Напоминание

"Тестовый контроль грамматических категорий английского глагола"


Автор: Воробьева Марина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ №37"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Тестовый контроль грамматических категорий английского глагола"
Раздел: среднее образование





Назад




Введение.

Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того,

в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения

учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок.

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание

учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении

учебных заданий.

Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат

для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с

другой — самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему

внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым

предупредить повторение ошибок школьников.

Долгое время тестам не уделялось должного внимания. Более

того, многие авторы в своих работах утверждали, что тестовые

задания – это не более, чем дань моде, слепое заимствование

западных традиций. Но мы согласны с теми, кто считает, что

тестирование – не только эффективная форма проверки знаний, но и

универсальный

метод

обучения.

Он

позволяет

решать

познавательные задачи во время уроков, самостоятельной работы,

проведения зачетов, викторин, олимпиад.

В наших учебных заведениях будущих учителей не знакомят со

спецификой

составления

тестовых

заданий,

и

они

зачастую

вынуждены отличать тестирование от других видов контроля чисто

интуитивно, чаще основываясь на формальном признаке. Например,

представление многих преподавателей о тестах ограничивается тем,

что, по их мнению, тестовое задание — это такое задание, в котором

к вопросу или заданию даются варианты ответов. В результате

учителя

составляют

свои

тесты,

придавая

заданиям

внешнее,

формальное сходство с известными им образцами, часто не

подозревая о наличии определенных правил написания вопроса

(stem) и вариантов ответов (options), о требованиях, предъявляемых к

правильному ответу (key), и вариантам неправильных ответов (dis-

tractors).

Понятие теста, виды тестов и требования к ним.

Умения, достигнутые в процессе обучения иностранному языку,

могут проверяться с различными целями и различными способами.

А. Ю. Горчев в своей работе «Тесты текущей успеваемости»

1

отмечает, что одним из самых экономичных с точки зрения затрат

учебного времени является тест. Однако ни он, ни другие авторы,

занимающиеся этой проблемой, не дают четкого определения тесту,

ограничиваясь

лишь

описанием

свойств

и

возможностей

применения тестов. Известно, что по-английски словом «тест» (test)

обозначается

любое

контрольное

испытание.

Обычно

это

контрольное

испытание

особого

рода,

отличающееся

от

традиционной

контрольной

работы

той

или

иной

степенью

формализации при его выполнении и оценке.

По степени формализации теста Горчев выделяет следующие

методики проведения тестов:

Максимальная степень формализации достигается при использо-

вании методики множественного выбора ответов (multiple-choice

format), когда испытуемому предлагается проблема и дается

несколько вариантов ее решения, среди которых он выбирает

наиболее правильный или наилучший.

Меньшая степень формализации имеет место при использовании

методики

ограниченного

конструирования

ответов,

когда

испытуемый дает собственное решение предложенной ему

проблемы, укладывающееся, однако, в рамки ожидаемой реак-

ции. Как правило, эта методика связана с использованием

коротких ответов на вопросы проверяющего, что отражено в ее

английском названии – short answer format. При этом меньшая

степень формализации при оценке результатов выражается в том,

что

нередко

возможен

не

один,

а

несколько

вариантов

ожидаемого (эталонного) решения проблемы.

Еще

меньшая

степень

формализации

присуща

методике

свободного конструирования ответов (open answer format), при

которой проверяющий (или комиссия) лишь в самых общих

чертах

'прогнозирует

речевые

реакции

испытуемого,

прикладывая

к

ним

весьма

тщательно

разработанные

по

нескольким параметрам шкалы оценивания.

Методику

свободного

конструирования

ответов,

требующую

использования

звукозаписывающей

аппаратуры,

согласования

оценок нескольких проверяющих и т. п. - сложно применять для

массовой школы и, особенно для начального этапа обучения

иностранному языку младших школьников в рамках оценки их

текущей успеваемости. Тесты текущей успеваемости направлены на

то, чтобы осуществлять следящий контроль хода и результатов

обучения

иностранному

языку,

осуществляемого

в

рамках

определенной программы и учебно-методического комплекта как

средства реализации программных требований.

Тесты текущей

успеваемости измеряют не то, насколько хорошо испытуемый

2

владеет иностранным языком, а то, насколько успешно он освоил

курс обучения данному предмету за тот или иной промежуток

времени.

Это значит, что нужно

не пытаться контролировать то,

чему

не

учили;

контролировать то, чему учили,

в

том

соотношении составных частей, которое было реализовано в

учебном процессе; если у авторов УМК отсутствуют отдельные

приемы обучения, которые рекомендуются в качестве приемов

контроля, последние должны быть дополнительно введены в

учебный процесс.

