Напоминание

«Фокус бумажного квадратика»


Автор: Подсевалова Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: «Фокус бумажного квадратика»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Школа №2114 ДО д/с «Мозаика»

Программа

Дополнительного образования

по оригами для детей 5-7 лет

«Фокус бумажного квадратика»

Срок реализации один год

«Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю»

Китайская мудрость

Подготовила: Подсевалова Н.М.

воспитатель 1кв. категории

Москва 2015

Давно смотрю влюбленными глазами

На древнее искусство - Оригами.

Здесь не нужны волшебники и маги.

Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги

И постараться что-нибудь сложить.

Пояснительная записка

Программа

дополнительного

образования

«Фокус

бумажного

квадрата»

является

авторской

программой

художественно- эстетической направленности, созданной на основе

методических

пособий

следующих

авторов Куцаковой Л.В., Афонькиной Е.Ю.,

Афонькина

С.Ю., Сержантовой Т.В., Соколовой С.В.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно

является не только увлекательным способом проведения досуга, но

и средством решения многих педагогических задач.

Работа в технике оригами имеет большое значение в развитии

творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного

вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать

материал,

намечать

последовательность

операции,

активно

стремиться к положительному результату.

Программа разработана для того, чтобы через различные

действия с бумагой, в процессе ее обработки, через применение

разных способов и приемов с ней, учить детей эстетически

осмысливать

образы

знакомых

предметов,

передавать

их

в

изобразительной

деятельности,

подчеркивая

красоту

и

колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Занятия

оригами

позволяют

детям

удовлетворить

свои

познавательные интересы, расширить информированность в данной

образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести

умение

осуществлять

совместную

деятельность

в

процессе

освоения программы. А также способствует развитию мелкой

моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи

детей.

Дети с увлечением изготовляют фигурки из бумаги, которые

затем используют в своих играх, инсценировках, оформлении

группы, детского сада или в качестве подарка к празднику своим

родным и друзьям.

Ребенок радуется тому, что сделанная собственные руками

фигурка действует: кораблик плывет по воде, самолетик взлетает в

высь, лягушка прыгает и т. д.

В плане подготовки детей к школе, работа в технике оригами

ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются

важные качества детей:

умение слушать воспитателя, затем учителя;

принимать умственную задачу и находить способ ее

решения;

переориентировка сознания детей с конечного результата

на способы выполнения;

развитие самоконтроля и самооценки;

осознание собственных познавательных процессов.

2. Причины создания программы

У детей

недостаточно сформирован интерес к эстетической

стороне

окружающей

действительности.

Программа

позволит

удовлетворить

потребности

детей

в

самовыражении

через

дополнительные занятия, направленные на развитие продуктивной

деятельности (оригами).

3. Новизна программы

заключается в новом подходе к

художественно-

творческому

развитию

ребенка,

в

котором

сочетается классика и современность, традиции и новаторство.

Актуальность

Программа

по

оригами

художественно

-

эстетической

направленности ориентирована на развитие мотивации личности

ребенка к познанию и творчеству. Актуальность данной программы

обусловлена тем,

что,

начиная

с

изучения основ древнего

искусства, открывая путь к творчеству в конструировании из

бумаги, через развитие логического и творческого мышления,

приводящего к собственным открытиям, дети подготавливаются к

исследовательской и проектной деятельности.

Ребенок за определенный промежуток времени овладевает

значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие,

внимание, память, мышление приобретают произвольность и

управляемость.

Педагогическая целесообразность – развитие конструкторских

способностей в продуктивных видах деятельности.

Цели.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие в

процессе овладения элементарными приемами техники оригами,

как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи.

Обучающие:

создавать

композиции

с

изделиями

выполненными в технике оригами; знакомить детей с основными

геометрическими понятиями – круг, квадрат, треугольник, угол,

сторона, вершина, диагональ и т.п.; обучать различным приемам

работы с бумагой.

