Напоминание

"Смех сквозь слёзы" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"


Автор: Кулагина Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Трубчевской средней общеобразовательной школа №2 им. А.С.Пушкина
Населённый пункт: Брянская область, город Трубчевск
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе
Тема: "Смех сквозь слёзы" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"
Дата публикации: 31.03.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок по литературе.

Тема

: «Смех сквозь слёзы» в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина

«Дикий помещик»

Цели:

1)

выявить идею сказки, работая над образами и языком

произведения;

2)

развитие навыков работы с таблицей, с иллюстрациями;

способствовать развитию умения работы в парах и в группах;

развитие критического мышления;

3)

способствовать формированию нравственно-эстетических

представлений учащихся

Сказки могучи по своей мысли,

забавны и вместе с тем трагичны,

очаровывают своим языковым

совершенством.

А.В.Луначарский

Ход урока

Вход в урок

Слово учителя

: Тема нашего урока …….. . А что вы уже знаете

о сказках Салтыкова-Щедрина?

(заполнение 1 графы таблицы «Знаю» сначала

самостоятельно потом проверка, спросить1-2 уч-

ся)

Слово учителя

: Сегодня мы знакомимся ещё с одной сказкой

М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Задание

: Прочитайте эпиграф к уроку и, опираясь на него и

тему урока,

сформулируйте вопросы к уроку, на которые вы

хотите получить ответ.

Актуализация знаний: Заполнение 1-й и 2-й колонок таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.

Какова идея

сказки?

2.

В чём трагизм

сказки?

3.

Каковы

особенности

языка сказки?

Проверка:

Какие вопросы вы сформулировали и записали во

вторую колонку?

Учитель

: Итак, ребята, вы практически сформулировали цели нашего

урока. Я позволила себе их также сформулировать и записать на

доске. Посмотрите, насколько ваши мысли совпали с моими?

(учитель показывает запись на доске)

Работа по теме.

Учитель:

У вас, ребята, уже есть опыт работы со сказкой Салтыкова-

Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

Поэтому находить ответы на поставленные вопросы вы сегодня

Будете самостоятельно, выполняя задания,

предложенные группами.

?: С чего начинается на уроке литературы любая работа над произведением?

О: С истории создания произведения.

Индивид. сообщение

об истории создания сказки «Дикий помещик»

(заранее подготовленное на листе А4)

Форму народной сказки использовали многие писатели и до М.Е.Салтыкова-

Щедрина. Она отвечала задачам писателя, потому что была доступна,

понятна простому народу, Кроме того к жанру сказки писатель обратился

и из-за цензурных преследований. Сказку «Дикий помещик» М.Е.Салтыков-

Щедрин впервые опубликовал в журнале «Отечественные записки» в 1869

году.

?: После знакомства с историей создания мы всегда знакомимся с…

О: С содержанием произведения.

?: Со сказкой «Дикий помещик» вы уже знакомы. Поэтому 1-я группа

предлагает вам своё задание.

Группа 1. «Художники»

Предварительное задание: подобрать или нарисовать иллюстрации к сказке.

Представитель от группы работает со всем классом.

Задание: расположите иллюстрации к сказке в правильном порядке,

подберите к каждой цитату из текста и запишите в тетради.

?: Как можно назвать получившийся продукт?

О: Цитатный план, диафильм, комикс. (вызвать дискуссию о полученном

продукте

) (комиксы –это рассказы в картинках, сочетают черты таких видов

искусства, как литература и изобразительное искусство)

Уч-ль: Итак, ребята, мы с вами проверили, насколько хорошо

вы ориентируетесь в содержании. Подскажите, как нам

дальше работать над произведением?

Ответ: Работаем над образами героев сказки

Уч-ль: 2-я группа корреспондентов постарается в интересной

форме представить героев сказки.

Но сначала я хочу представить вашему вниманию иллюстрации,

на которых изображён главный герой произведения.

?: Кто это?

О: Дикий помещик.

Уч-ль: Да, вы правы. Таким его изобразили художники:

1.

Кукрыниксы (творческий коллектив советских художников,

псевдоним по первым слогам фамилий: Куприянов Мих. Вас.,

Крылов Порфирий Никитич, Соколов николай

Александрович)

2.

Н. Муратов

3.

