Автор: Оксана Николаевна Рычкова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 поселка Смидович
Населённый пункт: ЕАО пос. Смидович
Наименование материала: методическая разработка урока литературы
Тема: Стихотворение Дона Аминадо "Города и годы"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока литературы
Класс: 5
Тема урока: Дон Аминадо «Города и годы»
Цели урока:
Образовательные: формирование умения анализировать текст художественного поэтического произведения,
Развивающие: развитие способностей работы в группах; развитие умения делать выводы, выражать свои мысли,
совершенствовать речевые умения.
Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине.
Личностные УУД: формирование патриотизма как нравственной ценности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: формулировать цели урока, иметь способность к целеполаганию, уметь планировать свою
деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
Познавательные УУД: находить изобразительные средства языка, нужную информацию в тексте
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующей возрасту, уметь
понимать тему высказывания по содержанию, заголовку; учитывать чужие мнения в совместной работе,
договариваться и приходить к общему решению
Оборудование:
мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, видеоролик, учебник, раздаточный материал с заданиями.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап мотивации
(самоопределения)
к учебной
деятельности
Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на работу. Организация
рабочего места
Приветствие. Проверка
организации рабочего
места. Психологический
настрой на урок
Этап актуализации
и пробного
учебного действия
5 минут
НА СЛАЙДЕ
портреты поэтов и
писателей из
раздела «Поэты 20
века о Родине,
родной природе и
о себе»
СЛАЙД С
ПОРТРЕТОМ
ДОНА
АМИНАДО
СЛОВАРНАЯ
РАБОТА
Фельетонист,
эмиграция,
даровитый
Эпиграф урока
Россия без каждого из нас обойтись может,
но никто из нас без нее не сможет обойтись…
И.С.Тургенев
- Что вы можете сказать об этих людях? (Поэты, изучали их творчество)
- Чем они связаны? (писали стихи о Родине)
- Какова главная тема этих стихотворений? (показать красоту Родины,
передать свою любовь к ней)
- Родина – одно из главных понятий нашего урока
- Чей портрет вам незнаком?
- На странице 155 прочтите имя поэта и название его стихотворения
- Как зовут этого человека
- Это еще одно главное понятие урока
- А сейчас задайте вопрос, который свяжет оба главных понятия урока (как
Дон Аминадо относится к Родине, какой ее изображает)
- Определите учебные задачи урока
А) познакомиться с биографией автора и его стихотворением
Б) проанализировать стихотворение, определить его тему, идею, отношение
автора к родине
В) найти изобразительные средства языка
Г) научиться выразительно читать
- Прочтите информацию об авторе в учебнике (30-40 секунд), подчеркните
непонятные слова и попробуйте их объяснить
- Предположите, какие чувства Дон Аминадо испытывает к своей Родине.
Ответ аргументируйте
(Скучает, тоскует, испытывает ностальгию, т.к. уехал в эмиграцию)
Отвечают на вопросы
Определяют учебные
задачи урока
Читают текст
Определяют лексическое
значение слов
Отвечают на вопросы
Фельетонист – писатель, журна-
Вывод:
испытывает
чувство
ностальгии
- Каким вы увидели автора стихотворения? (талантливый, побывавший во
многих местах, большую часть жизни прожил в эмиграции, тоскующий по
Родине)
лист, автор фельетонов
Фельетон – газетная или журналь-
ная статья на злободневную тему,
использующая юмористические
или сатирические приемы изложе-
ния (инд. работа с толковым
словарем)
Эмиграция – вынужденное или
добровольное переселение в
другую страну по каким-то
причинам
Даровитый - талантливый
Этап выявления
места и причины
затруднения
6 минут
Почему
настроение
стихотворения
грустное?
КАРТА
Вывод: это запах
Родины, а она
дорога вне
зависимости от
того, приятный
или неприятный
запах
- Прослушайте стихотворение (РОЛИК) и определите его настроение.
- Какое настроение у этого стихотворения? (грустное)
- Почему стихотворение о путешествии, о различных городах окрашено в
грустные тона?
- Прочтите первые пять четверостиший
Отвечайте на мои вопросы по номерам
- Где находятся эти города? (за границей, в разных странах)
- Через что автор стихотворения воспринимает города? (Запах)
- Определите знаками «+» или «-» запах каждого города
Время выполнения работы – 1 минута
- Прочтите еще раз первую строфу и выполните задание № 1 20 секунд
на обдумывание
- Сделайте вывод (это запах Родины,)
Смотрят ролик, отвечают
на вопросы
Лондон –
Неаполь –
Гамбург -
Севилья +-
Париж +
Почему неприятные
запахи могут быть
желанными и любимыми
для жителей этих городов?
Структура «запись
мыслей»
Этап построения
проекта выхода из
затруднения
4 минуты
- Прочтите оставшиеся четверостишия и найдите строчки, в которых
выражена главная мысль стихотворения
- Почему вы так считаете? Как вы понимаете данные строки?
- Какие чувства автора выразились в этих словах? (ностальгия)
Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний
полдень,
Вывод: чувства
ностальгии
- Правы ли мы были в наших предположениях?