1

В сборнике «Контроль в обучении иностранным языкам в средней

школе» выделяются следующие объекты контроля: приобретенные

способности, формирование или развитие которых является целью

обучения

данному

предмету.

Среди

объектов

контроля,

соотносимых с практической целью обучения иностранному языку,

обычно называются речевые умения — аудирования, говорения в

диалогической и монологической форме, чтения и письма.

2

В

методическом

пособии

«Учись

конструировать

тесты»,

разработанном в Смоленском Государственном Педагогическом

Университете в 1997 году, авторы утверждают, что тест дает

возможность быстро и объективно контролировать:

Уровень достижений в определенном виде деятельности.

Способности к определенному виду деятельности.

Трудности в овладении тем или иным видом деятельности.

3

Применение тестовой методики контроля позволяет:

реализовать объективный по своим результатам, оперативный по

времени и экономичный по затрате сил и средств, всеобщий по

охвату участников, сопоставимый по различным контингентам

учащихся

способ

контроля

итоговых

и

промежуточных

результатов учебного процесса;

осуществлять периодический следящий контроль над итогами

обучения, получать на этой основе современные и точные

показатели

успешности

его

протекания

и

использовать

полученные данные для управления учебным процессом и его

усовершенствованием,

в

частности

для

организации

1

Горчев А. Ю. Тесты текущей успеваемости. Английский язык 1-2 классы. Обнинск,

издательство «Титул», 1995г., стр. 7

2

Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Книга для учителя: Из опыта

работы: [Сборник]./ Составитель – В. А. Слободчиков, М: Просвещение, 1986г., стр. 46

3

Учись конструировать тесты: образцы тестовых заданий по английскому языку для проверки

понимания текста при чтении и аудировании. Смоленск, СГПУ, 1997г., стр. 3

3

целенаправленного

повторения

и

осуществления

дифференцированного подхода к учащимся;

использовать элементы игры и соревнования, заложенные в

тестовой методике контроля и учитывающие психологические

качества

и

установки

подросткового

возраста

для

стимулирования и поддержания интереса учащегося к занятию

иностранным языком.

В статье « Осторожно: тест» В. Н. Симкин говорит о том, что тесты

используются учителем по его усмотрению на протяжении всего

курса

обучения

с

целью

установить

уровень

усвоения

как

отработанного нового материала, так и знаний ранее пройденного,

позволяя выявить общие, типичные ошибки учащихся.

1

Однако

каждый тест имеет определенную цель и только с этой целью должен

применяться.

Тестовый контроль характеризуется:

1.

Расчлененностью

общей

задачи,

которая

ставится

перед

испытуемыми, на серию частных заданий.

2.

Предъявлением одних и тех же заданий всем испытуемым.

3.

Оценкой выполнения каждого задания на основе сопоставления

ответа учащегося с заранее заданным образцом (эталонным

решением).

4.

Оценкой выполнения всего теста посредством суммирования

баллов, полученных испытуемыми за каждое задание из числа

максимально возможного числа баллов.

Не смотря на то, что все авторы подходят к вопросу о тестировании

с различных позиций, они сходятся во мнении, что к контрольным

тестам в целом, а также к отдельным приемам (типам заданий),

используемым при их составлении, следует предъявить, по крайней

мере, три требования: валидности, надежности и практичности.

Важнейший показатель валидности

(или действенности)

тестового контроля речевых навыков выражается в его способности

отличить более подготовленных учащихся от менее подготовленных

в том, что касается эффективности пользования языком как

средством

общения

в

пределах,

обеспечиваемых

учебным

процессом.

Валидный

тест

идеале)

не

должен

давать

преимущества

учащимся

с

более

развитым

мышлением,

воображением, памятью по сравнению с уровнем, нормально

свойственным детям данного возраста: он не должен давать

1

Симкин В. Н. Осторожно: тест. //ИЯШ, -2002г. -№ 1, -с. 10

4

преимущества учащимся определенного эмоционального склада

(Например,

более

инициативным,

раскованным,

коммуникабельным); наконец, он не должен давать преимущества

тем, кто в порядке подготовки к тесту употребляет разовые усилия

(Например, заучивает тексты или диалоги), в отличие от тех, кто

систематически занимается речевой тренировкой и практикой. А. Ю.

Горчев

также

выделяет

содержательную

валидность.

