Напоминание

"Роль музыкальной деятельности в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Мартиросян Алла Геворговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 11
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Роль музыкальной деятельности в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль музыкальной деятельности в нравственном воспитании

детей старшего дошкольного возраста
Мартиросян Алла Геворговна Нравственное воспитание подрастающего поколения в современных условиях – это одно из важнейших направлений в воспитательной работе в российской системе образования. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию". Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе. Нравственное воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине является центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром». Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так: * осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения; * развитие у детей чувства патриотизма; * развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям; * выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям; * формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия; * формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным; * формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; * формирование навыков культуры поведения и др. «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания». (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластинин и др.)
Три наиболее актуальных в настоящее время направления в воспитании детей – нравственное и его неразрывные составляющие - патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота человеком безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день. Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру. У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет дети любили и знали край, где живут, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, как важной составляющей нравственного воспитания: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство, начинают усваиваться и другие духовно-нравственные ценности общества. Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности в этом направлении. Современные исследования посвящаются проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознания ребенком самого себя, как представителя не только человеческого рода, но и представителя определенной страны, национальности, восприятие детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению Б.М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве. Дети и вообще учащиеся готовятся к жизни в отечестве и среди соотечественников. Следовательно, чтобы дети вышли более счастливыми в своей жизни, необходимо воспитывать в них любовь к отечеству и соотечественникам, так чтобы жить в среде последних было для них внутреннею потребностью и вместе с тем своего рода счастьем. Любовь к отечеству и соотечественникам и служение им есть высокий нравственный долг каждого гражданина. Выполнение этого долга обыкновенно доставляет человеку внутреннее довольство, счастье. Следовательно, желая сделать детей счастливыми, внутренне довольными, надо внедрять в их души любовь к отечеству и желание служить ему. Педагог, осуществляющий нравственное воспитание детей, должен стремиться использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, раскрывать перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Если исходить из позиции, что развитие творческих способностей детей и их нравственное воспитание - это составная часть всей работы музыкального руководителя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты музыкального развития детей. Правда, существует при этом определенного рода формальность, т. к. результат - это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший показатель музыкального развития творческих способностей и чувства нравственности, патриотизма и культуры детей - это участие ребёнка (детей). Особая роль в решении задач музыкально-нравственного воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех
детей группы. Все это позволяет строить нравственное воспитание детей по программе. На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально — нравственных и воспитательно-образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.


В раздел образования