Проектная деятельность в творческом объединении "Маска"
Автор: Кузнецов Иван Николаевич Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ Населённый пункт: г. Сафоново Смоленская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проектная деятельность в творческом объединении "Маска" Раздел: дополнительное образование
Основное
предназначение
метода
проектов
состоит
в
представлении
учащимися творческого объединения «Маска» возможности состоятельного
приобретения знаний в процессе решения практических задач. Учащимися
была
выбрана
тема
проекта
«Использование
метода
проектов
и
его
реализация
в
подготовке
и
проведении
нового
театрализованного
концерта «Ох, уж эта школа» . Если говорить о методе проектов как о
педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность
поисковых, проблемных методов и творческих. Как педагогу, мне в рамках
проекта отводится роль разработчика и координатора. То есть,
на основе
метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого
мышления.
Наш метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся
творческого
объединения
«Маска»
-
индивидуальную,
парную,
групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка
времени, в частности сентябрь-октябрь месяцы года.
Проектный метод направлен на
1.
Развитие
критического
мышления:
аналитическое,
ассоциативное
логическое, системное.
2.
Развитие
творческого
мышления:
пространственное
воображение,
самостоятельный перенос знаний, прогностические умения.
3.
Умение
работать
с
информацией:
отбирать
нужную,
анализировать,
систематизировать и обобщать, выявлять проблемы, ставить эксперименты,
генерировать идеи, работать в коллективе.
Последовательность работы над проектом: проблема, цель проекта, задачи,
методы и способы, результат.
Проблема: Отсутствие творческой активности и эмоционального выражения
чувств
у
30
новичков
первого
года
обучения
творческого
объединения
«Маска», пришедших в сентябре месяца, в начале учебного года.
Цель:
- Найти
раскрыть
творческий
потенциал
каждого
учащегося,
участников театрализованного концерта;
- Формирование у учащихся творческих способностей;
- Развивать актерские дарования, разучивая концертные номера (стихи,
сценки, песни);
- развивать творческую фантазию.
Задачи: Воспитание эстетического вкуса и общечеловеческой культуры на
примере соединения различных видов искусства, литературы, музыки, танца
и театра;
- Создание у зрителей ощущения яркого и праздничного представления,
которое доставляет удовольствие и зрению, и слуху.
Типология нашего проекта по признакам:
Доминирующая в проекте деятельность – творческая.
Предметно-содержательная область - монопроект (в рамках одной
области знаний);
Характер
координации
проекта :
непосредственный,
с
открытой
явной координацией (педагог участвовал в проекте в собственной своей
функции ненавязчиво, направляя работу участников проекта);
Характер
контактов :
внутренний
(среди
участников
одного
творческого объединения «Маска»);
Количество участников проекта- 75 учащихся, в возрасте от 8 до 18
лет;
Продолжительность проекта – 2 месяца
Жанр проекта : Сценарий, театрализованный концерт.
Один
из
особых
жанров
современного
массового
искусства
театрализованный концерт. В течение всего отрезка времени сентябрь-
октябрь
месяцы,
учащиеся
творческого
объединения
«Маска»
-участники
концерта
стремились
к
органическому
воплощению
полученных
ролей
в
сценках
и
к
созданию
на
сцене
живых
художественно
правдивых
образов
в
концертных
номерах.
У
всех
учащихся
была
цель
усовершенствовать
свои
природные
данные
и
овладения артистической техники. Театрализованный концерт «Ох, уж
эта школа…» составлен учащимися из сценок на школьные темы и
песни,
исполняемых
воспитанниками
театральной
студии
«Маска».
Театрализованный
концерт
имеет
свою
тему,
свою
смысловую
и
эмоциональную драматургию. Все участники концерта старались быть
артистичными
и
обаятельными.
Задача
педагога
и
исполнителей
состояла с первого номера собрать, сконцентрировать и сфокусировать
внимание
зрителей.
Завладев
вниманием
у
зрителей,
учащиеся-
участники концерта его удержали до последнего номера не дали ему
рассыпаться. Донесли до зрителей главную идею концерта. Сегодня мы
видим
заметный
рост
исполнительского
мастерства,
определенный
статус(состояние) участников концерта.
