Автор: Гареева Лейсан Фанзиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 235
Населённый пункт: Г.Уфа
Наименование материала: Культурно-гигиенические навыки через игру
Тема: Привитие культурно-гигиенических навыков в раннем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Тип проекта
По методу – игровой, творческий;
По длительности – среднесрочный - 2 месяца.
Участники проекта:
Воспитатели.
Дети 2-ой младшей группы (3-4 года).
Родители воспитанников группы.
Постановка проблемы
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, в настоящее время, превращается в
первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников
резко ухудшилось. А так как в дошкольном детстве закладываются основные черты личности,
отношение к себе и окружающим, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни. В младшем дошкольном возрасте надо начинать с
самых простых и доступных детям культурно-гигиенических навыков.
Актуальность проекта
Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. При
повседневном гигиеническом воспитании можно добиться формирования и закрепления у ребенка
полезных навыков, перехода их в стойкую привычку. Для детей так же важен пример окружающих,
родителей, других членов семьи. Поэтому наш проект направлен не только на детей, но и их
родителей. Знакомство и приобщение их с понятием здоровый образ жизни, как приобщить к нему
своего ребенка.
Цель проекта
Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья у
детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта по образовательным областям:
Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с
чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться
мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место,
пользоваться расческой, носовым платком.
Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой,
салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за
столом, не разговаривать с полным ртом.
Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной
жизни.
Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков личной гигиены
дома.
Ожидаемый результат
Дети:
устойчивое соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;
проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим
внешним видом;
сформированы начальные представления о здоровом образе жизни.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в
семье;
повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;
повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и
партнёрских отношений.
Продукты реализации проекта:
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта.
2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников
культурно-гигиенических навыков.
3. Составление картотеки художественно-словесного материала по воспитанию и развитию культурно-
гигиенических навыков (сказки, стихи, потешки).
4. «Страна здоровья» занятие-развлечение.
Ход реализации проекта
1 этап – подготовительный
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного
материала по данной теме.
Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.
Доведение до родителей важности темы проекта.
Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
до реализации проекта.
Анкетирование родителей о сформированости у них понятия -здоровый образ жизни.
2 этап - практический
Работа с детьми:
Социализация
- Дидактические игры «Машенька проснулась», «Уложи куклу Машу спать», «Оденем куклу», «Учим
куклу Дашу мыть руки», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки», «Доброе утро,
расческа»
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Мы в гостях», «У куклы Даши день рождения».
Познание
- Беседы «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Чистота и здоровье», «Зачем нужно, чтобы вода
была чистой?», «Что будешь мыть, вначале руки или лицо? Почему?», «Перед едой мой руки с
мылом», «Учись пользоваться вилкой и ложкой», «Умей есть, не спеша и аккуратно», «Не балуйся за
столом»
Чтение художественной литературы
- Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр»,
А. Барто «Девочка чумазая»,
Н. Найденова «Наши полотенца», Народная сказка «Про грязные ручки»
С. Булатова «Оля и мыло»
В. Федяевская «Помощники»
Г. Зайцев «Дружи с водой»
С. Бягковская «Юля-Чистюля»
З.Александрова «Купание»
Шуржик «Вода и мыло»
Демьянов «Замарашка»
Яснов «Я мою руки».
Фольклорные произведения про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
- Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр».
- Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик…».
Художественное творчество
- Аппликация «Украсим носовой платочек для зайчика».
- Лепка «Мыло для куклы Маши».
- Рисование «Раскрась платье девочке Тане».
- Создание выставок из детских работ.
Коммуникация
- Ситуативные беседы «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки».
- Составление рассказов «Кукла Даша идет на прогулку».
Музыка
- Музыкальный досуг «Как дети учили Олю умываться».
Работа с родителями
Оформление папки-передвижки для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей».
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье», «Значение утренней зарядки».
Анкетирование «Здоровый образ жизни»
3 этап – итоговый
-«Страна Здоровья» занятие-развлечение.
-Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей после
реализации проекта.
-выставка детских работ, сделанных в течении проекта.
Подведение итогов:
Проект проводился в течении 2х месяцев: декабрь и январь.
Родителям и детям понравился проект.
Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой,
физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах. Детям стало интересно мыть руки,
ухаживать за собой.
Познавательная ценность: У детей повысились знания о значимости утренней зарядки, прогулки,
правильного питания. Расширилось представление о гигиенических навыках. Дети стали понимать, как
важно следить за чистотой и опрятностью своего тела и внешнего вида.
Родители так же некоторые вещи узнали только через наш проект. Что же такое здоровый образ жизни
и насколько важно соблюдать с ребёнком, с самого раннего возраста, гигиену тела и опрятность
внешнего вида.
Перспектива: с целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать
систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных
проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.