Напоминание

Особенности формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня


Автор: Конева Анна Юрьевна
Должность: Студент
Учебное заведение: Курганский государственный университет
Населённый пункт: г.Курган
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дата публикации: 20.02.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ

ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III

УРОВНЯ

Психологические и психолингвистические основы развития связной

речи в онтогенезе

Речевой онтогенез в логопеде звучит как развитие речи человека,

охватывающее весь период обучения, от первого речевого акта до состояния

полного овладения, в результате чего родной язык можно в полной мере

рассматривать как инструмент общения и мышления. [13].

Что же такое связная речь, можно сказать что это развёрнутое

высказывание, связанное по смыслу между собой, а также грамотно

оформленное.

По мнению А. В. Текучева, следует понимать, что связная речь — это

любая единица речи, которое представляет из себя единое целое [3].

Сохин Ф.А. считал, что под связной речью нам следует понимать то

что

несколько

слов

и

предложений,

связанных

по

смыслу,

а

это

последовательность связанных между собой мыслей. Речевое развитие детей

определяется

тем,

как

ребенок

дошкольного

возраста

строит

свои

высказывание.

Не связанность речи ребенка существует по причине неосознанности и

отсутствия представления (события или предмета) в мысли, элементарно

связи на данном этапе не выявлены говорящим [26,7].

Рубинштейн С.Л. определял связность как «адекватность речевого

дизайна

мысли говорящего либо

пишущего исходя из убеждений

её

понятности для слушателя, либо читателя». Главным фактором связной речи

является ее доступность для служащего ребенка

Дети дошкольного возраста с ОНР как правила не могут воспроизвести

устный текст, не обращаясь к нему постоянно. Таким детям постоянно нужна

опора, либо вспомогательные вопросы логопеда, а также наглядность, но и

притом при всем мы не факт, что получим связного высказывания [5].

Текучев А.В. понимал связную речь как любую единицу речи,

организованную по существующим законам логики и грамматического строя

данного

языка.

Делаем

вывод,

что

и

одно

грамотно

составленное

предложение можем считать за акт связной речи [4].

Диалогическая речь (диалог) – первичная форма речи, как важнейший

и простейший атрибут живого общения. Диалог строится из отдельных

высказываний цепи из которых представляют собой логичные реакции.

Диалог представляет собой интервью, как череда обращений вопросов и

ответов либо подобие беседы (что является более неформальной формой).

Ведение беседы возможно только при опоре на одно природность восприятия

собеседников,

представление

предмета.

Диалогическая

форма

речи

уникальна тем что предполагает наличие помимо вербального выражения

мыслей и невербальные компоненты – жест, мимика, интонация.

Логика

построения

диалога

допускает

неполноту,

лексические

повторы, использование речевых штампов. Простые формы диалога не

требуют построения программы высказывания [28].

Диалогическая форма речи предполагает достаточное раскрытие темы,

при смысловой законченности повествования. При диалоге связность речи

определяет и уместное использование внеязыковых средств.

Монологическая

речь

(монолог)

это

связное

рассказывание,

повествующее от первого лица. Монолог являет собой наиболее сложную

форму речи. С помощью вышеописанной формы речи мы призваны в

одностороннем и непрерывном, произвольном и развернутом, логически

вытроенном потоке доносим нужную информацию [28].

В отличии от диалогической формы речи, монолог предполагает

подготовку

или настрой

на

конечную

цель высказывания.

Монолог

предполагает быть развернутым, контекстным.

Важным условием коммуникации считают связность. Для постижения

ребенком монологической речи наблюдается качественное умение связно

высказываться. Высказывание – это речевая деятельность с обязательным

результатом в виде общего понимания. В основе высказывания лежит смысл

[1].

При

ОНР

замечаем

примитивное

построение

высказываний,

в

большинстве своем по причине маленького словарного запаса [5].

Выготским Л.С. впервые научно-обосновал то что у детей дошкольного

возраста присутствует поражение связной монологической речи [5].