Развивающие: развивать художественный вкус, творческие

способности и фантазии детей; развивать мелкую моторику рук и

глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги; развивать

внимание, память, логическое и пространственное воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к искусству оригами;

расширять коммуникативные способности детей (умение работать

группами); формировать культуру труда и совершенствовать

трудовые

навыки,

учить

аккуратности,

умению

бережно

и

экономично использовать материал; содержать в порядке рабочее

место.

Организованный принцип

Программа «Фокус бумажного квадрата» адресована для

детей 5-6 и 6-7 лет составлена и рассчитана на 1 год обучения,

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного

освоения программы занятия в группе должны сочетаться с

индивидуальной помощью педагога каждому ребенка.

Количество детей: 10-12 человек

Время проведения: 2-ая половина дня

Количество занятий: общее 30, в неделю 1, длительность

одного занятия 25-30 минут.

Формы обучения по данной программе:

а) фронтальные;

б) выставки.

Методы и приемы обучения Оригами

1.

Словесный метод (рассказ, беседа, сказка).

2.

Создание игровой ситуации.

3.

Наглядный

(показ

материала,

иллюстраций,

наблюдение, показ педагогом, работа по образцу и др.)

4.

Практический

(выполнение

работ

по

инструкционным картам, схемам).

5.

Интеграция

образовательных

областей

в

соответствии ФГОС (конструирование, коммуникация,

социализация).

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы

1.

Составление альбома.

2.

Проведение выставок детских работ.

3.

Презентация работы кружка родителям и коллегам.

Предполагаемый результат

Ребенок

ориентируется

на

листе

бумаги,

аккуратно

и

точно

складывает

лист

пополам,

по

диагонали, совмещая углы.

Умеет

украсить

свою

поделку,

добавляя

недостающие детали.

Работает

самостоятельно,

точно

соблюдая

инструкцию.

Складывает простые модели на основе базовых

форм.

Выполняет коллективные работы.

Давать оценку результатам своей работы и

работ других детей.

Критерии диагностики уровня развития детей проводится

2 раза в год.

Ребенок:

Ориентируется на листе бумаги, складывает

лист в разных направлениях, точно совмещая углы.

Умеет

украшать

свою

поделку,

добавляя

недостающие детали, проявляя фантазию.

Умеет работать коллективно.

Умеет самостоятельно складывать простые

модели на основе базовых форм

Уровни развития:

Высокий – соответствует заданным критериям

Средний – справляется частично

Низкий – не справляется с заданием

Примерное

Календарно - тематическое планирование

Месяц

Тема НОД

Задачи

Материал

Октябрь

1. «Давайте

поиграем»,

«Стаканчик»

2. «Веселые

мордашки»

3. «А у нас сегодня

кошка…»-

коллективная работа

4. «Лис и киска

Алиска»

-

выявить умение детей

распознать и называть

геометрические

фигуры;

- заинтересовать

работой с бумагой;

-учить детей самим

готовить квадратики;

- научить делить

квадрат путем

складывания на разное

количество равных

частей

(прямоугольники,

треугольники,

квадраты);

- начать знакомить

дошкольников с

историей искусства

оригами;

- познакомить с

базовой формой

Треугольник;

- развивать глазомер,

укреплять мелкие

мышцы рук.

Цветная бумага,

готовые фигурки,

схема базовой

формы

Треугольник,

цветной картон,

клей

Ноябрь

1. «Гроздь винограда»

2. «Ветка рябины»

3. «Грибы»

4. «Лесная полянка» -

коллективная работа

-

продолжать учить

детей мастерить

поделки в стиле

оригами;

- познакомить с

базовой формой

Воздушный змей;

- учить детей работать

со схемой;

-помогать каждому

ребенку добиваться

желаемого результата;

- развивать мелкую

моторику рук;

- воспитывать

усидчивость,

аккуратность;

Цветные

квадраты из

бумаги,

схема базовой

формы

Воздушный змей,

цветной картон,

клей,

образец поделок

-

познакомить с

пооперационной

картой

Декабрь

1. «В лесу родилась

Ёлочка…»

2. Модульное оригами

«Новогоднее панно»

3. «Дед Мороз

и Снегурочка»

4. «Снежинка»

- создавать хорошее

настроение к

новогоднему

празднику;

