность, освещенность и т.п.

Формирование

основных

понятий

курса

окружающего

мира

пре-

дусматривает организацию систематических и целенаправленных наблюдений

детьми на уроке и самостоятельных наблюдений в природе. Путем сравнения и

обобщения результатов наблюдений дети устанавливают причинные связи

между явлениями в природе – между направлением ветра и изменениями

погоды. В процессе наблюдений дети учатся выявлять существенные признаки

и свойства объектов и явлении природы. Так, на основе опытов, изучения

материала коллекций учащиеся узнают свойства угля и нефти, воды и воздуха,

учатся различать минералы, определять плодородие почв и т. д.

Богатейший фактический материал для этого курса в младших классах

дает

краеведческая

работа:

наблюдения

с

последующей

схематической

фиксацией сезонных изменении в живой и неживой природе родного края;

знакомство с разнообразием природы – полезными ископаемыми, почвами,

растительностью и животным миром; сбор коллекций, гербариев местной

флоры; изучение деятельности населения по охране, использованию и

преобразованию природы в своей местности.

Учитель так должен направлять познание детьми природы, чтобы у них

развивалась и крепла любовь к природе и забота о сохранении ее богатств.

Непосредственное общение с природой и ее элементами на экскурсиях, во

время

практических

занятий

способствует

эстетическому

воспитанию

учащихся. Звездное небо, весенний лес, снегопад, ледоход, красиво цветущие

комнатные или луговые растения, художественное оформление биологического

кабинета и уроков о родной природе – все это воспитывает у детей чувство

любви к природе, а сочетание познания с живым чувством содействует

развитию

устойчивого

познавательного

интереса

к

природе.

Курс

природоведения предусматривает приобретение детьми практических умений

(наблюдение за температурой воздуха по термометру, направление ветра по

флюгеру, фиксация основные явлений погоды с помощью условных знаков,

ориентирование на местности по солнцу и по компасу и т.п.). Выработка

практических умений способствует развитию коллективизма и трудовому

воспитанию школьников. Знания учащихся о природе становятся более

осмысленными, когда очевидна их значимость и возможность применить на

практике. Учащиеся знакомятся с разнообразием трудовой деятельности

населения – со способами добычи и использования полезных ископаемых,

выведением и хозяйственным использованием растений и животных, с

достижениями науки в освоении космического пространства, в покорении

воздушного океана, в использовании энергетических ресурсов, в процессе всех

отраслей

народного

хозяйства

страны.

Такие

осмысленные

знания

способствуют развитию чувства гордости за Родину, являются основой

патриотического воспитания.

Все выше сказанное необходимо для детей как подготовка к обучению

географии, естествознанию и других предметов, связанных с природой, в

старших классах.

Виды исследовательской деятельности при изучении курса

«Окружающий мир» в начальных классах

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого

возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская

работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником

на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в

природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований,

наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать

экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья

поведению.

К сожалению, во многих школах уроки окружающего мира, экологии

ограничиваются стенами классной комнаты. Дети изучают природу только по

книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на

картинках, но не узнают их в природе. Это объясняется многими причинами:

большим количеством учеников в классе, ограниченным количеством часов,

выделяемых на естественнонаучные предметы, удаленностью большинства

школ от природных объектов и т.п. Хотя бы частному решению проблемы

может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках

экологических проектов. В настоящее время в реализации различных

экологических

проектов

принимают

участие

все

больше

школьников

старшего и среднего возраста. Однако опыт показал, что и учащиеся младших

классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе,

естественно, на доступном для них уровне.

Использование исследовательских заданий при знакомстве с

изменениями в природе

Окружающий мир как учебный предмет имеет большие возможности для

образования и воспитания школьников. Образовательные задачи определены

содержанием новой программы данного курса. Учащиеся начальных классов

получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с

некоторыми производствами и трудом людей своей области (края), района,

города, села. В содержание образования и воспитания данного курса входит

непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения

наблюдений, постановки опытов с растениями и животными, ознакомления

школьников с трудовой деятельностью человека, а также практическое участие

школьников в труде.

