Напоминание

"Ой, на Ивана, Ой на Купалу"


Автор: Вахонина Наталья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия города Макеевки»
Населённый пункт: город Макеевка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ой, на Ивана, Ой на Купалу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Сценарий летнего праздника для старшей группы «Ой, на Ивана, Ой на

Купалу».

Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение

детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Место проведения:  участок группы.

Оборудование:

емкость с водой, 2 емкости для воды, 2 поварешки, ленты

для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами

с «цветком» папоротника, музыкальный центр,

венки, синяя ткань для речки,

кувшинки, платочек

Действующие лица: ведущий, дети.

Предварительная работа:

- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;

- разучивание хороводных движений, стихотворений.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня, выходит ведущая.

Ведущий (в венке):

Здравствуйте ребята!

Смотрю, вы уже все собрались.

Да и я пришла, не опоздала,

К празднику собиралась,

Венок плела, наряжалась.

Ведь праздник сегодня не простой-

Праздник волшебный, цветной.

Сегодня праздник огня, воды

И матушки Земли!

Ребята, а вы знаете какой сегодня праздник? (ответы детей)

Я вам сейчас расскажу о празднике Ивана Купала. В ночь с 6 на 7 июля отмечали

этот праздник. Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную

силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. По поверьям, раньше в

воде жили кто? (Русалки, водяные и т. д.)

Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы.

Выходите на середину поляны. А мальчики решайте, у кого коса длиннее

.

Ведущий: Русалочку мы с вами выбрали, а чтобы на нас Водяной не обиделся,

поиграем в игру, которая называется Водяной»

Дети берутся за руки и становятся в круг. Выбирается ведущий, которого «садят» в

круг и завязывают глаза. Все игроки двигаются по кругу, приговаривая:

Водяной, Водяной

Что сидишь ты под водой?

Ну-ка выходи,

С нами посиди.

После этих слов круг останавливается, в Водяной встает и подходит к какому-либо

игроку. Его задача, не открывая глаза, на ощупь, определить, кто перед ним. Если

ведущий-Водяной угадал, он меняется местами с участником, которого угадал. Игра

повторяется еще раз.

Ведущий: В день Ивана Купала все традиции связаны с водой. Самый знакомый

обряд, дошедший до наших дней – обливание водой прохожих. На Ивана, на

Купала, обливай, кого попало. Давайте и мы с водицей прохладной поиграем.

Игра «Водоносы»

Из ведра набрать поварешкой воду и перенести ее в другое ведро. У кого воды

больше, тот и победил.

Ведущая: В народе существует и другое название этого праздника -Иван травник,

Иван цветной. Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день

заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка

сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых

цветов, которые защищали от нечистой силы.

Дети рассказывают стихи:

1 ребенок: На Ивана, на Купалу,

В ночь, на берегу реки,

Все усердно заплетают

Из цветов и трав венки.

2 ребенок: А потом с веселым смехом,

Пустят их по струям вод.

Разожгут огонь до неба

И заводят хоровод.

3 ребенок: Сквозь огонь мы смело прыгнем

Пусть сгорает зло дотла!

Это праздник солнца, света,

Праздник лета и тепла!

4 ребенок: Мы девчонки заводные,

Озорные, боевые,

Сорвем цветок,

Завьем венок.

Проводится игра «Венок».

Дети, держась за руки, идут по кругу. Затем ведущий ребенок «завивает»

цепочку ребят по спирали, направленной к центру круга. Говорит речитативом:

Пойдем, пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я, молодешенька,

Весь год веселешенька!

Ведущий: Есть в это день еще одна традиция. По поверью в это день надо

попробовать очистительную силу огня, чтобы всякие беды и напасти миновали.

Все готовились к обрядам,

Хороводы, песни пели,

Праздник длился всю неделю.

Кучу веток собирали,

А потом их все сжигали,

И обычай был таков:

Перепрыгнуть тот костер.

Вот и мы костер зажжем,

Прыгать высоко начнём.

Игра «Прыгни через костер». Дети перепрыгивают через бутафорский костер.

Ведущий: Собирайся народ, в наш купальский хоровод

Хорошо сегодня, братцы,

Всем нам вместе сил набраться,

Погулять и посмеяться!

Хоровод «На Ивана, на Купалу»

Ведущий: А сейчас поиграем.

Игры «Ручеек», «Золотые ворота» , «Заинька».

Ведущий: Вот мы и поиграли, в теперь девочки по поверью, должны пустить венки

в реку.

Ой, на Ивана,

Ой, на Купалу

Девушки гадали,

В воду быструю

Венки кидали.

(Девочки снимают венки и опускают их в бутафорскую реку.)

Ведущий:

Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А

особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали

желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сейчас пойдем к березке,

загадаем желание и завяжем на ее веточки ленточку.

Ведущий: Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По

легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.

Кому посчастливится найти «цветок» папоротника, того ожидает счастье и

богатство. По другой легенде, там, где «расцвел цветок» папоротника, зарыт

клад. Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. Давайте

поищем этот цветок. (Дети ищут, и находят цветок, под которым спрятан сюрприз).

Ведущий: Наш праздник подошел к концу. Я хочу, чтобы ваши все желания и

мечты сбылись.



В раздел образования