Автор: Раздорова Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Нижнежуравская ООШ"
Населённый пункт: х.Нижнежуравский, Константиновский район, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение изученного по теме "Имя существительное"
Раздел: среднее образование
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема урока: Повторение изученного по теме "Имя существительное"
Данный урок представлен в курсе изучения русского языка по программе
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского и др. Представленный
урок является последним в рамках изучения темы «Имя существительное».
Цель урока:
Систематизировать сведения по теме "Имя существительное", уточнить
степень усвоения знаний .
Задачи урока:
Предметные:
уметь о
п
о
з
н
а
в
а
т
ь
и
м
е
н
а
с
у
щ
е
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
ы
е
с
р
е
д
и
с
л
о
в
д
р
у
г
и
х
ч
ас
т
е
й
р
еч
и,
р
а
з
г
р
а
н
и
ч
и
в
а
т
ь
п
о
с
т
о
я
нн
ы
е
и
н
е
п
о
с
т
о
я
нн
ы
е
мор
ф
о
л
о
г
и
че
с
к
и
е
п
р
и
з
н
а
к
и
и
м
е
н
и
с
у
щ
е
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
г
о
,
п
ро
в
о
д
и
т
ь
мор
ф
о
л
о
г
и
че
с
к
ий
р
а
з
б
ор
и
м
е
н
и
с
у
щ
е
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
г
о,
определять
синтаксическую
роль
имени
существительного
в
предложении,
осуществлять верный выбор написания падежных окончаний имен
существительных.
Метапредметные:
Р
е
г
у
л
ят
и
в
н
ые
УУ
Д
:
к
орр
е
к
т
и
ро
в
а
т
ь
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
:
в
н
о
с
и
т
ь
и
з
м
е
н
е
н
и
я
в
п
ро
ц
е
сс
с
у
че
т
ом
в
о
з
н
и
к
ш
и
х
т
р
у
д
н
о
с
т
е
й
и
о
ш
и
б
о
к
;
н
а
м
еч
а
т
ь
с
п
о
с
о
б
ы
и
х
у
с
т
р
а
н
е
н
и
я
.
П
о
з
н
авате
л
ь
н
ые
УУ
Д:
у
д
е
р
ж
и
в
а
т
ь
ц
е
л
ь
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
д
о
п
о
л
у
че
н
и
я
ее
р
е
з
у
л
ь
т
а
т
а
;
п
л
а
н
и
ро
в
а
т
ь
р
е
ш
е
н
и
е
у
чеб
н
о
й
з
а
д
а
ч
и
:
в
ы
с
т
р
а
и
в
а
т
ь
п
о
с
л
е
д
о
в
а
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
н
е
о
б
х
о
д
и
мы
х
о
п
е
р
а
ций.
К
о
мм
у
н
и
кат
и
в
н
ые
УУ
Д:
у
м
е
т
ь
с
о
з
д
а
в
а
т
ь
устный т
е
к
с
т
н
а
л
и
н
-
г
в
и
с
т
и
че
с
к
у
ю
т
е
м
у.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: Урок систематизации знаний
Форма урока: Урок - деловая игра
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки-
задания для работы в группах.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Уч.: Прозвенел звонок, который оповестил о начале нашего занятия. Сегодня
наш урок пройдёт в форме деловой игры, которая будет посвящена имени
существительному.
Перед началом нашей работы я хочу узнать, с каким настроением вы пришли
на урок. В этом вам помогут светофоры.
У кого хорошее настроение поднимите красный цвет, у кого обычное-
жёлтый, а у кого плохое - зелёный.
II. Целеполагание
Уч.: Цель нашего занятия - повторить и систематизировать сведения,
полученные при изучении темы "Имя существительное".
Накануне вы получили задание разделиться на две команды. Капитаны
представьте свои команды. (Название и девиз)
III. Актуализация опорных знаний
Уч. Задание командам:
1 команда- Подготовить устный рассказ на лингвистическую тему " Что
такое имя существительное"
2 команда- Рассказать о грамматических признаках имени существительного.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений
1) Лексическая работа
Уч.: Далее лексическая разминка. Вам предлагается
отгадать загадки,
отгадки записываем в тетради и на доске.