Содержательная валидность — это соответствие содержания теста

содержанию программы; конструктная валидность предполагает со-

ответствие

умений,

требующихся

для

выполнения

задания,

измеряемым языковым умениям.

1

Надежность контрольного теста проявляется в объективности

способа оценки речевых навыков и выражается в стабильности

получаемых результатов:

Независимо от личности проверяющего (учащийся получает одну

и ту же – или близкую сумму баллов у разных экзаменаторов за

один и тот же ответ).

Независимо от формы теста (учащиеся получают одну и ту же –

или близкую сумму баллов по результатам выполнения разных

вариантов одного и того же теста или двух его равных частей).

Показатель

надежности

свидетельствует

о

том,

насколько

последовательны результаты этих измерений. (Надежный тест

должен исключать случайность того или иного результата.)

Практичность (или экономичность) приемов тестового контроля

является тем условием, которое позволяет учителю оперативно

применять его в классе в рамках обычного учебного процесса, не

привлекая

при

этом

дополнительные

силы

или

специальное

оборудование.

По мнению А. Ю. Горчева, которое представлено в сборнике его

трудов, требование практичности реализуется на основе общей

оценки

степени

простоты

и

допустимости

соответствующих

приемов тестового контроля, а также с учетом минимальных затрат

времени на его проведение.

1

Такого же мнения придерживается и В.

И. Кувшинов, но в статье «Тестовый контроль в процессе обучения

иностранному языку» он отмечает, что данное утверждение верно

только

при

условии

соблюдения

требований

валидности

и

1

Горчев А. Ю. Тесты текущей успеваемости. Английский язык 1-2 классы. Обнинск,

издательство «Титул», 1995г., стр. 10

1

Горчев А. Ю. О тестовом контроле иноязычных речевых навыков школьников. Опыт тестового

контроля по иностранным языкам в школе. Сборник научных трудов., М., 1977г., стр. 37

5

надежности, которые можно выразить количественно по итогам

специальных расчетов методами математической статистики. При

этом соответствующие показатели могут колебаться от очень

валидных и надежных (приближающихся к 1) до очень невалидных

и ненадежных (приближающихся к 0).

2

Таким образом, составление тестов с учетом требований, описанных

выше, не может быть сведено к подготовке контрольных заданий,

которым

придано

внешнее,

формальное

сходство

с

уже

существующими образцами тестов. Только грамотно составленный

тест способен объективно измерить насколько хорошо учащиеся

владеют иностранным языком, насколько успешно они освоили курс

обучения за тот или иной промежуток времени, выявить наиболее

часто встречающиеся ошибки.

Глагол как часть речи. Грамматические категории

глагола.

Глагол – одна из самых важных частей речи. Сложности, с

которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении

грамматическими формами глагола, вызваны тем, что в учебной

литературе нет четкого теоретического осмысления значений и

функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом

объяснить, в чем состоит их предназначение.

2

Кувшинов В. И. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. // ИЯШ. –

1992г.- № 2- стр.41-45

6

Общим значением всех глаголов является значение процесса

(действия или состояния). В силу этого для глагола характерна

соотнесенность со словом, обозначающим предмет – носитель

действия: при глагольных формах обычно бывает выражено лицо

или предмет – деятель или объект действия. У предикативных форм

глагола

этот

носитель

действия

выражен

подлежащим:

у

непредикативных форм эту роль часто выполняет первый компонент

так называемого комплекса. Предикативные формы глагола часто

называют также личными; непредикативные – неличными или

именными.

Глагол обладает рядом синтаксических и морфологических

признаков.

Синтаксические признаки глагола:

Способность глагола определяться наречиями (Например:

He

walks quickly; to walk quickly).

Способность

глагола

употребляться

в

качестве

сказуемого

(только личные формы)

Сочетаемость глагола в форме немаркированного инфинитива с

модальными глаголами (can, may, must).

Морфологические признаки глагола – это присущая ему

система словоизменительных форм, то есть система глагольных

грамматических категорий.

Грамматическая категория – это ряд грамматических значений,

которые противопоставлены друг другу, но являются однородными

и

системно

выражаются

определенными

формальными

показателями.

По

способам

формального

выражения

грамматическое значение может быть выражено в самом слове, в его

форме (синтетический способ выражения); элемент, определяющий

грамматическую форму может находиться вне слова (аналитический

способ выражения).

Авторы Бархударов Л. С. и Штелинг Д. А., а также Беляева М. А.

