Автор: Головина Нелли Викторовна
Должность: учитель биологии - экологии
Учебное заведение: МБОУ "Октябрьская СОШ" Томского района
Населённый пункт: Томская область, Томский район, село Октябрьское
Наименование материала: статья
Тема: "СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
Раздел: полное образование
СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Незнающие пусть научатся, а
знающие вспомнят еще раз…
В последнее время проблема эмоционального развития детей школьного возраста всё чаще
привлекает внимание педагогов и психологов. И в настоящее время достаточно актуальна
проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия
школьника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе
складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных
взаимоотношений, которая способствует эффективности и воспитания, и обучения.
Проблема педагогического общения занимает одно из центральных мест в психолого-
педагогической науке. Ученик постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные
переживания, связанные с возрастными кризисами, с нарушениями в эмоциональной сфере,
неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих часто приводят к
стрессам.
Изменения, происходящие в системе современного российского образования,
можно охарактеризовать их общей направленностью на развитие, главным образом,
познавательной сферы обучающихся. Эта тенденция проявляется в совершенствовании
учебных программ, во введении в учебный процесс новых курсов и дисциплин, во внедрении
в школьную практику различных моделей обучения.
На фоне этих прогрессивных
изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное
внимание.
Многие современные школьники не могут справиться с нагрузками и перегрузками,
получаемыми как в школе, так и дома. Это приводит к различным формам отклоняющегося
поведения: лень, негативизм, раздражительность, агрессия. Замыкаясь на телевизорах,
компьютерах, школьники стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, стали менее
отзывчивыми к чувствам других,
а ведь общение в значительной степени обогащает
чувственную сферу.
Конечно, мы живём в мире постоянно меняющейся информации. И хорошо, если эту
информацию ученики будут добывать в психологически комфортных условиях. Для этого
уроки необходимо насытить эмоционально окрашенными фактами, экспериментами,
задачами.
Эмоциональное
насыщение
является
важной
врождённой
и
постоянно
развивающейся потребностью, а эмоциональное голодание столь же реальное явление, как и
голодание мускульное. Оно переживается в форме скуки и тоски. Если же у ребёнка
постепенно формируются ценные для него устойчивые эмоциональные переживания, то он в
своём поведении начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но
и на предвкушаемую. При этом положительные эмоции сами становятся побуждающей
силой. Эмоции в умеренной и высокой степени интенсивности благоприятны для
познавательных процессов. Например, одной из фундаментальных является эмоция
интереса-волнения – положительная, мотивирующая обучение, развитие умений и навыков,
творческое
стремление.
В
состоянии интереса у человека повышаются внимание,
любознательность и увлечённость объектом интереса. Эмоция удивления - способствует
направлению
всех
познавательных
процессов
на
объект,
вызвавший
удивление,
а
максимально желаемая эмоция – радость. Она является скорее побочным продуктом
событий, чем результатом прямого стремления получить её.
В связи с дефицитом положительных эмоций с каждым годом увеличивается число
нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому
способствуют
всевозможные
программы,
имеющие
учебно-дисциплинарную
направленность. «Обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой волей-
неволей участвует ребенок.
Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита
от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях
психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Вся эта информация свидетельствует о том, что в школе следует уделять больше
внимание эмоциональному благополучию ребёнка. Предмет биологии не является
обязательным при сдаче ЕГЭ и ГИА, поэтому считаю, что требовать от школьников просто
«накачивания головы» огромным количеством разнородной информации бессмысленно и
жестоко. А с ребятами, уже точно определившимися в выборе экзамена необходимо
заниматься на специально отведённых консультационных часах.
Уроки же биологии сделать более «лёгкими», интересными и направленными на
практическую деятельность и, главным образом, на человеческое общение.
Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках я применяю
комплекс нетрадиционных методических приёмов, который позволяет создать у
обучающихся устойчивый познавательный интерес на базе их ситуативной
заинтересованности.
1. Задачи « Про меня»
Среди эффективных педагогических приёмов законное место занимают задачи «Про меня» с
увлекательными сюжетами, касающимися самих учеников. В таких задачах, несмотря на их
весёлые и, как кажется, легкомысленные тексты, отражается многогранный мир биологии, а
глубина и точность решения зависит от уровня освоения конкретного раздела. Кроме того,
метод таких задач направлен на формирование компетентности в разрешении проблем,
развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма
решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодействовать с
окружающими.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как
удивительное. Измените формулировку задачи – и положительный эмоциональный фон
урока будет обеспечен.
Например: Количество крови в организме человека составляет 7 % от массы тела. Найдите
количество крови в литрах- каждый своё.