Алгоритм построения высказывания Выготским Л.С.: это плавный

переход от мысли ребенка к слову; применение мысли ребенка в его словах

[13].

Теория Выготского Л.С. в дальнейшем развивалась в работах других

ученых (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, И. А. Зимняя и др.) [10].

Уже с 5-6 лет дети начинают использовать монолог как форму речи и

постепенно овладевают основными навыками, это связано с завершением

процесса развития фонематических точек речи.

Ванюхина Г.А. утверждает – качество связной речи зависит от

овладения

механизмами

образования

высказываний.

Именно

поэтому

необходимо подробно рассмотреть с ребенком принципы построения фраз.

Подбор

и

согласование

содержания

будущего

высказывания

и

лексических форм его выражения происходит в процессе постепенного

развития узнаваемого образа:

- сенсомоторная;

- символьная;

- логическая;

- лингвистическая.

Для оформления высказывания необходимы 5 компонентов: мотив;

схематизация; внутренняя речь; мысль; внешняя речь.

Большое значение имеют этапы онтогенеза речи:

- его грамматикализация;

- понимание речи ребенка;

- речевая имитация речи;

- формирование смысловых значений;

- дизайн;

При

построении

высказываний

внутри

фразовых

структур

эволюционные цепочки также сохраняются:

- связь значения событийного объекта с речевыми формами его

выражения при сопоставлении речи с действиями;

- опосредованная речь ребенка;

-

формирование

лексикографических

значений

слов

можно

использовать отдельные слова и словосочетания в целом высказывании;

- воспринимаемой речи – конъюгированный – полу-конъюгированный-

отражение-независимый;

- диалог-пассивно-активный монолог-активный монолог в форме

пересказа высказывания о событии-активный монолог как самостоятельный

рассказ о событии [11].

Связная речь бывает ситуативная и контекстная.

Ситуативная речь - это такая речь, которой ребенок пользуется в

определенной ситуации, например, задавая вопрос воспитателю или чтобы

описать происходящее вокруг и т.д.

Контекстная речь- это связная речь, которая должна быть понятно в

любой ситуации.

Диалог строят умело, кратко и четко отвечая на поставленные вопросы.

Умеют задать интересующий вопрос. [24].

Старшие дошкольники охотно вступают в разговор. Дети уже

способны на составление интересующего вопроса, рассуждать, спорить и

убеждать. В данном возрасте происходит процесс последовательного

овладения детьми четко составлять рассказы описательные, сюжетные по

данной теме. Однако, еще нуждаются в помощи взрослого человека. У детей

еще слабо развито умение передавать в рассказе свое эмоциональное

состояние. Только при целенаправленном обучении можно обучить ребенка

качественной речью [24].

Формирования связной монологической речи и ее процесс с нормами

вербального развития доступно описан в работах Ладыженской Т.А. [10].

Речь это самое главное и необходимое в жизни дошкольников и для

дальнейшей

адаптации

и

повседневной

жизни.

Монологическая

и

диалогическая речь дошкольников должна быть развита уже к 6-7 лет

1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

С чем же связано недоразвитие речи детей, почему у некоторых

детей речевое развитие в норме, а у других нет, на это воздействуют такие

факторы как: задержка внутриутробного развития, родовые травмы, а также

воздействия в первые годы жизни ребенка могут привести к общему

недоразвитию. Дефектная речевая деятельность дошкольников, оказывает

очень негативное влияние на формирование личности ребенка.

Общее речевое недоразвитие детей III уровня - это умеренные

отклонения в формировании различных аспектов речи, в основном связанные

со сложными лексическими и грамматическими единицами. Для него

характерно

наличие

развернутой

фразы,

но

речь

аграмматична,

звукопроизношение слабо дифференцировано, а фонематические процессы

отстают от нормы. Чтобы определить уровень речевого развития логопед

пользуется определенной диагностикой. Коррекция недоразвития речевых

функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоение

лексических и грамматических категорий, совершенствование фонетической

стороны речи [9].

Перескакивая с уровня на уровень степени развития характеризуются

появлением принципиально новых речевых навыков.

