Напоминание

Профессиональное определение одаренных детей в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования


Автор: Корнеева Светлана Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное определение одаренных детей в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Профессиональное определение

одаренных детей в образовательном пространстве учреждения

дополнительного образования

Корнеева Светлана Петровна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

Современная действительность требует от молодых людей высокого

уровня активности, нестандартного мышления и широкого диапазона умений.

Сегодня образованность человека определяется не столько предметными

знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к

самообразованию, самосовершенствованию, активной социальной адаптации в

обществе. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только

на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое

развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и

таких

качеств

личности,

как

инициативность,

самостоятельность,

самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Школьное образование дети получают в объеме, который определяется

государственным стандартом. В то время как дополнительное образование

реализуется индивидуально, в силу его многообразия и вариативности. Если в

школе учебное расписание — это данность, то в учреждении дополнительного

образования каждый ребёнок проходит свой индивидуальный образовательный

маршрут. Он выбирает, какой из предложенных модулей будет изучать, над

каким проектом ему интересно работать, какому занятию он хочет посвятить

свое свободное время.

В нашем учреждении дополнительного образования существует отдел

профориентации, который работает со старшеклассниками школ города. Целью

деятельности данного отдела являются:

- формирование у молодежи сознательного, ответственного отношения к

выбору образовательной и профессиональной траектории;

- воспитание конкурентоспособного специалиста, обладающего активной

жизненной позицией и профессиональной мобильностью;

- знакомство с миром профессий и рынком труда, в котором можно стать

достойным специалистом.

Профориентационная работа включает в себя систему мер в виде

диагностики, консультирования, профилактики и просвещения.

Большой вклад в развитие общества смогут внести одаренные дети, так

как

они

стремятся

к

познанию,

развитию,

самосовершенствованию,

к

возможности проявить себя и реализовать свои планы. Они мечтают об

интересной

работе,

предоставляющей

широкие

возможности

для

самореализации. Одаренных детей очень интересуют вопросы, связанные с

будущей карьерой, образованием и саморазвитием.

Однако, в профориентации таких детей нередко возникают проблемы:

Некоторые одаренные дети бывают плохо социализированы, в результате

чего у них мало друзей, они почти не общаются.

Результативность участия в конкурсах, олимпиадах провоцирует детей

выбрать профессию в пользу соответствующего направления.

Анализ участия детей в различных конкурсах показывает их ранимость и

психологическую незащищенность от неудач на очередном этапе

конкурса, что может привести к отказу от выбранного ранее направления.

Трудность

выбора

конкретной

сферы

деятельности

при

хороших

результатах по нескольким различным направлениям.

Желание заниматься больше тем предметом, который ему нравится по

стилю преподавания. На этом основании делается выбор, и не обращается

внимание на другое.

Чрезмерная родительская помощь и опека одаренных детей. Часто

родителей пугает выбор детьми определенных профессий, так как они

считают своих детей способными на большее.

Мы пытаемся совместно решать эти проблемы: обсуждаем мотивацию их

участия в конкурсе, чтобы разобраться, что больше привлекает - сама ситуация

соревнования или вид деятельности, активно включаем их в тренинги по

командо-образованию для расширения зоны общения. Для таких детей очень

привлекательно актуальное в настоящее время дистанционное обучение,

которое замечательно своей доступностью, комфортом, технологичностью и

мобильностью. Наша задача донести до ребенка, что интернет – это всего лишь

инструмент, которым надо умело пользоваться. Мы учим детей самостоятельно

работать с источниками по поиску информации о профессиях и учебных

заведениях, с сайтами городского Центра занятости, формируем критический

взгляд на противоречивую информацию о профессиональной деятельности. В

профориентационную работу мы включаем также беседу с родителями,

помогая им направлять детей, а не делать за них выбор, учим не навязывать

своего

мнения.

Для

формирования

у

одаренных

детей

правильного

представления о профессиях мы расширяем опыт прямого общения с

представителями

разных

профессий

через

организацию

экскурсий

на

современные предприятия, а также в учреждения среднего и высшего

профессионального образования с проведением профессиональных проб.

Для активизации профессионального самоопределения одаренных детей

мы используем ресурсы нашего ЦРТДиЮ, которые помогают в расширении

знаний о видах деятельности. Подростки охотно выбирают и продуктивно

занимаются в объединениях технической направленности «Робототехника»,

«Школа

молодого

инженера»,

социально-педагогической

направленности

«Экономика», «Психология», «СМИ», «Проектная деятельность».

Выбирая свою траекторию, нужно быть мобильным и креативным. Залог

успеха в работе с одаренными детьми – индивидуальная работа, тщательный

анализ и прогнозирование будущего. Это дает возможность осуществлять

индивидуально-личностный подход к профессиональному самоопределению.

Список источников

1.

Попова Л.В. Формы работы с одаренными учащимися. – Астана: Дарын,

2011.

2.

Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезиз, 2010.



В раздел образования