Напоминание

СПЕЦИАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Суркова Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 детский сад общеразвивающего вида
Населённый пункт: Камчатский край, п. Усть-Камчатск
Наименование материала: доклад - презентация
Тема: СПЕЦИАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ
Дата публикации: 17.02.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:

«СПЕЦИАЛЬНАЯ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

ДОШКОЛЬНИКОВ»

(из опыта работы)

Воспитатель старшей группы

МБДОУ №6

детский сад общеразвивающего

вида «Снежинка»

Суркова Любовь Сергеевна

п. Усть-Камчатск 2020 год

Стремительно меняется время, в

котором мы живем. Волей-неволей

человеку приходится подстраиваться

под его все ускоряющийся ритм.

Даже детство современного малыша

наполнено новым содержанием

по сравнению с тем, что было

несколько десятилетий назад.

Ребенок XXI века очень рано

знакомится с первыми

представлениями о науке – уже в

детском саду осваивает ее азы.

Формирование элементарных

математических представлений

также происходит в дошкольном

образовательном учреждении

Проблема обучения детей

математики интересовала

ученых на протяжении многих

веков. В XVII-XIX вв. Я.А.

Коменский, Дж. Докк, И.Г.

Песталоцци, К.Д. Ушинский, М.

Монтессори и другие пришли к

выводу о необходимости

специальной математической

подготовки дошкольников.

В своей работе я использую

много дидактического

материала, в том числе и

раздаточного (задачи,

загадки, тематические

стихотворения, игровые

упражнения, содержательные

физкультминутки,

увлекательный материал по

чтению), который я могу

рассматривать не как

обязательный, а как

возможный в работе с

различными группами детей,

ориентируюсь на их

индивидуальные

способности. Делю занятие

на несколько частей в

зависимости от того, как

справляются с ним дети.

Основные ошибки при

выполнении математических заданий

допускаются из-за неумения

осуществлять самоконтроль, пояснять

свои действия, включать

математические термины в речевое

высказывание.

Поэтому я работаю в следующем

направлении:

-

обучение

(необходимо

сформировать представления о множестве

чисел,

величин,

форме,

пространстве

и

времени

в

соответствии

с

требованиями

«Программы

воспитания

и

обучения

в

детском саду»);

- развитие (т.е. развитие понимания

речи, расширение пассивного и активного

словаря, лексико-грамматических структур,

сенсорного

и

интеллектуального

потенциала,

словесно-логического

мышления);

-

воспитание

(формирование

морально-волевых

качеств

личности

(аккуратности,

ответственности,

организованности)

в

процессе

анализа

жизненных ситуаций).

Регулятором норм для развивающей

работы

в

моей

группе

являются

следующие

принципы:

-

научность

обучения,

требующая

усвоения

детьмиопределенного

содержания

человеческой культуры;

-

активность

в

обучении,

предусматривающая необходимость собственной

деятельности детей в процессе познания.;

- системность, предполагающая строгую

последовательность подачи учебного материала;

-

природосообразность,

требующая

умения принимать ребенка таким, какой он есть,

доверять ему, укрепляя его внутренней силы;

-

личностно

ориентированная

направленность

обучения,

сочетающаяся

с

коллективным

и

индивидуальным

подходом

к

детям;

-

развивающее

и

воспитывающее

обучение,

определяющее

необходимость

направленного

формирования

личности,

т.е.

коррекционно-развивающее обучение.

Основной формой обучения детей

математике является

занятие,

т.к.

на

занятии определяются задачи,

подбираются методы и приемы;

идет усвоение детьми

определенного объема знаний,

умений, навыков.

На занятиях осуществляется освоение

всеми детьми содержания

Программы воспитания «От

рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой.

Остальные формы используется для обогащения

опыта, закрепления удержания занятий или

выступают как средство индивидуальной коррекции

процесса усвоения знаний и соответственной

дифференциации обучения.

При проведении следую

педагогическим заповедям:

- поощрять все усилия ребенка

и само его стремление узнать

новое;

- избегать отрицательных

оценок результатов деятельности;

- сравнивать результаты

работы ребенка только с его же

собственными достижениями;

- с отстающими детьми

начинать усваивать новый

материал раньше, чем со своей

группой.

Занятия по формированию

элементарных математических

представлений разрабатываю с

учетом сложной структуры

речевой деятельности

(мотивационно-целевой этап,

операционный, этап контроля).