Поведение детей с общим недоразвитием речи: дети гиперактивны, а

также присутствует двигательная расторможенность и тревожность ребенка,

они бывают очень импульсивны, у детей снижен уровень самоконтроля.

Общее недоразвитие речи у детей проявляется и определяется только к

трем годам. У детей к трем годам звукопроизношение и слоговая структура

нарушена, словарь крайне ограничен что свидетельствует о том, что у

ребенка ОНР. А уже к 4-5 годам у ребенка проявляются ошибки в

согласовании слов, в нарушении слоговой структуры трудных слов, а также

ошибки в употреблении сложных прилагательных, падежных конструкции

[21].

Чаще наблюдаем детей на 3 уровне. Такие дети используют фразовую

речь,

но

у

них

отмечаются

фонетико-фонематические

и

лексико-

грамматические недостатки. [7].

На ряду со слабым овладением речи дети замыкаются в игре в

одиночестве причина чему неспособность быть инициатором общения.

Недостаточное

общение,

малая

подвижность

по

причине

отсутствия

склонности к общению. Дети мало общаются со сверстниками так как не

могут в полной мере, например, описать свои мысли, чувства, рассказать

интересную историю.

У детей с ОНР III уровня в разговорном словаре мало обобщающих

понятий, синонимов, а антонимы они вообще не используют. Звуки,

используемые в речи ребенка недостаточно четкие.

Дети с общим

недоразвитии речи не точно употребляют слова в речевом контексте.

Дети с ОНР III уровня почти не задают вопросы взрослому человеку, а

также в игре они не активны не берут на себя главных ролей, тем самым это

приводит к снижению коммуникативной направленности их речи.

Дети с общим недоразвитием речи имеют типичные проявления,

свидетельствующие о системных нарушениях речевой деятельности.

Дети испытывают огромные трудности в овладении лексикой и

грамматическим строем. У них очень низкий уровень познавательной

активности.

На занятиях дети не активны, а также у них отмечается недостаточная

концентрация внимания. Ребенок имеет небольшой уровень представлений

об окружающем его мире.

Главным и основным признаком общего недоразвития речи ребенка

является:

-Ребенок поздно начинает говорить;

-Говорит замедленно;

-Словарный запас очень мал;

-Трудности в формировании грамматического строя речи

-Речь с различными дефектами.

Дошкольники

с

ОНР

характеризуются

неразвитостью

свойств

внимания,

их

внимание

неустойчиво,

ограничены

возможности

его

распределения.

Отставание речи угнетающим образом сказывается на развитии у

ребенка памяти. Обладая сохраненной семантической и логической памятью,

эти дети испытывают трудности в поддержании вербальной памяти и

продуктивности

памяти

по

сравнению

с

нормально

говорящими

сверстниками. Сложные задания таким детям непосильны. Они часто

забывают важнейшие части не замечают неточностей в воспроизведении, не

замечают неточности в рисунках. Меняют знакомую последовательность

выполняя задания. Не видят чужие ошибки, они не всегда различают

объекты, геометрические фигуры или слова на основе определенного

атрибута [16].

Некоторые дети не в состоянии припомнить, не включаются по этой

причине в познавательную среду. Низкий уровень развития познавательной

деятельности.

У детей отмечается рассеянное внимания, тем самым ребенку очень

трудно

сосредоточится

на

поставленной

задачи.

У

детей

страдает

продуктивное запоминание, а также снижена вербальная память. Такие дети

быстро забывают сложные инструкции, а также последовательность заданий.

Детям очень трудно сосредоточится на выполнении задания, трудно

воспроизвести текст.

Детям с ОНР характерны особенности мышления.

У детей с общим недоразвитием речи преобладает повышенный

уровень тревожности, который изменяется в зависимости условий, ощущение

неуверенности в себе. Дошкольники очень нуждаются в постоянной похвале,

в высокой оценке. Дети очень зависимо от мнения других.

Если ребенок встречает какие- либо препятствия то у него может

возникать агрессия, дети очень вспыльчивы [17].

