Напоминание

"СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"


Автор: Головина Нелли Викторовна
Должность: учитель биологии - экологии
Учебное заведение: МБОУ "Октябрьская СОШ" Томского района
Населённый пункт: Томская область, Томский район, село Октябрьское
Наименование материала: статья
Тема: "СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
Раздел: полное образование





Назад




СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА

УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Незнающие пусть научатся, а

знающие вспомнят еще раз…

В последнее время проблема эмоционального развития детей школьного возраста всё чаще

привлекает внимание педагогов и психологов. И в настоящее время достаточно актуальна

проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия

школьника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе

складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных

взаимоотношений, которая способствует эффективности и воспитания, и обучения.

Проблема педагогического общения занимает одно из центральных мест в психолого-

педагогической науке. Ученик постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные

переживания, связанные с возрастными кризисами, с нарушениями в эмоциональной сфере,

неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих часто приводят к

стрессам.

Изменения, происходящие в системе современного российского образования,

можно охарактеризовать их общей направленностью на развитие, главным образом,

познавательной сферы обучающихся. Эта тенденция проявляется в совершенствовании

учебных программ, во введении в учебный процесс новых курсов и дисциплин, во внедрении

в школьную практику различных моделей обучения.

На фоне этих прогрессивных

изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное

внимание.

Многие современные школьники не могут справиться с нагрузками и перегрузками,

получаемыми как в школе, так и дома. Это приводит к различным формам отклоняющегося

поведения: лень, негативизм, раздражительность, агрессия. Замыкаясь на телевизорах,

компьютерах, школьники стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, стали менее

отзывчивыми к чувствам других,

а ведь общение в значительной степени обогащает

чувственную сферу.

Конечно, мы живём в мире постоянно меняющейся информации. И хорошо, если эту

информацию ученики будут добывать в психологически комфортных условиях. Для этого

уроки необходимо насытить эмоционально окрашенными фактами, экспериментами,

задачами.

Эмоциональное

насыщение

является

важной

врождённой

и

постоянно

развивающейся потребностью, а эмоциональное голодание столь же реальное явление, как и

голодание мускульное. Оно переживается в форме скуки и тоски. Если же у ребёнка

постепенно формируются ценные для него устойчивые эмоциональные переживания, то он в

своём поведении начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но

и на предвкушаемую. При этом положительные эмоции сами становятся побуждающей

силой. Эмоции в умеренной и высокой степени интенсивности благоприятны для

познавательных процессов. Например, одной из фундаментальных является эмоция

интереса-волнения – положительная, мотивирующая обучение, развитие умений и навыков,

творческое

стремление.

В

состоянии интереса у человека повышаются внимание,

любознательность и увлечённость объектом интереса. Эмоция удивления - способствует

направлению

всех

познавательных

процессов

на

объект,

вызвавший

удивление,

а

максимально желаемая эмоция – радость. Она является скорее побочным продуктом

событий, чем результатом прямого стремления получить её.

В связи с дефицитом положительных эмоций с каждым годом увеличивается число

нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому

способствуют

всевозможные

программы,

имеющие

учебно-дисциплинарную

направленность. «Обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой волей-

неволей участвует ребенок.

Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита

от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях

психологического комфорта, эмоционального благополучия.

Вся эта информация свидетельствует о том, что в школе следует уделять больше

внимание эмоциональному благополучию ребёнка. Предмет биологии не является

обязательным при сдаче ЕГЭ и ГИА, поэтому считаю, что требовать от школьников просто

«накачивания головы» огромным количеством разнородной информации бессмысленно и

жестоко. А с ребятами, уже точно определившимися в выборе экзамена необходимо

заниматься на специально отведённых консультационных часах.

Уроки же биологии сделать более «лёгкими», интересными и направленными на

практическую деятельность и, главным образом, на человеческое общение.

Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках я применяю

комплекс нетрадиционных методических приёмов, который позволяет создать у

обучающихся устойчивый познавательный интерес на базе их ситуативной

заинтересованности.

1. Задачи « Про меня»

Среди эффективных педагогических приёмов законное место занимают задачи «Про меня» с

увлекательными сюжетами, касающимися самих учеников. В таких задачах, несмотря на их

весёлые и, как кажется, легкомысленные тексты, отражается многогранный мир биологии, а

глубина и точность решения зависит от уровня освоения конкретного раздела. Кроме того,

метод таких задач направлен на формирование компетентности в разрешении проблем,

развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма

решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодействовать с

окружающими.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как

удивительное. Измените формулировку задачи – и положительный эмоциональный фон

урока будет обеспечен.

Например: Количество крови в организме человека составляет 7 % от массы тела. Найдите

количество крови в литрах- каждый своё.