2. Эпиграф к уроку
Ещё один эффективный приём – начинать урок с эпиграфа. В качестве эпиграфа можно
использовать яркие высказывания писателей, учёных, народные пословицы и поговорки,
крылатые выражения, афоризмы. Важно, чтобы эти слова запоминались, задавали тон всему
уроку. Эти маленькие тексты расширяют кругозор учащихся, развивают сообразительность,
показывают связь биологических законов и окружающей нас жизни. Эпиграф служит как бы
ключом к теме, стержнем урока. Ученик имеет возможность и прочитать, и подумать, и
высказать доказательное суждение, старается говорить правильно, красиво. Эпиграф не
только обостряет внимание учащихся, повышает работоспособность и творческий потенциал
коллективной деятельности учащихся, но и гуманизирует взаимоотношения учителя и
ученика. Эмоциональное побуждение в начале урока способствует связи умственной
деятельности ребёнка с положительными эмоциями.
Работу с эпиграфом можно начать с прочтения. Читаем выразительно, акцентируя внимание
на тех словах, которые помогут нам раскрыть смысл этого высказывания. Затем
задумываемся над вопросами: как связан эпиграф с темой урока, почему именно эти слова
являются главными сегодня на уроке? Окончательные ответы формулируем в конце урока.
Эпиграф может стать условием задачи для обсуждения и решения в классе или дома. Слайд с
эпиграфом может появляться несколько раз за урок, чтобы дети раз за разом возвращались к
нему, а после урока записали в тетрадь понравившиеся строки. Тогда воспитательная цель
достигнута.
К некоторым темам прошу ребят самостоятельно подобрать эпиграф, а на уроке обсуждаем и
выписываем наиболее удачные. Такая работа служит дополнительной мотивацией к
выяснению сути явления.
Примеры эпиграфов к урокам:
Тема «Внутреннее строение клетки»:
«Если бы я захотел читать, ещё не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если
бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей,
это было бы такой же бессмыслицей» (М.В.Ломоносов).
«Отыщи всему начало – и ты многое поймёшь» (Козьма Прутков).
Тема « Круговорот веществ в природе»:
«Ты жаждой не страдал,
Голодным ты не был.
Ты всё, чем томишься, от четырех добыл.
И каждому возвратишь ты подарок,
И снова станешь тем, чем ты вначале был»
(Омар Хайям)
Тема « Генетика пола»:
«Претензии – не претензии, а интересно было бы узнать поглубже: почему получаются эти
разногласия»?
3. Стихи на уроках
Художественный и естественнонаучный способы познания, по мнению английского
писателя Ч.Сноу, настолько различны, что сторонники каждого не понимают друг друга. С
другой стороны, великий русский писатель Л.Н.Толстой заметил, что наука и искусство
тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце. А в наше время о комплексном познании
объективной и субъективной реальности, в котором сливаются художественное и научное
мышление, говорят всё чаще и чаще. Благодаря особенностям стихотворной речи
происходит выделение главного и лёгкое сохранение его в памяти, глубокое воздействие на
эмоции учеников. Рекомендуется использовать стихотворения на уроках:
В эволюции скачок,
Словно воздуха глоток –
Новый способ размножения –
Внутреннее оплодотворение.
Прогресс будет? Не вопрос,
Ведь это же ароморфоз.
Ароморфоз
Подберезовик с березой
Обменялись веществом.
Мы такие отношенья
Микоризою зовем.
Микориза
Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный
вопрос.
Такое сожительство есть симбиоз.
Симбиоз
Железa есть под желудком,
Выделяет инсулин.
Для обмена углеводов,
Он нам всем необходим.
Высокий уровень глюкозы
Он сведет в крови на “нет”.
Если мало инсулина –
У вас будет диабет.
Инсулин
Диабет
Проведённые занятия показали, что такие стихотворения действительно помогают более
глубокому усвоению материала урока, запоминанию сложных терминов.
4. Биология в рисунках.( Изотерапия)
Придумываю, либо пользуюсь интернет ресурсами рисунков на биологические явления и
использую их на уроках. Ребята рисуют биологические ситуации и придумывают к ним
вопросы . Есть такие сложные темы, как, например, фотосинтез, биосинтез белка (биологи
меня поймут),которые проще усвоить, на мой взгляд, с помощью рисунков. Либо ребята
сами после объяснения темы в тетради делают рисунок-конспект, изображая своё видение
той или иной темы. В конце урока ещё раз закрепляем и обсуждаем и наиболее интересные
работы оцениваются.
5. Биология в ребусах.
Многообразие методической литературы и безграничность интернет-ресурсов позволяют в
полной мере осуществлять данный приём. Тематические ребусы можно использовать на
уроках контроля знаний в качестве последнего задания на проверочных работах. Скорость
выполнения
заданий
индивидуальна
для
каждого
ребёнка,
поэтому
в
качестве
дополнительного творческого задания,
ученику,
справившемуся быстрее остальных,
предлагается решить ребусы на дополнительную отметку. Так же в качестве домашнего
задания можно предложить составить собственные ребусы по изученной теме.
6. Использование фольклора на занятиях по биологии оказывается эффективным, если
придерживаться определенных методических требований. Пословицы, поговорки, загадки
с биологическим содержанием представляют собой полезный дидактический материал, а
их краткость и разнообразие позволяют привлекать к изучению большого числа вопросов
курса биологии. Они ценны для изучения биологии тем, что представляют в
афористической форме наблюдения за природными явлениями и житейскими ситуациями,
а так же народными приметами погоды. Например:
Осенью перелетные птицы летят высоко – снега будет много, а низко–снега будет мало.
