Напоминание

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно»


Автор: Камалова Людмила Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ гимназия 105
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно»
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект открытого классного часа на тему:

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть

невозможно»

Цель:

Формировать

у

обучающихся

интерес

к

исследовательской

деятельности,

саморегуляцию,

самоорганизацию,

ответственность,

уважительное

отношение

к

окружающим

и

иной

точке

зрения,

коммуникативность.

Формирование УУД:

Личностные:

- уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и

окружающих людей;

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

- учиться высказывать свою версию…

Познавательные:

- ориентироваться в условных обозначениях;

- делать выводы;

- извлекать информацию из разных источников;

Оборудование:

Словарь С.И. Ожегова, предметы для опытов, портреты ученых

Форма проведения: дискуссия.

Структура классного часа:

1.

Подготовка

к

дискуссии.

Актуализация

знаний

и

постановка

воспитательной проблемы;

2. Мотивация к деятельности.

3. Формирование проблемы.

4. Исследование научных закономерностей.

5. Итоги.

6. Рефлексия.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1.

Подготовка к дискуссии. Актуализация знаний и постановка

воспитательной проблемы.

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть

невозможно»

- утверждал Дмитрий Иванович Менделеев.

Что хотел донести до нас в своем высказывании Дмитрий Иванович?

Что знаете о науке вы?

В данном высказывании великий русский ученый говорит о бесконечности

запасов неведомых человечеству знаний и о науке в целом.

С мнением Дмитрия Ивановича нельзя не согласиться. Ведь действительно

наши знания являются песчинкой в этом огромном мире. Каждый раз,

открывая что-то новое, мы убеждаемся, насколько ничтожны все известные

нам сведения.

Ещё 100 лет назад тяжело было представить, что когда-то человек сможет

полететь в космос, покорить его. Это казалось утопией, но уже в 1957 году

СССР

запустил

первый

в

мире

искусственный

спутник.

Это

было

невероятное достижение научного познания. В 1961 году случилась

сенсация, в космос полетел человек — Юрий Гагарин.

2. Мотивация к деятельности.

Если спросить бродягу и пожилого астронома, который всю свою жизнь

посвятил науке, что они знают о звездах, бродяга ответит «все», астроном же

ответит «ничего». Знания первого существуют на примитивном обыденном

уровне, он каждую ночь видит звезды, и этого ему достаточно. Астроном,

каждый раз расширяя границы своего познания, убеждается в том, что знает

он лишь малую долю всего того, что он мог бы познать.

3. Формирование проблемы.

-Итак дети, начинаем действовать и познавать

-Что такое наука?

Термин «наука» произошел от славянского слова «укъ», что значит учение. В

привычном понимании наука – это человеческая деятельность, направленная

на познание окружающего мира, выражающееся в сборе и систематизации

полученной информации.

Отсюда следует вывод, что именно знания представляют собой цель,

средство и продукт науки. Добываются знания путем выдвижения гипотез и

теорий, которые проверяются на предмет их истинности и ложности.

Еще одно определение науки звучит следующим образом: Наука – это

постоянно развивающаяся совокупность результатов интеллектуального

труда, полученных в рамках отдельных научных направлений или отраслей.

Интересно, что наука в широком смысле сама является предметом для

изучения: этим занимается науковедение.

Итак, наука – это формирование объективных знаний о действительности. От

других сфер духовной культуры наука отличается обоснованностью выводов,

своей опорой на практику, доказательностью и объективностью.

-Какие виды наук существуют?

Существуют различные виды науки: их первая классификация принадлежит

Аристотелю, разделившему их на практические, теоретические и творческие.

В настоящий момент общепринятая классификация по видам выглядит

следующим образом:

естественные

– это науки о природе, происходящих в ней процессах,

закономерностях. Сюда входят: астрономия, биология, физика, химия,

анатомия, геология, геофизика и другие. Эти виды наук занимаются в

основном сбором информации. Когда-то ученые, собирающие данные о

мире, назывались естествоиспытателями;

технические – применяют полученные знания с целью развития технологий

и

техники.

Речь

идет

об

электротехнике,

механике,

радиотехнике,

информатике и других;

гуманитарные и общественные – это науки, изучающие человека и его

взаимоотношения в обществе. Например, обществознание, философия,

психология, социология история, педагогика, экономика, политология,

юриспруденция

-К чему и как мы должны стремиться?

