Авторы: Данилова Елена Александровна, Елена Александровна Данилова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №22
Населённый пункт: город Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие двигательной активности дошкольников с помощью современного танца"
Раздел: дошкольное образование
Сборник танцев
для старших дошкольников
Автор: музыкальный руководитель МБДОУ
ДСКВ №22 Елена Александровна Данилова
г. Ейск, 2020г.
1
Содержание
Введение……………………………………………………………………....стр.2
Массовый спортивный танец с султанчиками «Россия, вперед!» ……….стр.4
Парный танец «Детство»………………………………………………….....стр.9
Танец с игрушками «Берегите своих детей»……………………………....стр.12
Парный танец с шариками «Маленький принц»………………………....стр.16
Танец со снежками «Зимняя сказка»………………………………………стр.20
Веселый танец с мамами «Мама Мария»………………………………....стр.23
Массовый танец «Чунга-Чанга (танец аборигенов)»…………………….стр.26
Общий танец с султанчиками «Я служу России»………………………...стр.30
Заключение…………………………………………………………………..стр.33
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – один из наиболее важных периодов в жизни
человека.
Именно
в
этот
период
закладываются
основы
здоровья,
гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.
А
также
формируются
основные
личностные
качества
и
умения
взаимодействовать с социумом. Актуальность данного пособия заключается
в том, что современный этап развития системы дошкольного воспитания
детей характеризуется постоянным обновлением содержания и методики
образовательного процесса в строгом соответствии с изменяющимися
социально-экономическими, политическими, нравственными и культурными
ориентирами в жизни общества. В попытке преодолеть негативные процессы
в обществе, а именно: ограниченная двигательная активность современных
детей, зацикленность на различных гаджетах, соцсетях и виртуальных играх,
- возникла насущная потребность совершенствования такой системы
дошкольного образования, которая сформировала бы разностороннюю
творческую личность. Этому способствует художественно-эстетическое
воспитание детей, в частности хореографическое искусство. Танец является
многогранным инструментом воздействия на развитие личности ребенка:
Способствует развитию мышечной выразительности тела, формирует
осанку и фигуру;
Воспитывает общую музыкальную культуру;
Способствует
воспитанию
гармонических
качеств
и
коррекции
эмоционально-психических
расстройств,
нарушений
общения
и
межличностного взаимодействия.
Сборник
танцев
«Танцевальный
калейдоскоп»
Даниловой
Е.А.
предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Дети 6-7
лет нуждаются в двигательной активности больше, чем дети младшего или
среднего дошкольного возраста. Современные психологи и физиологи
называют это время «возрастом двигательной расточительности». Занятия
3
хореографией, наряду с другими физическими нагрузками, в полной мере
удовлетворяют потребности детей этого возраста в движении. Также они
способствуют активному развитию интеллекта дошкольников, так как дети
учатся выполнять комплекс движений в определённой последовательности
под
определённую
музыку.
Ещё
сложнее
танцевать
группой,
когда
необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно.
При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка:
запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация
движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т.е
чувство ритма), способность выразиться творчески.
«Танцевальный калейдоскоп» включает в себя описание 8 авторских танцев,
разнообразных по характеру и содержанию, апробированных в процессе
многолетней педагогической практики автора. Все танцы рассчитаны на
массовое исполнение детьми, вне зависимости от количества мальчиков и
девочек.
Движения
легки
и
доступны
детям
с
любой
физической
подготовкой. Яркое, современное музыкальное сопровождение способствует
созданию оптимистической комфортной психоэмоциональной среды для
успешного освоения
хореографического материала
каждым ребенком,
ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания. Любой танец
из данного сборника станет ярким украшением детского праздника,
утренника
или
развлечения.
Благодаря
доступности,
современности,
выразительности движений и музыки, данные хореографические постановки
не требуют длительного, изнурительного разучивания, запоминаются и
воспринимаются детьми с большим удовольствием. Всё это способствует
формированию успешной, активной, творческой личности ребенка.
Данное пособие может быть использовано музыкальными руководителями,
хореографами, воспитателями в качестве дополнительного материала, а
также в работе хореографических кружков.
4
Массовый спортивный танец с султанчиками
«Россия, вперед!»
(для детей 6-7 лет).
Музыка: одноименная песня в исполнении О. Газманова.
Кол-во детей: любое, желательно не меньше 14-16, из них девочек – не
меньше 11, мальчиков-спортсменов, девочек-гимнасток – 3-5
Тематика: «День защитника Отечества», «День Победы», «День России»,
любые спортивные праздники и др.
Примечание: танец будет эффектно смотреться, если султанчики будут
большого размера. Их можно сделать из цветных пакетов для мусора для
небольших канцелярских ведерок. 1 упаковка – 1 султанчик, девочки в
одинаковых костюмах, мальчики в спортивной форме – кимоно, футбольной
форме, гимнастический купальник и др.
Описание:
Девочки с султанчиками красного, белого, синего цвета в руках, равными
колонами
стоят
у
противоположных
сторон зала или сцены.
(см. рис.1)
1.
5
зрители
1к.
2к.
