Напоминание

Роль детского сада при взаимодействии с семьями воспитанников, работа на благо ребенка


Автор: Шишкина Светлана Анатольевна
Должность: заведующий филиалом
Учебное заведение: Карамышевский детский сад
Населённый пункт: Змеиногорский район, с. Карамышево
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Роль детского сада при взаимодействии с семьями воспитанников, работа на благо ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль детского сада при взаимодействии с семьями воспитанников,

работа на благо ребенка.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами

переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,

взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий

семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.

Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов

поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что

отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель

взаимодействия

установление

партнерских

отношений

участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни

детского сада.

Семья

и

детский

сад-два

важных

социальных

института,

при

взаимодействии которых друг с другом осуществляется развитие и образование

дошкольника.

Объединение

семьи

и

детского

сада

подразумевает

сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего

дошкольного детства. Основной целью такого сотрудничества является

создание единого образовательного пространства «родители- дети- педагоги»,

то есть создание оптимальных условий для полноценного развития в ДОУ и

семье, решение общих задач воспитания и развития ребенка, выработка единых

требований, предъявляемых ребенку как в семье так и детском саду, совместное

решение проблем воспитания и образования.

Взаимодействие

с

семьей-

одно

из

приоритетных

направлений

воспитательно-образовательного

процесса

дошкольного

учреждения.

Сотрудничество и взаимодействие - основные понятия отношений семьи и

дошкольного учреждения. Сотрудничество-общение на равных, где никому не

принадлежит

привилегия

указывать,

контролировать.

Взаимодействие-

организация совместной деятельности, установление деловых и ответственных

отношений с семьей воспитанников.

Какие же задачи решаются во взаимодействии с семьей?

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Изучение, обобщение и обмен опытом семейного воспитания.

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и

внедрение эффективных форм работы.

Для решения этих задач должен быть построен алгоритм взаимодействия

«детский сад-семья».

Очень важно установление первого контакта. Родители должны видеть

стремление педагогов к сотрудничеству. На данном этапе личные беседы с

родителями, анкетирование позволят выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в

семье, каковы приоритеты в воспитании ребенка. Важно обсудить с родителями

что необходимо развивать и воспитывать в ребенке. Необходимо установить

единые требования к воспитанию ребенка. Результатом такой работы должно

стать понимание родителями необходимости тесного сотрудничества с детским

садом.

К

каждой

семье

необходим

индивидуальный

подход,

даются

профессиональные рекомендации относительно воспитания и развития ребенка.

Переход к новым формам взаимоотношений «родители- дети- педагог»

возможен только при становлении детского сада как открытой, доступной

системой. Придать дошкольному учреждению «открытость», значит сделать

педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.

Создать такие условия, что бы у всех участников воспитательного процесса

возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности,

мероприятии, рассказать о своих радостях и проблемах, поделиться своими

умениями, поучиться друг у друга.

В своей работе можно использовать разнообразные формы взаимодействия

с семьей, как традиционные, так и инновационные. Все эти формы мы

объединили в единую систему. Клуб «По ступенькам к школе». Основными

принципами

работы

клуба

являются

добровольность,

компетентность,

соблюдение педагогической этики. Участниками клуба являются все желающие

родители наших воспитанников. Это очень удобная и современная форма

работы с родителями. Работа клуба планируется в начале учебного года и

включает в себя:

Совместные игротеки

Встречи с интересными людьми

Заочные консультации

Мастер-классы

Совместные проекты

Информационно-стендовую работу

Встречи со специалистами ДОУ

Совместные развлечения и досуги

Мероприятия

вне

учреждения(экскурсии,

посещение

театров

и

праздников)

Участие в мероприятиях ДОУ (конкурсы, смотры, акции)

Выпуск семейных газет и фото-коллажей, выставки рисунков и

поделок.

Участие в дистанционных, очных и заочных конкурсах.

День открытых дверей, где родители знакомятся с задачами, правилами

и традициями ДОУ. Это способ познакомить родителей с методами и приемами

воспитательно-образовательной работы, преодолеть поверхностное мнение о

роли детского сада.

Родительские собрания (собрание-тренинг, собрание- деловая игра,

собрание-практикум, собрание- родительская конференция)

Родители знакомятся с планом работы клуба на первом групповом

собрании в начале года, через объявление на информационных стендах группы,

приглашения. Тематика работы клуба определяется запросами и интересами

родителей и детей, потребностями семьи, желанием повысить компетенцию

родителей, а так же желанием разнообразить познавательную активность детей.

Расскажу о некоторых формах работы клуба.

Встречи с интересными людьми. Это уже ставшая традиционной форма

работы с родителями. Цель таких встреч – дать детям представление о

профессиях, об увлечениях взрослых. Дети учатся с уважением относиться к

родителям, которые интересно рассказывают о своей работе или хобби. Кроме

того встречи организовываются и со специально приглашенными гостями,

людьми разных профессий. Это и руководители различных кружков и секций,

представители мира искусства и так дальше. Организовываются такие встречи

1 раз в месяц в рамках работы семейного клуба. Среди родителей назначаются

помощники, которые помогают воспитателю организовать и провести встречу.