отмечают, что для всех форм глагола, как предикативных, так и

непредикативных (за немногими исключениями), общими являются

грамматические

категории

наклонения,

залога,

временной

отнесенности и, отчасти, вида (последняя среди непредикативных

форм встречается только у инфинитива). К этому списку в

«Грамматике английского языка» Резника Р. В. и Сорокиной Т. Ф.

добавляются категории переходности-непереходности, лица и числа.

7

Эти категории, охватывающие почти всю систему глагола, являются

наиболее важными признаками глагола, как части речи.

1

Категория залога.

Грамматическая категория залога выражает различную

направленность действия по отношению к носителю действия.

Действительный залог (The

Active

Voice) обозначает, что

действие совершается лицом или предметом – носителем действия.

Страдательный залог (The Passive Voice) обозначает, что действие

(совершаемое или уже совершенное) направлено на носителя

действия.

Категория вида.

Грамматическая категория вида в английском языке образуется

противопоставлением форм Continuous

формам Non

Continuous.

Категорию вида имеют предикативные формы глагола, а также

инфинитив.

Формы категории вида дают возможность различно представить,

охарактеризовать само действие во времени.

Формы общего вида не дают действию никакой особой

характеристики. Они лишь констатируют совершение действия,

представляют его в общем виде и, таким образом, сами по себе не

затрагивают вопроса о его завершенности или незавершенности.

Видовое значение, выражаемое этими формами, называется «общим

видом».

Формы продолженного вида дают действию особую

характеристику.

Они

представляют

действие

в

его

течении,

движении, в процессе его конкретного совершения и, следовательно,

всегда выражают действие еще незавершенное. Видовое значение,

выражаемое этими формами, называется «продолженным видом».

2

Категория наклонения.

В английском языке, также как и в русском, существуют три

наклонения:

1.

Повелительное

наклонение

(the

Imperative

Mood),

которое

выражает побуждение к действию (просьбу или приказание).

Глагол в повелительном наклонении по форме совпадает с

1

Резник Р. В., Сорокина Т. Ф. Грамматика английского языка. М., Просвещение, 1991г., стр. 64

2

Бархударов Л. С., Штелинг Д. А. Грамматика английского языка. Издательство литературы на

иностранных языках. М., 1960г., стр. 123

8

инфинитивом (без частицы to). В предложении с повелительным

наклонением отсутствует подлежащее. Например: Go at once!

2.

Изъявительное

наклонение

(the

Indicative

Mood),

которое

выражает реальность действий в настоящем, прошедшем или

будущем. Глагол в изъявительном наклонении имеет четыре

группы времен: Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous.

Например: I worked at factory at the time.

3.

Сослагательное наклонение (the

Subjunctive

Mood), которое

выражает возможность, предположительность или нереальность

действия.

В

английском

языке

существует

две

формы

сослагательного наклонения: первая употребляется в простом

предложении

и

в

главном

предложении

в

составе

сложноподчиненного; вторая – в придаточном предложении.

Например: It’s a pity you can’t come tomorrow. Peter would help

you.

Категория временной отнесенности.

Система глагольных времен в английском языке выражает не

только действие в настоящем, прошедшем или будущем, но и

отношение действия к данному моменту времени или другому

действию.

В систему глагольных времен входят времена Indefinite,

Continuous, Perfect, Perfect Continuous.

1

1.

Времена неопределенные (Indefinite

Tenses) обозначают факт

совершения действия в настоящем, прошедшем или будущем.

2.

Времена длительные (Continuous Tenses) обозначают действие в

процессе его протекания в данный момент в настоящем,

прошедшем или будущем.

3.

Времена совершенные (Perfect

Tenses) обозначают действие,

которое

совершилось

к

данному

моменту

в

настоящем,

прошедшем или будущем.

4.

Времена

совершенные

длительные

(Perfect

Continuous)

обозначают действие, которое продолжалось некоторый период

времени

до

наступления

данного

момента

и

возможно,

продолжается и после данного момента в настоящем, прошедшем

или будущем.

Грамматические категории английских глаголов традиционно

считаются

одним

из

самых

сложных

разделов

английской

грамматики. Конечной целью в изучении этого раздела должен стать

1

Беляева М. А. Грамматика английского языка. М., Высшая школа., 1977г., стр. 81

9

правильный выбор соответствующей формы глагола для каждой

конкретной ситуации.

В связи со сложностью данного раздела, особую роль

приобретает контроль знаний на каждом этапе обучения. Мы

считаем, что одним из видов контроля, который целесообразно

применять в процессе обучения использованию грамматических

категорий английского глагола является тест.

10



В раздел образования