Евгений Рачев

?: Что объединяет все эти три иллюстрации?

О:

Уч-ль: Таким выглядел помещик в отсутствие мужика в его имении.

Потом же его поймали, побрили, обрезали когти. Поэтому мы его

увидим немного другим.

Группа 2. «Корреспонденты»

Предварительное задание: дать в интересной форме характеристику

главных героев, помещика и народ.

Задание: «Интервью у героев». (Заранее выбрать ученика на роль помещика,

ответы его должны быть высокомерны, уверенны)

Задание классу: Сформулируйте по два вопроса для интервью у помещика.

Но сначала интервью берёт корреспондент, который представляется как

корреспондент газеты «Весть»:

?: Будьте так любезны, представьтесь.

О: Урус-Кучум-Кильдибаев

?: Как вы думаете, почему автор наделил вас такой фамилией?

О: У меня тюркская фамилия, которая намекает на ордынское иго,

Только его можно сравнить с крепостным правом.

?: Каков ваш жизненный девиз?

О:

?: Откуда вы его почерпнули?

О:

?: В своём саду вы мечтали выращивать груши, сливы, абрикосы.

А что же произрастало на самом деле?

О: Репейник

?: Почему же не удался ваш проект?

О:

?: Какими яствами, за неимением прочих, вы потчевали посетивших

вас генералов?

О:

?: А что, простите, вы чуть не «ростили» на своём лице?

О: Шампиньоны.

?: Сколько раз и за что вас называют глупым?

О:

?: Вы, действительно, глупы?

О: Нет!!!

?: Ребята, а у вас есть вопросы к господину….

(уч-ся могут задать 2-3 вопроса)

?: Каковы ваши впечатления о помещике?

О: Глупый, гордится своим потомственным дворянством, живёт за счёт

мужиков, но ненавидит их, не выносит холопьего духу, ничего не может

сделать самостоятельно, упрямый в своём невежестве, деспотичный.

Учитель: Судя по вашим ответам, роль Ивана удалась

Далее работает второй коррепондент:

?: А каким изображён народ в сказке?

О:

Задание: Подберите эпитеты, характеризующие мужика в сказке.

Список слов для справок на доске заранее написать на оборотной

стороне доски, лишние слова уч-ся зачёркивают.

Труженик, кормилец страны, создатель материальных благ,

терпеливый мученик-страдалец, смелый, хранитель нравственных основ,

пассивный, победитель, беспрекословный, находчивый, ловкий,

сметливый. ( у Салтыкова-Щедрина)

?: А каким изображён русский мужик в народных сказках?

(в народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, всегда

побеждает глупого барина)

?: Зачем же автор по-другому изображает русский народ?

(писатель осуждает народное долготерпение, и сказка звучит как призыв

подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения)

Уч-ль: Группа исследователей поможет нам понять идею сказки, они

подбирали такие задания, чтобы помочь нам выявить идею

сказки.

Группа 3. «Исследователи»

Предварительное задание: подобрать такие задания, вопросы, чтобы

выявить идею сказки.

Задание:

?: Что послужило причиной возникшего у помещика недовольства

своими мужиками?

О: Призыв газеты «Весть»: «Старайся!», т.к много в царстве мужика

развелось.

?: Каково было, по-вашему, содержание статьи? Стараться в чём

призывала газета?

О: в пореформенное время стараться сохранить свои привилегии,

не делать уступок крестьянам. (спросить 1-2 человек, затем

того, кто готовил заметку заранее)

?: Чем навредило исчезновение мужика?

(спросить1-2 человек, затем того, кто готовил заметку

заранее))

О: Нет податей – казна опустела; нет доходов; вина никто не пьёт –

нет соответствующей статьи доходов; распространились разбои,

грабежи, убийства

Задание: Девочки подготовили небольшие две статьи в газету. Послушайте

и подумайте:

?: Чья заметка убедительнее?

?: На чьей стороне правда?

Ответы уч-ся:

?: Над чем сквозь слёзы смеётся автор? (выход на идею сказки)

О: Автор смеётся над высокомерием крепостников, живущих за

счёт простого народа, незнанием ими настоящей правды, их

оторванностью от народа и одновременно упрекает народ в

пассивности и покорности, хотя именно народ и является

создателем всех благ на земле, единственный источник

жизненного благополучия и достатка. Автор утверждает,

что благополучие народа – основа процветания государства.