Предполагается своеобразный сценарий встречи: о чем расскажет гость, что

покажет, чем заинтересует детей. Несомненно, у встречи должен быть

положительный эмоциональный фон, материал должен быть понятен, доступен

детям и соответствовать возрастным особенностям. Параллельно ведется

работа с детьми: готовится приветственное слово, разучиваются стихотворения

и готовится музыкальный сюрприз, готовится выставка поделок или рисунков,

изготавливается памятный подарок руками детей. Воспитатель продумывает,

чем может помочь гостю: составить вопросы для беседы, приготовить

материалы для организации мастер-класса. Такие встречи помогают расширить

представление детей о труде взрослых, лучше узнать семьи воспитанников,

повысить желание родителей поделиться своим опытом, познать радость от

общения с детским коллективом, дать родителям почувствовать насколько

сложно и интересно быть участником педагогического процесса.

Также в своей работе можно использовать

игротеки.

Цель которых

восполнить дефицит совместной игры в семье. Для организации продумывается

тема, материалы. Тема совместных игротек планируется в начале года. Это

игры со спортивным оборудованием, театрализованные игры, музыкально-

ритмические,

конструктивные,

сюжетно-ролевые,

настольно-печатные,

логические игры, игры забавы, интерактивные игры, подвижные народные

игры и так далее. Для родителей оформляется приглашение, проводится

игротека в вечернее время. У родителей есть возможность вспомнить свое

детство, познакомиться с игровыми новинками, освоить практические навыки

игрового партнерства с детьми. Родители активно включаются в игру, делятся

положительными эмоциями с другими родителями, приобретают интересные

новинки для игры в семье. Такие встречи помогают строить позитивное

взаимодействие «родители- дети- педагог», указывают на особую роль

совместной игры в развитии ребенка.

Немало

важны

систематичность

и

разнообразие

форм

работы

с

родителями, а так же личная заинтересованность педагога. И, конечно, важен

положительный эффект на развитие воспитания и образования воспитанников.

Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим

условием развития педагога как специалиста. Родители из «наблюдателей»

станут активными помощниками, участниками образовательного процесса,

повысится авторитет воспитателя и дошкольного учреждения в целом.

Создастся атмосфера взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодополнения.

Это длительный и кропотливый труд, требующий терпения, творчества, умения

убеждать и вести за собой, веры в себя. А потому задача педагога искать,

апробировать новые формы взаимодействия с семьей, постоянно развиваться и

становиться профессиональным помощником семье.

Примерный перспективный план совместных игротек «Дети-родители»

для подготовительной группы.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть

основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости

детского сада как внутрь, так и наружу. Вот некоторые

психолого-

педагогические правила такого взаимодействия.

Первое правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и

мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе

воспитателя,

так

как

он

может

быть

источником

обид,

раздражения,

неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических

«должны»,

«обязаны»

исчезает.

Единственно

правильная

норма

взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность

таких отношений в том, что и у педагога и у родителей развивают чувство

собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в

Месяц

Игротека

Сентябрь

Русские народные подвижные игры.

Октябрь

Семейная аппликация из природного

материала.

Ноябрь

Знакомства детей и родителей с различными

видами театров или сам себе актер.

Декабрь

Игры-развивалки - как играть с детьми.

Январь

Экспериментальная деятельность

Игрушки из бросового материала «Все, что в

сундуках найдем в дело это повернем»

Февраль

Эти занимательные конструкторы Лего.

Март

Логические игры «Блоки Дьеныша», «Логика-

малыш», Логический квадрат, Колумбово яйцо,

палочки Кюизенера.

Апрель

Веселые забавы

Продолжать знакомство с русскими играми,

забавами на свежем воздухе.

Май

Поиграем в профессии: сюжетно-ролевые игры

«Моя будущая профессия».

Июнь - август

Совместные развлечения, походы, отдых,

театрализация.

выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять

и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей,

повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Психологически

родители

готовы

поддержать

все

требования,

дела

и

начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической

подготовки

и

высокого

образования,

с

глубоким

пониманием

и

ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного

вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей

деятельности

нередко

становится

вольным

или

невольным

свидетелем

отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы

воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда

тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на

утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении

проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные

стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Формирование

характера

воспитанника

не

обходится

без

трудностей,

противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как

проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный

характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный

характер

отношений

воспитуемого

к

воспитательным

влияниям,

мера

словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия,

неожиданные результаты не вызывают растерянности.

Литература:

1.

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ

2002г., № 4. – 66с.

2.

Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и

семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и

родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

3.

Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех

сторон.2002 – 147с.

4.

Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников.

Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика

2007г., №7. – 70с.



В раздел образования