Напоминание

Технологии развития критического мышления на уроке физической культуры.


Автор: Барков Сергей Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Баграмовская СШ"
Населённый пункт: Рязанская обл., Рыбновский район, д.Баграмово.
Наименование материала: Выступление на ШМО
Тема: Технологии развития критического мышления на уроке физической культуры.
Раздел: полное образование





Назад




Технологии развития критического мышления на

уроке физической культуры.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-

ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны,

содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит

перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения

материала.

Oдин из видов интеллектуальной деятельности человека - критическое

мышление, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности

подхода к окружающему его информационному полю.

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления

являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия

собственных

суждений.

Критическое

мышление

это

открытое

мышление,

не

принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный

личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением,

поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных

навыков,

которые

необходимы

детям

в

дальнейшей

жизни

(умение

принимать

взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное,

анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в

оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний

на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов –

Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия

позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной

деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

получить новую информацию;

осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями;

искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация

изученной информации.

Организация

урока

по

методике

развития

критического

мышления

через

исследовательскую деятельность отличается от уроков в традиционном обучении.

Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими

лицами урока.

Моя цель в обучении учащихся предмету физической культуры является не только

физическое развитие самого учащегося, но и приобретение ими знаний, умение

пользоваться ими.

Технология развития критического мышления позволяет систематизировать

имеющиеся у школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки

для организации работы на уроке. Основная идея технологии - создать такую атмосферу

учения, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над

процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

При объяснении новой темы предлагаю обучающимся ответить на вопрос, что они знают

о том или ином факте, реалии, личности, заполнив «Корзину понятий». Результат этой

стадии заключается в том, что происходит актуализация опыта, активизация знаний,

формирование мотива.

Корзина идей, понятий - это прием организации индивидуальной и групповой работы

учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают

ученики по обсуждаемой теме урока.

Например, при изучении темы «Футбол», прошу ребят написать по одному факту, дате,

что касается данной темы, далее учащиеся озвучивают свои знания.

Затем

наступает

стадия

осмысления,

когда

дети

получают

новые

знания

и

систематизируют их. На этой стадии применяются различные приемы, например:

заполнение таблиц. После данной работы практикуется повторное заполнение Корзины и

сравнение с первоначальной, чтобы увидеть, насколько увеличился объем знаний.

Результат этой стадии: систематизация новых знаний, выполнение цели, поставленной на

стадии вызова. Следует отметить, что кроме интеллектуальных и коммуникативных

умений технология критического мышления способствует формированию у обучающихся

ряда творческих умений: кратко излагать свою мысль, генерировать идеи, слушать

собеседника, вести дискуссию.

Одним из методических приемов развития критического мышления является прием

«Таблица».

Таблица - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных

по однотипным строкам и столбцам, заполняя таблицу, ребята оставляют пустыми те

строки, в которых сомневаются.

Таблица может висеть по несколько уроков, постепенно, узнавая новые факты,

обучающиеся, её заполняют.

Детям нравится такой методический прием развития критического мышления, как

интеллектуальная разминка. Урок начинается с одной или нескольких небольших задачек,

загадок, которые ученики могут решить, опираясь на ранее изученный материал.

Прежде всего, в интеллектуальную разминку я включаю те учебные задачи, которые

помогут в дальнейшем легче усвоить новый учебный материал, позволят ученикам

провести в дальнейшем определённые сравнения, анализ прошлой и новой информации.

Считаю, что положительная мотивация использования данной технологии заключается в

том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой

личности и делает возможным интерактивное включение обучающихся в учебно-

воспитательный процесс.

Применение технологии критического мышления помогает активизировать как слабых,

так и сильных обучающихся, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала

через мотивацию жизненной позиции.

Отдельные приемы технологии критического мышления позволяют помочь обучающимся

лучше рассмотреть многообразие окружающих их проблем. Ведь только в поиске выхода

из сложившейся ситуации ученик думает.

.



В раздел образования