Это русский запах снега
Этап построенного
проекта и решения
исходной задачи
5 минут
Вывод1: запах
снега, снег –
это поэтическое
обобщение,
символ России
Вывод 2: Россия –
неделимое
понятие,
это Родина
- Какой образ становится символом Родины – России для Дона Аминадо
(снег).
- Выполните задание № 2 20 секунд на обдумывание
Чтение и толкование ассоциаций.
- У кого другие? (главная ассоциация - Россия)
- Как вы думаете, почему главным русским запахом автор считает именно
запах снега? (отдых от сельскохозяйственного труда, народные забавы,
чистота, простор, красота, Новый год, географическая особенность – почти
полгода зима и связанные с этим особенности жизни)
Вывод: Снег, запах снега – это поэтическое обобщение, поэтический символ
России.
- Почему другие страны представлены городами, а Россия – нет? (Россия –
неделимое понятие, это Родина, которая бесконечно дорога сердцу поэта).
Подберите ассоциации к
данному слову
Работа в парах
Отвечают на вопросы,
делают выводы
Этап первичного
закрепления с
комментирование
м во внешней речи
7 минут
Вывод1: чем
больше человек
узнает о жизни и о
- Определите тему (размышление автора о городах и запахах) и идею
стихотворения (стран и городов много, а Родина лучше всех)
- Выполните задание № 3 по вариантам: подчеркните
по 2 эпитета, по 2 олицетворения (2-3 минуты)
Самопроверка по эталону.
- Докажите, что в основе стихотворения лежит антитеза
(противопоставлены чужие города и родина, союз НО, неприятные
материальные запахи заграницы и духовный запах снега)
- Зачем автор использует антитезу и другие тропы?
- Почему стихотворение называется «Города и годы»? (города остаются, а
Работают самостоятельно,
проводят
исследовательскую
работу, находят тропы
Эпитеты:
Старый (Лондон), желанный
(запах), ослепительный про-
низанный закатом (Неаполь),
гнетущий, вездесущий,
знаменитый, добрый (сыр),
прекрасная, несравнимая,
несравненная (роза), вечный,
свежий, русский (запах),
мире, тем больше
он понимает
ценность и
красоту родной
земли
Вывод 2: нет
Родины, автор
далеко от нее и
тоскует
годы тянут душой и мыслями на Родину; чем больше человек узнает о жизни
и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли).
- Почему стихотворение грустное? (нет Родины, автор далеко от нее и
тоскует)
последний (порог), жадно
надышалось
Олицетворения:
Лондон (Неаполь, Гамбург,
Севилья) пахнет, запах может
стать, сердце надышалось, не
может вспомнить, тени
толпятся
Этап
самостоятельной
работы с
самопроверкой по
эталону
10 минут
- Послушайте стихотворение еще раз и подчеркните слова, которые следует
выделить голосом, обозначьте паузы.
Выразительное чтение самостоятельно, про себя (1 минута)
Выразительное чтение вслух: конкурс чтецов (2-3 человека)
Обсуждение и оценивание чтения по критериям (на слайде)
Составляют «партитуру»
текста
Выразительное читают
Оценивают чтение по
критериям
Этап включения в
систему знаний и
повторения
8 минут
Вывод: чтение
работ
Выполните задание № 4
А) Когда я слышу слово «Родина»…
Б) Каков запах моей Родины
Постарайтесь использовать в своей работе эпитеты, олицетворения, антитзу
Самостоятельная работа учащихся
Чтение и обсуждение работ
Напишите творческую
работу на тему:
А) Когда я слышу слово
«Родина»…
Б) Каков запах моей
Родины
Составляют и читают свой
текст
Этап рефлексии
учебной
деятельности на
уроке
3-4 минуты
Подводим итог.
Выполните задание 5.
- Чем произведение Дона Аминадо отличается от других стихотворений?
(чувством тоски по Родине)
- Определите название изобразительного средства языка РУССКИЙ запах
(эпитет)
- Если мы хотим стать настоящими патриотами, то какой вывод делаем для
Отвечают на вопросы
(СЛАЙД)
себя (нужно любить Родину)
- И вновь вернемся к эпиграфу урока
- Почему мы не сможем обойтись без России, без Родины? (отвечает
каждый по предложению, слову)
Д\з: подготовиться к конкурсу чтецов по стихотворению «Города и годы»,
одно стихотворение из раздела выучить наизусть (на выбор), ответить на
вопрос «Что значит любить свою Родину?»
Делают выводы
Записывают д\з
Рабочий лист
Дон Аминадо «Города и годы»
Задание № 1.
Почему неприятные запахи могут быть желанными и любимыми для жителей этих городов?
_____________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2
Подберите ассоциации к слову «снег» и устно объясните их
Задание № 3
Подчеркните в тексте по 2-3 эпитета (1 вариант) и олицетворения (2 вариант).
Задание № 4
Напишите творческую работу (небольшой текст) на тему:
А) Когда я слышу слово «Родина»…
Б) Каков запах моей Родины
Постарайтесь использовать в своей работе эпитеты, олицетворения, антитезу
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5
Кратко запишите ответы на вопросы
1)
____________________________________________________
2)
____________________________________________________
3)
____________________________________________________