Автор: Захарова Елена Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ ЦРР детский сад №24
Населённый пункт: город Ишим, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Особенности организации нравственно-патриотического
воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,
когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые
представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из
задач дошкольных образовательных учреждений. Это- сложный
педагогический процесс в основе которого лежит развитие нравственных
чувств, через воспитание патриотических чувств у детей дошкольного
возраста. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы,
восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне
сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной
почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для
систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств,
мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс
осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека
является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического
воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории
родного края, о Родине, полученные в детстве нередко остаются в памяти на
всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут
ему стать патриотом и гражданином своей страны.
В федеральном образовательном стандарте ставятся цели по
патриотическому воспитанию такие как:
создание условий для становления основ патриотического сознания детей;
возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного, морально-нравственного и познавательного развития;
развития инициативы и творческих способностей на основе
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Хочется отметить, что Патриотические чувства закладываются в процессе
жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной
социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно,
естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и
культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим
городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после
нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и
целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание
детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках,
в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через
сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-
дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой
он живет, детскому саду, городу, стране.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая
деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и
умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование
эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение
основам труда и формирование представлений о социальных проблемах
города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка,
воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи
огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,
культурным, национальным, географическим, природно-экологическим
своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его
достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в
определённый временной период, в определённых условиях и приобщаться к
богатствам национальной и мировой культуры.
Целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает
закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией,
и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию,
гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Поэтому основные задачи нравственно – патриотического воспитания это:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение
которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.