Автор: Щербинина Светлана Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Кирсанов, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков в соответствии с ФГОС".
Раздел: среднее образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СООТВЕТСТВИИ С
ФГОС.
Щербинина
С.Н.
Учитель
биологии,
Муниципальное
Бюджетное
Образовательное
Учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №1» г. Кирсанова Тамбовской области
Меняется жизнь - меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем
скорее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует
инноваций.
К большому сожалению, заметное снижение интереса учащихся к
предметам естественно-математического цикла является, как мне кажется,
одной из важнейших проблем. К тому же, вызывает неудовлетворённость
недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и
учебников, так как они не позволяют широко использовать инновационную
деятельность, к которой относится и проектная. Она требует не только
развития общих навыков и умений, но и интеграции различных наук
вследствие чего у учащихся формируются метапредметные умения и навыки.
Потому что интеграция - дидактический синтез (изучение одной темы на
основе двух или нескольких предметов).
Хочу сначала сказать немного о принципах работы над проектами. Темы
проектов подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации
целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение
видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа
действий — это развивает гибкость мышления. Характерная черта уроков с
использованием проектной методики — это поиск необычного способа
решения поставленных проблем, что развивает оригинальность
мышления
.
Метод проектов, или метод учебных проектов, или метод творческих проектов
– это различные названия ведущего метода обучения в образовательной
области «Биология». Это метод обучения, а лучше сказать метод образования,
т.к. оказывает не только обучающее, но и воспитывающее, и развивающее
воздействие. В словосочетание метод проектов уже заложена педагогическая
направленность проектирования.
Название
«метод учебных
проектов»
акцентирует, усиливает педагогический характер проектной деятельности.
Целью данного метода является формирование проектного подхода к любой
деятельности. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это
всегда творчество. Учебный проект может быть как субъективно, так и
объективно творческим. В методе проектов важна сама деятельность
(интеллектуальная, эмоционально-ролевая, коммуникативная, практическая,
презентативная).
Одним из путей творческого восприятия современных естественных
наук
является
систематическая
научно-исследовательская
работа
по
актуальным вопросам. Такую деятельность удобнее всего организовать на
элективных курсах экологической направленности, развивая, тем самым,
метапредметные
умения
и
навыки.
При
этом
наиболее
эффективна
многоуровневая постановка эколого-образовательного процесса: - сначала (на
первом уровне) создается почва, благоприятная для творческой деятельности
ребенка.
Затем
(на
втором
уровне)
обеспечивается
сотрудничество
в
творческом процессе начинающих и тех, кто уже в какой-то мере освоил тот
или иной вид деятельности. Далее (на третьем уровне) следует самостоятельное
творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя
потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом
мире, т.е. развиваются умения и навыки, выходящие за рамки школьной
программы.
Одним
из
наиболее
эффективных
методов
развития
и
способов
реализации разнообразных метапредметных навыков и умений обучающихся
является проектная деятельность. В процессе создания проекта у школьников
развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива,
настойчивость
в
достижении
цели;
формируется
навык
планомерной,
технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю
и
самокоррекции.
Наиболее
значимой
в
данном
процессе
является
креативность.
Так, детям необходимо, определив типологию выбранного
проекта, детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы
выполнения работы.
Качество выполняемого проекта будет зависеть от
множества
составляющих:
творческой
активности
участников,
умелого
руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта.
Примером подобной организации проектной деятельности обучающихся в
подразделении №1 г. Кирсанова может служить ряд разработанных проектов
«Прошлое, настоящее и будущее реки Пурсовка», «Вода – источник жизни»,
«Экологический мониторинг рек городской зоны отдыха», «Пурсовка вчера,
сегодня,
завтра»,
«Организация
экологического
мониторинга
лесных
экосистем, формирование комплексной картины состояния рыжих лесных
муравьев», «Мичуринск – наукоград». Во время работы над данными
проектами учащимся пришлось использовать знания не только по биологии, но
и по химии, физике, экологии, математике, истории.
Данные проекты на практике показывают эффективность применения
подобного метода для развития значительного количества метапредметных
навыков и умений у детей, отражают практическое применение новых методов
подачи экологического материала и способов вовлечения обучающихся
среднего звена в природоохранные исследования краеведческого характера. А
это значит что проектная деятельность и комплексный подход необходимы не
только для решения экологических, экономических и социальных проблем
общества, но и КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Для этого всего лишь необходимо сотворить урок, на котором дети
захотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно.