"Педагогические средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Восканян Роза Сантроевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ детский сад № 11 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: педагогический опыт Тема: "Педагогические средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Педагогические средства развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста
Восканян Роза Сантроевна
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и
сложнее.
И
она
требует
от
человека
не
шаблонных,
привычных
действий,
а
подвижности,
гибкости
мышления,
быстрой
ориентации
и
адаптации
к
новым
условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот
факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все
большая
часть
исполнительской
деятельности
перекладывается
на
машины,
то
становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой
существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач
в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные
человечеством
-
результат
творческой
деятельности
людей.
И
то,
насколько
продвинется
вперед
человеческое
общество
в
будущем,
будет
определяться
творческим потенциалом подрастающего поколения [Терский, 1983].
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще
никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-
своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление
вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом
высоком и широком смысле этого понятия [Терский, 1983].
Предметом
регулирования
настоящего
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(далее
–
Стандарт)
являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие
при реализации основной образовательной программы дошкольного образования
(далее – Программа)
организацией, осуществляющей образовательную деятельность
(далее – Организация).
Стандарт утверждает основные принципы:
● поддержки разнообразия детства;
● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важно-
го этапа в общем развитии человека;
● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого
ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;
● формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Стандарт решает задачи:
● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития
индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как
субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Проблемой развития художественно-творческих способностей дошкольников в
разное время занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А.
Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается
необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического
развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н.
Подьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувствен-
ной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов
и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной
форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности:
формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, раз-
вивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение
планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Выбор педагогических средств для развития творческих способностей дошколь-
ников является важной изобразительная деятельность и конструирование.
развитие
творческих
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
будет
наиболее эффективен если:
1)
творческие
особенности
детей
старшего
дошкольного
возраста
будут
рассматриваться как совокупность трех компонентов;
2)
будет
разрабатываться
программа
развития
творческих
способностей,
в
которой
ведущими
средствами
изобразительная
деятельность
и
конструирование.
Творческое развитие
дошкольника неразрывно связано с работой воображения,
познавательной
и
практической
деятельностью.
Свобода
творческого
выражения
дошкольника
определяется
не
только
образными
представлениями
и
желанием
передать
их
в
рисунке,
конструировании,
но
и
тем,
как
он
владеет
средствами
изображения.
Развитие способностей и творчества у детей являются двумя взаимосвязанными
задачами
художественного
воспитания,
основанными
на
ознакомление
детей
с
окружающей действительностью.
Успешное обучение творческих способностей
детей прежде всего зависит от
хорошо
подготовленных
воспитателей
в
области
рисования,
лепки,
аппликации,
умеющих изображать предметы на бумаге краской и карандашом, путем силуэтного
вырезания
из
бумаги
и
объемного
изображения
из
глины
и
пластилина.
Педагог
должен уметь видеть предмет, его форму и строение, подбирать цвета для окраски
предметов,
составления
узоров,
знать
методику
обучения
детей
изобразительной
деятельности.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием вызывают у детей
положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются
навыки работы в
коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями
товарищей. Формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной
деятельности:
способность
слушать
и
запоминать
задание,
выполнять
его
за
определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до
конца,
находить
ошибки
и
исправлять
их;
содержать
в
порядке
рабочее
место,
инструменты и материалы.
В детском саду рисование и конструирование занимает ведущее место в обучении
детей
изобразительному
искусству
и
включает
три
вида:
рисование
отдельных
предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны свои задачи,
которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача
обучения
рисованию,
конструированию
–
помочь
детям
познать
окружающую
действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и
обучить
приемам
изображения
Одновременно
осуществляется
основная
задача
изобразительной
деятельности
и
конструирования
–
формирование
творческих
способностей
детей
в
создании
выразительных
образов
различных
предметов
доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности и
конструированию в большей мере определяется правильной организацией работы с
детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.