Автор: Дроздов Юрий Борисович
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 296
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа учебной дисциплины "Экономические и правовые основы производственной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 296
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Методическая разработка
рабочей программы учебной дисциплины
«Экономические и правовые основы производственной деятельности»
Разработчик: заместитель директора
ФКП образовательное учреждение № 296
Дроздов Юрий Борисович
г. Омск
2020г.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
среднего профессионального образования по профессии 29.01.08 оператор
швейного оборудования.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
9
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
среднего профессионального образования по профессии 29.01.08 оператор
швейного оборудования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции;
-применять
экономические
и
правовые
знания
в
конкретных
производственных ситуациях;
-защищать
свои
трудовые
права
в
рамках
действующего
законодательства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные принципы рыночной экономики;
-понятие спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
-особенности формирования, характеристика современного состояния и
перспективы развития отрасли;
-организационно-правовые формы организаций;
-основные
положения
законодательства,
регулирующего
трудовые
отношения;
-механизмы ценообразования;
-формы оплаты труда
-основы законодательства по вопросу противодействия коррупции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часа.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
40
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
тестирование
1
дифференцированный зачет
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
5
2.2. Тематический план
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Экономика и ее роль
в жизни общества.
20
Тема 1.1. Введение в
экономику
Содержание учебного материала
2
2
1.
Понятие об экономике.
2.
История развития экономической теории.
3.
Стадии кругооборота экономических благ. Экономические потребности.
4.
Структура общественного производства. Типы экономических систем.
5.
Конкуренция и монополия
Тема 1.2. Рынок. Спрос и
предложение.
Содержание учебного материала
2
2
1.
Понятие собственности. Формы собственности
2.
Рыночная экономическая система.
3.
Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Тема 1.3. Деньги и денежные
обращения
Содержание учебного материала
2
2
1.
Понятие и функции денег. Денежные обращения.
2.
Банковская система. Финансовая система. Ссудный капитал.
3.
Инфляция.
Тема 1.4. Рынок ценных бумаг.
Содержание учебного материала
2
2
1.
Фондовый рынок. Особенности его функционирования.
2.
Ценные бумаги: акции, облигации, векселя.
3.
Инвестиции.
Тема 1.5. Экономические
основы деятельности
предприятия.
Содержание учебного материала
4
1
1.
Предпринимательство
2
2.
Юридические формы предприятий
3.
Экономические издержки и прибыль.
4.
Имущество предприятий. Оборот капитала.
2
5.
Предприятия легкой промышленности. Швейные предприятия.
Тема 1.6. Финансовые
результаты хозяйственной
деятельности предприятия
Содержание учебного материала
2
2
1.
Доходы предприятия
2.
Виды прибыли
6
1
2
3
4
3.
Норма прибыли. Рентабельность
4.
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия
5.
Финансовые показатели деятельности предприятия
Тема 1.7. Рынок труда и
безработица.
Содержание учебного материала
2
1
1.
Рынок труда и его особенности.
2.
Занятость и безработица.
3.
Заработная плата
4.
Уровень жизни и прожиточный минимум
Тема 1.8. Государственное
регулирование рыночной
экономики
Содержание учебного материала
2
2
1.
Структура экономики. Национальное хозяйство.
2.
Государственный бюджет.
3.
Государственное регулирование социально-экономических проблем.
Тема 1.9. Экономический рост.
Цикличность экономики.
Содержание учебного материала
1
3
1.
Экономический рост.
2.
Интенсификация производства.
3.
Цикличность экономики рыночного типа.
Тестирование
1
Раздел 2. Основные положения
законодательства,
регулирующего трудовые
отношения
20
Тема 2.1. Право. Система
права. Отрасли права.
Источники права
Содержание учебного материала
4
1
1.
Понятие права
2
2.
Система права
3.
Отрасли права
4.
Источники права
2
5.
Значение права
Тема 2.2. Трудовые отношения
в рыночных условиях
Содержание учебного материала
4
2
1.
Трудовые отношения
2
2.
Трудовое право: понятие, предмет, методы
3.
Источники трудового права
2
4.
Цели, задачи и основные принципы трудового законодательства
7
Тема 2.3. Правовая форма
производственных отношений
Содержание учебного материала
6
3
1.
Трудовой договор: понятие, стороны, условия заключения трудового
договора,
содержание,
сроки,
изменение
трудового
договора,
прекращение трудового договора
4
2.
Регламентация рабочего времени и времени отдыха.
2
Тема 2.4. Правовое
регулирование заработной
платы
Содержание учебного материала
2
3
1.
Общие положения о заработной плате.
2
2.
Механизмы формирования заработной платы
Тема 2.5. Противодействие
коррупции
Содержание учебного материала
2
1
1.
Федеральный закон «О противодействии коррупции».
2
Дифференцированный зачет
2
Итого
40
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация
программы
модуля
предполагает
наличие
кабинета
теоретического обучения.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- парты, стулья, доска, рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (планшеты, плакаты);
- комплект учебно-методической документации;
- компьютерное обеспечение (презентации);
Технические средства обучения:
- компьютер, проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Артемова, В.Н. Основы права: учебник / В.Н. Артемова, С.А.
Балашенко, А.В. Барков. – Мн.: Книжный дом, 2006. – 416 с.
2.
Войтов, А. Г.
Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов. – М.:
Просвещение, 2008. – 150 с.
3.
Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. – М.:
Экономистъ, 2006. – 861 с.
4.
Козбаненко, В.А. Правоведение: Учебник / В. А. Козбаненко. — М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 1072 с.
5.
Федеральный закон «О противодействии коррупции»
Дополнительные источники:
1. Мухаев, Р. Т. Правовые основы Российского государства: учебник
для студентов вузов, обучающихся по специальности Государственное и
муниципальное управление /Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 351 с.
2. Трудовое законодательство РФ.
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
занятий
и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Уметь:
Ориентироваться в общих
вопросах экономики производства
пищевой продукции;
Применять экономические и
правовые знания в конкретных
производственных ситуациях;
Защищать свои трудовые права в
рамках действующего
законодательства;
Устный опрос
Устный опрос
тестирование
Устный опрос
Зачет
Знать:
Принципы рыночной экономики;
Организационно-правовые формы
организаций;
Основные положения
законодательства, регулирующего
трудовые отношения;
Механизмы формирования
заработной платы;
Федеральный закон «О
противодействии коррупции»
Формы оплаты труда.
Устный опрос
Устный опрос на определение
организационно - правовой формы
предприятий;
Анализ источника (Трудового кодекса
РФ); тестирование
Устный опрос на расчет заработной
платы
Устный опрос
Тестирование.
Зачет.
10