Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ"


Автор: Стенцова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1 МБДОУ д/с №147
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ"
Дата публикации: 15.02.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы

на тему: «Формирование элементарных математических

представлений у детей старшего дошкольного возраста

посредством использования технологии ТРИЗ»

Автор: Стенцова Татьяна Анатольевна

Воспитатель филиала №1 МБДОУ №147

Пенза, 2020

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Особенности формирования элементарных математических предствлений

у детей дошкольного возраста...............................................................................4

2. Теория решения изобретательских задач в образовательной деятельности

ДОУ…….…..............................................................................................................7

3. Формирование элементарных математических представлений у детей

старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ.............9

Заключение............................................................................................................13

Список литературы...............................................................................................14

Приложение...........................................................................................................15

2

Введение

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо

научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат

достичь максимум эффекта. Жизнь в наши дни не стоит на месте. Испокон веков

общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые

для жизни в существующем обществе. Огромную роль в умственном воспитании

и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных

математических представлений.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает

большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием научно-

технических

и

информационно

коммуникационных

технологий

и

проникновением их в различные области знаний. В математике заложены

огромные возможности для развития мышления детей. Формирование начальных

математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно

осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный

практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Методика формирования элементарных математических представлений у

детей

дошкольного

возраста

прошла

длительный

путь

своего

развития.

Современниками методики математического развития являются такие учёные как

В. А. Латышев, Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров, А. П. Доморяд, В. Арене и др.

Анализ состояния обучения дошкольников в математике позволяет многим

специалистам (В.Н.Аванесова, О.М.Дьяченко, З.А.Михайлова, А.А. Смоленцова,

А.А.Столяра и др.) сделать вывод о том, что у детей недостаточно развит

познавательный интерес к элементарной математике.

Таким образом, нами была определена проблема: поиск новых современных

путей и средств, направленных на

формирование у детей математических

представлений.

Намечены этапы работы:

1. Изучить

научную

литературу,

характеризующую

психические,

возрастные особенности развития детей дошкольного возраста; методическую

литературу, опыт педагогов, работающих по данной теме.

2. Составить перспективный план по формированию математических

представлений детей дошкольного возраста.

3. Подготовить развивающую предметно – пространственную среду с

учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с ФГОС ДО.

4. Обозначить виды деятельности, выбрать формы и методы, посредством

которых будет проводиться целенаправленная работа педагога.

3

5.

Разработать

на

основе

изученных

материалов

новые

игры

математического содержания, выявить наиболее эффективные технологии, формы

и методы взаимодействия с детьми.

6.

Раскрыть

интеграцию

математических

мероприятий

с

другими

образовательными областями.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального

государственного образовательного Стандарта к дошкольному образованию,

существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в

дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена

задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

В связи с этим перед педагогом стоит задача поиска новых нестандартных форм

сотрудничества с воспитанниками. В настоящее время педагоги дошкольных

образовательных учреждений широко используют метод проблемного обучения:

опытно-исследовательская деятельность, моделирование проблемных ситуаций,

экспериментирование.

Одним из средств обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и

взрослых,

способом

реализации

личностно-ориентированного

подхода

к

образованию является использование технологии ТРИЗ.

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе

точный расчет, логику, интуицию. Применение элементов теории решения

изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы

воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

1.

Особенности

формирования

элементарных

математических

представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

дошкольников является той областью, где при условии систематического

обучения, возможно, не только сформировать определенную элементарную

сумму знаний об окружающем мире, умений и навыков, но и обеспечить высокую

познавательную активность, самостоятельность мышления, которые станут в

дельнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

Задачи ФЭМП:

освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;

овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез,

сравнение, систематизация, обобщение);

стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления,

что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

Возрастная группа

Программные задачи.

4

Первая младшая группа (два-три года)

обучать

навыкам

определения

количества

предметов

(много-мало,

один-много);

развивать

умения

различать предметы по величине и

обозначать

в

словесной

форме

(большой кубик — маленький кубик и

т. д.); развивать ориентацию в пределах

помещения группы (игровая комната,

спальня,

и

т.