Этим фактором определяю

дидактические особенности

построения занятий по

математике:

Тщательно придумываю и четко формулирую

вопросы, исключаю возможность ответов

детей на дефектном речевом материале. В

первый год обучения:

- выводы делаю и изучаю сама, показывая образец

грамотной речи;

- уделяю внимание правильному употреблению

лексических форм при согласовании

числительных с существительными; требую

именования каждого числа при пересчете (один

конь, два коня, пять коней…);

- статистическую деятельность сочетаю с малыми

формами активного отдыха: физминутками,

физпаузами, гимнастикой для глаз, пальчиковыми

играми;

- для развития элементов словесно-логического

мышления применяю современные педагогические

средства: палочки Х. Кюизенера, блоки Дьенеша.

В последние годы в дошкольной дидактике

появилась такая разновидность наглядно-

поискового метода, как

моделирование.

Доступность этого метода для дошкольников

отражена в трудах А.В. Запорожца, Л.А.

Венгера, Д.Б. Эльконина.

В основе моделирования лежит принцип

замещения реального предмета другим

предметом, изображенным знаком.

Моделирование вводится очень осторожно, по мере

формирования у детей мыслительных операций

(анализа, синтеза, умозаключения).

Во второй половине года в старшей группе и

подготовительной используются задания повышенной

сложности:

-

зрительные диктанты;

- слуховые диктанты;

- логические ситуации, требующие

умозаключений, построенных на основе

логических схем;

- лабиринты-упражнения, выполняемые на

наглядной основе, требующие сочетания

зрительного анализа;

- задачи на поиск недостающей фигуры,

логические задачи;

- задания на развитие мелкой мускулатуры

пальцев;

- игры с элементами ТРИЗа;

- игры с блоками Дьенеша, палочками Х.

Кюизенера.

Мои конспекты занятий

ориентированы на развитие

математических способностей детей

дошкольного возраста.

Освоение программного материала

происходит через игры, игровые

упражнения, игровые ситуации.

Основное внимание на занятиях

уделяется поиску самостоятельных

путей для решения поставленных задач.

Конспекты занятий с детьми строю

с учетом методики формирования

элементарных математических

представлений А.М. Леушиной и А.А.

Столяра. Данная методика уделяет

внимание не только обучению

дошкольников, но и совершенствованию

их познавательной деятельности,

общему умственному развитию.

Главными задачами в

развитии математических

способностей ребенка

следует считаю

:

- активизацию мыслительных

процессов;

- стимулирование активных

познавательных интересов;

- формирование наглядно-действенного

и наглядно – образного мышления;

- совершенствование речевых умений.

Использую немало

примеров из

художественной

литературы : загадки,

стихотворения. Герои

сказок, мультфильмов,

авторских произведений

в виде игрушек,

иллюстраций – частые

гости занятий. Их

использование вызывает

интерес к процессу

познания математики.

Очень важно прививать речевые

умения.

Учить:

- использовать в речи слова из

специальной терминологии:

размер, цвет, форма, фигура, вне,

внутри, некоторые, все и другие;

- называть все свойства,

присущие и не присущие объектам(

маленькая, не красная, не

квадратная и др.);

- отражать в речи основания

группировки и классификации;

- самостоятельно

высказываться о количестве,

способах и результатах действий;

- объяснять

последовательность и этапность

выполнения.

Актуальной проблемой является

взаимодействие педагогов МБДОУ №6 детский

сад общеразвивающего вида «Снежинка» с

родителями, которое предполагает:

-

обмен чувствами,

переживаниями;

-

повышение

педагогической культуры

родителей;

- сообщение им знаний,

педагогических умений,

рефлексивного отношения к

себе как к педагогам.

Оправданным являются

применение активных форм

работы с семьей (совместные

праздники, открытые занятия).

Семья и детский сад – два воспитательных феномена,

каждый из которых по-своему дает ребенку социальный

опыт, но только в сочетании друг с другом они создают

оптимальные условия для вхождения маленького человека

в большой мир. Задача педагога по данной проблеме –

донести до родителей, что ребенок с развитым логическим

мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в

математике, даже если он не был заранее научен элементам

школьной программы, а развитие логического мышления

происходит в большей мере посредством игры. Совместные

игры родителей с детьми духовно и эмоционально

обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с

близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Творческий подход,

мастерство и желание

помогает мне

осуществить

комплексный подход в

воспитании, обучении и

развитии детей старшего

дошкольного возраста

помогают реализовать

программные цели и

задачи таким образом,

чтобы дети с радостью,

увлечением, интересом

стремились познавать

многогранность мира, что

позволит с самого

раннего детства заложить

основы мотивированного

обучения.



В раздел образования