У детей наблюдается отставания в двигательной сфере, у них снижена

скорость и ловкость некоторых движений, а также координации движений.

Дети с ОНР III уровня отстают в развитии речи от нормально развивающихся

сверстников [20].

Дети данной категории не знают большинство слов, которые выходят

за рамки повседневной жизни:

- части тела человека (брови, затылок, веки),

- животные (вымя, грива),

- наименований профессий (строитель, официант, балерина, столяр) и

т.д.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие мелкой

моторики рук.

Из-за недоразвития связной монологической речи ребенку трудно

дается общение со сверстниками, ребенку трудно наладить контакт, а также

ребенку очень трудно освоить некоторые игры где нужно высказываться,

отвечать на вопросы, строить предложения.

В отличии от детей без каких- либо нарушений ребенок с ОНР

испытывает затруднения в замысле рассказа, в выполнении творческого

рассказа подменяется пересказом знакомого текста.

Речь детей с ОНР можно описать следующим образом: ограниченный

словарный запас, речь бедна.

В речи дети с ОНР употребляют уменьшительно-ласкательные формы

существительных, названия профессий, приставочные глаголы и т. д.

У детей недостаточно сформировано зрительное восприятие, а также

пространственные представления. Дети с общим недоразвитием речи III

уровня не умеют распределять свое внимание, оно недостаточно устойчиво.

Запоминание каких-либо текстов детям дается с большим трудом, память

снижена. Детям с трудом дается освоение анализа и синтеза, а также

сравнение и обобщение.

Особенности связной монологической формы речи у старших

дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Исследованиями связной речи у детей с общим недоразвитием

речи занимались Р.И. Лалaева, Л.Н. Анисимoва, В.К. Воробьевa, В.П. Глyхов,

Т.А. Ткаченко, Е.В. Шмидт и другие, они указывают на значительные

трудности в построении монологической речи детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи [20], [24].

При общем недоразвитии речи нарушен словарный запас, звуковое

произношение, грамматический строй. Н.В. Нищева отмечает нарушение как

смысловой, так и произносительной сторон речи.

Какие явление присуще детям с общим недоразвитием речи: слишком

позднее

появление

речи;

различные

дефекты

произношения

звуков;

нарушения слоговой структуры слов; фонемообразования; ограниченный

словарный запас.

Ф.А. Сохин говорил - связная речь, включающая в себя все достижения

ребенка в овладении родным языком, его звуковой стороне, лексике и

грамматической структуре. Поэтому, если дети четко и правильно строят

свою речь, можно судить об уровне их речевого развития.

У детей с ОНР наблюдаются многочисленные ошибки в постраении

предложений. Сейчас мы с вами рассмотрим самые распространенные

ошибки детей с ОНР III уровня:

-Неправильное

употребления

существительных

стоящие

в

множественном числе;

-Делают неправильное окончание слов в женском роде;

-Замена окончания существительного среднего рода в им. падеже

окончанием сущ. женского рода;

-Неправильно ставят ударение в словах;

-Не правильное согласование существительных и прилагательных [17].

Мы

охарактеризуем

связную

речь

при

нормальном

развитии:

произвольность, логичность, развернутость, а также непрерывность.

Особенности связной монологической речи детей с ОНР:

1. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии

сюжетных картинок, в беседе дети очень рассеяны они не могут ясно и точно

излагать свои мысли, пропускают очень важные детали в пересказе,

повторяются.

2. Когда ребенок рассказывает о себе, о своих событиях он пользуется

очень простыми, мало информационными предложениями

3.

Большие

трудности

возникают

при

планировании

своих

высказываний, а также отборе соответствующих языковых средств [17].

Общее недоразвитие речи проявляться у каждого ребенка по- разному.

Выделяют 4 уровня речевого развития: словарный запас, фразовая речь,

звукопроизношение, слоговая структура слова.

В период первых слов ребенка с нарушениями речи не сильно

отличается от общепризнанных мерок. Однако сроки, в течение которых дети

объединяют слова в предложения, индивидуальны. А это значит, что у

некоторых детей достаточно высокий словарный запас, а у других очень мал.