Природоведческий материал изучается учащимися уже начиная с 1

класса. При ознакомлении школьников с окружающим миром накапливаются и

формируются знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их

изменениях. Во 2 классе природоведческие знания расширяются, объекты

природы изучаются в связи с сезонными изменениями, поэтому с многими

явлениями в природе учащиеся знакомятся по временам года. Например,

изучают растения в разные времена года. Особое место здесь уделяется

наблюдению за изменениями в жизни растений осенью, зимой, весной.

Программа 3-4 классов является прямым продолжением и развитием ранее

полученных

знаний,

которые

являются

основой

для

усвоения

естественнонаучных дисциплин в последующих классах. Поэтому содержание

курса природоведения включает в себя элементы различных наук о растениях,

животных, человеке, знания о поверхности Земли, ее недрах, почве, погоде,

климате и др.

Образовательные

и

воспитательные

задачи

в

процессе

обучения

решаются комплексно. В единстве с обучением осуществляется всестороннее

воспитание; оно включает в себя формирование у школьников научного

мировоззрения; научно-атеистическое, патриотическое и интернациональное,

экологическое

и

эстетическое,

санитарно-гигиеническое,

физическое

и

трудовое воспитание. Задачи, всестороннего воспитания: привить школьникам

навыки культуры труда и любви к людям труда, познакомить с различными

профессиями и на этой основе проводить профориентационную работу. Одной

из задач воспитания является формирование научного мировоззрения. В

содержании курса школьного природоведения заложены большие возможности

для ее решения. Сообщая детям элементарные сведения о неживой и живой

природе, о труде людей, учитель показывает, как взаимосвязаны объекты

природы, какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека.

Уже в 1 классе при изучении темы "Наша школа" проводится урок на

пришкольном участке, где учащиеся знакомятся с изменениями в жизни

растений осенью, а позднее убеждаются, что с наступлением холодов желтеют

и опадают листья на деревьях, исчезают насекомые, многие птицы улетают на

юг. В процессе дальнейшего общения с природой у детей накапливаются

знания о том, что с наступлением тепла появляются новые листья, зеленеет и

растет трава. Во 2 классе наблюдения за объектами живой природы

продолжаются. На основе материалов экскурсий, кратких записей в "Дневнике

наблюдений" устанавливаются взаимосвязи в неживой и живой природе. На

конкретных примерах выясняется, какие сезонные изменения характерны для

растений и животных в определенное время года. Знания об изменениях в

природе учащиеся лучше усваивают в процессе проведения непосредственных

наблюдений за растениями и животными. При этом очень важно учить детей

самостоятельно выражать свои мысли, объяснять наблюдаемое явление.

Понимание

взаимосвязей

в

живой

и

неживой

природе

накапливается

постепенно. В 3 классе при изучении данного курса учащиеся используют уже

имеющиеся знания, полученные в процессе наблюдения за объектами природы.

Школьники усваивают зависимость живых объектов природы от погодных

условий и на этой основе устанавливают многосторонние взаимосвязи живой и

неживой природы. Знания о взаимосвязях в природе позволяют учащимся

самостоятельно делать выводы об изменениях в живой природе в зависимости

от времени года. В 4 классе имеются большие возможности для формирования

у учащихся научного миропонимания при изучении неживой и живой природы.

На конкретных примерах показывается взаимосвязь целых экологических

групп, например луга, леса, водоема, поля. Последовательное развитие знаний о

природе,

постоянное

ведение

"Дневников

наблюдений"

способствуют

формированию у школьников убеждения в том, что развитие живой природы

является закономерным явлением и вполне объяснимо.

Содержание материала позволяет не только раскрыть перед учащимися

основные закономерности изменений в природе, но и объяснить причинно-

следственные связи и на этой основе придать каждому факту, процессу или

явлению наилучшее истолкование и обоснование. Формирование научного

мировоззрения

тесно

связано

с

осуществлением

научно-атеистического

воспитания учащихся, главная задача которого – научить детей правильно

понимать и объяснять явления природы. Работу по научно-атеистическому

воспитанию

следует

проводить

на

уроках,

внеклассных

занятиях

по

природоведению, в процессе общения учителя с родителями, индивидуально с

учащимися, используя при этом разнообразные формы, методы и средства

обучения, приобщая учащихся к самостоятельному осмыслению изученных

явлений природы.