д.);

формировать

представления о частях тела (голова,

руки, ноги).

Вторая младшая группа (три-четыре

года)

развивать умение объединять предметы

в

группы,

сравнивать

их;

владеть

приёмами наложения и приложения;

развивать

умение выделять общий

признак

(цвет,

величина,

форма);

развивать умение сравнивать предметы

по

длине,

ширине,

по

высоте;

познакомить

с

кругом,

квадратом,

треугольником;

развивать

умение

отличать

правую

и

левую

руку,

правильно

определять

направление

(вверх-вниз,

вперёд-назад);

познакомить с частями суток.

Средняя группа (четыре-пять лет)

изучить цифры и порядковый счёт в

пределах

пяти;

познакомить

с

операциями

сравнения

с

помощью

условной

мерки,

построения

упорядоченных рядов по какому-либо

признаку;

познакомить

с

геометрическими

фигурами:

прямоугольник и квадрат, шар и куб,

конус

и

цилиндр,

овал

и

круг;

совершенствовать навыки ориентации

на плоскости (вперёд-назад; вверх-вниз;

влево-вправо);

развивать

временные

представления:

последовательность

5

годовых сезонов и частей суток.

Старшая и подготовительная группы

(пять-семь лет)

сформировать знания цифр от нуля до

девяти и состава числа из отдельных

единиц;

познакомить

с

понятиями

количества

и

порядкового

счёта

предметов в пределах числового ряда

первого

десятка;

развивать

умение

видеть относительные числовые связи

(больше,

меньше,

равно);

освоить

умение

самостоятельно

составлять

задачи

на

основе

элементарных

арифметических

действий

по

картинкам, записывать решение, решать

простейшие

примеры;

совершенствовать

знания

геометрической

формы,

развивать

навыки различения фигур, а также тел;

сформировать

представление

о

признаках предметов, таких как высота,

ширина

и

длина,

обучать

умению

сравнивать

предметы

с

учётом

изученных параметров; дать знания о

весе,

объёме,

глубине

предмета,

о

сторонах,

углах

фигур;

развивать

навыки ориентирования в пространстве

и

во

времени

(знать

части

света,

времена

года,

последовательность

месяцев,

дней

недели,

суточных

периодов).

6

2.

Теория

решения

изобретательских

задач

в

образовательной

деятельности ДОУ.

Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) заложил автор -

отечественный изобретатель инженер и писатель Генрих Альтшуллер. Теория

была им проверена в процессе практического применения и первоначально

применялась

для

решения

инженерно-технических

проблем.

Однако

впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач

в самых различных областях человеческой деятельности, оказалась очень

интересна

и

весьма

эффективна

для

развития

творческих

способностей

обучающихся.

Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в

виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых

требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы

приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Основная концепция программы ТРИЗ: знание отдельных предметов не

передаются в деятельности, а добываются детьми в ходе образовательного

процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств

творческой личности. В образовательной деятельности это позволяет педагогам

обеспечить широкие возможности для разработки и внедрения интеграции.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит

воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный

возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь,

именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие,

с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность,

системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к

новизне, речи и творческого воображения.

Таким образом, была разработана модель по формированию элементарных

математических представлений у детей дошкольного возраста посредством

использования технологии ТРИЗ.

В модели представлены

цель, задачи

по

формированию математических представлений детей дошкольного возраста и

система педагогического взаимодействия через организацию разных видов

детской деятельности в соответствие ФГОС ДОУ, на основе технологии ТРИЗ.

7

Модель

«Формирование математических представлений у детей старшего

дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ»

8

ЗАДАЧИ

Система педагогического

взаимодействия посредством

использования технологии ТРИЗ

Формирование математических

представлений у детей старшего

дошкольного возраста с использованием

технологии ТРИЗ

1. Развитие у детей логико-математических

представлений

2. Развитие сенсорных способов познания

математических свойств и отношений.