?: Какие изобразительно-выразительные средства для этого

использует автор?

О: иронию, сарказм, гротеск, гиперболу

Группа 4. «Любители слова»

Предварительное задание: найти в сказке примеры иронии, сарказма,

гротеска.

Задание: вспомним определение иронии, сарказма, гротеска, гиперболы,

аллегории. (на доске заранее карточки с терминами)

Ученик читает определение, уч-ся записывают термин, затем к

доске идёт ученик и располагает карточки с терминами в

определённом порядке

Задание: приведите примеры иронии, сарказма,

гротеска, гиперболы.

(

?: С какой целью автор использует эти изобразительно-выразительные

средства?

Сообщение ученика

?: Что невероятно в сказке?

О: Невероятно чудесное исчезновение и возвращение крестьян, физическое

одичание помещика.

?: Что вполне реалистично в сказке?

О: Сообщение уч-ся

?: Зачем Салтыков-Щедрин использует реалистичные детали в сказке?

О: Это ещё раз подчёркивает сатирическую направленность сказки,

злободневность поднятых в ней проблем

? Нужна ли сатира сегодня?

?: Какие проблемы современного общества вы бы назвали?

Уч-ль: У нас, конечно, нет в классе писателей, подобных Салтыкову-

Щедрину. Но у нас есть свои юные дарования. Они представят своё

видение проблемы ослабления интереса к учению.

Группа 5. «Юные писатели»

Задание:

Ученики, заранее написавшие сказку, читают её (1-2 человека).

1. Кира с элементами инсценирования (Уч-ся отрывают лепестки у цветика-

семицветика и читают заранее написанные на них желания «хочу» и «не

хочу», затем последствия этих желаний на обратной стороне)

2. Алина

Групповая работа №1

Уч-ль:

?: Ребята, а что такое социальная реклама?

О: Это вид некоммерческой рекламы, направленной на

изменение

общественного поведения и привлечение внимания к

проблемам общества ( «Позвоните родителям», «Найди меня,

мама», «Сделай город красивее»)

Задание:

Придумайте и запишите на листе А4 слоган для социальной

рекламы, отражающей одну из современных проблем. (1 мин.)

Проверка: …..

Рефлексия

?: На все ли вопросы, поставленные в начале урока мы ответили?

О: Да

Групповая работа

Уч-ль:

Вы работали с большим объёмом материала, провели очень

серьёзную работу, подготовили интересный материал.

?: Давайте подумаем вместе, как нам сохранить весь материал

урока?

О: Оформить в виде приложения к учебнику или к литературному

Журналу

?: Придумаем название?

О: В качестве названия возьмём тему урока

Уч-ль: А я предлагаю каждой из групп оформить свою рубрику

Обложку и содержание я уже оформила

Рубрика «Знакомимся с произведением» - художники

Рубрика «Главные герои» - корреспонденты

Рубрика «Спорим» - исследователи

Рубрика «Живое слово» - любители слова

Рубрика «Наше творчество» - юные писатели

Описание работы: (заранее раздать инструкцию для каждой группы,

листы с названиями рубрик, файлы,

карандаши, фломастеры, клей, ножницы)

Учитель оформляет обложку, содержание (берёт названия рубрик)

Группа художников оформляет рубрику «Знакомимся с произведением,

историю создания (иллюстрации к сказке снимает с

доски, приклеивает к ним подобранные на уроках

цитаты, оформляет историю создания)

Группа корреспондентов оформляют рубрику «Главные герои»

(оформляют интервью с помещиком и

сообщение «Народ в сказке»)им дать интервью

с пропущенными ответами помещика

Группа исследователей оформляет рубрику «Спорим» (оформляют

заметку «Старайся» и «Без народа», идею сказки)

Группа любителей слова оформляет рубрику «Живое слово» ( заметка

«Цель использования изобразительно-

выразительных средств», заметка

«Реалистичное в сказке»

Группа юных писателей оформляет рубрику «Наше творчество»

(оформляют придуманные сказки, собирают

придуманные группами слоганы)

(работать очень быстро)

Учитель постепенно собирает, оформляет в папку для файлов,

демонстрирует получившийся продукт и говорит: «Спасибо»,

выставляет оценки



В раздел образования