На современном этапе большое внимание уделяется эстетическому

воспитанию учащихся, главная задача которого – формирование у детей

чувства прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа.

В процессе изучения природы раскрываются ее красота и многообразие. К. Д.

Ушинский писал, что день, проведенный ребенком посреди рощ, полей, стоит

многих недель, проведенных на учебной скамье. Общение с природой научит

школьника слушать музыку леса: шелест листвы, пение птиц, шум деревьев,

журчание воды, чувствовать многообразие запахов цветов, видеть красоту и

разнообразие красок – все это вызывает эстетические переживания, не

оставляет детскую душу равнодушной. В начальных классах необходимо в

первую очередь обращать внимание детей на красоту формы, внешний вид

растения или животного, особенности окраски, эстетические признаки и на

этой основе формировать у школьников конкретные знания и представления о

явлениях природы. Например, в 3 классе проводится экскурсия в лес или парк с

целью наблюдения за весенними, изменениями в жизни растений и животных.

В самом начале экскурсии учитель обращает внимание детей на то, как

преобразился парк весной: листья деревьев окрашены в ярко-зеленый цвет, на

березах

появились

сережки

и

т.д.

Учитель

предлагает

школьникам

остановиться и послушать шелест листьев, а затем объяснить, есть ли что

общее в шелесте листьев с тихой музыкой. Затем он может предложить

учащимся прочитать стихи о природе или сделает это сам. Для эстетического

воспитания учащихся немаловажное значение имеют культура учебного труда,

чистота рабочего места, создание соответствующих условий для работы с

объектами

природы.

Аккуратно

выполненная

и

красиво

оформленная

коллекция насекомых или растений помогает детям видеть не только

результаты своего труда, но и получать от него эстетическое наслаждение.

Задачи экологического воспитания – формирование у школьников

бережного отношения к природной среде. Важнейшей частью экологического

воспитания школьников является природоохранительная работа. Она включает

в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной

книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, выполнение

разнообразной посильной общественно полезной работы по охране природы

своей местности. Задача учителя: простым доступным языком объяснить и

показать детям на конкретных примерах, что человек – это часть природы, без

которой его жизнь невозможна. Например, в процессе изучения темы "Природа

нашего края. Важнейшие полезные ископаемые". В начале урока учитель

сообщает о добыче полезных ископаемых и подводит учащихся к выводу о

значении полезных ископаемых в жизни человека, затем обращается внимание

детей на необходимость охраны полезных ископаемых. После изучения темы

учащиеся должны усвоить, что добыча полезных ископаемых связана с

изменением и нарушением природного комплекса (лучше всего это показать на

примере местных карьеров во время экскурсий или при просмотре учебного

фильма); поэтому добыча полезных ископаемых проводится планово, с учетом

всех особенностей данной местности. На таких примерах формируются

понятия

об

экологическом

равновесии

и

причинах

его

нарушения.

Экологическое воспитание в начальных классах

связано с выполнением

конкретной природоохранной работы: изучение охраняемых объектов своей

местности, общественно полезная работа по выращиванию растений, уход за

животными, изготовление и развешивание кормушек для птиц, уход за

молодыми

посадками

в

лесничествах,

изучение

научно-популярной

литературы, просмотр передач по природоохранной тематике, экскурсии в

природу.

Необходимо воспитывать у школьников правила и нормы поведения в

природе, систематически и последовательно добиваться, чтобы эти правила

стали привычкой и убеждением. Во всей учебно-воспитательной экологической

работе важно подчеркивать, что запасы природы ограничены, что всякое грубое

вмешательство

ведет

к

загрязнению

воды

и

воздуха,

сокращению

и

исчезновению растений и животных.

