Автор: Аникина Светлана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: VRLJE ltncrbq cfl 322 Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: проектная деятельность по эксперементированию Тема: "Вулканы" Раздел: дошкольное образование
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать
и я пойму”.
База внедрения проекта: воспитанники подготовительной к школе группы,
родители воспитанников МКДОУ детского сада № 322.
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Цель
проекта:
Реализация
в
воспитательно-образовательном
процессе
познавательной
и
экспериментальной
деятельности
детей
старшего
дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.
Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать,
строить предположения и предлагать способы их проверки Систематизация
знаний об окружающем мире Формирование элементарных представлений о
взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни и природе .
Задачи проекта:
1.
Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
2.
Развивать
познавательную
активность
детей
в
п р о ц е с с е
самостоятельного выполнения опытов по схеме.
3.
Помочь воспитанникам понять, почему вулканы – это грозные явления
природы.
4.
Развивать
умения
сравнивать,
анализировать,
делать
выводы,
расширять кругозор воспитанников.
5.
Закреплять умение детей работать с картой, глобусом.
6.
Приобщать детей к «чтению» энциклопедий, знакомству с новыми
явлениями, факторами.
7.
Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах.
8.
Активизировать и сформировать понятия: очаг магмы, жерло, кратер,
лава, извержение
9.
Поиск
эффективных
методов
и
приёмов,
способствующих
формированию представлений о целостности окружающего мира
10. Учить
детей
слушать
друг
друга,
принимать
и
развивать
идею
сверстников и взрослых, творчески взаимодействовать.
11. Формирование
у
родителей
активной
позиции
в
воспитании
и
образовании детей.
12. •
формирование
предпосылок
поисковой
деятельно сти,
интеллектуальной инициативы;
13. • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
14. • формирование умения применять данные методы, способствующие
решению
поставленной
задачи,
с
использованием
различных
вариантов;
15. • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной
беседы
в
процессе
совместной
исследовательской
деятельности
Ожидаемые результаты:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным
эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности,
эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих
способностей.
-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям
природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении
экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления
через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к
природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении
для человека
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- Беседы о видах вулканов
- Просмотр презентаций , видеороликов
- Чтение детских энциклопедий
- Изготовление макета вулкана.
-Сбор информации о вулканических породах
-Составление альбома «Вулканы»
- Составление альбома «Горы и их обитатели»
- Подбор звуков природы «Извержение»
-Песня Высоцкого «Если друг оказался вдруг»
Предметно – обучающая среда
.
Имитация вулкана и гор из штор, следы обитателей гор, картинки обитателей гор,
макеты вулкана из соленого теста, сода, моющее средство, пищевой краситель,
уксус, халаты и шапочки для лабораторных исследований, камни вулканических
пород (гранит, пемза) тазики с водой. Схемы исследований и проведения опыта с
вулканом. Палатка, имитация камней для прохождения, имитация горной реки и
мостика. Рюкзаки с атрибутикой для научной экспедиции ( карта, компас,
фотоаппарат, бинокль, лупа, блокноты, карандаши). Экран, проектор, видео ролик
«Мощь земли», фильм – презентация «Экспедиция», слайды с картинками по
вопросам.
План реализации проекта
Этапы
внедрения
проекта
Виды
деятельности
Содержание деятельности
педагог
дети
родители
I этап
Подготовительный
Информационный
Сбор и анализ информации о
потребностях и способностях детей;
Подбор методов, способов и
приемов исследования личностных
изменений детей;
Информирование родителей о
реализации данного проекта;
Подборка методической,
справочной, энциклопедической и
художественной литературы;
Оформление информационно –
читательского уголка в группе;
Мониторинг знаний детей по
следующим вопросам;
Что такое вулкан?
Какие виды вулканов ты знаешь?
Чем отличаются действующие, спящие и
потухшие вулканы?
Что такое лава?
Что такое магма?
Знаешь ли ты, что такое жерло?
Какой вред приносят вулканы?
Есть ли польза от вулканов?
Что такое извержение?
Знаешь ли ты, что такое кратер?
В каких странах и городах есть вулканы?
Чтение энциклопедий по теме
«Вулканы»;
Обсуждение целей по данной теме;
Активное слушание;
Рассматривание иллюстраций;
Отгадывание загадок, ребусов, чтение
стихотворений
Сообщение о предстоящем
проекте (тема, цель, задач
проекта);
Информация для родителей в
информационном уголке:
«Как образуются вулканы»,
«Что происходит при
извержении», «Какие бывают
вулканы», «Какой вред
приносят вулканы», «Есть ли
польза от вулканов».
II этап
Практический
Социальный
Подготовка познавательного ролика.
Организация деятельности, помощь в
решении поставленных задач.
Разработка конспектов
познавательных мероприятий
1. Просмотр познавательных роликов
«Камни из огня», «Что такое вулкан»,
«Название вулканов»;
2. Расположение вулканов на земле –
работа с глобусом;
3. Готовим рюкзак с необходимыми в
«научной экспедиции» предметами.
Совместная деятельность дома.
Рассматривание вместе с ребёнком
вулкана, помещённые в газетах,
журналах, фотографиях.
Посмотрите фотографии разных
вулканов и почитайте интересные
факты про них
Помочь ребёнку подготовить рюкзак
с предметами необходимыми в
«научной экспедиции»
Познавательно -
исследовательский
Организация исследовательской
деятельности детей
Провести серию познавательных
мероприятий
1.
Легенда про древнего Бога
«Вулкана»
2.
Как образуются вулканы?
3.
Разрушительная сила вулканов.
4.
Предсказание извержений
5.
Превращение лавы.
Совместная деятельность дома.
Совместно с ребёнком нарисовать
рисунок «Извержение вулкана»
Сделать макет вулкана.
Подготовить материал к проведению
исследования
«Камни вулканического
происхождения»
Практическая помощь детям,
создание условий и мотивации
Направление и контроль за
осуществлением проекта
Проведение познавательной беседы
«Как же образуются вулканы?»
У
верхней границы мантии, где давление
меньше, чем на больших глубинах,
местами вещество мантии плавится,
образуя очаг магмы. Если в земной коре
образуется трещина, которая доходит до
очага магмы, давление уменьшается.
Магма, насыщенная газами, как бы
вскипает, превращаясь в огненно –
жидкую массу, устремляется вверх,
расширяя трещину, и изливается на
поверхность. Её температура более
+1000С. Излившуюся магму называют
лавой.
Подготовить материл к проведению
опыта
Участие в исследовании
«Камни вулканического
происхождения»:
Пемза и гранит.(исследование и
сравнение двух вулканических пород.
Сюжетно – ролевые игры с
использованием палатки, спальника,
рюкзаков и их содержимого (компас,
фонарик, лупа, карта,провизия,
фотоаппарат…)
Подвижная игра «Разрушение гор»
Участие детей в опыте.
Взять бутылку с минеральной
газированной водой. Встряхнуть её и
открыть пробку. Вода с газами резко
поднимется вверх и выльется из бутылки
.
Экспериментально
– поисковый
Подбор и изготовление материалов
для осуществления продуктивной
деятельности
Наблюдение за воспитанниками в
проектной деятельности.
Проведение инструктажа по технике
безопасности при экспериментальной
деятельности
Подготовка к открытому занятию для
педагогов .»Научная экспедиция»
Совместная деятельность детей с
педагогом
Открытое занятие «Тайны вулкана
- проведение эксперимента
«Извержение вулкана»;
Научная экспедиция к подножью
вулкана с последующим
исследованием вулканических пород
( пемзы и гранита).
-
Совместная деятельность дома.
Совместно с ребёнком раскрасить
схему вулкана и подписать его
части.
Задание познавательного
характера
Попробуйте найти с ребенком на
карте, где расположены вулканы у
нас в стране и в мире, каким
цветом они обозначены.
Выпуск бюллетени, «Какие
эксперименты проводить дома с
детьми?»
Творческий
Подготовка материалов для
творческой деятельности детей
Разработка конспекта «Извержение
вулкана»
Оформление выставки творческих
работ детей
Подготовка материала к оформлению
творческой стенгазеты «Всё о
вулканах»
Подготовка материала в газету
детского сада
Рисование гуашью «Тайны вулкана»
Лепка вулкана из пластилина
На прогулке делаем вулкан из снега
Участие в творческой работе
«Чудо тесто»
Изготовление вулкана из соленого
теста, раскраска вулкана.
Творческое задание по желанию
ребенка
Совместно с ребенком вылепить
из пластилина, соленого теста
макет вулкана (можно в разрезе),
или сочинить стихотворение
(сказку) о вулкане.
»
III этап
Завершающий
Контрольно -
оценочный
Повторный сбор и анализ знаний
воспитанников.
Обработка полученных результатов
мониторинга.
Изучение мнения родителей о пользе
проекта в группе.
Анализ инновационного проекта в
детском саду и ее результативности.
Подготовка презентации к
педагогическому совету
Участие в беседе «Что получилось,
что нет»
Повторный мониторинг знаний детей по
вопросам проекта
Письменный опрос:
*Как повлиял проект «Тайны вулкана»
на Вашего ребенка?
* «Что нового и интересного узнали
дети в процессе реализации проекта?»
* Как Вы оцениваете результаты
проекта, по 5-ти бальной системе?
* Какую тему, Вы предложите для
дальнейшего проектирования в группе?
Исполнительский
Выступление с презентацией
проекта «Тайны вулкана» на
педагогическом совете
Выпуск творческой стенгазеты
«МЫ ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»»
Результат проекта
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в
группе экспериментально – исследовательской деятельности по теме: «Тайна
вулкана», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом
изучения
данной
темы
и
результатами,
полученными
после
проведения
опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических
умений
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый
ребенок самостоятельно выполнял эксперимент и наглядно видел результат
своей деятельности.
Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения
такого
рода
исследовательско
–
экспериментальной
деятельности.
Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много
позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует
стремление вызывать много нового, интересного, наглядно – представлять то
или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные
знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.
Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы –
свидетельствуют
о
его
научности
и
практической
значимости.
О
перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.