2. Эпиграф к уроку

Ещё один эффективный приём – начинать урок с эпиграфа. В качестве эпиграфа можно

использовать яркие высказывания писателей, учёных, народные пословицы и поговорки,

крылатые выражения, афоризмы. Важно, чтобы эти слова запоминались, задавали тон всему

уроку. Эти маленькие тексты расширяют кругозор учащихся, развивают сообразительность,

показывают связь биологических законов и окружающей нас жизни. Эпиграф служит как бы

ключом к теме, стержнем урока. Ученик имеет возможность и прочитать, и подумать, и

высказать доказательное суждение, старается говорить правильно, красиво. Эпиграф не

только обостряет внимание учащихся, повышает работоспособность и творческий потенциал

коллективной деятельности учащихся, но и гуманизирует взаимоотношения учителя и

ученика. Эмоциональное побуждение в начале урока способствует связи умственной

деятельности ребёнка с положительными эмоциями.

Работу с эпиграфом можно начать с прочтения. Читаем выразительно, акцентируя внимание

на тех словах, которые помогут нам раскрыть смысл этого высказывания. Затем

задумываемся над вопросами: как связан эпиграф с темой урока, почему именно эти слова

являются главными сегодня на уроке? Окончательные ответы формулируем в конце урока.

Эпиграф может стать условием задачи для обсуждения и решения в классе или дома. Слайд с

эпиграфом может появляться несколько раз за урок, чтобы дети раз за разом возвращались к

нему, а после урока записали в тетрадь понравившиеся строки. Тогда воспитательная цель

достигнута.

К некоторым темам прошу ребят самостоятельно подобрать эпиграф, а на уроке обсуждаем и

выписываем наиболее удачные. Такая работа служит дополнительной мотивацией к

выяснению сути явления.

Примеры эпиграфов к урокам:

Тема «Внутреннее строение клетки»:

«Если бы я захотел читать, ещё не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если

бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей,

это было бы такой же бессмыслицей» (М.В.Ломоносов).

«Отыщи всему начало – и ты многое поймёшь» (Козьма Прутков).

Тема « Круговорот веществ в природе»:

«Ты жаждой не страдал,

Голодным ты не был.

Ты всё, чем томишься, от четырех добыл.

И каждому возвратишь ты подарок,

И снова станешь тем, чем ты вначале был»

(Омар Хайям)

Тема « Генетика пола»:

«Претензии – не претензии, а интересно было бы узнать поглубже: почему получаются эти

разногласия»?

3. Стихи на уроках

Художественный и естественнонаучный способы познания, по мнению английского

писателя Ч.Сноу, настолько различны, что сторонники каждого не понимают друг друга. С

другой стороны, великий русский писатель Л.Н.Толстой заметил, что наука и искусство

тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце. А в наше время о комплексном познании

объективной и субъективной реальности, в котором сливаются художественное и научное

мышление, говорят всё чаще и чаще. Благодаря особенностям стихотворной речи

происходит выделение главного и лёгкое сохранение его в памяти, глубокое воздействие на

эмоции учеников. Рекомендуется использовать стихотворения на уроках:

В эволюции скачок,

Словно воздуха глоток –

Новый способ размножения –

Внутреннее оплодотворение.

Прогресс будет? Не вопрос,

Ведь это же ароморфоз.

Ароморфоз

Подберезовик с березой

Обменялись веществом.

Мы такие отношенья

Микоризою зовем.

Микориза

Два организма взаимно полезны,

Связаны вместе просто железно.

Жить в одиночку? – огромный

вопрос.

Такое сожительство есть симбиоз.

Симбиоз

Железa есть под желудком,

Выделяет инсулин.

Для обмена углеводов,

Он нам всем необходим.

Высокий уровень глюкозы

Он сведет в крови на “нет”.

Если мало инсулина –

У вас будет диабет.

Инсулин

Диабет

Проведённые занятия показали, что такие стихотворения действительно помогают более

глубокому усвоению материала урока, запоминанию сложных терминов.

4. Биология в рисунках.( Изотерапия)

Придумываю, либо пользуюсь интернет ресурсами рисунков на биологические явления и

использую их на уроках. Ребята рисуют биологические ситуации и придумывают к ним

вопросы . Есть такие сложные темы, как, например, фотосинтез, биосинтез белка (биологи

меня поймут),которые проще усвоить, на мой взгляд, с помощью рисунков. Либо ребята

сами после объяснения темы в тетради делают рисунок-конспект, изображая своё видение

той или иной темы. В конце урока ещё раз закрепляем и обсуждаем и наиболее интересные

работы оцениваются.

5. Биология в ребусах.

Многообразие методической литературы и безграничность интернет-ресурсов позволяют в

полной мере осуществлять данный приём. Тематические ребусы можно использовать на

уроках контроля знаний в качестве последнего задания на проверочных работах. Скорость

выполнения

заданий

индивидуальна

для

каждого

ребёнка,

поэтому

в

качестве

дополнительного творческого задания,

ученику,

справившемуся быстрее остальных,

предлагается решить ребусы на дополнительную отметку. Так же в качестве домашнего

задания можно предложить составить собственные ребусы по изученной теме.

6. Использование фольклора на занятиях по биологии оказывается эффективным, если

придерживаться определенных методических требований. Пословицы, поговорки, загадки

с биологическим содержанием представляют собой полезный дидактический материал, а

их краткость и разнообразие позволяют привлекать к изучению большого числа вопросов

курса биологии. Они ценны для изучения биологии тем, что представляют в

афористической форме наблюдения за природными явлениями и житейскими ситуациями,

а так же народными приметами погоды. Например:

Осенью перелетные птицы летят высоко – снега будет много, а низко–снега будет мало.