Санитарно-гигиеническое воспитание предусматривает последовательное

расширение

у

учащихся

гигиенических

знаний

в

процессе

учебно-

воспитательной работы, развитие физической культуры, выполнение режима

питания,

проведение

профилактических

мероприятий,

предупреждающих

заболевания и травмы. Задача учителя – научить детей следить за собой,

правильно мыть руки, чистить зубы, причесываться и т.п.

Большое место в процессе обучения природоведению занимает выработка

практических умений и навыков. Процесс этот длительный и требует

систематической и целенаправленной работы. Например, при изучении

устройства и работы термометра у учащихся формируются умения определять

различную температуру воды, фиксировать результаты работы в "Дневнике

наблюдений". На этом же уроке используются имеющиеся знания и умения

наблюдать за погодой. Учащиеся "читают" записи из "Дневника наблюдений",

и это позволяет отрабатывать умения определять температуру "плюс" и

"минус", объяснять, что значит, например, 10 градусов тепла и 10 градусов

мороза и т. д. На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся

ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные

объекты, самостоятельно изготавливать несложные пособия: схематические

рисунки, гербарии, коллекции, выполнять практическую работу на учебно-

опытном участке.

Систематически

осуществляемое

трудовое

воспитание

в

процессе

обучения, вовлечение школьников в посильный общественно полезный труд

являются важнейшими условиями формирования сознательного отношения к

учебе, развития нравственных, интеллектуальных и физических черт личности.

Исследовательская деятельность в уголке живой природы

Уголок живой природы – это не только место для хранения живых

растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для

проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в

уголке живой природы следует с 1 класса. Уголок живой природы может быть в

кабинете естествознания и являться его составной частью.

Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена,

отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания

растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную

температуру: это является оптимальным условием для роста растений и

содержания животных. Растения уголка живой природы подбираются в

соответствии с учебной программой. Наибольшее многообразие представляют

комнатные растения. Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их

примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов

растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую

работу по выращиванию. Наиболее распространенные комнатные растения:

аспидистра, аспарагус, алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка,

колеус,

различные

виды

кактусов,

кипарис,

монстера,

пеларгония,

папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия.В

уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы,

плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды,

бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы,

земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи),

птицы и мелкие млекопитающие.

Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка

живой природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют

холодноводных

рыб

(карася,

красноперку,

вьюна,

гамбузию,

гуппи);

тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).

Из класса пресмыкающихся в школе содержатся черепахи. Для уголка

живой природы можно приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание

черепахи для начальных классов не представляет трудностей. Местом для

обитания черепахи является террариум или даже ящик. Ставить его лучше на

деревянную подставку или какое-либо возвышение ближе к батарее.

Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать

определенные условия,

так как птицы в отличие от земноводных

и

пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более

подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание,

поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой

природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного

количества певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы

рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугаи, канарейки. Птицы

изучаются

во

всех

начальных

классах,

поэтому

необходимо

научить

школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами.

В

уголке

живой

природы

содержат

ограниченное

количество

млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также

белые мыши и морские свинки.

Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения

санитарно-гигиенических

правил,

поэтому

нельзя

приносить

в

школу

случайных животных. Для создания нормальных условий животным в уголке

живой

природы

необходимо

соблюдать

самые

элементарные

правила:

проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны

находиться только лица, имеющие отношение к их уходу и выращиванию; с

целью обеспечения техники безопасности на окнах в уголке живой природы

должна быть металлическая сетка; в помещении должна быть вода; форточки

необходимо ежедневно открывать для проветривания; растения и животные

должны

периодически

дезинфицироваться.

Санитарной

обработке

подвергаются клетки, вольеры, инвентарь.

В краеведческом уголке должны быть стенды и другие материалы, харак-

теризующие объекты природы своей местности, охраняемые растения и

животные, иллюстрирующие достижения в области сельского хозяйства и т. д.

Уголок живой природы для младших классов школы имеет важное

значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними

наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу

за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности,

повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к

природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у

школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего

зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с

окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и

процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы

является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе.