Основным признаком, по которому мы можем сказать об отклонении

от нормы является стойкое и длительное отсутствие речевой имитации новых

слов для ребенка. Ребенок использует только ту малую часть слов, которая

есть в его лексиконе, но отказывается употреблять новые слова которых нет в

его активной речи [1].

Словарный запас детей с общим недоразвитием речи III беден и скучен,

включает в основном слова обиходно- разговорной тематике, дети могут

рассказать о себе, о своей семье, о своих домашних питомцев, а так же о

игрушках и увлечениях.

Дети

очень

часто

допускают

ошибки

в

окончании

слов

существительных при изменении по числам и родам, при согласовании

числительных с существительными, при согласовании прилагательных с

существительными в роде и падеже. У детей встречаются ошибки в

употреблении предлогов: то есть их опускание, замена слов, а также их

недоговаривание [9].

В речи детей почти нет антонимов и очень мало синонимов, очень мало

обобщающих понятий.

Дети с ОНР III уровня также допускают ошибки в словообразовании,

например, при образовании существительных с помощью уменьшительных

суффиксов, прилагательных, при использовании предшествующих глаголов.

Все эти проблемы отрицательно сказываются на речи ребенка. [23]

Учитывая относительно подробный язык, многие лексические значения

используются неточно. У детей не хватает слов в их словарном запасе для

описания свойств, признаков, состояний предметов и действий.

Чаще всего дети с общим недоразвитием речи используют в своей речи

существительные

и

глаголы.

Дети

не

умеют

пользоваться

словообразованием, поэтому им очень трудно формировать новые слова с

помощью приставок и суффиксов, подбора однокоренных слов.

Дети

в

свободном

общении

употребляют

простые

общеупотребительные

и

неинформативные

предложения,

почти

не

употребляя сложных.

При пересказе дети с общим недоразвитием речи III уровня допускают

много ошибок в передаче последовательности событий, а также теряют

прямую речь персонажей, пропускают основную мысль текста, говорят

отрывочно, с большим количеством пауз и искажений [26].

Чаще всего ребенок в творческом задании просто заменяется знакомым

текстом

ребенка.

Творческое

повествование

для

детей

с

общим

недоразвитием речи 3 степени дается с большим трудом, в большинстве

случаев

оно

не

формируется.

Выразительный

язык

детей

может

использоваться как средство общения, когда взрослые предлагают помощь в

форме вопросов, предложений и суждений. [27]

Как говорит Т. Б. Филичева, в устном общении дети с общим

недоразвитием речи 3 степени стараются не называть трудные для них слова

и выражения. Но если этих детей поместить в условия, в которых

необходимо употреблять определенные слова и грамматические категории,

то пробелы в речевом развитии проявляются достаточно отчетливо. В редких

случаях общение инициируется детьми, они не задают вопросов взрослым,

игровые ситуации не следуют сюжету.

Анализ психолого- педагогической литературы по формированию

связной монологической формы речи у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР III уровня.

Изначально мы рассмотрели психологические и психолингвистические

основы развития связной речи в онтогенезе, а также проследили психолого-

педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с

ОНР III уровня, а в данном пункте мы рассмотрим проблемы изучения и

анализа психолого-педагогической литературы связной речи детей с ОНР III

уровня.

И

так

связная

речь-

это

целостное,

смысловое,

развернутое,

эмоциональное высказывание, состоит из предложений, связанных между

собой по смыслу.

Под связной речью подразумевается отрезок речи, разделенный на

некоторые части; семантически развернутое высказывание, обеспечивающее

коммуникацию и взаимопонимание.

Советский ученый, педагог Алексей Васильевич Текучев говорил, что

под связным языком мы должны понимать любую языковую единицу. В

соответствии с этим и «любое самостоятельное отдельное предложение

может считаться одним из вариантов связного языка».

С.Л. Рубинштейна считал, связная речь должна быть понятна как

самому автору, так и слушателю, речь должна отражать все стороны своего

предметного содержания [61].