- познакомить детей с

новым складыванием

бумаги;

- закреплять умение

делать фигурки в стиле

оригами, следуя

инструкции педагога;

- воспитывать

аккуратность;

- учить делать

новогодние поделки из

нескольких модулей;

- учить создавать

композицию из

фигурок, выполненных

в технике оригами

цветные

квадратики из

бумаги,

фломастеры,

цветной картон,

клей

Январь

1. «Фотоаппа-

рат»

-

воспитывать у детей

желание доставлять

радость окружающим;

Образец поделок,

цветная бумага

для оригами,

2 -3. «Белые медведи

на Северном полюсе»

- познакомить детей с

новым способом

складывания бумаги,

- развивать мелкую

моторику рук;

- воспитывать

аккуратность

- закрепить навыки

работы с

пооперационной картой

и схемой

клей, цветной

картон

Февраль

1-2. «Приходи сказка»

3. «День Защитника

Отечества»

4. «Ворона»

-

создавать у детей

хорошее настроение;

- повышать интерес к

занятиям оригами

используя игровые

приемы;

- учить использовать

фигурки в

театрализованной

деятельности;

- развивать глазомер и

мелкую мускулатуру

рук;

-воспитывать у детей

чувство уважения к

защитникам к нашей

Родины

Цветные

квадратики,

цветной картон,

клей,

фломастеры

Март

1. Мамин праздник

«Цветок»

2. Коллективная

работа «Аквариум»

3. «Слоны и слоники»

4. « Кактусы в

горшке»

-

учить проявлять

заботу о маме, бабушке

и др. членах семьи;

- познакомить с

разными вариантами

художественного

оформления открыток с

использованием

готовых фигурок

выполненных в технике

оригами;

- закрепить умение

мастерить фигурки,

используя схемы

складывания;

- развивать творческое

Цветная бумага,

цветной картон , к

лей, ножницы

воображение,

фантазию

- воспитывать

аккуратность,

усидчивость

Апрель

1-2. «Жили у бабуси

два веселых гуся»

3. «Корзина

подснежников»

4. «

Японский журавлик»

-

закрепить умение

следовать инструкции

воспитателя;

- познакомить детей с

новой базовой формой

Птица;

-помочь каждому

ребенку добиться

желаемого результата;

-продолжать знакомить

детей с японской

историей;

- воспитывать чувство

сострадания,

сочувствие в

происходящем

вокруг

Цветные

квадратики,

цветная бумага,

цветной картон,

клей

Май

1.«Гвоздики для

ветеранов»

2. «Ирисы»

3. «Прыгающая

лягушка»

4. Коллективная

работа

«Экскурсия в

зоопарк»

-

воспитывать уважение

к подвигу своего

народа в Великой

Отечественной войне;

- познакомить детей

новой базовой формой

Двойной треугольник;

- развивать

конструктивные

способности;

-закреплять умение

работать по схеме;

- воспитывать

аккуратность,

терпение;

- совершенствовать

мелкую моторику рук;

- повышать интерес к

работе через игру,

сказку;

- развивать

коммуникативные

способности у детей

Цветная бумага,

ножницы, клей

Разрыв страницы

Литература

1.

Афонькин С.Ю. и Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в

школе и дома - Издательство «Аким». 1995

2.

Соколова

С.В.

Оригами

для

дошкольников:

Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство –

пресс, 2007. - 64 с., цв.вкл.

3.

Черныш И. В. Забавные поделки к праздникам

–Айрис- пресс,2004. - 192с.: цв.ил.- (Внимание: дети!).

4.

Сержантова Т.Б. Оригами. Новые модели. - М.:

Айрис-пресс,

2004.

-192с.:

ил. цв.вклейка 8с.

- ( Внимание: дети!).

5.

Сухаревская

О.Н.

Оригами

для

самых

маленьких, М., Айрис –пресс, 2009.

6.

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги:

Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. - М.:

Просвещение, 1992.

7.

Жихарева О. М. Оригами для дошкольников.

Конспекты тематических занятий и демонстрационный

материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ/О.М.

Жихарева. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 48с.



В раздел образования