Автор: Вахонина Наталья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия города Макеевки»
Населённый пункт: город Макеевка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ой, на Ивана, Ой на Купалу"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Сценарий летнего праздника для старшей группы «Ой, на Ивана, Ой на
Купалу».
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение
детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Место проведения: участок группы.
Оборудование:
емкость с водой, 2 емкости для воды, 2 поварешки, ленты
для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами
с «цветком» папоротника, музыкальный центр,
венки, синяя ткань для речки,
кувшинки, платочек
Действующие лица: ведущий, дети.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
- разучивание хороводных движений, стихотворений.
Ход мероприятия
Звучит русская народная песня, выходит ведущая.
Ведущий (в венке):
Здравствуйте ребята!
Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала,
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой-
Праздник волшебный, цветной.
Сегодня праздник огня, воды
И матушки Земли!
Ребята, а вы знаете какой сегодня праздник? (ответы детей)
Я вам сейчас расскажу о празднике Ивана Купала. В ночь с 6 на 7 июля отмечали
этот праздник. Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную
силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. По поверьям, раньше в
воде жили кто? (Русалки, водяные и т. д.)
Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы.
Выходите на середину поляны. А мальчики решайте, у кого коса длиннее
.
Ведущий: Русалочку мы с вами выбрали, а чтобы на нас Водяной не обиделся,
поиграем в игру, которая называется Водяной»
Дети берутся за руки и становятся в круг. Выбирается ведущий, которого «садят» в
круг и завязывают глаза. Все игроки двигаются по кругу, приговаривая:
Водяной, Водяной
Что сидишь ты под водой?
Ну-ка выходи,
С нами посиди.
После этих слов круг останавливается, в Водяной встает и подходит к какому-либо
игроку. Его задача, не открывая глаза, на ощупь, определить, кто перед ним. Если
ведущий-Водяной угадал, он меняется местами с участником, которого угадал. Игра
повторяется еще раз.
Ведущий: В день Ивана Купала все традиции связаны с водой. Самый знакомый
обряд, дошедший до наших дней – обливание водой прохожих. На Ивана, на
Купала, обливай, кого попало. Давайте и мы с водицей прохладной поиграем.
Игра «Водоносы»
Из ведра набрать поварешкой воду и перенести ее в другое ведро. У кого воды
больше, тот и победил.
Ведущая: В народе существует и другое название этого праздника -Иван травник,
Иван цветной. Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день
заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка
сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых
цветов, которые защищали от нечистой силы.
Дети рассказывают стихи:
1 ребенок: На Ивана, на Купалу,
В ночь, на берегу реки,
Все усердно заплетают
Из цветов и трав венки.
2 ребенок: А потом с веселым смехом,
Пустят их по струям вод.
Разожгут огонь до неба
И заводят хоровод.
3 ребенок: Сквозь огонь мы смело прыгнем
Пусть сгорает зло дотла!
Это праздник солнца, света,
Праздник лета и тепла!
4 ребенок: Мы девчонки заводные,
Озорные, боевые,
Сорвем цветок,
Завьем венок.
Проводится игра «Венок».
Дети, держась за руки, идут по кругу. Затем ведущий ребенок «завивает»
цепочку ребят по спирали, направленной к центру круга. Говорит речитативом:
Пойдем, пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Весь год веселешенька!
Ведущий: Есть в это день еще одна традиция. По поверью в это день надо
попробовать очистительную силу огня, чтобы всякие беды и напасти миновали.
Все готовились к обрядам,
Хороводы, песни пели,
Праздник длился всю неделю.
Кучу веток собирали,
А потом их все сжигали,
И обычай был таков:
Перепрыгнуть тот костер.
Вот и мы костер зажжем,
Прыгать высоко начнём.
Игра «Прыгни через костер». Дети перепрыгивают через бутафорский костер.
Ведущий: Собирайся народ, в наш купальский хоровод
Хорошо сегодня, братцы,
Всем нам вместе сил набраться,
Погулять и посмеяться!
Хоровод «На Ивана, на Купалу»
Ведущий: А сейчас поиграем.
Игры «Ручеек», «Золотые ворота» , «Заинька».
Ведущий: Вот мы и поиграли, в теперь девочки по поверью, должны пустить венки
в реку.
Ой, на Ивана,
Ой, на Купалу
Девушки гадали,
В воду быструю
Венки кидали.
(Девочки снимают венки и опускают их в бутафорскую реку.)
Ведущий:
Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А
особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали
желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сейчас пойдем к березке,
загадаем желание и завяжем на ее веточки ленточку.
Ведущий: Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По
легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти «цветок» папоротника, того ожидает счастье и
богатство. По другой легенде, там, где «расцвел цветок» папоротника, зарыт
клад. Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. Давайте
поищем этот цветок. (Дети ищут, и находят цветок, под которым спрятан сюрприз).
Ведущий: Наш праздник подошел к концу. Я хочу, чтобы ваши все желания и
мечты сбылись.