Вступление (медленная часть):
С началом музыки колоны начинают
движение к центру зала, навстречу друг другу. Двигаются высоким шагом,
максимально вытягивая носок, султанчики держат на уровне груди. Дойдя до
центра, разворачиваются лицом к зрителю и останавливаются в общей
шеренге, равномерно распределяясь по всей длине зала, сцены. До конца
медленной части вступления девочки стоят неподвижно, вытянувшись «в
струнку», султанчики перед собой, на уровне груди. (см. рис.2)
2.
Вступление (быстрая часть): высокий шаг на месте.
1-ый куплет: Перестроение из одной общей шеренги в несколько: девочка,
стоящая в центре шеренги, начинает движение вперед, все остальные,
поочередно справа и слева, перестраиваются за ней в колону, бодро
маршируют друг за другом по центру зала, постепенно перестраиваясь в
несколько горизонтальных линий. С началом этого перестроения, девочки
опускают руки вниз, и выполняют четкие махи вперед-назад султанчиками в
ритме шага. Каждая девочка заранее должна знать свое место и линию, в
которой стоит. (см. рис.3)
3.
6
зрители
шеренга
▲ ▲ ▲ ▲
▲ ▲ ▲
▲ ▲ ▲ ▲
зрители
Припев: (2 раза)
1-ая и 2-ая фразы: Фиксированные повороты на шаге по часовой стрелке
вокруг себя. Руки над головой, чуть согнуты в локтях, выполняют мелкие
махи султанчиками вперед, в ритме музыки.
«Россия!... – очень четкий поворот через правое плечо, марш на месте (4
шага)
«Россия! В этом слове огонь и сила!... – выполнить то же самое еще три раза,
вернувшись в положение лицом к зрителю, не опуская рук.
3-я фраза: Движение «звёздочка».
«В этом слове Победы пламя… - и.п. – руки над головой, ноги вместе.
Из и.п. на «раз» - шаг правой ногой вправо, одновременно перевести руки в
стороны, на «два» - левую ногу приставить к правой на носок, слегка присев
в «пружинке», левой рукой одновременно сделать глубокий наклон над
головой к правой руке. На «три» и «четыре» - повторить это же движение в
левую сторону.
4-ая фраза:
«Поднимаем России знамя!» - марш на месте, руки над головой выполняют
энергичные махи вправо-влево.
2-ой куплет:
1-ая фраза:
«Пусть время нас бурным…» - на «раз» - выпад правой ногой слегка в
сторону с одновременным наклоном туловища вправо, руки вниз-в сторону к
правому носку. На остальных три счёта – постепенный подъем через сторону
в прямое положение корпуса, кисти рук выполняют «моталочку».
2-ая фраза:
7
«За нами Россия….» - высокий шаг на месте, руки выполняют скрещенные
махи над головой.
3-я фраза: повторить первое движения с левой ноги, в левую сторону.
4-я фраза: повторить движение 2-й фразы.
5-я фраза
:
«А если врагов…»
перестроение «расческа»: нечетные линии двигаются
высоким шагом спиной назад, четные – вперед, руки внизу, вдоль туловища
выполняют махи в ритме шага.
6-я фраза:
«Их снова Отечество….» - возврат на исходные позиции.
Припев:
1-ый повтор: движения те же.
2-ой повтор: перестроение из линий за ведущими девочками первой линии в
одну шеренгу у центральной стены. Высокий шаг, руки внизу – махи.
(см.рис.4)
4.
Проигрыш-речетатив: (презентация детей спортсменов)
8
▲ ▲ ▲ ▲
▲ ▲ ▲
▲ ▲ ▲ ▲
зрители
«Вперед, Россия!.....» - девочки в шеренге выполняют высокий шаг, руки над
головой - ритмичные мелкие махи вперед султанчиками.
Мальчики – спортсмены (каратисты, боксеры, дзюдоисты, футболисты и др.)
выбегают с противоположных сторон зала или сцены, занимают свои места
на переднем плане и выполняют любые борцовские движения, которые
умеют, футболисты могут выполнять движения с мячом. При наличии
девочек-гимнасток можно задействовать и их.
«В этом слове источник силы…» - дети-спортсмены убегают со сцены,
девочки из шеренги снова перестраиваются в горизонтальные линии.
(см.рис.3)
Припев: движения как в начале.
Заключительный проигрыш-речетатив: девочки первых линий отходят
назад, соединяясь более тесно с девочками последней линии, поднимают
руки вверх, прыгают на месте и несколько раз кричат «Ура!». Одновременно
с ними на сцену снова выбегают дети-спортсмены, занимают места на
переднем плане и замирают в различных спортивных позах, садятся на
шпагат, кто может.
9
Парный танец
«Детство»
(для детей 6-7 лет).
Музыка: одноименная песня в исполнении Ю. Шатунова.
Кол-во детей: любое, четное – мальчии и девочки.
Тематика: «Выпускной»,
«8
Марта»,
любой
детский
праздник
или
развлечение.
Описание
Вступление: Дети со своих мест, поскоком выбегают на свои места, встают
парами в шахматном порядке, лицом к зрителю, мальчик слева, девочка
справа. Выполняют легкие прыжки на месте с хлопками над головой.
1 куплет
1-ая фраза:
«Детство, детство, ты куда спешишь….» - движение выполняется 4 раза,
по 2 в каждую сторону.