4. Исследование научных закономерностей

-Для чего нужна наука?

-Где её применяют? Используют? В какой отрасли?

-О каких научных открытиях вы знаете?

-Есть ли такие отрасли, где наука не используется, не применяется?

-Как вы думаете, наука – это хорошо или плохо?

-А что было до…научных открытий?

И так мы выяснили: Наука – это система знаний. Исследование.

-А теперь прочитайте значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и

скажите, есть ли наше определение в его определении? (Да)

1. Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества

и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

2.Наука - это то, что поучает, дает опыт, урок».

С.И. Ожегов

-А что мы с вами ещё узнаём по - этому научному определению? (Ответы

детей).

Вывод:

-О чем наука? (О закономерностях развития).

-О закономерностях развития чего?

(Природы, общества и мышления,

отдельных отраслей таких знаний).

-А второе значение? (То, что поучает, даёт ответ)

-Как мы называем людей науки?

-Ученый –много знает, образованный,

Наученный чему-нибудь, выделяется своей ученостью, специалист в какой-

нибудь отрасли науки.

-А каких ученых знаете вы?

ИГРА «Выдающиеся российские ученые и их открытия»

(демонстрация портретов учёных)

Соотнеси учёного и сделанное им открытие :

Софья Ковалевская

Сделал немало открытий в разных

областях науки, в частности, впервые

сформулировал

всеобщий

закон

сохранения

материи

и

движения

(1760

год),

создал

молекулярно-

кинетическую теорию тепла, основал

науку о стекле. Разработал проект

первого

в

России

классического

университета

Московского

университета (1755 год).

Д.И. Менделеев

Сделала

ряд

математических

открытий. За работу о вращении

твёрдого

тела

(1888г.)

получила

премию

Шведской

королевской

академии наук

М.В. Ломоносов,

Открыл

фундаментальный

закон

естествознания

периодический

закон химических элементов (1869

год)

Николай Жуковский

«Отец»

русской

авиации.

Основоположник

современнойгидроаэродинамики.

Выпускник,

а

впоследствии

преподаватель

Московского

университета.

Евгений Касперский

Основоположник

научных

основ

селекции, учения о мировых центрах

происхождения

культурных

растений.

Автор

учения

об

иммунитете растений.

Николай Вавилов

Создатель

ракетно-космической

техники

и

практической

космонавтики СССР. В числе его

основных

достижений

запуск

первого

искусственного

спутника

Земли (1957 год) и полет первого

космонавта планеты Юрия Гагарина

(1961 год).

Сергей Королев

Евгений Касперский Известный в

мире

эксперт

в

сфере

IT-

безопасности.

Создатель

антивирусного

программного

обеспечения,

защищающего

от

вирусов,

троянских,

шпионских

программ

и

неизвестных

угроз.

Вошел

в

сотню

глобальных

мыслителей

(GlobalThinker)

по

версии

американского

журнала

ForeignPolicy (2012 год). Почетный

доктор наук Университета Плимута

(Великобритания).

Александр Попов

Одним

из

первых

нашел

практическое

применение

электромагнитных волн, в том числе

для радиосвязи. Создал совершенный

для

своего

времени

вариант

радиоприемника (1895 год).

-А из вас кто – ни будь мечтает сделать открытие ?

-А что для этого нужно делать?

(Развивать ум, мышление).

- Как вы понимаете определения С. И. Ожегова, что такое мышление?

«Мышление- высшая ступень познания- процесс отражения объективной

действительности в представлениях, суждениях, понятиях».

«Познание

приобретение

знания,

постижение

закономерностей

объективного мира. Совокупность знаний в какой-нибудь области».

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека,

направленной

на

получение

объективных,

систематизированных,

обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Современная

структура

научного

подхода

выглядит

следующим

образом:

1) сначала ученый наблюдает за интересующим его явлением или объектом

природы, описывает его, измеряет его качественные и количественные

параметры;

2) затем собственные наблюдения подвергаются анализу – исследованию

частей целого, построению их системы, выявлению взаимосвязей элементов,

расставление приоритетов между важным и второстепенным в этом целом;

3) далее происходит синтез – это обобщение изучаемых частей и выдвижение

научной гипотезы или теории;

4) на четвертом этапе прогнозируются возможные следствия из выдвинутых

теорий с помощью логических методов рассуждения;

5) стадия критического эксперимента – ученый опытным путем проверяет

свои догадки и выдвинутые предположения. Происходит отбрасывание

ложных результатов. А те, что более или менее близки к гипотезе, в

дальнейшем проверяются более тщательно.

