Автор: Сахарова Светлана Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Новые инструменты профориентационной работы
Раздел: дополнительное образование
Новые инструменты профориентационной работы
Сахарова Светлана Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
В
настоящем
динамичном
мире
требуются
новые
методы
профессиональной ориентации. Современному подростку трудно перенести
себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения,
прогнозировать собственное будущее. И поэтому у современных школьников
возникают трудности с профессиональным самоопределением.
Зачастую приходится видеть, как абитуриенты, выбрав ту или иную
специальность, поступают в совершенно другие университеты или на другие
факультеты – просто туда, куда проходят по баллам.
Поэтому наша задача – помочь учащимся осознанно выбрать дальнейший
путь. Но как это сделать? Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются
новые методы профориентации.
Современные выпускники – это люди, родившиеся в начале 2000-х
годов. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета,
смартфонов и социальных сетей, поэтому их называют также «цифровыми
людьми».
Предполагается,
что
представители
этого
поколения
будут
заниматься
инженерно-техническими
вопросами,
биомедициной,
робототехникой и искусством.
Проблему выбора профессии помогут решить новые инструменты
профориентации: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт.
Геймификация: достигаем целей играючи
Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает
вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность
моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому
человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-
сервисы, игровые имитации для обучения.
На помощь педагогу приходит набор игровых и методических решений
комплекта «Мир профессий будущего».
Лидерство – это позиция
Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии
решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы. Поэтому важно
научить их принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в
своей жизни.
Тьюторство как технология профориентации
Отдел
профориентации
выступает
в
роли
тьюторов
для
старшеклассников, помогает детям понять себя и найти способы, как это
сделать.
Тесты,
опросы,
всевозможная
информация
предоставляется
подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять,
что их интересует, и в какой степени это выражается.
Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы
мотивации
и
мышления,
выделить
интересы,
сильные
стороны
и
предпочтительные виды деятельности – все это реализуется в ходе работы по
нашей программе «ПРОФЕССИОНАЛьня траеКТОриЯ» с помощью различных
тестов и методик.
Мы проводим профориентационные акции «В поисках своего пути» в
форме интерактивных встреч школьников и представителей СПО и мастер-
классов. Этому же способствуют экскурсии в учебные заведения города. В
Калуге насчитывается 16 учреждений СПО, со всеми ними мы тесно
сотрудничаем.
Мы выпускаем сборники «Твой счастливый билет», которые содержат
информацию о техникумах и колледжах Калуги, специальностях и профессиях,
контактную информацию.
Нами
разработаны
нформационный
бюллетень
«Календарь
дней
открытых дверей», который включает хронологию проведения дней открытых
дверей в учреждениях СПО: дата, время и место проведения, а также памятка
для старшеклассников «Шаги на пути к профессии», которая
содержит
рекомендации по выбору профессии.
Всё это поможет выбрать профессию по душе.
Форсайт: формируем образ будущего
Форсайт
— технология, с помощью которой проектируется образ
будущего и определяются конкретные действия.
Для решения профориентационных задач по технологии форсайт мы
проводим экскурсии на современные промышленные предприятия. Такие как
ЗАО «Фолькваген груп Рус», ЗАО «Континентал-Калуга», ООО «Вольво-
компоненты» и др.
Кроме того, мы приглашаем экспертов и специалистов из различных
областей деятельности. В своей работе мы ориентируемся на «Атлас новых
профессий» от экспертов Сколково.
Все эти мероприятия актуальны для старшеклассников.
Образ будущего начинаем формировать еще у воспитанников детских
садов и младших школьников. Мы проводим профориентационный конкурс
детских творческих работ «Мы из будущего» по следующим номинациям:
рисунок «Профессия моей мечты», ДПТ «В мире профессий», лэпбук
«Профессии будущего», фотоколлаж «Профессиональное древо моей семьи»,
литературный жанр «Мысли о профессиях».
В мире всё меняется: на смену одним профессиям приходят другие,
появляются
новые
специальности.
Будущее
за
профессиями
и
специальностями, связанными с научными разработками и информационными
технологиями.
Список источников
1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2017.
2.
Климова
Е.К.
Психология
успеха.
Тренинг
личностного
и
профессионального развития: учебно-методическое пособие. — СПб: Речь,
2013.