Напоминание

"Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков в соответствии с ФГОС".


Автор: Щербинина Светлана Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Кирсанов, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков в соответствии с ФГОС".
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СООТВЕТСТВИИ С

ФГОС.

Щербинина

С.Н.

Учитель

биологии,

Муниципальное

Бюджетное

Образовательное

Учреждение

«Средняя

общеобразовательная школа №1» г. Кирсанова Тамбовской области

Меняется жизнь - меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем

скорее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует

инноваций.

К большому сожалению, заметное снижение интереса учащихся к

предметам естественно-математического цикла является, как мне кажется,

одной из важнейших проблем. К тому же, вызывает неудовлетворённость

недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и

учебников, так как они не позволяют широко использовать инновационную

деятельность, к которой относится и проектная. Она требует не только

развития общих навыков и умений, но и интеграции различных наук

вследствие чего у учащихся формируются метапредметные умения и навыки.

Потому что интеграция - дидактический синтез (изучение одной темы на

основе двух или нескольких предметов).

Хочу сначала сказать немного о принципах работы над проектами. Темы

проектов подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации

целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение

видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа

действий — это развивает гибкость мышления. Характерная черта уроков с

использованием проектной методики — это поиск необычного способа

решения поставленных проблем, что развивает оригинальность

мышления

.

Метод проектов, или метод учебных проектов, или метод творческих проектов

– это различные названия ведущего метода обучения в образовательной

области «Биология». Это метод обучения, а лучше сказать метод образования,

т.к. оказывает не только обучающее, но и воспитывающее, и развивающее

воздействие. В словосочетание метод проектов уже заложена педагогическая

направленность проектирования.

Название

«метод учебных

проектов»

акцентирует, усиливает педагогический характер проектной деятельности.

Целью данного метода является формирование проектного подхода к любой

деятельности. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это

всегда творчество. Учебный проект может быть как субъективно, так и

объективно творческим. В методе проектов важна сама деятельность

(интеллектуальная, эмоционально-ролевая, коммуникативная, практическая,

презентативная).

Одним из путей творческого восприятия современных естественных

наук

является

систематическая

научно-исследовательская

работа

по

актуальным вопросам. Такую деятельность удобнее всего организовать на

элективных курсах экологической направленности, развивая, тем самым,

метапредметные

умения

и

навыки.

При

этом

наиболее

эффективна

многоуровневая постановка эколого-образовательного процесса: - сначала (на

первом уровне) создается почва, благоприятная для творческой деятельности

ребенка.

Затем

(на

втором

уровне)

обеспечивается

сотрудничество

в

творческом процессе начинающих и тех, кто уже в какой-то мере освоил тот

или иной вид деятельности. Далее (на третьем уровне) следует самостоятельное

творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя

потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом

мире, т.е. развиваются умения и навыки, выходящие за рамки школьной

программы.

Одним

из

наиболее

эффективных

методов

развития

и

способов

реализации разнообразных метапредметных навыков и умений обучающихся

является проектная деятельность. В процессе создания проекта у школьников

развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива,

настойчивость

в

достижении

цели;

формируется

навык

планомерной,

технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю

и

самокоррекции.

Наиболее

значимой

в

данном

процессе

является

креативность.

Так, детям необходимо, определив типологию выбранного

проекта, детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы

выполнения работы.

Качество выполняемого проекта будет зависеть от

множества

составляющих:

творческой

активности

участников,

умелого

руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта.

Примером подобной организации проектной деятельности обучающихся в

подразделении №1 г. Кирсанова может служить ряд разработанных проектов

«Прошлое, настоящее и будущее реки Пурсовка», «Вода – источник жизни»,

«Экологический мониторинг рек городской зоны отдыха», «Пурсовка вчера,

сегодня,

завтра»,

«Организация

экологического

мониторинга

лесных

экосистем, формирование комплексной картины состояния рыжих лесных

муравьев», «Мичуринск – наукоград». Во время работы над данными

проектами учащимся пришлось использовать знания не только по биологии, но

и по химии, физике, экологии, математике, истории.

Данные проекты на практике показывают эффективность применения

подобного метода для развития значительного количества метапредметных

навыков и умений у детей, отражают практическое применение новых методов

подачи экологического материала и способов вовлечения обучающихся

среднего звена в природоохранные исследования краеведческого характера. А

это значит что проектная деятельность и комплексный подход необходимы не

только для решения экологических, экономических и социальных проблем

общества, но и КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Для этого всего лишь необходимо сотворить урок, на котором дети

захотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно.



В раздел образования