Синички поднимают с утра писк – ожидай ночью мороза.
Снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть.
7. Сказки
Сказки - ценный материал, они создают положительный эмоциональный фон. Здесь
важность представляет правильно выбранный тон. Учитель выступает в роли рассказчика-
сказочника, который завораживающим голосом начинает объяснение темы. Сказка
должна быть краткой, но содержательной и, по-возможности, включать главные моменты
темы.
Сказка про то, как гидра всех удивляла.
В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был
такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё
головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два
слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был
окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и
жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно
кувыркается только очень медленно.
Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая
стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру
обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра –
непонятная, необычная и очень одинокая.
После того, как ребята послушали сказку, им предлагается заполнить таблицу.
Примерное содержание таблицы:
Пресноводная гидра.
1
Внешнее строение тела.
2
Передвижение.
3
Защита от нападения.
8.Видео-уроки.
Использование видеофрагментов на уроках по данной теме, либо полностью весь урок-
просмотр фильма. Например, в 11 классе изучили тему « Доказательства эволюции», а на
следующий урок смотрим фильм « Опровержение теории Дарвина». Школьникам не
навязывается мнение, а даётся возможность самим поразмышлять, высказать мнения об
изменяемости видов и о происхождении жизни в целом. Так же спокойно посидеть,
отдохнуть и одновременно углубить знания по теме. Так же, например, в изучении темы «
Мутации»-сначала урок в традиционной форме затем просмотр фильма по теме. Много
замечательных фильмов по анатомии человека. Например, при изучении тем
«Беременность. Роды» есть хорошие фильмы, показывающие и естественные роды и
кесарево-сечение. Считаю, что просмотр таких фильмов усилит у мальчиков уважение,
бережное отношение к женщинам, к матерям, в будущем, к своим жёнам.
9. Театрализованная игра.
Игра-это выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго
остаются в памяти ребёнка, входят в его жизнь.Чаще всего игры используются на
сдвоенных уроках с учщимися,у которых назрели явные проблемы в обучении и
воспитании. Такие ребята, в большинстве случаев гиперактивны и мало что усваивают из
уроков,проведённых в традиционной форме. В уроках-играх же, участвуют с
удовольствием, разбирают роли на перегонки. Например, при узучении темы
«Заболевания дыхательный путей» в 8 классе, можно провести игру « Суд над
Никотиновой Сигаретой Табаковной». Сценарий может каким угодно, всё зависит от
фантазии учителя. Важно включить видеофрагменты по данной теме и обязательно
добавить музыкальное сопровождение.
10. Музыка.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-
медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-
сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток,
отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской
школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную
активность мозга.
Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других.
Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского
способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его
физическое оздоровление.
В
зависимости
от
того,
какую
эмоцию
хотим
вызвать
у
ребёнка,
выбираем
соответствующее музыкальное сопровождение.
Например, хотим вызвать эмоции возмущения, досады, ощущения угрозы-идеально
подходит « Реквием по мечте (Классика в современной обработке).
Dj episkop – Моцарт.» А,если,наоборот-трепет, спокойствие, комфорт, релаксацию, то
подойдёт музыка из коллекции «Enigma», большое разнообразии музыки для релаксации
со звуками природы.
11. « Пластилиновый мир». Работа с бумагой.
Лепка из пластилина, создание коллажей и мини –проектов. В основном,используется в
качестве творческого домашнего задания в 5-6-ых классах, по возможности на уроке.
Медод хорош при изучении темы « Строение клетки» и др.
12. Частушки и анекдоты.
К. Д. Ушинский сказал о том, что на уроке должна царствовать серьезность, допускающая
шутку, но не превращающая всего дела в шутку. Хорошая и вовремя сказанная шутка -
это организованная радость на уроке.
Петька с Василием Ивановичем делают лабу по биологии — поймали муху.
Петька, пиши: Муха — 6 ног — ползает.
Отоpвал Василий Иваныч ей ногу. «Муха, ползи!» — муха поползла.
Петька, пиши: Отоpвали мухе ногу — муха ползает.
Отоpвал Василий Иваныч мухе еще две ноги — Муха, ползи!
Муха ползет.
Петька, пиши: Отоpвали мухе еще две ноги — муха ползает.
Тогда Василий Иваныч отpывает мухе последние тpи ноги —
Муха, ползи!
Муха лежит. МУХА, ПОЛЗИ! Муха лежит….
_М_У_Х_А_ _П_О_Л_З_И_!!!!
Муха не ползет.
Петька пиши: Оторвали мухе последние тpи ноги — муха оглохла…..
Ну, вот – даже вы сейчас получили положительную эмоцию и на вашем лице появилась
улыбка…
Из всего сказанного можно сделать вывод: использование занимательных материалов на
уроках биологии повышает у учащихся интерес к предмету, мотивирует их учебную
деятельность, что способствует продуктивности учебного процесса, а так же помогает
восполнить пробелы эмоционального насыщения ребёнка.