Напоминание

Городская инновационная площадка «Формирование общекультурных компетенций учащихся МБОУ СОШ № 1 в рамках работы детской филармонии «Синяя птица» МБОУ СОШ №1 им. М. Ю. Лермонтова


Автор: Эйдельман Анна Файвеловна
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 им. М.Ю.Лермонтова
Населённый пункт: Пятигорск
Наименование материала: Статья
Тема: Городская инновационная площадка «Формирование общекультурных компетенций учащихся МБОУ СОШ № 1 в рамках работы детской филармонии «Синяя птица» МБОУ СОШ №1 им. М. Ю. Лермонтова
Раздел: дополнительное образование





Назад




Городская инновационная площадка «Формирование общекультурных

компетенций учащихся МБОУ СОШ № 1 в рамках работы детской филармонии

«Синяя птица» МБОУ СОШ №1 им. М. Ю. Лермонтова

Эйдельман А.Ф., заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 1 им. М. Ю. Лермонтова

Формирование

творческой

личности

она

из

главных

задач,

провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Перед

школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности,

способной к творчеству. Наше образовательное учреждение имеет богатые

традиции в области гуманизации образования, разработки и внедрении

инновационных педагогических технологий, поликультурного воспитания

учащихся. За последние годы в школе сложилась и успешно развивается

воспитательная

система,

которая

включает

в

себя

также

систему

дополнительного

образования.

В

школе

работают

12

объединений

дополнительного образования различных направлений, 7 из которых имеют

творческую направленность.

Творческие способности есть у каждого ребенка. Это индивидуально -

психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От

того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего

общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не

только теоретический, но и практический смысл. Поэтому одна из основных

задач современного образования в целом и общеобразовательной школы в

частности заключается в воспитании и развитии творческой личности и

способностей

учащихся,

в

формировании

у

них

инициативности,

самостоятельности, развитии фантазии, а также универсального умения ставить

и решать задачи.

Работа такого необычного учреждения, как Детская Филармония, стало

серьёзной проверкой на зрелость как для руководства и преподавателей школы,

так и для самих обучающихся. Ведь они не только должны были постичь азы

мастерства, но и активно включиться в трудовой процесс – профессиональный

и творческий. Детская филармония в нашей школе является дорогой в мир

музыкального искусства. Функционирование творческого объединения Детская

филармония «Синяя птица» дало возможность решения целого комплекса задач

- воспитательных, обучающих, творческих, позволило решить проблему

создания творческой атмосферы в детском коллективе школы. Детская

филармония

успешно

сочетает

две

важные

функции.

Во-первых,

дает

возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая на сцене.

А во-вторых, зарождает у своей публики интерес к музыке, подготавливая ее к

большому искусству с детских лет, а затем и духовную потребность в музыке и

искусству в целом.

В Детской филармонии реализуется уникальная возможность – развиваются

все уровни развития личности:

индивидуальный - где ведущей задачей педагога является создание

условий для развития способностей ребёнка;

групповой

-

реализуемый

через

вовлечение

детей

в

совместный

художественно-творческий процесс, общение детей разного возраста,

разного уровня мастерства, разных классов, но объединённых общими

творческими, профессиональными, духовными устремлениями;

предпрофессиональный. В процессе событий, проектов в которых

участвуют подростки, у них формируются устойчивые мотивации к

художественно-творческой,

исследовательской,

концертно

-

просветительской деятельности.

Сочетание музыкального образования с опытом практической творческой

деятельности – основа нравственно-ценностной мотивации последующей

самостоятельной деятельности.

Каждый концерт Детской филармонии – настоящее событие в жизни нашей

школы. Это содействует повышению общего музыкального и культурного

уровня учащихся, увеличению эмоциональной активности.

Сегодня

Детская

филармония

«Синяя

птица»

это

10

творческих

коллективов: музыкальный 1 А класс (классный руководитель Захарченко Г.

И.),

музыкальный

5

А

класс

(классный

руководитель

Щудро

Л.В.),

фольклорный 3 А класс (классный руководитель Бекетова Л. М.), танцевальный

3 В класс (классный руководитель Мельникова Г. И.), ансамбль домристов

(руководитель Кухнов П. П.), ансамбль гитаристов (руководитель Кухнов П.

П.), хор «Музыкальная капель» (руководитель Сумская М. И.), вокальный

ансамбль (руководитель Сумская М. И.), театральная студия «Премьера»

(руководитель

Яковлев

А.

А.),

фольклорный

ансамбль

«Веселуха»

(руководитель Щеглова Е. В., хореограф Крат Н. Э.).

В процессе работы Детской филармонии реализуются развивающие

программы, целью которых является: создание условий для успешной

самореализации в социально одобряемой деятельности, участие в деятельности

по приобщению к музыкальной и художественной культуре. Формирование

культуры взаимодействия с окружающим миром, выработка и развитие

адекватного поведения, обеспечивающего активное восприятие музыкальных

произведений. Это программы:

1. «Войди в мир музыки». Для учащихся 1- 4 классов. Направленной для

знакомство

с

лучшими

образцами

мировой

художественной

культуры,

жанрами, стилями музыки. Главные задачи программы: развитие интереса к

музыке,

формирование

культуры

слушателя,

развитие

эмоциональной

отзывчивости,

знакомство

с

музыкальными

жанрами,

инструментами,

творчеством композиторов, народной музыкой.

2. «Звуки времени». Для учащихся 5-8 классов, направленно на

знакомство с музыкальными стилями, Западно - Европейской и Русской

музыкальной

культурой

15-20

веков,

национальными

композиторскими

школами.

3. «Мы играем, сочиняем и поём». Целью программы стала организация

активной,

осознанной

деятельности,

по

пропаганде

художественного

творчества среди детей и подростков, обеспечение творческими номерами

концертно – познавательных программ школьной Детской Филармонии. Задачи

этой

программы:

накопление

исполнительского

опыта,

знакомство

с

исполнительскими особенностями и спецификой музыки народов разных стран,

расширение знаний о музыкально – сценических жанрах.

4.

«За

кулисами».

Участники

этого

блока

стали

ведущими,

организаторами, авторами эпизодов сценариев концертно – познавательных

программ филармонии. С целью овладения организаторскими навыками и

умениями были созданы творческие мастерские «Школа ведущего», «Школа

администратора», «Основы сценического мастерства».

Работа Детской филармонии «Синяя птица» активно реализовывалась на

протяжении нескольких лет в концертной деятельности, организации и

проведении музыкальных лекториев, уроков - концертов, творческих встреч,

праздничных концертов. Традиционными стали благотворительные концерты в

Военном Госпитале Внутренних Войск, МВД РФ «Береговой», когда люди

старшего

поколения,

имеют

возможность

прикоснуться

к

миру

исполнительского искусства, услышать в исполнении детей – участников

Детской филармонии вокальные и инструментальные произведения. В рамках

работы филармонии «Синяя птица» учащиеся школы посещали концерты

Северо - Кавказской государственной филармонии им. В.И. Сафонова,

представления музыкального кукольного театра «Фа – соль», спектакли

Ставропольского государственного театра оперетты, мероприятия пятигорского

филиала СКФУ.

Концерты Детской филармонии, как показала практика, стали актуальны

и востребованы как учащимися, преподавателями, так и родителями. Каждый

концерт по-своему стал интересен и неповторим. Радует то, что после

концертов своих сверстников у большинства юных зрителей возникает желание

посетить следующую концертную программу Детской филармонии. А юные

артисты благодарны зрителям за их желание прикоснуться к миру искусства.

В работе инновационной площадки приняли участие все учащиеся и

педагоги школы, а более 65 % учащихся школы стали непосредственными

артистами, организаторами концертов и выступлений детской филармонии

«Синяя птица». Такой высокий процент характеризует не только количество, но

и качество работы педагогов дополнительного образования. За время работы

инновационной площадки участники детских творческих коллективов активно

принимали участие в конкурсах, фестивалях различного уровня, всегда получая

высокую

оценку

своей

деятельности.

По

результатам

диагностики

инновационной деятельности можно уверенно сказать, что в школе

- повысилась мотивации учащихся к изучению музыкального искусства;

- увеличилось число участников творческих коллективов, объединений

дополнительного образования школы (появился ансамбль гитаристов, ещё один

музыкальный класс);

- воспитанники школьной Детской Филармонии принимают активное участие в

культурной жизни г. Пятигорска;

- реализуются условия для самовыражения и самореализации в социально-

значимой деятельности;

- повысились уровень воспитанности учащихся школы и заинтересованности

учащихся в дополнительном образовании.

А, самое главное, «Синяя птица» раскрыла крылья, на которых она несёт

творческое

просвещение

в

общественные

массы.

И

если

какая-либо

деятельность приносит ребенку удовольствие, становится желанной, то он сам

проявляет

к

ней

огромный

интерес,

с

наслаждением

занимается

ею,

совершенствует свой индивидуальный опыт и способности. Ведь «творческая

личность – это свободная личность, а свободная личность – это личность,

способная быть самой собой, слышать свое Я» (К. Роджерс). На сегодняшний

день эта творческая атмосфера воцарилась благодаря плодотворной совместной

деятельности всего коллектива школы.

Деятельность по формированию атмосферы, обеспечивающей развитие

творческой активности учащихся, их творческих способностей средствами

искусства, приобщение детей к музыкальной и художественной культуре,

формирование культуры взаимодействия с окружающим миром, сохраняет

свою актуальность в связи с необходимостью гражданской консолидации,

развития

толерантности,

воспитания

подрастающих

поколений

в

духе

российского патриотизма и этнокультурной идентичности.

Литература:

1.

Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной

школе. Издательство Шуйского филиала ИвГУ. — 2016. — 151 с.

2.

Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.

3.

Методология педагогического исследования, Юдина О.И., Изд-во ОГУ,

2013.- 256 с.

4.

Терентьева

Н.А.

Художественно-творческое

развитие

младших

школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия

различных видов искусства. – М.: Педагогика, 1990 – 187 с.



В раздел образования