Он

способствует

наилучшему

осуществлению

экологического

и

природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспи-

танию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и

нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка

живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и

исследовательских

работ,

способствующих

подтверждению

знаний

на

практике,

а

затем

использованию

приобретенных

знаний

на

уроках

естествознания и географии.

Исследовательская деятельность на экскурсии

Беседа и рассказ учителя как методика обучению анализу и сравнению

объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках

природоведения в классах начальной школы.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях

обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать,

устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы,

способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей

действительности. В I классе дети не изучают природоведение, а знакомятся с

отдельными элементами и

явлениями природы

во

время наблюдений,

экскурсий, чтения статей из книги для чтения за 1 класс.

Для

знакомства

с

сезонными

изменениями

в

природе

наряду

с

наблюдениями программой для I

класса

предусматривается проведение

экскурсий.

Первую экскурсию в природу учитель проводит с целью показа детям,

что происходит в природе ранней осенью.

Прежде чем повести детей на экскурсию учитель должен изучить место

экскурсии, выбрать именно ту часть леса или парка где растут лиственные и

хвойные растения, наметить наиболее короткий и удобный путь от школы,

места для бесед и отдыха.

На экскурсиях учитель начальных классов должен проводить работу по

уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию

материалистического мировоззрения, развитию логического мышления,

воспитанию

эстетических

чувств,

приобретение

учащимися

умения

наблюдать в природе.

Экскурсии проводятся непосредственно в природу, в музей, на

выставку, в ботанический сад, в зоопарк, на фабрику, на водоёмы

окрестностей, и т.д.

Они бывают:

Учебные (программные)

Внеучебные (непрограммные)

Учебные экскурсии можно проводить до изучения темы (вводные

экскурсии), например в III классе для ознакомления с ландшафтом своей

местности, или после изучения темы (обобщающие экскурсии), например во

II классе после изучения каждого времени года.

Каждую

экскурсию

руководитель

заранее

тщательно

готовит.

Предварительно ему необходимо самому побывать на месте проведения

экскурсии; найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и

определить маршрут, удобные места для остановок; продумать характер

самостоятельных наблюдений учащимися; выяснить, что ребята могут

собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведения

экскурсии; наметить основные вопросы для итоговой беседы.

Должны быть подготовлены к экскурсии и учащиеся. Учитель

знакомит детей с задачами и целью экскурсии; на уроке, предшествующем

экскурсии, ставит перед учащимися вопросы, которые они должны будут

решить на экскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора

природного материала.

Успех экскурсии во многом зависит от ее организации. С этой целью

класс можно разделить на небольшие группы (по 5—6 человек) и назначить в

каждой старшего, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.

Каждая группа имеет соответствующее снаряжение: компас, лопатки, папки

для гербария, этикетки, баночки, лупу и т. п. в зависимости от характера

экскурсии.

Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть,

узнать в природе.

Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет

структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут.

Например, вот как можно провести зимнюю экскурсию во II классе.

Содержание экскурсии: определение признаков зимы, свойств снега и

льда, характерных признаков лиственных и хвойных деревьев; наблюдение за

жизнью зимующих птиц, растений и зверей, деятельностью человека по

охране природы.

Методы и виды работ:

*беседа,

* рассказ учителя,

* наблюдения,

* практическая работа,

* исследовательская работа,

* обработка собранного материала.

Маршрут и объекты для наблюдений:

дорога, пруд или озеро, лес; зимующие птицы (ворона, галка, сорока,

воробей, синица, дятел, снегирь); деревья (береза, липа, дуб, сосна, ель);

растения под снегом; насекомые и их личинки под корой или в старом пне;

следы на снегу.

Во время экскурсии дети собирают веточки и плоды отдельных

деревьев и кустарников, упавшие кусочки коры, сухие стебли трав,

выкапывают из-под снега одно зеленое растение. Если в лесу дети найдут

шишки, расклеванные птицами, обгрызенные белкой, или какие-нибудь

другие следы жизни леса, то их тоже надо принести в класс. Хорошо, если

учителю, а может быть, и ученику удастся сделать несколько фотоснимков.

