Напоминание

Привитие культурно-гигиенических навыков в раннем дошкольном возрасте


Автор: Гареева Лейсан Фанзиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 235
Населённый пункт: Г.Уфа
Наименование материала: Культурно-гигиенические навыки через игру
Тема: Привитие культурно-гигиенических навыков в раннем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тип проекта

По методу – игровой, творческий;

По длительности – среднесрочный - 2 месяца.

Участники проекта:

Воспитатели.

Дети 2-ой младшей группы (3-4 года).

Родители воспитанников группы.

Постановка проблемы

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, в настоящее время, превращается в

первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников

резко ухудшилось. А так как в дошкольном детстве закладываются основные черты личности,

отношение к себе и окружающим, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и

практических навыков здорового образа жизни. В младшем дошкольном возрасте надо начинать с

самых простых и доступных детям культурно-гигиенических навыков.

Актуальность проекта

Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. При

повседневном гигиеническом воспитании можно добиться формирования и закрепления у ребенка

полезных навыков, перехода их в стойкую привычку. Для детей так же важен пример окружающих,

родителей, других членов семьи. Поэтому наш проект направлен не только на детей, но и их

родителей. Знакомство и приобщение их с понятием здоровый образ жизни, как приобщить к нему

своего ребенка.

Цель проекта

Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья у

детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта по образовательным областям:

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с

чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.

Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться

мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место,

пользоваться расческой, носовым платком.

Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой,

салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за

столом, не разговаривать с полным ртом.

Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной

жизни.

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков личной гигиены

дома.

Ожидаемый результат

Дети:

устойчивое соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;

проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим

внешним видом;

сформированы начальные представления о здоровом образе жизни.

Родители:

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в

семье;

повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;

повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и

партнёрских отношений.

Продукты реализации проекта:

1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта.

2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников

культурно-гигиенических навыков.

3. Составление картотеки художественно-словесного материала по воспитанию и развитию культурно-

гигиенических навыков (сказки, стихи, потешки).

4. «Страна здоровья» занятие-развлечение.

Ход реализации проекта

1 этап – подготовительный

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного

материала по данной теме.

Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.

Доведение до родителей важности темы проекта.

Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей

до реализации проекта.

Анкетирование родителей о сформированости у них понятия -здоровый образ жизни.

2 этап - практический

Работа с детьми:

Социализация

- Дидактические игры «Машенька проснулась», «Уложи куклу Машу спать», «Оденем куклу», «Учим

куклу Дашу мыть руки», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки», «Доброе утро,

расческа»

- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Мы в гостях», «У куклы Даши день рождения».

Познание

- Беседы «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Чистота и здоровье», «Зачем нужно, чтобы вода

была чистой?», «Что будешь мыть, вначале руки или лицо? Почему?», «Перед едой мой руки с

мылом», «Учись пользоваться вилкой и ложкой», «Умей есть, не спеша и аккуратно», «Не балуйся за

столом»

Чтение художественной литературы

- Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка чумазая»,

Н. Найденова «Наши полотенца», Народная сказка «Про грязные ручки»

С. Булатова «Оля и мыло»

В. Федяевская «Помощники»

Г. Зайцев «Дружи с водой»

С. Бягковская «Юля-Чистюля»

З.Александрова «Купание»

Шуржик «Вода и мыло»

Демьянов «Замарашка»

Яснов «Я мою руки».

Фольклорные произведения про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.

- Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр».

- Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик…».

Художественное творчество

- Аппликация «Украсим носовой платочек для зайчика».

- Лепка «Мыло для куклы Маши».

- Рисование «Раскрась платье девочке Тане».

- Создание выставок из детских работ.

Коммуникация

- Ситуативные беседы «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки».

- Составление рассказов «Кукла Даша идет на прогулку».

Музыка

- Музыкальный досуг «Как дети учили Олю умываться».

Работа с родителями

Оформление папки-передвижки для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей».

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье», «Значение утренней зарядки».

Анкетирование «Здоровый образ жизни»

3 этап – итоговый

-«Страна Здоровья» занятие-развлечение.

-Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей после

реализации проекта.

-выставка детских работ, сделанных в течении проекта.

Подведение итогов:

Проект проводился в течении 2х месяцев: декабрь и январь.

Родителям и детям понравился проект.

Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой,

физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах. Детям стало интересно мыть руки,

ухаживать за собой.

Познавательная ценность: У детей повысились знания о значимости утренней зарядки, прогулки,

правильного питания. Расширилось представление о гигиенических навыках. Дети стали понимать, как

важно следить за чистотой и опрятностью своего тела и внешнего вида.

Родители так же некоторые вещи узнали только через наш проект. Что же такое здоровый образ жизни

и насколько важно соблюдать с ребёнком, с самого раннего возраста, гигиену тела и опрятность

внешнего вида.

Перспектива: с целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать

систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных

проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.



В раздел образования