Структура проекта:
План работы над проектом
(срок реализации проекта сентябрь-октябрь месяцы)
Стадии
Цели и задачи
Деятельность
педагога
Деятельность
учащихся
1.Разработка проектного
задания
Цель: подготовка
учащихся к проектной
деятельности
Задачи : Определение
проблемы, темы и цели в
ходе совместной
деятельности
1.1.
Выбор темы
проекта
Побуждаю
у
учащихся
интерес к теме проекта.
Отобранная тема проекта
«Использование
метода
Сентябрь м-ц
Отобрана
тема
проекта
«Использование
метода
п р о е к т о в
и
е г о
реализация в подготовке
и
проведении
нового
театрализованного
концерта
«Ох,
уж
эта
школа»
и
предложена
учащимся
творческого
объединения «Маска».
Мотивирую
учащихся
к
обсуждению,
созданию
проекта
п р о е к т о в
и
е г о
реализация в подготовке
и
проведении
нового
театрализованного
концерта
«Ох,
уж
эта
школа»
обсуждена
и
принято
общее
решение
по теме.
1.2. Выделение подтем в
теме проекта
Предварительно
вычленил
следующие
подтемы:
-составление сценария;
- составление программы
концерта
(номеров)
и
д р у г и е .
П р е д л о ж и л
учащимся
для
выбора
подтемы.
К а ж д ы й
у ч а щ и й с я
выбрал себе подтему.
1.2.
Формирование
творческих групп
Провожу
организационную
работу
по
объединению
учащихся,
выбравших
себе конкретные подтемы
и виды деятельности.
Формировались
рабочие
группы,
каждая
группа
имела
опреде ле нную
цель и задачу:
1.Автор-сценарист, он
составляет и
представляет
окончательный вариант
сценария;
2.
Дизайнер
3.
Декораторы
4.
Ведущие концерта
Отдельные учащиеся,
н а п р и м е р ,
и щ у т
музыку
к
сценкам.
Старосты,
они
же
лидеры
в
группах
з а н я т ы
п о и с к о м
смешных
сценок
на
школьные темы
1.4. Подготовка и
формирование вопросов,
заданий для групп
Сентябрь м-ц
Разрабатываю
задания,
вопросы
для
поисковой
деятельности
литературу
(сценки), песни и музыку
1.5.
Определение
форм
представления
итогов
проектной
деятельности
учащихся
Сентябрь м-ц
П р и н я л
у ч а с т и е
в
обсуждении
В 7-8 группах учащиеся,
а
затем
в
коллективе
о б с у ж д е н а
ф о р м а
представления результата
исследовательско-
концертной
деятельности.
О п р е д е л е н а
ф о р м а
представления
результата.
Публичная
театрализованная
концертная
программа
«Ох уж эта школа»
2.
Разработка проекта
Октябрь м-ц
Контролирую,
коорди-
нирую
работу
групп,
репетирую
концертные
номера
Осуществляют
поисковую
деятельность
в
б и б л и о т е к а х ,
интернете.
Репетируют
сценки,
и
разучивают
песни.
3.
Оформление
результатов
Октябрь м-ц
Контролирую,
коорди-
нирую
работу
групп,
репетирую
концертные
номера.
Стимулирую
их
деятельность.
В начале группах, затем
во
взаимодействии
с
д р у г и м и
г р у п п а м и
оформляют
результаты
деятельности. Позже все
группы
объединились
для общих репетиций.
4.Презентация
Конец октября м-ца
П р о в о ж у
п р о с м о т р
концертных
номеров
и
с о е д и н я ю
в
о д н у
концертную программу.
Выступают,
показывают
и
д е м о н с т р и р у ю т
р е з у л ь т а т ы
с в о е й
деятельности
5.Рефлексия
Конец октября м-ца
Анализирую
собствен-
ную
деятельность
по
руководству.
Осуществляют
самооценку
результатов
процесса
–
концертной деятельности
Практический этап
Работа в группах
Формировались рабочие группы, каждая группа имела определенную
цель
и
задачу.
