Напоминание

Новые инструменты профориентационной работы


Автор: Сахарова Светлана Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Новые инструменты профориентационной работы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Новые инструменты профориентационной работы

Сахарова Светлана Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

В

настоящем

динамичном

мире

требуются

новые

методы

профессиональной ориентации. Современному подростку трудно перенести

себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения,

прогнозировать собственное будущее. И поэтому у современных школьников

возникают трудности с профессиональным самоопределением.

Зачастую приходится видеть, как абитуриенты, выбрав ту или иную

специальность, поступают в совершенно другие университеты или на другие

факультеты – просто туда, куда проходят по баллам.

Поэтому наша задача – помочь учащимся осознанно выбрать дальнейший

путь. Но как это сделать? Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются

новые методы профориентации.

Современные выпускники – это люди, родившиеся в начале 2000-х

годов. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета,

смартфонов и социальных сетей, поэтому их называют также «цифровыми

людьми».

Предполагается,

что

представители

этого

поколения

будут

заниматься

инженерно-техническими

вопросами,

биомедициной,

робототехникой и искусством.

Проблему выбора профессии помогут решить новые инструменты

профориентации: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт.

Геймификация: достигаем целей играючи

Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает

вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность

моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому

человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-

сервисы, игровые имитации для обучения.

На помощь педагогу приходит набор игровых и методических решений

комплекта «Мир профессий будущего».

Лидерство – это позиция

Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии

решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы. Поэтому важно

научить их принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в

своей жизни.

Тьюторство как технология профориентации

Отдел

профориентации

выступает

в

роли

тьюторов

для

старшеклассников, помогает детям понять себя и найти способы, как это

сделать.

Тесты,

опросы,

всевозможная

информация

предоставляется

подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять,

что их интересует, и в какой степени это выражается.

Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы

мотивации

и

мышления,

выделить

интересы,

сильные

стороны

и

предпочтительные виды деятельности – все это реализуется в ходе работы по

нашей программе «ПРОФЕССИОНАЛьня траеКТОриЯ» с помощью различных

тестов и методик.

Мы проводим профориентационные акции «В поисках своего пути» в

форме интерактивных встреч школьников и представителей СПО и мастер-

классов. Этому же способствуют экскурсии в учебные заведения города. В

Калуге насчитывается 16 учреждений СПО, со всеми ними мы тесно

сотрудничаем.

Мы выпускаем сборники «Твой счастливый билет», которые содержат

информацию о техникумах и колледжах Калуги, специальностях и профессиях,

контактную информацию.

Нами

разработаны

нформационный

бюллетень

«Календарь

дней

открытых дверей», который включает хронологию проведения дней открытых

дверей в учреждениях СПО: дата, время и место проведения, а также памятка

для старшеклассников «Шаги на пути к профессии», которая

содержит

рекомендации по выбору профессии.

Всё это поможет выбрать профессию по душе.

Форсайт: формируем образ будущего

Форсайт

— технология, с помощью которой проектируется образ

будущего и определяются конкретные действия.

Для решения профориентационных задач по технологии форсайт мы

проводим экскурсии на современные промышленные предприятия. Такие как

ЗАО «Фолькваген груп Рус», ЗАО «Континентал-Калуга», ООО «Вольво-

компоненты» и др.

Кроме того, мы приглашаем экспертов и специалистов из различных

областей деятельности. В своей работе мы ориентируемся на «Атлас новых

профессий» от экспертов Сколково.

Все эти мероприятия актуальны для старшеклассников.

Образ будущего начинаем формировать еще у воспитанников детских

садов и младших школьников. Мы проводим профориентационный конкурс

детских творческих работ «Мы из будущего» по следующим номинациям:

рисунок «Профессия моей мечты», ДПТ «В мире профессий», лэпбук

«Профессии будущего», фотоколлаж «Профессиональное древо моей семьи»,

литературный жанр «Мысли о профессиях».

В мире всё меняется: на смену одним профессиям приходят другие,

появляются

новые

специальности.

Будущее

за

профессиями

и

специальностями, связанными с научными разработками и информационными

технологиями.

Список источников

1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2017.

2.

Климова

Е.К.

Психология

успеха.

Тренинг

личностного

и

профессионального развития: учебно-методическое пособие. — СПб: Речь,

2013.



В раздел образования