Напоминание

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение изученного по теме "Имя существительное"


Автор: Раздорова Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Нижнежуравская ООШ"
Населённый пункт: х.Нижнежуравский, Константиновский район, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение изученного по теме "Имя существительное"
Раздел: среднее образование





Назад




УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Тема урока: Повторение изученного по теме "Имя существительное"

Данный урок представлен в курсе изучения русского языка по программе

М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского и др. Представленный

урок является последним в рамках изучения темы «Имя существительное».

Цель урока:

Систематизировать сведения по теме "Имя существительное", уточнить

степень усвоения знаний .

Задачи урока:

Предметные:

уметь о

п

о

з

н

а

в

а

т

ь

и

м

е

н

а

с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

ы

е

с

р

е

д

и

с

л

о

в

д

р

у

г

и

х

ч

ас

т

е

й

р

еч

и,

р

а

з

г

р

а

н

и

ч

и

в

а

т

ь

п

о

с

т

о

я

нн

ы

е

и

н

е

п

о

с

т

о

я

нн

ы

е

мор

ф

о

л

о

г

и

че

с

к

и

е

п

р

и

з

н

а

к

и

и

м

е

н

и

с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

г

о

,

п

ро

в

о

д

и

т

ь

мор

ф

о

л

о

г

и

че

с

к

ий

р

а

з

б

ор

и

м

е

н

и

с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

г

о,

определять

синтаксическую

роль

имени

существительного

в

предложении,

осуществлять верный выбор написания падежных окончаний имен

существительных.

Метапредметные:

Р

е

г

у

л

ят

и

в

н

ые

УУ

Д

:

к

орр

е

к

т

и

ро

в

а

т

ь

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

:

в

н

о

с

и

т

ь

и

з

м

е

н

е

н

и

я

в

п

ро

ц

е

сс

с

у

че

т

ом

в

о

з

н

и

к

ш

и

х

т

р

у

д

н

о

с

т

е

й

и

о

ш

и

б

о

к

;

н

а

м

еч

а

т

ь

с

п

о

с

о

б

ы

и

х

у

с

т

р

а

н

е

н

и

я

.

П

о

з

н

авате

л

ь

н

ые

УУ

Д:

у

д

е

р

ж

и

в

а

т

ь

ц

е

л

ь

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

д

о

п

о

л

у

че

н

и

я

ее

р

е

з

у

л

ь

т

а

т

а

;

п

л

а

н

и

ро

в

а

т

ь

р

е

ш

е

н

и

е

у

чеб

н

о

й

з

а

д

а

ч

и

:

в

ы

с

т

р

а

и

в

а

т

ь

п

о

с

л

е

д

о

в

а

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

н

е

о

б

х

о

д

и

мы

х

о

п

е

р

а

ций.

К

о

мм

у

н

и

кат

и

в

н

ые

УУ

Д:

у

м

е

т

ь

с

о

з

д

а

в

а

т

ь

устный т

е

к

с

т

н

а

л

и

н

-

г

в

и

с

т

и

че

с

к

у

ю

т

е

м

у.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность

сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: Урок систематизации знаний

Форма урока: Урок - деловая игра

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки-

задания для работы в группах.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Уч.: Прозвенел звонок, который оповестил о начале нашего занятия. Сегодня

наш урок пройдёт в форме деловой игры, которая будет посвящена имени

существительному.

Перед началом нашей работы я хочу узнать, с каким настроением вы пришли

на урок. В этом вам помогут светофоры.

У кого хорошее настроение поднимите красный цвет, у кого обычное-

жёлтый, а у кого плохое - зелёный.

II. Целеполагание

Уч.: Цель нашего занятия - повторить и систематизировать сведения,

полученные при изучении темы "Имя существительное".

Накануне вы получили задание разделиться на две команды. Капитаны

представьте свои команды. (Название и девиз)

III. Актуализация опорных знаний

Уч. Задание командам:

1 команда- Подготовить устный рассказ на лингвистическую тему " Что

такое имя существительное"

2 команда- Рассказать о грамматических признаках имени существительного.

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений

1) Лексическая работа

Уч.: Далее лексическая разминка. Вам предлагается

отгадать загадки,

отгадки записываем в тетради и на доске.