Авторы
-
сценаристы
составляют
и
представляют
окончательный вариант сценария концерта. Учащиеся -вокалисты разучивают
и исполняют сольные и групповые партии. Ответственный за музыкальную
часть концерта подбирает музыку для музыкальных отбивок. Декораторы-
монтировщики
заняты
установкой
и
перестановкой
декорации
во
время
репетиций и концерта. Дизайнер оформляет программку концерта. Ведущие
концерта очень ответственно провели всю концертную программу. Позже все
группы объединились для прогонов и генеральных репетиций.
Демонстрация результатов проекта
Последний этап проекта-форма защиты- самый зрелищный. Конечной
практической целью проекта- подготовка и публичное выступление нового
театрализованного концерта «Ох уж эта школа», составленной учащими по
собственной сценарной программе.
Заключительный этап
На
презентацию
в
качестве
гостей
приглашались
родители
детей,
педагоги творческих объединений и руководители нашего Центра. Проект
полностью успешно выполнен. Были достигнуты поставленные цели. Мы
можем
рассчитывать
на
получение
качественно
нового
результата,
выраженного
в
развитии
познавательных
способностей
учащегося
и
его
самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
В проекте участвовали учащиеся 1,2, 3-его года обучения в количестве
90
детей.
Я,
как
педагог
дополнительного
образования
являлся
координатором
проекта
старался
направлять
и
репетировать
сценки,
прослушивал
песни,
показывал
и
советовал
участникам
проекта.
Проведенный
театрализованный
концерт
анализировал
с
учащими
по
окончании выступления и оценили усилия учащихся на оценку «хорошо».
Причем
оценивался
не
объем
усвоенной
информации
(что
найдено
и
разучено), а её применение в деятельности (как применено) для достижения
поставленной цели. Учащиеся достойно вели себя и почувствовали на сцене
настоящими
актерами.
Выбрали
мы
такой
подход
к
оценке
проекта-
Рейтинговая оценка.
Выделили 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта и каждый
из
них
оценивается
на
4
уровнях
(0,5,10,20
баллов).
Итоговая
оценка
складывается из суммы среднеарифметической величины:
Коллективной оценки- 20 баллов;
Самооценки - 10 баллов
Оценки педагога - 10 баллов
Для получения средней величины 20+10+10+=40 баллов. Сумма
делится на 3 и получается 40:3= 13,3 баллов.
Учащиеся достойно защитили проект.
Критерии выполнения проекта
1.
Тема
проекта
актуальна,
особенно
для
обучающихся
театральному
искусству. Это прежде всего подбор репертуара для театрализованного
концерта
и
постигая
основ
актерского
мастерства
и
уверенно
чувствовать себя на сцене, не бояться публичного выступления.
2.
Объем
и
полнота
сценарно-литературного
материала
концерта
достаточный
для
ведущих
концерта.
Сама
концертная
программа
рассчитана на 1,5 месяца.
3.
Учащиеся творческого объединения «Маска» к выполнению проекта
отнеслись
творчески
с
пониманием,
раскрыли
суть
темы,
то
есть
применение метода проектов к театрально-концертной деятельности.
Критерии защиты.
1.
Качество презентации. Концертное выступление прошло с аншлагом в
актовом
зале
ЦДТ.
О
проведенном
мероприятии
было
показано
в
новостях телекомпании СНТ г. Сафоново.
2.
Объем и глубина знаний по теме. Учащиеся студии показали глубокие
знания по поиску сценок, а также эрудированными, артистичными и
обаятельными во время выступления.
3.
Педагогическая ориентация. Можно отметить культуру речи у ведущих
театрализованного
концерта,
участники
говорили
со
сцены
четко,
играли живо и ярко. Внимание зрительской аудитории удерживали от
начала концерта и до финальной песни.
4.
Характеризуя деловые и волевые качества участников проекта, можно
сказать,
что
они
подошли
к
решению
ответственно,
по-деловому,
достигли высоких результатов.
Итак,
проектная
деятельность
учащихся
способствует
истинному
обучению, так как
-личностно ориентирована;
-позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
-приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт собственного
труда.
Автор-составитель Кузнецов Иван Николаевич, педагог дополнительного
образования