Движение начинается в правую сторону: на «раз» правую ногу, на носок
вправо. Колено под углом 90 градусов, смотрит в сторону. Одновременно с
ногой сделать хлопок в ладоши возле правого уха. На «два» приставить ногу
на место. То же самое повторить в левую сторону.
10
«Детство, детство, ты куда бежишь…» - легкий бег на месте, не сильно
отрывая ног от пола. Корпус наклонен вперед, прямые руки вытянуты
вперед,
кисти
выполняют
движение
«фонарики»,
пальца
широко
расставлены.
2-ая фраза: Повторить движения с начала.
Припев:
1-ая фраза:
«А я хочу, а я хочу опять…» - мальчик и девочка в своей паре меняются
местами, мальчик идет назад спиной, девочка вперед. Шаг энергичный,
высокий, руки прямые, вдоль тела, ладонями в пол, пальцы прижаты друг к
другу, направлены в стороны. При этом поднимать – опускать плечи в ритме
музыке.
«По крышам бегать…» - легкие приседы на месте, руки согнуты в локтях,
прижаты к плечам, на каждый присед поочередно «выбрасывать» руки вверх,
пальцы в кулачке, вверху раскрывать в веер.
2-ая фраза:
«Дразнить Наташку…» - повторить движение 1-ой фразы, вернувшись на
и.п.
«На самокате мчатся по двору» - правую ногу поставить на пятку в правую
сторону, корпус слегка согнуть вправо к ноге, руки выполняют движение
«катушечка».
Проигрыш
Дети в паре встают близко друг к другу, лицом к зрителю, соединяются в
«стрелочку» - мальчик левую, а девочка правую руки выносят вперед,
соединяясь прямыми ладошками, оставшимися руками берут друг друга за
талию, прикасаются щечками друг к другу. В ритме музыки делают легкие
наклоны вперед.
2 куплет
Дети встают в паре лицом друг к другу, боком к зрителю, берут друг друга
за руки. На «раз» шаг с правой ноги наискосок, навстречу друг другу, руки в
11
стороны, на «два» шаг назад, на место. Повторить с левой ноги. Это
движение выполняется на протяжении всего куплета.
Припев: движения те же.
Проигрыш (1 часть) – повторить движения предыдущего проигрыша
Проигрыш (2 часть) – движение «улиточка»
Дети стоят лицом к зрителю, мальчик правой рукой берет свою девочку за
левую руку, слегка натянув ее. На «раз» девочка быстрым «волчком»
закручивается в «улиточку», останавливается перед мальчиком, не расцепляя
рук. На «два – четыре» девочка делает переменный шаг на месте.
На остальные 4 счёта девочка «раскручивается» на свое место, переменный
шаг, правая рука вверх, машет ладошкой зрителям. Повторить это движение
до конца проигрыша.
3 куплет
Повторить движения 1 – го куплета.
Припев: движения те же. Повторить 2 раза.
Заключительный проигрыш: движения как в предыдущем проигрыше.
В конце песни все дети поднимают руки вверх, машут зрителями,
выполняют поклон.
12
Танец с игрушками
«Берегите своих детей»
(для детей 6-7 лет).
Музыка: одноименная песня в исполнении певицы Ия.
Кол-во детей: любое, желательно не меньше 10.
Тематика: «День Матери», «День защиты детей», «День Победы» и др.
Примечание: танец исполняется с мягкими игрушками.
Описание
Дети с игрушками в руках стоят «стайкой» возле центральной стены.
Вступление: С началом музыки дети легким бегом бегут вперед и строятся в
несколько горизонтальных линий, занимают места в шахматном порядке,
лицом к зрителю. Игрушки держат перед собой, ноги слегка на ширине плеч.
(см.рис. 1)
1.
13
▲ ▲ ▲ ▲
▲ ▲ ▲
▲ ▲ ▲ ▲
зрители
1-ый куплет
1-ая фраза:
«Берегите своих детей…» -
дети из и.п. делают небольшой поворот
корпусом вправо, руки с игрушкой вытягивают вверх - в сторону, взгляд на
игрушку, левая нога идет назад на носок.
«Их за шалости не ругайте…» - возвращаются в положение «прямо», лицом
к зрителю.
2-ая фраза:
«Зло своих неудачных дней…..не срывайте» -
повторить предыдущее
движение в левую сторону.
3-я фраза:
«Не сердитесь на них…даже если они провинились» - дети укладывают
игрушку на правую руку
и качаются на ногах вправо-влево, как бы
убаюкивая ее.
4-ая фраза:
«Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились»
-
дети
вытягивают руки с игрушкой вперед и делают несколько медленных
поворотов на носочках вокруг себя. Останавливаются лицом к зрителю,
игрушка перед собой.
Припев:
1-ая фраза:
«Обнимите покрепче их...» - на «раз» дети делают выпад правой ногой
вперед, руки с игрушкой вверх-вперед, стоят в этой позе остальные три
счета.
«Детской ласкою дорожите…» - возвращаются в и.п.
2-ая фраза:
14
«В этот счастья короткий миг быть счастливыми поспешите» - повторить
предыдущее движение.
3-я и 4-я фразы:
«Ведь растает как снег весной...повзрослевшие ваши дети» - дети медленно
кружатся на носках вокруг себя, прямые руки с игрушкой вперед.
