Автор: Касилаускене Татьяна Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 11 Структурное подразделение "Детский сад "Сказка" Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: конспект Тема: "Знакомство с карандашом" Раздел: дошкольное образование
ГБОУ ООШ №11 г. Новокуйбышевска Структурное подразделение «Детский
сад «Сказка»
Конспект Непосредственной Образовательной
Деятельности на тему: «Знакомство с карандашом».
Подготовила: воспитатель
Касилаускене Татьяна Валентиновна.
Новокуйбышевск, 2016 г.
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Цель: познакомить детей с историей создания, свойствами и назначением
простого карандаша.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей о карандаше; уточнить
взаимосвязь карандаша с другими предметами и явлениями, закрепить
знания детей о свойствах дерева, пластмассы.
Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру,
развивать память, мышление, связную речь.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным
руками человека.
Оборудование: карандаш, палочка, уголь, ящик ощущений, уголек.
Предварительная работа: знакомство со свойствами песка, дерева, камнем.
Логика образовательной деятельности:
Воспитатель привлекает внимание детей к ящику ощущений.
Предложить детям определить, какие предметы находятся в ящике
ощущений: (камни, резиновый мячик, металлическая ложка, мягкая игрушка,
карандаши, плоскостные фигуры...) Из всех предметов отобрать карандаши.
Как ребенок определил, что у него в руках именно карандаш? Спросить, что
чувствует ребенок? Какой карандаш?
-(гладкий, угловатый, с острыми краями, теплый, легкий, длинный,
заостренный...)
К какому миру относится этот предмет - к природному или рукотворному?
Почему так думают?
-правильно, человек придумал и сделал этот карандаш. Его делают на заводе,
этот предмет относится к рукотворному миру.
-для чего нужен карандаш?
(для того, чтобы рисовать, писать, чертить, можно пользоваться как
указкой...)
-правильно, основная функция карандаша - чертить, рисовать.
-из каких частей состоит карандаш и их назначение?
(карандаш состоит из деревянной палочки - футляра и грифеля - стержня
внутри карандаша).
-для чего нужен футляр для грифеля? Из какого материала он сделан?
Почему?
(охранять стержень, чтобы он не сломался, чтобы удобно было держать в
руке; чтобы не испачкать пальцы о грифель. Футляр, чаще всего, делают из
дерева, т.к. это мягкий материал, его легко можно поточить ножом или
точилкой)
-что вы больше всего любите делать карандашом?
(рисовать, разукрашивать картинки(цветным карандашом), штриховать...)
- всегда ли, как вы думаете, в истории человечества был карандаш? ???
-оказывается в старину таких карандашей, как сейчас, не было. Художники
рисовали серебряной палочкой, школьники - свинцовой. Но свинцовая
палочка оставляет на бумаге серый, неявный след, да и держать ее в руке
было неудобно. На немецком языке карандаш до сих пор называется, звучит
как «свинцовая палочка».
Какой материал можно тоже использовать для рисования, но он очень сильно
пачкается, оставляет черные следы? Конечно, это уголь.
(предложить детям уголек, провести им линии. Рисует?)
Очень долго люди искали подходящий материал, чтобы он не был слишком
мягким, пока не нашли графит
Графит - минерал темно-серого или черного цвета, употребляется для
изготовления карандашей.
Игра «Хорошо - плохо»
Назовите все хорошие качества карандаша
(им можно рисовать, писать, не нужна вода для того, чтобы развести краски,
руки будут чистыми)
А чем же плох карандаш, что вас в тем не устраивает?
(часто ломается, быстро стачивается, линии не яркие, как у фломастера)
-как вы думаете, есть ли у карандаша друзья?
Другом и помощником карандаша бывает резинка. Она очень любит чистоту,
а сама из-за этого часто ходит грязная.
Карандаш делали люди, трудились. Нужно ли беречь карандаши и как? (не
бросать, т.к. внутри грифель сломается, и карандаш будет крошиться; не
грызть, следить, чтобы он всегда был поточенным, готовым к работе)
-когда пройдет много лет, вы будете взрослыми, то может быть придумаете
какой-нибудь новый предмет для рисования, ведь придумали механические
карандаши (показать), детскую доску для рисования (показать). Человек - это
великий выдумщик и изобретатель, нужно только быть очень
наблюдательным.
Предложить детям просмотреть свои карандаши, не нуждаются ли они в
починке?
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- А теперь я предлагаю всем вместе нарисовать коробку с карандашами,
которые в следующий раз мы раскрасим цветом.