Речь ребенка может быть несвязной если ребенок не задумывается над

построением своей речи при произношении и его мысли не осознаны, либо

эти связи не выявлены в его речи [34].

Так же в нашей работы мы рассмотрим компоненты связной речи, а

именно:

-Языковые

-Речевые

-Когнитивные

Сознательное овладение культурой связной речи означает научиться

различать различные типы связей в речи и связывать их между собой по

нормам речевого общения.

Речь ребенка можно назвать связной, если в ней присутствует:

-Содержательность,

-Правильность,

-Логичность,

-Ясность,

-Богатство.

Такие логопеды, педагоги, как Л. С. Волкова, Н.С. Жукова, считают,

что связная речь может быть монологической и диалогической. Таким

образом, диалог и монолог связаны друг с другом. В этом тезисе мы

рассмотрим более подробно монологическую речь детей с ОНР III уровня.

Монологическая речь предполагает длинное, четкое, ясное речевое

высказывание и не рассчитана на быструю реакцию слушающего ребенка. То

есть мы можем назвать монолог речью: рассказываем историю из жизни,

рассказываем ребенку о прошедших выходных и так далее. Монологическая

речь необходима для социализации ребенка. Монологической речью ребенку

овладеть гораздо труднее, так как она выражает мысль одного человека,

которая неизвестна детям, являющимся в данный момент слушателями.

Дети в дошкольном возрасте часто используют диалог, но монолог

также важен для полноценного общения детей, ребенок должен уметь

выражать свои мысли и чувства. Для монолога характерно более длительное

время на подготовку, ребенку необходимо сосредоточиться на основной идее

текста, а также некоторым детям очень трудно произнести перед кем-то

"мини-речь". Для того чтобы слушатель заинтересовался, необходимо

заинтересовать его умением говорить четко, внятно, выразительно.

Для

детской

социализации

ребенку

необходимо

владеть

монологической речь, чтобы активно участвовать в игре, в общении со

сверстниками.

Так же такие педагоги как Л.В. Щерба и А.А. Леонтьев считали то что

содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Задачи обучения монологической речи:

1. Научиться высказывать свое мнение в какой-либо ситуации.

2.Научиться выражать свою законченную мысль.

3. Научиться высказывать свою точку зрения логично и связно.

4. Научиться высказываться быстро, без особых пауз.

В русском языке выделяют четыре типа монологов: рассуждение и

контаминацию, описание, повествование.

Когда ребенок посещает детский сад его обучают основным типам

монологов:

-Самостоятельному рассказу

-Пересказу.

Отличие в том, что, самостоятельный рассказ ребенок выбирает сам,

отбирает содержание и оформляет его самостоятельно. А второй материл для

высказывания служит художественное произведения.

Пересказ – это связное, осмысленное воспроизведение прослушанного

ранее худ. литературного произведения.

Для того чтобы дети научились пересказу, им необходимо овладеть

определенными навыками: запоминать, слушать, понимать содержание

прослушанного текста, запоминать последовательность изложения,

осмысленно и связно передавать смысл текста. Для того чтобы ребенок мог

пересказать текст, ему нужны: память, воображение, мышление.

История - это представление ребенком факта или события. Дети в

дошкольном возрасте очень любят рассказывать свои истории, события. Но

для этого им нужно овладеть определенными навыками, чтобы сделать

сюжет интересным для аудитории. Ребенок должен понимать текст, который

пересказывает, чтобы избежать больших пауз. Ребенку с ОНР очень важно

чтобы его слушали и слышали.

Таким образом, связная монологическая речь-это связное

высказывание, возникающее в течение относительно длительного времени,

не рассчитанное на немедленную реакцию аудитории, которое

характеризуется следующими характеристиками: цельностью; структурным

оформлением; количеством предложений; беглостью; выбором

необходимого материала; расположением материала в нужной

последовательности; использованием средств языка в соответствии с

литературными нормами и целями высказывания [35].



В раздел образования