- Ездить нужно осторожно

За рога держаться можно...

Жаль вот только -гривы нет...

Что за конь? (Велосипед)

- В этом домике жильцы

Все отличные пловцы.

Что за дом у них такой

До краёв налит водой? (Аквариум)

- И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет,

И как спать в ней сладко

Что это? (Палатка)

- Стоит Алёна,

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Берёза)

Уч.: К какой части речи относятся слова, которые являются отгадками?

Назовите орфограмму в корне слова? Что общего между этими словами?

2) Работа в группах (командах)

Уч.: Продолжаем отгадывать загадки. Каждой команде даны по три загадки.

Задание: определить, к какому типу склонения относится то или иное

существительное- отгадка.

- Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ... (Капуста)

- Гладка, душиста,

Моет чисто.

Нужно, чтоб у каждого было...

Что это? (Мыло)

- То я в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей-ка,

Можно и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)

- Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

- Беленькие горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

3) Морфологический разбор

Уч.: Приглашаются по 1 участнику от каждой команды.

Задание: из данных предложений выписать имя существительное (по выбору)

и провести его морфологический разбор.

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.

Лес пахнет дубом и сосной.

4) Синтаксический разбор предложения

Уч.: Пока участники команд проводят морфологический разбор имени

существительного,

остальные

представители

-

синтаксический

разбор

предложения.

В лесу дремучем сосны зашумели.

Закат тяжело пылает на кронах.

(После выполнения синтаксического разбора капитан озвучивает разбор)

Беседа по вопросам:

1. Каким членом предложения бывает имя существительное?

2. Какая синтаксическая роль имени существительного не была представлена

в предложениях?

5) Работа по орфографии

Уч.:

Поговорим

об

орфограмме

"Падежные

окончания

имени

существительного".

1.Задание: составить таблицу "Е-и в окончаниях имен существительных".

По 1 участнику от каждой команды приглашаются для выполнения задания.

Остальные работают с пословицами.

Задание:

1. Объяснить орфограмму.

2. Объяснить значение пословицы.

- Книга в счасть_ украшает, а в несчасть_ утешает.

Не всякий, кто читает, в чтени_ силу знает.

- В дом_ ни одной книжк_ - плохие у хозяева делишки.

Книга - стол мысл_, а за стол приглашается каждый.

2. Следующее задание: составить из предложенных слов словосочетания и

объяснить выбор гласной в окончаниях имён существительных. (задание

выполняют по 1 участнику от команды)

- Виться, в, воздух; беспокоиться, о, здоровье.

- Съёжиться, от, сырость; участвовать, в, борьба.

Остальные

принимают

участие

в

игре

"Четвёртый

лишний"

(среди

предложенных слов найти лишнее и объяснить: почему оно лишнее)

МОЛОКО МАШИНА СТОЛ ОЗЕРО

ПЛОЩАДКА МЫШЬ КАЛИТКА КОРОВА

6) Работа с текстом

Уч.: Поработаем с текстом (тексты спроецированы на экран, но без

заголовков)

1

Милая Родина

Я узнаю тебя в голос_ диктора,

В лязг_ лебёдок морских якорей,

В атомной станци_, в запуск_ спутников,

В рёв_ пропеллеров, в гул_ людей....

2

О русской природ_

О русской природ_, о милой природ_,

С зарёй в материнских глазах,

О тающем снег_, о ясной погод_,

О яблонях в наших садах...

Задания командам к тексту.

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Придумайте заголовок к тексту. Сравните его с авторским.

3. Как вы думаете, какой смысл вложен в название.

4. Сколько существительных спрятано в тексте?

5. В какой падежной форме они употреблены?

6. Каким членом предложения являются существительные в тексте?

7. Вставить пропущенные буквы, объяснить условие выбора.

(участники отвечают цепочкой)

V. Итог урока

Уч.: Испытания исчерпали себя. Подведём итоги.

- Что такое имя существительное?

- Какие у него грамматические признаки?

- Какие имеет падежные окончания?

- Каким членом предложения является имя существительное?

Уч.: Дайте оценку нашей работе на уроке. Если урок понравился, поднимите

красный сигнал, если нет- жёлтый.



В раздел образования