- Ездить нужно осторожно
За рога держаться можно...
Жаль вот только -гривы нет...
Что за конь? (Велосипед)
- В этом домике жильцы
Все отличные пловцы.
Что за дом у них такой
До краёв налит водой? (Аквариум)
- И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет,
И как спать в ней сладко
Что это? (Палатка)
- Стоит Алёна,
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Берёза)
Уч.: К какой части речи относятся слова, которые являются отгадками?
Назовите орфограмму в корне слова? Что общего между этими словами?
2) Работа в группах (командах)
Уч.: Продолжаем отгадывать загадки. Каждой команде даны по три загадки.
Задание: определить, к какому типу склонения относится то или иное
существительное- отгадка.
- Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (Капуста)
- Гладка, душиста,
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было...
Что это? (Мыло)
- То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка,
Можно и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
- Беленькие горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
3) Морфологический разбор
Уч.: Приглашаются по 1 участнику от каждой команды.
Задание: из данных предложений выписать имя существительное (по выбору)
и провести его морфологический разбор.
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.
Лес пахнет дубом и сосной.
4) Синтаксический разбор предложения
Уч.: Пока участники команд проводят морфологический разбор имени
существительного,
остальные
представители
-
синтаксический
разбор
предложения.
В лесу дремучем сосны зашумели.
Закат тяжело пылает на кронах.
(После выполнения синтаксического разбора капитан озвучивает разбор)
Беседа по вопросам:
1. Каким членом предложения бывает имя существительное?
2. Какая синтаксическая роль имени существительного не была представлена
в предложениях?
5) Работа по орфографии
Уч.:
Поговорим
об
орфограмме
"Падежные
окончания
имени
существительного".
1.Задание: составить таблицу "Е-и в окончаниях имен существительных".
По 1 участнику от каждой команды приглашаются для выполнения задания.
Остальные работают с пословицами.
Задание:
1. Объяснить орфограмму.
2. Объяснить значение пословицы.
- Книга в счасть_ украшает, а в несчасть_ утешает.
Не всякий, кто читает, в чтени_ силу знает.
- В дом_ ни одной книжк_ - плохие у хозяева делишки.
Книга - стол мысл_, а за стол приглашается каждый.
2. Следующее задание: составить из предложенных слов словосочетания и
объяснить выбор гласной в окончаниях имён существительных. (задание
выполняют по 1 участнику от команды)
- Виться, в, воздух; беспокоиться, о, здоровье.
- Съёжиться, от, сырость; участвовать, в, борьба.
Остальные
принимают
участие
в
игре
"Четвёртый
лишний"
(среди
предложенных слов найти лишнее и объяснить: почему оно лишнее)
МОЛОКО МАШИНА СТОЛ ОЗЕРО
ПЛОЩАДКА МЫШЬ КАЛИТКА КОРОВА
6) Работа с текстом
Уч.: Поработаем с текстом (тексты спроецированы на экран, но без
заголовков)
1
Милая Родина
Я узнаю тебя в голос_ диктора,
В лязг_ лебёдок морских якорей,
В атомной станци_, в запуск_ спутников,
В рёв_ пропеллеров, в гул_ людей....
2
О русской природ_
О русской природ_, о милой природ_,
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снег_, о ясной погод_,
О яблонях в наших садах...
Задания командам к тексту.
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Придумайте заголовок к тексту. Сравните его с авторским.
3. Как вы думаете, какой смысл вложен в название.
4. Сколько существительных спрятано в тексте?
5. В какой падежной форме они употреблены?
6. Каким членом предложения являются существительные в тексте?
7. Вставить пропущенные буквы, объяснить условие выбора.
(участники отвечают цепочкой)
V. Итог урока
Уч.: Испытания исчерпали себя. Подведём итоги.
- Что такое имя существительное?
- Какие у него грамматические признаки?
- Какие имеет падежные окончания?
- Каким членом предложения является имя существительное?
Уч.: Дайте оценку нашей работе на уроке. Если урок понравился, поднимите
красный сигнал, если нет- жёлтый.