Напоминание

"Формирование универсальных умений на уроках окружающего мира"


Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных умений на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование универсальных умений на уроках окружающего мира

Красовская М.Г. МБОУ ООШ№20

В связи с переходом на новые образовательные стандарты в начальной

школе стал остро вопрос о том, как формировать у младших школьников

универсальные учебные действия. Другими словами, как научить младших

школьников учиться?

В

составе

основных

видов

универсальных

учебных

действий,

соответствующих ключевым целям общего образования, ФГОС НОО

выделил два блока:

- личностный;

-

метапредметный:

регулятивный

(включающий

также

действия

саморегуляции), познавательный, коммуникативный.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется

внутренняя

позиция

школьника,

адекватная

мотивация

учебной

деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на

моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметные универсальные учебные действия.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники

овладевают

всеми

типами

учебных

действий,

включая

способность

принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в

том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,

вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники

учатся

использовать

знаково-символические

средства,

в

том

числе

овладевают

действием

моделирования,

а

также

широким

спектром

логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных

учебных

действий

выпускники

приобретают

умения

учитывать

позицию

собеседника

(партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с

учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать

предметное содержание и условия деятельности в речи.

В сфере предметных универсальных учебных действий обучающимися

приобретается

опыт

специфической

для

данной

предметной

области

деятельности

по

получению

нового

знания,

его

преобразования

и

применения и система основополагающих элементов научного знания,

лежащих в основе современной научной картины мира.

В нашей школе, которая работает в условиях системы Д.Б. Эльконина –

В.В. Давыдова, мы все годы существования учреждения работаем над данной

проблемой.

Развитие системы универсальных учебных действий, определяющих

развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках

нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер

ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной

деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития

указанных

универсальных

учебных

действий

(их

уровень

развития,

соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении

означает умение учиться. Универсальные учебные действия (надпредметные,

метапредметные

умения)

открывают

учащимся

возможность

широкой

ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой

учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности,

ценностно-смысловых

и

операциональных

характеристик, обеспечивают

целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и

саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней

образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой

деятельности

учащегося

независимо

от

её

специально-предметного

содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения

учебного содержания и формирования психологических способностей

обучающегося. Таким образом, достижение умения учиться предполагает

полноценное

освоение

обучающимися

всех

компонентов

учебной

деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы,

учебную

цель,

учебную

задачу,

учебные

действия

и

операции

(моделирование, преобразование модели, контроль, оценка).

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать

необходимые средства и способы их достижения, контролировать и

оценивать процесс и результаты деятельности;

создание

условий

для

гармоничного

развития

личности

и

её

самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков

и компетенций в любой предметной области.

Формирование

универсальных

учебных

действий:

личностных,

познавательных, регулятивных и коммуникативных в образовательном

процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.

Требования к формированию универсальных учебных действий находят

отражение

в

планируемых

результатах

освоения

программ

учебных

предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Английский язык»,

«Математика»,

«Окружающий

мир»,

«Изобразительное

искусство

и

художественный труд», «Музыка», «Физическая культура» в отношении

ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного

развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от его

содержания и способов организации учебной деятельности учащихся

раскрывает определенные возможности для формирования универсальных

учебных действий.

Мы остановимся на предмете «Окружающий мир». Специфика курса

«Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер:

объединяет

природоведческие

и

обществоведческие

том

числе,

исторические) знания и формирует универсальные способы действий с

объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим

социальным миром. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир»

от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что

«Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в

условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом —

природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку

проверять на практике свои предположения об устройстве и характере

природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления

у него основ научного мышления.

Курс построен на основании теории учебной деятельности Д.Б.

Эльконина - В.В. Давыдова. Организовать такую деятельность можно только

на

специальном

организованном

предметном

содержании.

Таким

содержанием

развивающего

начального

образования

в

системе

Д.Б.

Эльконина - В.В. Давыдова являются теоретические знания (в определенном

философско-логическом их понимании). Поэтому, базой для интеграции

содержания в данной программе является логика открытия и освоения

научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как

способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение

детьми серии частных учебных задач, открывающих способы косвенного

измерения, способы представления результатов исследования, построения

объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развивать и

конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение

этих способов действия возможно на разнообразном материале из области

биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других

естественных и социальных наук.

Исходя из этого, содержание строится так, чтобы:

на первых этапах работы дети имели дело с наиболее чувственно богатым

материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических

действий;

у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной

научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно

развивается);

знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук

происходило гармонично, в единой логике познавательного движения.

Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных

особенностей

детей.

Задания

содержат

элементы

конструирования,

рисования, практических действий и игр. В соответствии с целями,

определенными ФГОС, в курсе обращается особое внимание на проведение

практических работ, экскурсий, проектов, с одной стороны, и формирование

умения работать с текстами и информацией - с другой.

Предмет

«Окружающий

мир»

представляет

собой

полноценный

образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый

осмысленный шаг в освоении форм научного сознания. Основными целями

изучения курса «Окружающий мир» являются формирование основ научного

мышления ребенка в области природы и социума, формирование целостной

картины мира и осознание места человека в мире, получение опыта

продуктивного содержательного общения с людьми как представителями

общества, и опыта взаимодействия с Природой.

Назначение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе

его изучения происходит формирование элементарной эрудиции ребенка, его

общей

культуры;

закладываются

основы

экологической

и

культурологической грамотности.

В

процессе

изучения

курса

«Окружающий

мир»

развиваются

общеучебные

умения

ребенка,

такие,

как

способность

наблюдать,

анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый

опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять

гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои

наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные

умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные

связи

между

процессами,

фиксировать

результаты

наблюдений

и

экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе

событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и

социальных процессов и т.д.

Важнейшей

линией

курса

является

линия

развития

оценочной

самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения

различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать

процесс

и

результат

собственной

учебной

работы,

целенаправленно

совершенствовать предметные умения.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета

«Окружающий

мир»

обеспечивает

формирование

когнитивного,

эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской

российской идентичности.



В раздел образования