Проигрыш
Дети перестраиваются парами, тройками, по-одному, замирают отдельными
группками в различных позах, как-будто на дружеских фотографиях. Один
ребенок – «фотограф» ставит игрушку на пол, берет в руки фотоаппарат
(можно и без него, просто изображая фотографа), (см.рис.2)
2. (примерно)
2 куплет
Ребенок-«фотограф» бежит от одной группы детей к другой, останавливается
перед ней, как бы фотографируя. На последней фразе куплета («…чтобы
маленьким
песню
спеть…»)
дети
из
групп
снова
занимают
свои
первоначальные места в шахматном порядке, ребенек-«фотограф» бежит
вперед и «фотографирует» зрителей, берет игрушку и встает на свое место.
Припев: движения повторяются
15
▲▲ ▲▲
▲
▲▲
▲
▲ ▲▲
▲
зрители
Проигрыш: Дети за ведущим ребенком из первой линии (крайний справа)
бегут на носочках и перестраиваются в общий круг, бегут по кругу.
Окончание проигрыша (замедление) – дети останавливаются лицом в круг.
Медленно одновременно поднимают вытянутые вперед руки с игрушкой
вверх и медленно опускают.
Припев(1 повтор): движения повторяются только в кругу.
(2 повтор): на 1-ю и 2-ю фразы дети легким бегом двигаются в центр круга,
сужая его, руки с игрушкой тянут вверх, к центру, правая нога на носок
назад, отбегают спиной назад, расширяя круг – это движение выполняется 2
раза. На 3-ю и 4-ю фразы дети поднимают руки вверх над головой, кружатся
медленно вокруг себя, перестраиваясь из круга, в положение «в рассыпную
по залу», останавливаются лицом к зрителю. На заключительных звуках
песни медленно садятся на одно колено, прижимают игрушку к себе, склонив
голову на правое плечо.
16
Парный танец с шариками
«Маленький принц»
(для детей 6-7 лет).
Музыка: одноименная песня в исполнении Валерии.
Кол-во детей: любое, желательно четное.
Тематика: «Выпускной бал», «8 Марта», «День защиты детей», «День
Матери» и др.
Примечание: дети исполняют танец с гелиевыми шарами, которые они
держат в правой руке за «хвостик» шарика. Важно, чтобы ленточки шариков
не были слишком длинными, иначе есть вероятность их запутывания во
время танца.
Описание:
Вступление: дети стоят парами (мальчик-девочка) друг за другом в двух
колоннах
(см.рис.1).
Мальчики
стоят
в
крайних
рядах,
девочки
в
центральных. В правой руке - шарик, левая - у мальчиков за спиной, у
девочек держит край юбки. Ноги на ширине плеч.
17
1.
1-ый куплет:
1-ая и 2-ая фразы (движение повторяется дважды)
«Кто тебя выдумал…»
- кач вправо, кач влево, на прямых ногах.
Неторопливо.
«…звездная страна»
- кружение вокруг себя через правое плечо, на
носочках, 1 круг. На 2-ю фразу движения повторяются.
3-я фраза:
«Выйду я из дому.. – мальчик забегает за спину девочки, раскрывает руки в
стороны.
«Выйду я из дому… - девочка (лицом к зрителю) раскрывает руки в стороны,
образуя лодочку с мальчиком.
4-я фраза:
«Прямо за пристанью..» - кач в лодочке вправо-влево. Неторопливо, на
ровных ножках.
«Бьётся волна» - перестроение из «лодочки» в пару лицом друг к другу, к
зрителю боком. Правые руки с шариками соединить вверху «домиком».
Левая рука у мальчиков за спиной, у девочек на край юбки.
2-ой куплет.
1-ая и 2-ая фразы (движение повторяется дважды)
«Ветреным вечером..» - шаг в паре вперед навстречу друг другу, шаг назад.
«Смолкнут крики птиц» - легким бегом, на носочках, меняются местами в
паре. Правые руки при этом также в положении «домик».
На
2-ю фразу
движения повторяются. Дети возвращаются на свое исходное
место.
18
■
▲ ▲
■
■
▲ ▲
■
■
▲ ▲
■
■
▲ ▲
■
зрители
3-я и 4-я фразы:
«Тихо навстречу мне…» - дети, стоя в парах, боком к зрителю, лицом к друг
другу соединяются в «замочек», левыми руками держат друг друга за талию,
плечи соприкасаются,правая рука с шариком слегка вверх, в сторону.
«Тихо навстречу мне…» - пары кружатся в «замочке» на месте. Неторопливо.
«…..Маленький принц» - из «замочка» дети перестраиваются в исходное
положение, лицом к зрителю, как в начале танца. (см.рис.1)
Проигрыш (1 часть)
Мальчики на протяжение всего проигрыша остаются на своих местах,
покачиваясь на прямых ногах вправо-влево, в ритме музыки.
Девочки бегут на носочках, друг за другом, образуя общий круг в центре
зала. (см.рис.2)
2.
Проигрыш (2 часть – вокализ, кульминация)
Девочки останавливаются лицом в круг. Легко бегут в центр круга, сужая
его, при этом постепенно поднимая правую руку вверх и соединяясь
шариками в середине круга. Слегка задержавшись, также легко отбегают
спинками назад, расширяя круг. Повторяют это движение еще раз. При
третьем повторе задерживаются в середине круга до конца кульминации в
музыке, при этом, прогибаясь в спине слегка назад, левая нога на носок
назад.