3. Овладение детьми математическими способами

познания действительности: счёт, измерение,

вычисление.

4. Развитие интеллектуально-творческих

проявлений детей.

Практическая деятельность детей

математического содержания

ЦЕЛЬ

Синектика

Дихотомия

Наоборот

Системный оператор

Морфологический

анализ

3.

Формирование

элементарных

математических

представлений

с использованием технологии ТРИЗ.

В процессе формирования элементарных математических представлений с

использованием технологии ТРИЗ можно выделяют 4 этапа:

1.

Развитие умений детей находить и различать противоречия, которые

окружают его повсюду. Например, что общего между кругом и

квадратом?

2.

Развитие умений детей фантазировать, изобретать. Например, где живёт

цифра 3?

3.

Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью

специальных методов ТРИЗ. Например, игра «Теремок» (жителями

являются геометрические фигуры или цифры).

4.

Применение полученных знаний и, использование нестандартных,

оригинальных решений проблем.

Стремление

применять

технологии,

эффективно

развивающие

интеллектуальные и творческие способности ребёнка, – характерная особенность

современной методики математического развития. Оно не сводится к тому, чтобы

научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это

еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в

окружающем

мире

свойства,

отношения,

зависимости,

умения

их

«конструировать» предметами, знаками и словами.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению

дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке

правильности решения. В образовательной деятельности по формированию

математических представлений с детьми дошкольного возраста используются

следующие методы и приемы ТРИЗ:

Морфологический анализ

Системный оператор

Синектика

Дихотомия

Наоборот

Морфологический анализ

Это метод, благодаря которому ребёнок с малых лет учится мыслить

системно, представлять в своём воображении мир, как бесконечное сочетание

различных элементов – признаков, форм и т.п.

Основная цель: формировать у детей умение давать большое количество

разных категорий ответов в рамках заданной темы.

9

Возможности метода:

развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление

формирует подвижность и системность мышления

формирует элементарные математические представления

развивает способности детей в области восприятия, познавательный

процесс.

Например,

игра

«Волшебная

дорожка»

с

установленными

заранее

показателями по горизонтали (значками признаков). Дети представляют героя,

который будет «путешествовать» по «Волшебной дорожке». Необходимо помочь

объекту пройти по «Волшебной дорожке», отвечая на вопросы признаков: Какого

ты цвета? Какие у тебя есть части? Что ты ещё умеешь делать?

Системный оператор

Это модель системного мышления. С помощью «системного оператора» мы

получаем девятиэкранную систему о строении, взаимосвязях, этапах жизни

системы.

Основная цель: формировать у детей умение системно мыслить по

отношению к любому объекту.

Возможности метода:

формирует у детей основы системного мышления

развивает у детей умение выделять у объекта его главное назначение

формирует представление о том, что каждый объект состоит из частей,

имеет своё местоположение

помогает ребёнку выстраивать линию развития какого-либо объекта.

Например, игра

«Ларец» Рассматривается число 5, но кто-то спрятал её за

дверцами ларца. Необходимо открыть ларец. Алгоритм работы по СО: Для чего

люди придумали число 5? Из каких частей состоит число 5? и т.д.

Синектика

В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение

разнородных элементов». В процессе ФЭМП применяется прямая аналогия- это

поиск исходных объектов в других областях знаний по каким-либо признакам.

Основная цель: формировать у детей умение устанавливать соответствие

между объектами (явлениями) по заданным признакам.

Возможности метода:

развитие внимания, воображения, речь детей, ассоциативное мышление

10

формирует познавательные интересы и познавательные действия ребёнка

развивает у детей умение строить ассоциативные ряды

Например, игра «Что на что похоже?» Ведущий называет математический

объект (цифру, фигуру), а дети называют объекты, похожие на него из

природного и рукотворного мира.

Дихотомия

Это метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения

творческих заданий, требующих поисковой работы.

Основная цель: формировать умение сужать поле поиска, обучать

мыслительному действию.

