"Роль музыкальной деятельности в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Мартиросян Алла Геворговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ детский сад № 11 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: педагогический опыт Тема: "Роль музыкальной деятельности в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Роль музыкальной деятельности в нравственном воспитании
детей старшего дошкольного возраста
Мартиросян Алла Геворговна
Нравственное воспитание подрастающего поколения в современных условиях – это
одно
из
важнейших
направлений
в
воспитательной
работе
в
российской
системе
образования.
Сейчас
этому
вопросу
уделяется
особое
внимание
в
связи
со
сложившимися
реалиями.
Об
этом
говорил
Президент
Российской
Федерации
Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".
Человек
живёт
в
обществе
и
не
может
быть
свободным
от
требований
этого
общества.
Эти
требования
касаются
в
первую
очередь
моральных,
нравственных
качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не
возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и
общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В
этих
требованиях
заключены
обязанности
каждого
человека
по
отношению
к
обществу, к другим людям, к самому себе.
Нравственное воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на
любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине является
центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии
с окружающим миром».
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
*
осознание
требований
и
норм
общественной
морали,
выработка
нравственных
убеждений, мировоззрения;
* развитие у детей чувства патриотизма;
* развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками,
заботы и внимания к окружающим людям;
* выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
* формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в
работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
* формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои
личные интересы общественным;
*
формирование
таких
черт
характера,
как:
принципиальность
и
стойкость
в
убеждениях,
правдивость,
целеустремленность
и
творческое
отношение
к
труду,
непримиримость к несправедливости, тунеядству;
* формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто
так
не
возвышает
личность,
как
активная
жизненная
позиция,
сознательное
отношение
к
общественному
долгу,
когда
единство
слова
и
дела
становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная
цель нравственного воспитания». (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А.
Сластинин и др.)
Три наиболее актуальных в настоящее время направления в воспитании детей –
нравственное
и
его
неразрывные
составляющие
-
патриотическое
и
культурное
неразрывно
связаны
между
собой.
Нельзя
представить
себе
патриота
человеком
безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три
направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый
день.
Дошкольное
детство
-
важнейший
период
в
нравственном
становлении
личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря
целенаправленным
педагогическим
воздействиям,
ознакомлению
ребенка
с
нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является
для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений,
усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у
него формируется эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру.
У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с
детских лет дети любили и знали край, где живут, гордились за свою страну, ее
историю, свой народ.
Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма,
как
важной
составляющей
нравственного
воспитания:
любовь
и
привязанность
к
Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь
и умножать богатство, начинают усваиваться и другие духовно-нравственные ценности
общества.
Нравственное
и
патриотическое
воспитание
дошкольников
включает
в
себя
передачу им знаний и организацию доступной деятельности в этом направлении.
Современные исследования посвящаются проблемам приобщения дошкольников
к
истории,
культуре,
социальной
жизни
родного
города,
а
через
него
Отечества,
связаны
с
изучением
механизмов
социализации,
формирования
социальной
компетентности
ребенка,
осознания
ребенком
самого
себя,
как
представителя
не
только человеческого рода, но и представителя определенной страны, национальности,
восприятие детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности
взрослых и т.д.
Базовым
этапом
формирования
у
детей
любви
к
Родине
следует
считать
накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился
человек.
Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой,
эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни,
творчески активной, развитой интеллектуально и физически.
«Музыка
является
самым
чудодейственным,
самым
тонким
средством
привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так
музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка
развивает
сферу
чувств,
способствует
самопознанию.
Гармоническое
развитие
личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает
одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет
радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем
мире,
людях,
их
взаимоотношениях.
Она
может
увести
в
мир
грез,
оказаться
враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в
тех случаях, когда все другие средства не эффективны.
Музыка
эмоциональна
по
своей
сущности,
по
своему
непосредственному
содержанию.
По
выражению
Б.М.
Теплова,
благодаря
столь
замечательным
особенностям,
она
становится
«эмоциональным
познанием»
и
создает
ни
с
чем
несравнимые
возможности
для
развития
эмоциональной
сферы
человека,
в
особенности в детстве.
Дети
и
вообще
учащиеся
готовятся
к
жизни
в
отечестве
и
среди
соотечественников. Следовательно, чтобы дети вышли более счастливыми в своей
жизни, необходимо воспитывать в них любовь к отечеству и соотечественникам, так
чтобы жить в среде последних было для них внутреннею потребностью и вместе с тем
своего рода счастьем.
Любовь
к
отечеству
и
соотечественникам
и
служение
им
есть
высокий
нравственный
долг
каждого
гражданина.
Выполнение
этого
долга
обыкновенно
доставляет человеку внутреннее довольство, счастье. Следовательно, желая сделать
детей
счастливыми,
внутренне
довольными,
надо
внедрять
в
их
души
любовь
к
отечеству и желание служить ему.
Педагог, осуществляющий нравственное воспитание детей, должен стремиться
использовать
на
занятиях
музыкальные
произведения,
ценные
в
воспитательном
отношении, раскрывать перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми
и любимыми.
Если исходить из позиции, что развитие творческих способностей детей и их
нравственное
воспитание
-
это
составная
часть
всей
работы
музыкального
руководителя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе
опираться на общие результаты музыкального развития детей.
Правда, существует при этом определенного рода формальность, т. к. результат -
это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший
показатель
музыкального
развития
творческих
способностей
и
чувства
нравственности, патриотизма и культуры детей - это участие ребёнка (детей).
Особая
роль
в
решении
задач
музыкально-нравственного
воспитания
детей
принадлежит
занятиям.
Это
специальная
форма
организации
педагогического
процесса.
Они
носят
обязательный
характер,
осуществляются
под
руководством
взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех
детей
группы.
Все
это
позволяет
строить
нравственное
воспитание
детей
по
программе.
На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально
—
нравственных
и
воспитательно-образовательных
задач.
В
ходе
активной
музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки
и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения
песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских
музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса,
развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию
нравственно-эстетических качеств личности.