Проигрыш (3 часть, звучит как вступление)
Девочки из середины круга начинают легко кружиться в рассыпную по залу.
Таким образом, возвращаясь на исходное место к своему мальчику.
3 куплет
1-ая и 2-ая фразы (движение повторяется дважды)
19
■
▲ ▲
■
■
▲ ▲
■
■
▲ ▲
■
■
▲ ▲
■
зрители
«Самое главное – сказку не спугнуть….» - повторить движения аналогичных
фраз первого куплета.
3-я и 4-я фразы:
«Мчится мой парусник…» - дети кружатся парами в «лодочке», лицом друг к
другу.
«…..в сказочный путь»
- перестраиваются из «лодочки» в «домик»,
останавливаясь боком к зрителю, лицом друг к другу, соединяя правые руки
с шариками вверху.
4 куплет
1-ая и 2-ая фразы (движение повторяется дважды)
«Кто тебя выдумал звездная страна…» - повторить движения аналогичных
фраз 2-го куплета.
3-я и 4-я фразы:
«Выйду я из дому, выйду я из дому…» - дети разворачиваются лицом к
зрителю и начинают заключительное перестроение из колонн в одну общую
группу. Дети, стоящие в первых-вторых парах двигаются спиной, медленным
шагом назад. Дети, стоящие в последних парах движутся вперед, соединяясь
с ними в одну общую группу в центре зала. Дети могут двигаться в
свободном направлении, не сохраняя свои пары. (см. рис.3).
«….бьется волна» - на заключительные слова песни дети отпускают шарик
из рук, провожая взглядом его полет, правой, уже свободной рукой машут
ему вслед, не опуская руки до конца музыки.
3.
20
▲
■
▲
▲
■
▲
■
▲
■
▲
■
■
▲
■
▲
■
зрители
Танец со снежками «Зимняя сказка»
(для детей 6-7 лет).
Музыка: «Новогодняя песня» в исполнении группы «Домисолька» и Ольги
Будиной.
Кол-во детей: любое, не меньше 7-9.
Тематика: «Новый год».
Примечание: танец будет эффектно смотреться, если снежки сделать из
пушистой мишуры одного цвета у всех детей (синего или серебристого),
либо из яркой, разноцветной (красной, фиолетовой, золотой, зеленой,
малиновой и др.)
Описание
Вступление: дети со снежками в руках (держат перед собой в ладошках), на
носочках, мягкой поступью идут врассыпную по залу и останавливаются
лицом к зрителям, слегка покачиваются на ножках вправо-влево, руки,
согнутые в локтях держат перед собой на уровне груди.
1-ый куплет:
1-ая фраза:
«Расскажи мне сказку, расскажи мне сказку…» - и.п. – дети стоят лицом к
зрителю, ноги вместе, слегка согнуты в коленях, руки перед собой на уровне
21
груди. Из этого положения на «раз - два» правую руку медленно отвести
вправо-вверх, провожая взглядом и поворотом головы, задержаться. На «три-
четыре» вернуться в и.п.
«Может быть похожую на быль..» - повторить предыдущее движение с
левой руки.
2-ая фраза:
«Месяц сел в салазки…» - сделать поворот вокруг себя на носочках, 1 круг.
«Заметелил звезд, летящих пыль..» - из и.п. обе руки, согнутые в локтях,
отвести в стороны, принять позу «весы», ноги выпрямить в коленях.
3-я фраза:
«Все смешались краски, все смешались краски…» - из позы «весы» сделать
небольшой присяд с наклоном вправо, вернуться в положение прямо.
«Карнавальных масок блеск лови…» - повторить то же самой в левую
сторону.
4-ая фраза:
«Новый год без сказки…» - из позы «весы» правая рука идет вверх над
головой, левая вниз, вдоль туловища. В таком положении выполнить
медленные повороты вокруг себя, на прямых ногах, на носочках. 3 круга.
Остановиться в и.п. – руки со снежками перед грудью, ноги вместе, слегка
согнуты, лицом к зрителю.
Припев:
1-ая фраза:
« Happy new year, словно во сне…» - из и.п. на два счета дети делают правой
ногой выпад вперед, руки параллельно друг другу также вытянуть вперед-
вверх, на следующие два счета вернуться в и.п.
«Чудится мне..какое счастье…» - повторить предыдущее движение.
«Новый год встречать с тобой…» - правая рука вверх над головой, левая
вниз, чуть отставлена от туловища, выполнить три поворота вокруг себя, на
носочках в темпе музыки.
22
2-ая фраза:
«Моя любовь… Happy new year..» - повторить выпады вперед как в начале
припева.
«Вместе с тобой….» - в и.п. сделать присед и постепенно выпрямлять ноги,
при этом как бы «жонглировать» снежками перед собой (руки поочередно
вверх-вниз, амплитуда движения небольшая).
2 куплет
Из положения врассыпную, дети перестраиваются в круг друг за другом,
идут легкой поступью, на носочках по кругу. Если детей очень много можно
сделать два круга – внешний и внутренний. Руки со снежками параллельно
друг другу и смотрят в затылок впереди идущему ребенку. В конце куплета
останавливаются лицом в круг.