Существуют методы научного познания: научный факт, эмпирический закон,

проблема, гипотеза, теория.

Научный факт

— это отражение и интерпретация факта реальности в

человеческом сознании. Сам по себе факт как фиксация эмпирического

знания (описание объекта без попытки его истолкования, разъяснения) не

является научным фактом. Особенность научного факта состоит в том, что он

может быть подвергнут верификации — проверке, в ходе которой

доказывается

его

истинность.

Эмпирический

закон

обобщение

эмпирических фактов, выявляющее устойчивую связь между явлениями и

процессами.

Проблема — теоретический или практический вопрос, возникающий в ходе

познания и требующий ответа. Научная проблема обычно подразумевает

наличие противоречивых позиций в объяснении явлений, объектов и

процессов.

Гипотеза — научное предположение, объясняющее какое-либо явление и

сформулированное на основе ряда фактов. На стадии гипотезы научное

объяснение

явления

носит

вероятностный

характер

и

нуждается

в

доказательстве и практической проверке. В ходе проверки гипотеза может

оказаться истиной либо заблуждением.

Теория — наиболее полная форма научного знания о предмете, которая

возникает в результате проверки гипотезы. Теория представляет собой

систему обобщенных положений, идей или принципов, которая дает

целостное отображение определенного явления действительности

Сегодня нам известно, что таблица Менделеева создана в 1869 году, но ее

регулярно дополняют, например, в 2016 году было добавлено 4 элемента.

Так что плод научных исследований автора данной цитаты доказывает

отсутствие границ для научного познания.

«Мыслить - работой мысли, ума сопоставлять данные опыта и обобщать

познанное».

«Мыслитель - человек, обладающий даром глубокого, оригинального

мышления». (Ответы на поставленный вопрос»)

-Дети, а можно ли что-то открыть научное без знаний?

-Кто думает по- другому?

Проведение опытов

ВОЗДУХ СЖИМАЕТСЯ

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник,

миска с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда

она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик.

Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как

шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при

нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник.

Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

ОГНЕУПОРНЫЙ ШАРИК

Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.

Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы

продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй

шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к

свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое

свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

КАРАНДАШИ И ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом

протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него

воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала

наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так,

что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти

отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена

его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае,

полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

ЦВЕТНАЯ КАПУСТА

Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или

белые цветы.

Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и

поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы

увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и

листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода

сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так

питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную

воду, они меняют свой цвет.

ЛАВОВАЯ ЛАМПА

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых

красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло.

Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и

маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль

тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с

солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает

частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель

поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Танцующая монетка

Нужны: Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.

Опыт: Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в

морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки

бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о

горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки.

Объяснение: Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и

занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться.

5. Подведение итогов.

Помните!

Добивается успехов не тот, кто считает, что он сделал лучше из того, что

мог, а тот, кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то

большему.

Делайте больше, чем можете: «Если вы устали, пройдите еще одну

милю», - Это касается всех сфер жизни.

Успех приходит к тем, кто не концентрируется на неудачах, а идет

дальше. Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к

себе. Когда вы концентрируетесь на успех, вы притягиваете успех.

Человек способен достигнуть всего, во что он может поверить. Это ключ

к той силе разума, которая обращает идеи в реальность.

Главное - верить в себя, в собственные силы.

Своей знаменитой фразой «Я знаю, что ничего не знаю» Сократ подтвердил

тот тезис, что он мудрее остальных мыслителей, считающих, что их знания

находятся на высоком уровне. Без всякого сомнения, их резерв знаний

отличался от уровня сведений тогдашних неосведомленных обывателей, но,

позволю себе повторить, знать все на свете нереально.

Знание необъятно. Эта мысль также находит место быть в изречении

древнеримского поэта Квинта Горация Флакка «Никто не может знать

всего». Каждый день, изучая новое, невозможно достичь совершенства, так

как предела не существует. Мир наш громаден, и в нем много неизведанного.

6. Рефлексия.

-Как бы вы оценили свое участие на классном часе? (Я считаю…Я

думаю…)

-Почему?

-Что запомнилось?



В раздел образования