Желательно увидеть

деятельность

человека по охране природы

(подкормку птиц, искусственные гнездовья, кормовые столики для птиц и

других животных и т. д.) и самим принять непосредственное участие в этой

работе.

В конце экскурсии учитель проводит беседу по следующим вопросам:

как выглядят зимой лиственные и хвойные деревья и кустарники? Какое

значение для жизни растений имеет снег? Каких животных можно наблюдать

зимой в лесу, по дороге в лес, на пруду или озере? Чем питаются зимующие

птицы?

В последующие дни дети оформят из материалов экскурсии выставку в

уголке природы. Собранные материалы можно использовать на предметных

уроках природоведения, а также на уроках чтения, изобразительного

искусства, трудового обучения.

Подобные

экскурсии имеют не

только образовательные

задачи

(освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые

происходят

при

этом

в

растительном

и

животном

мире),

но

и

воспитательные. Надо уже с I класса воспитывать в детях любовь к природе,

помогать им видеть в окружающей их природе прекрасное, открывать для

них мир больших чувств и мыслей, делать ребят защитниками, друзьями

природы.

В III классе экскурсии связаны с изучением своего края, своей

местности. Перед каждой экскурсией учитель должен провести большую

подготовительную работу, познакомиться с планом местности, с отдельными

элементами природы по намеченному маршруту, прочитать о растениях и

животных своей местности, разработать индивидуальные задания для

учащихся и т. д. Особенно надо обратить внимание на самостоятельную

работу учащихся во время экскурсий.

На

экскурсии

у

третьеклассников

формируют

правильные

представления о холме и его высоте, равнине, оврагах, местных водоемах

(реке,

озере,

пруде),

их

расположении,

особенностях,

хозяйственном

использовании человеком.

Знакомство

с

растительным

и

животным

миром

лучше

всего

организовать при проведении комплексных экскурсий. Надо стремиться к

тому,

чтобы

учащиеся

могли

бы

сами

открывать

те

связи

и

взаимозависимости, которые существуют между животными и растениями.

Так, на экскурсии к водоёму можно показать эту связь на примере лягушки,

которая питается в основном насекомыми. Уничтожение лягушек ведёт к

тому, что комары и мошки размножатся в районе водоёма в огромном

количестве.

Собранный на экскурсии материал оформляют соответствующим

образом и используют на различных уроках.

Заключение

Долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребёнка

должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы

самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе

различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах,

практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи,

заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-

творческого потенциала личности ребёнка к реальным действиям. Одним из

самых

действенных

шагов

в

этом

направлении

является

активное

использование исследовательских методов в образовании.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности

школьника

шли

интенсивно,

нам

необходимо

стимулировать

его

исследовательскую активность, поддерживать в ученике жажду новых

впечатлений,

любознательность,

стремление

экспериментировать,

самостоятельно

искать

истину.

Естественно,

что

одной

поддержки

недостаточно. Ученика необходимо вооружить специальными знаниями,

умениями и навыками исследовательской деятельности.

Задача общеобразовательной школы заключается, прежде всего, в

подготовке

учащихся

быть

адекватными

окружающей

биологической

действительности.

Один

из

перспективных

методов

достижения

образованности

выпускников

школы

это

исследовательская

работа

учащихся, выполняемая под руководством учителя,

Таким

образом,

в

процессе

исследовательской

деятельности

у

учащихся формируются следующие качества и навыки:

способность к самореализации,

* умение работать в исследовательском режиме по отношению к

собственной деятельности,

инициативность, изобретательность,

смекалка,

готовность и способность к придумыванию,

нестандартность, самобытность мышления;

чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям,

склонность к творческому сомнению, способность к генерации идей, их

продуцированию.

Организация

исследовательской

деятельности

позволяет

учителям-предметникам развивать у обучающихся качества следующих

составляющих созидающей личности:

человека творческого:

создает исследовательскую среду как на

уроках, так и во внеурочной деятельности;

человека

нравственного,

родового:

помогает

принципиально

принять многополярность окружающего мира, взаимность сосуществования

различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей;



В раздел образования