Припев: движения те же самые, только направлены в центр круга.
Проигрыш: из круга дети идут врассыпную на свои первоначальные места.
Припев: движения те же, лицом к зрителю.
23
Веселый танец с мамами
«Мама Мария
(для детей 6-7 лет).
Музыка: одноименная песня в исполнении
«DG
Offa+Детки». (русская
версия)
Кол-во участников: любое количество детей и их мам.
Тематика: «Выпускной бал», «8 Марта», «День защиты детей», «День
Матери» и др.
Примечание: слова первого куплета и припева необходимо выучить с
детьми заранее. Танец не требует большого предварительного разучивания и
может исполняться по показу музыкального руководителя.
Описание
Вступление: Дети выбегают на свои места, врассыпную по залу или в
шахматном порядке.
1 куплет: Дети поют вместе с фонограммой, покачиваясь вправо-влево
корпусом.
24
Припев: движение выполняется с фиксированными поворотами вокруг себя
по часовой стрелке (см. направление движения на рис.1)
3
4
2
1
«Ма-ма-ма, мама Мария…» - повторить данную комбинацию движений 4
раза, с поворотом через правое плечо. Поворот может быть в виде легкого
прыжка.
1.Дети выполняют двойные «ножницы» согнутыми в локтях руками перед
собой. Ладошки смотрят в пол. Два раза в правую сторону - правая рука
сверху, два раза в левую – левая рука сверху. Движение очень энергичное,
без сильного размаха руками. Смену рук производить быстро. Ноги также
подвижные, выполняют переменный шаг с носка на пятку на месте.
2. Попеременное сгибание-разгибание рук в локтях перед собой (на словах
«мама Мария»). Пальцы в кулачках.
Проигрыш:
дети
убегают
на
свои
стульчики
(желательно
на
две
противоположных стороны зала). На их места выходят мамы.
2 куплет (1 часть): исполняют мамы.
«Не терпит время покой…» - руки на поясе, ноги на ширине плеч. На «раз» -
правая рука резко вверх-вправо наискосок, указательный палец вверх; на
«два» - вниз к левой, на пояс; на «три» и «четыре» - повторить то же самое.
25
«Меняет мода лицо и стиль..» - полукруг перед собой вытянутой правой
рукой вправо, ладонь смотрит вверх, тыльной стороной на зрителя,
повторить то же самое левой рукой влево.
«На смену брюкам клёш и рок-н-роллу…» - движение «очки» - провести перед
глазами, параллельно полу, согнутой в локте сначала правой, затем левой
рукой. Соответственно в правую и левую сторону. Все пальцы, кроме
указательного и среднего сжаты в кулак. Тыльная сторона руки также
смотрит на зрителя.
«Пришел хип-хоп, блютуз и кока-кола» - движение «моторчик» - быстрые
круговые движения руками вокруг своей оси. Сначала вверху справа, затем
внизу справа. Так же повторить в левую сторону.
2 часть:
«Пусть пролетели с тех пор года..» - приставной шаг вправо – 3 раза.
Остановка, хлопок в ладоши.
«На дискотеке мы ждем когда…» - приставной шаг влево – 3 раза,
остановка, хлопок в ладоши.
«Диджей знакомый опять ребята…» - повороты на шаге вокруг себя вправо,
остановка, 3 хлопка в ладоши.
«Поставит песню из 80-х…» - то же самое в левую сторону.
Припев: движения те же самые.
Проигрыш: мамы остаются на местах, зовут жестами детей. Дети подбегают
к своим мамам и останавливаются перед ними.
Припев (1 повтор): движения те же самые.
Припев (2 повтор): повторить движения 1-ой части 2-го куплета.
В конце песни и мамы, и дети руки вверх, машут зрителям.
26
Массовый танец
«Чунга-Чанга (танец аборигенов)»
(для детей 6-7 лет).
Музыка: одноименная песня в исполнении Пьер Нарцисса и Жанны Фриске
Кол-во детей: любое, желательно не меньше 5-6.
Тематика: «Новый год», любые музыкальные праздники, развлечения,
карнавалы, путешествия и др.
Аттрибуты: турецкий или африканский барабан или большой бубен,
надувной крокодил, или большая игрушечная змея, лев, привязанный лапами
к палке – любая «добыча» охотников-аборигенов, детские костюмы, бусы,
перья.
Примечание: танец
будет
эффектно
смотреться,
если
детям
сделать
соответствующие
образу
прически
и
аквагримм.
На
роль
«вожака»
необходимо брать самого раскрепощенного ребенка.
Описание:
Дети строятся друг за другом за большой елкой, ширмой или кулисой.
Ведущий ребенок – «вожак» с барабаном в руках.
Вступление (1-2 фразы): первым начинает движение ребенок – «вожак».
Под мышкой он одной рукой держит барабан, другая поднята вверх, пальцы
27
широко расставлены. Широким сильным шагом на полусогнутых ногах
«вожак» идет на середину зала, ставит барабан перед собой и, приплясывая в
ритме музыки, изображает игру на нем.