Синички поднимают с утра писк – ожидай ночью мороза.

Снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть.

7. Сказки

Сказки - ценный материал, они создают положительный эмоциональный фон. Здесь

важность представляет правильно выбранный тон. Учитель выступает в роли рассказчика-

сказочника, который завораживающим голосом начинает объяснение темы. Сказка

должна быть краткой, но содержательной и, по-возможности, включать главные моменты

темы.

Сказка про то, как гидра всех удивляла.

В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был

такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё

головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два

слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был

окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и

жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно

кувыркается только очень медленно.

Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая

стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру

обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра –

непонятная, необычная и очень одинокая.

После того, как ребята послушали сказку, им предлагается заполнить таблицу.

Примерное содержание таблицы:

Пресноводная гидра.

1

Внешнее строение тела.

2

Передвижение.

3

Защита от нападения.

8.Видео-уроки.

Использование видеофрагментов на уроках по данной теме, либо полностью весь урок-

просмотр фильма. Например, в 11 классе изучили тему « Доказательства эволюции», а на

следующий урок смотрим фильм « Опровержение теории Дарвина». Школьникам не

навязывается мнение, а даётся возможность самим поразмышлять, высказать мнения об

изменяемости видов и о происхождении жизни в целом. Так же спокойно посидеть,

отдохнуть и одновременно углубить знания по теме. Так же, например, в изучении темы «

Мутации»-сначала урок в традиционной форме затем просмотр фильма по теме. Много

замечательных фильмов по анатомии человека. Например, при изучении тем

«Беременность. Роды» есть хорошие фильмы, показывающие и естественные роды и

кесарево-сечение. Считаю, что просмотр таких фильмов усилит у мальчиков уважение,

бережное отношение к женщинам, к матерям, в будущем, к своим жёнам.

9. Театрализованная игра.

Игра-это выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго

остаются в памяти ребёнка, входят в его жизнь.Чаще всего игры используются на

сдвоенных уроках с учщимися,у которых назрели явные проблемы в обучении и

воспитании. Такие ребята, в большинстве случаев гиперактивны и мало что усваивают из

уроков,проведённых в традиционной форме. В уроках-играх же, участвуют с

удовольствием, разбирают роли на перегонки. Например, при узучении темы

«Заболевания дыхательный путей» в 8 классе, можно провести игру « Суд над

Никотиновой Сигаретой Табаковной». Сценарий может каким угодно, всё зависит от

фантазии учителя. Важно включить видеофрагменты по данной теме и обязательно

добавить музыкальное сопровождение.

10. Музыка.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-

медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-

сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток,

отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской

школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную

активность мозга.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других.

Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского

способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его

физическое оздоровление.

В

зависимости

от

того,

какую

эмоцию

хотим

вызвать

у

ребёнка,

выбираем

соответствующее музыкальное сопровождение.

Например, хотим вызвать эмоции возмущения, досады, ощущения угрозы-идеально

подходит « Реквием по мечте (Классика в современной обработке).

Dj episkop – Моцарт.» А,если,наоборот-трепет, спокойствие, комфорт, релаксацию, то

подойдёт музыка из коллекции «Enigma», большое разнообразии музыки для релаксации

со звуками природы.

11. « Пластилиновый мир». Работа с бумагой.

Лепка из пластилина, создание коллажей и мини –проектов. В основном,используется в

качестве творческого домашнего задания в 5-6-ых классах, по возможности на уроке.

Медод хорош при изучении темы « Строение клетки» и др.

12. Частушки и анекдоты.

К. Д. Ушинский сказал о том, что на уроке должна царствовать серьезность, допускающая

шутку, но не превращающая всего дела в шутку. Хорошая и вовремя сказанная шутка -

это организованная радость на уроке.

Петька с Василием Ивановичем делают лабу по биологии — поймали муху.

Петька, пиши: Муха — 6 ног — ползает.

Отоpвал Василий Иваныч ей ногу. «Муха, ползи!» — муха поползла.

Петька, пиши: Отоpвали мухе ногу — муха ползает.

Отоpвал Василий Иваныч мухе еще две ноги — Муха, ползи!

Муха ползет.

Петька, пиши: Отоpвали мухе еще две ноги — муха ползает.

Тогда Василий Иваныч отpывает мухе последние тpи ноги —

Муха, ползи!

Муха лежит. МУХА, ПОЛЗИ! Муха лежит….

_М_У_Х_А_ _П_О_Л_З_И_!!!!

Муха не ползет.

Петька пиши: Оторвали мухе последние тpи ноги — муха оглохла…..

Ну, вот – даже вы сейчас получили положительную эмоцию и на вашем лице появилась

улыбка…

Из всего сказанного можно сделать вывод: использование занимательных материалов на

уроках биологии повышает у учащихся интерес к предмету, мотивирует их учебную

деятельность, что способствует продуктивности учебного процесса, а так же помогает

восполнить пробелы эмоционального насыщения ребёнка.



В раздел образования