Возможности метода:

ломает стереотипы в формулировке вопросов

помогает ребёнку усвоить определённую последовательность вопросов

(алгоритм)

развивает способности детей к постановке вопросов поискового характера.

Например, игра «Да - нет». Дети должны распутать загадку, задавая вопросы

ведущему по усвоенному алгоритму. Отвечать же на них ведущий может только

словами: "да", "нет" или "и да, и нет". Ответ "и да, и нет" показывает наличие

противоречивых признаков объекта. Если ребенок задает вопрос, на который

невозможно дать ответ, то необходимо заранее установленным знаком показать -

вопрос задан неправильно.

Наоборот

Суть метода в выявлении определённой функции или свойства объекта и

замены их на противоположные.

Основная цель: развитие чувствительности к противоречиям.

Возможности метода:

Развивает основы диалектического мышления

Развивает у детей умение подбирать и называть антонимические пары

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребёнка.

Например,

ведущий называет слово – дети подбирают и называют

антонимическую пару: высокий – низкий, длинный – короткий, большой –

маленький и т.д. Детям эти задания объявляются как игры с мячом

.

Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний,

незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные

решения,

смекалку.

11

Широко используются следующие игры на занятиях по формированию

элементарных математических представлений:

«Какое число потерялось?»

«Где можно встретить это число?»

«Где встречаем эти линии?»

«Где спрятались геометрические фигуры?»

«Игры головоломки».

Игры с применением игрового материала (счетные палочки):

«Измерить длину предмета»,

«Выложить узор»,

«Построение объектов по заданию».

Таким образом, благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в

запоминании

цвета,

развитие

сообразительности,

установки

дружеских

отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому

ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом. Применение

игр

по

технологии

ТРИЗ

развивают

пространственные

представления,

воображение,

мышление,

комбинаторные

способности,

сообразительность,

смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач,

способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх

занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность

проявлять творчество и фантазию

Заключение

На

современном

этапе

работы

по

формированию

элементарных

математических представлений у детей дошкольного возраста мы видим

12

проблему, что особенности возраста не позволяют нашим воспитанникам

самостоятельно

находить

ответы

на

математические

вопросы.

Наиболее

эффективно процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда у ребёнка

развито воображение. Следуя из этого, при ФЭМП целесообразно использовать

технологию ТРИЗ.

Для

реализации

намеченной

цели

была

спланирована

следующая

деятельность:

1. Совместная деятельность с детьми. Она включала в себя использование

игр и упражнений, адаптированных методом ТРИЗ, для интеллектуального

развития. Мной была создана картотека игр. Сочетание практической и игровой

деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствуют

формированию у детей элементарных математических представлений.

2. Взаимодействие с педагогами – знакомство педагогов ДОУ с методом

ТРИЗ, как средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, используя в своей работе по формированию элементарных

математических представлений у дошкольников

технологию ТРИЗ можно

сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро

ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно

справляется с массой творческих задач. У него высокий уровень познавательной

активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности,

развитое воображение.

В перспективе планируется следующая деятельность:

- продолжать и углублять работу над формированием элементарных

математических представлений у дошкольников.

- более широко использовать технологию ТРИЗ в различных видах и

формах деятельности.

Список литературы:

1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009.

2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003.

13

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.:

Просвещение, 1991.

4. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.

учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

5. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2014.

6. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2016.

7. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по

развитию мышления и речи старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2011.

8. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с

дошкольниками. Мн, 2012.

9. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного

возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2013.

10. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение

проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов,

2008.

11. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого

мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2013.

12. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2016.

13. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные

направления. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

14. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать

творческие задачи. Ульяновск, 2016.

15. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому

рассказыванию по картине. Ульяновск, 2017.

16.

Сидорчук

Т.А.

Методы

развития

воображения

дошкольников.

Ульяновск, 2017.

17. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности:

Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО

«Межрегиональный ЦИТО», 2015. – 212 с.

14



В раздел образования