3-6 фразы: начинают движение остальные дети. Идут друг за другом на
полусогнутых ногах, колени смотрят в стороны, руки согнуты в локтях,
подняты вверх по сторонам, пальцы широко расставлены. Заводят круг, в
середине которого «вожак», идут вокруг него той же «аборигенской»
походкой. Перед 1-ым куплетом делают резкую остановку по движению
круга. «Вожак» все это время и весь первый куплет продолжает играть не
барабане.
1 куплет
1-2 фразы:
«Чунга-Чанга - синий небесвод…..лето круглый год» - дети продолжают
движение по кругу прыжками с остановками. На первый прыжок – корпус
наклоняют вниз, руками внизу делают движение «копаем корешки». На
второй прыжок – выпрямляют корпус, руки вскидывают вверх, «к солнцу». В
идеале таких прыжков «вниз-вверх» должно получиться 8. Но даже если дети
выполняют их хаотично, это все равно будет смотреться эффектно. Главное,
чтобы они сохраняли движение по кругу.
3-4 фразы:
«Чунга –Чанга весело живет…песенку поет» - дети из круга, «аборигенским
шагом» двигаются врассыпную на заранее определенные места по рисунку
танца. Либо останавливаются врассыпную по залу, лицом к зрителю, если
детей много. Рисунок танца в данном моменте не имеет особого значения и
варьируется от количества детей. Ребенок - «вожак» остается на своем месте.
Припев: и.п. (поза «аборигена) – дети лицом к зрителю, руки согнуты в
локтях, подняты по сторонам, ноги слегка согнуты, широко расставлены,
колени смотрят в стороны. Ребенок – «вожак» танцует вместе со всеми.
28
«Чудо-остров….жить на нем легко и просто...»
- на «раз-два» дети
поднимают правую ногу коленом вверх в сторону, одновременно слегка
опуская корпус в сторону колена, пытаясь достать локтем правой руки
колено. На «три-четыре («жить на нем..») то же движение с левой ноги.
«Жить на нем легко и просто..» - это же движение с правой ноги.
«..Чунга-чанга» - быстро топают на месте на широко расставленных ногах,
руками изображают быстрые удары по барабану.
«Наше
счастье
постоянно…Чунга-чанга»
-
предыдущие
движения
повторяются.
Проигрыш:
1-2 фразы: дети в позе «аборигена», в ритме музыки шагают на месте,
высоко поднимая колени.
3-4 фразы: дети подносят правую ладонь ко рту, левая рука – вверх, по
диагонали. Все делают характерный возглас аборигенов, индейцев.
2 куплет
1-я фраза:
«Чунга-чанга места лучше нет…» - движение «стрелок из лука»
Дети из «позы аборигена» поднимают левую руку влево вверх, пальцы
прижаты друг к другу, правую руку поворачивают влево на уровне груди,
ладонью к себе, голова в направлении за левой рукой. Взгляд сосредоточен.
Выполняют 3 небольших боковых галопа влево, почти не отрывая ног от
пола, колени слегка согнуты – остановка.
2-я фраза:
«Чунга-чанга мы не знаем бед..» - то же самое повторить в правую сторону.
3 –я и 4-я фразы:
«Чунга-чанга кто здесь прожил час…не покинет нас» - движение «молитва
солнцу»
Из позы «аборигена» дети выполняют два хлопка по коленям, затем два
движения руками вверх. И так 4 раза. При хлопках по коленям, локти
стараться отводить в стороны.
29
Припев: движения повторяются.
Проигрыш: все дети, кроме «вожака» садятся на пол, на колени, ладошками
отбивают ритм по полу. Ребенок – «вожак» аборигенской походкой выходит
на первый план, шагает на месте, высоко поднимая ноги и дергая руками
вверху, прыгает в «позе аборигена» вокруг себя несколько раз, выполняет
движение «молитва солнцу», уходит спиной назад на свое место. Дети в этот
момент встают на ноги также в «позе аборигена»
Припев (1 повтор): движения те же.
Припев (2 повтор): ребенок – «вожак» изображает игру на барабане как в
начале танца, остальные дети перестраиваются в круг вокруг него и
выполняют прыжки «вверх-вниз», «копаем корешки» как в начале 1-го
куплета.
Заключительный проигрыш: ребенок – «вожак» выполняет танцевальную
импровизацию, с поворотами вокруг себя, тряской плеч, широкими махами
руками вверх-вниз и т.д. Остальные дети за своим первоначальным ведущим
шагают за елку, ширму или кулису, берут там свою «добычу», кладут ее на
плечо и выносят «вожаку», положив ее на пол перед ним, сами встают по обе
стороны от него, за спиной, и с концом музыки замирают в позе «стрелка из
лука», одни - в направлении вправо, другие - влево.
30
Общий танец с султанчиками
«Я служу России»
(для детей 6-7 лет).
Музыка: одноименная песня в исполнении Д. Хворостяна.
Кол-во детей: любое, но не меньше 16.
Тематика: «День защитника Отечества», «День Победы».
Примечание: танец будет эффектно смотреться, если султанчики будут
большого размера. Их можно сделать из цветных пакетов для мусора для
небольших канцелярских ведерок. 1 упаковка – 1 султанчик.
Описание:
Вступление: дети со своих мест маршируют и встают в три горизонтальных
линии по 3-4 пары в каждой по цветам султанчиков, лицом к зрителю (1-
белый, 2-синий, 3 - красный). (см.рис 1)
1.
31
■▲ ■▲ ■▲ ■▲
■▲ ■▲ ■▲ ■▲
■▲ ■▲ ■▲ ■▲
зрители
1-ый куплет: И. п. стоя в парах, лицом к зрителю, руки с султанчиками
перед грудью
1-ая фраза: одновременно руки вверх, правая нога на носок назад – И. п.
То же самое с левой ногой – И. п.
2-ая фраза: марш на месте, руки через стороны вверх (4 счета)
марш на месте, руки через стороны вниз (4 счета)
Припев:
«Не надо забывать солдата, лучшая награда для него… - Кружиться парами
«лодочкой» на шаге с высоким подъемом колен.
«…когда ты… - Вернуться в И. п.
«…письма шлешь…» - Одновременно поднять руки вверх на ширину плеч,
правая нога в сторону так же на ширину плеч.
«…в ответ он ждет слова простые: «Я служу России» - Ритмичные махи
султанчиками вправо-влево на прямых руках, один счет-один мах, корпус
неподвижен.
Проигрыш: марш на месте, руки с султанчиками перед грудью.
2-ой куплет:
1-ая фраза: «Пружинка» с поворотом туловища вправо, руки вперед – И. п.
То же самое в левую сторону.
Повторить 2 раза в каждую сторону.
2-ая фраза: движения как в 1-ом куплете.
Припев: Движения те же.
Проигрыш: выполнить перестроение из трех линий в общий круг – шагают
за крайним из первой линии, руки перед собой. (Важно: первыми идут дети
с белыми султанчиками, далее – с синими, последними – с красными)
(см.рис.2)
32
2.
Припев:
продолжают шагать по кругу – руки вверх, махи султанчиками вправо-
влево, затем строят фигуру «Российского флага» у центральной стены:
продолжая шагать друг за другом, выстраиваются в три линии:
• дети с белыми султанчиками – встают лицом к зрителю близко друг к
другу, ноги на ширине плеч, руки вверх, образуя из султанчиков сплошную
линию;
• перед белыми заводят свою линию дети с синими султанчиками –
останавливаются лицом к зрителю, ноги вместе, руки перед грудью;
• дети с красными султанчикам заводят свою линию перед синими и
присаживаются на одно колено.
«Замирают» в этой фигуре до конца припева.
Заключительный проигрыш: перестраиваются из фигуры за ведущим в
одну колонну и шагают к стульчикам.
33
■▲ ■▲ ■▲ ■▲
■▲ ■▲ ■▲ ■▲
■▲ ■▲ ■▲ ■▲
зрители
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несомненно, что танец – это универсальное средство решения самых
разнообразных задач развития детей. Это и физическое, и эстетическое, и
психическое, и музыкальное развитие. Совместные движения прививают
чувство коллективизма, умение работать в команде, чувство
взаимопонимания и взаимоуважения. Танец учит мальчиков галантности, а
девочек – скромности и грациозности. Танец прививает и первые
эстетические навыки в выборе костюма, одежды, учит хорошим манерам.
В заключении хотелось бы сказать о некоторых особенностях
разучивания танцев с дошкольниками.
Дети должны запомнить не только сами движения по – отдельности, но и
связать их в последовательный ряд.
Это бывает сложно, поэтому в
собственной практике я всегда использую микро-жесты пальцами, руками,
которые подсказыают детям очередность, направление, характер движения.
Эти микро-жесты я использую не только в процессе освоения танцевального
материала, но и, иногда, на выступлениях перед родителями и др. зрителями.
Дети настолько хорошо привыкают и запоминают их, что без труда, с
удовольствием
и самое главное без волнения и страха что-то забыть,
исполняют свой танцевальный номер. Такая невербальная взаимосвясь
взрослого
и
детского
коллектива,
на
мой
взгляд,
очень
важна.
Устанавливается тесный контакт и взаимопонимание, а также у детей
значительно снижается состояние стресса и страха перед публичным
выступлением, артистичность и раскрепощенность, наоборот, возрастает.
Музыкальный руководитель в ходе разучивания движения выполняет его
одновременно с детьми, зеркально. Такой прием увлекает их, поскольку
детям свойственно подражать взрослым. Возможна и ознакомительная
демонстрация
видео
различных танцев,
ярких,
запоминающихся
34
представлений с элементами танцевальной культуры. Однако злоупотреблять
этим не стоит.
В обучении танцевальным движениям следует использовать краткие и
конкретные пояснения – предельно точно и лаконично, но расставляя
соответствующие акценты. Важно задействовать всех детей, участвующих в
постановке танцевального номера, не выделяя кого-то, не делая различий и
уж тем более выделяя «любимчиков».
Необходимо донести до детей мысль о том, что движения должны быть
свободными и раскрепощенными. Но нужно и следить за подопечными,
чтобы они выполняли именно те движения, которые необходимы, связанные
с ритмом и стилем соответствующего музыкального произведения.
Танец – это необычайно гармоничное действо, способное дарить радость
как детям, так и их родителям, наблюдающим за успехами своих
чад. Разучивание
танцев
должно
стать
неотъемлемой
частью
как
физического, так и психологического воспитания дошкольника.
35