Автор: Николайчук Станислав Михайлович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 297
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Программа
Тема: Программа учебной практики по профессии "Тракторист"
Раздел: среднее профессиональное
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 297
Федеральной службы исполнения наказаний
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР
ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 297
_________________ А.И. ФРОЛЧЕНКО
«______»__________2020 г.
Программа учебной практики
по программе профессионального обучения
по профессии 19203 «Тракторист»
Срок обучения: 10 месяцев
г.Омск, 2020
1
Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального
образования (далее СПО) 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту
машинно-тракторного парка
Рассмотрена и рекомендована на заседании МК
Протокол № ___ от «__» ______________ 20___г.
Председатель МК
________________ В.П. Коврижных
Организация-разработчик: ФКП образовательное учреждение № 297
Разработчики:
Николайчук Станислав Михайлович,
мастер производственного обучения ФКП образовательное учреждение № 297
Содержание
2
стр.
1. Паспорт программы учебной практики
4
2. Результаты освоения программы учебной практики
4
3. Структура и содержание программы учебной практики
5
4. Условия реализации программы учебной практики
21
5. Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики
(видов профессиональной деятельности)
22
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Программа
учебной
практики
–
является
частью
программы
профессионального обучения по профессии 19203 Тракторист
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве;
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
безопасно управлять тракторами;
обеспечивать безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
и транспортировке грузов на тракторах;
заправлять топливом и смазывать тракторы, оборудование;
проводить техническое обслуживание машинно-тракторных агрегатов.
1.2. Цели и задачи учебной практики– требования к результатам
освоения учебной практики
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе
освоения учебной практики должен:
иметь практический опыт:
управления тракторами;
технического обслуживания тракторов.
уметь:
перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку,
размещение и закрепление на них перевозимого груза;
выполнять работы средней сложности по периодическому техническому
обслуживанию тракторов;
выявлять несложные неисправности и самостоятельно выполнять слесарные
работы по их устранению;
оформлять первичную документацию.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной практики
Всего- 522 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы учебной практики является овладение
обучающимися
вида
профессиональной
деятельности
«Выполнение
механизированных
работ
в
сельском
хозяйстве»
,
в
том
числе
(
)
.
профессиональными ПК компетенциями
Код
Наименование результата обучения
ПК 3.1
- Безопасно управлять тракторами с прицепными устройствами.
ПК 3.2
- Обеспечивать безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных
работ и транспортировке грузов на тракторах.
ПК 3.3
- Заправлять топливом и смазывать тракторы.
ПК 3.4
- Проводить техническое обслуживание тракторов.
4
3.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1.
Тематический план
Наименование разделов и тем программы
Всего часов
Инструктаж по охране труда и технике безопасности в учебной мастерской
6
Раздел 1. Слесарные работы
54
Раздел 2. Разборо-сборочные работы
288
Раздел 3. Техническое обслуживание и хранение
54
Раздел 4. Ремонтные работы
60
Раздел 5. Обучение управлению тракторами
60
Всего:
522
5
3.2. Содержание программы учебной практики
Наименование разделов УП и тем
УП
Содержание учебного материала
Объем
часов
1
2
3
1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности в учебной мастерской
6
Раздел 1 Слесарные работы
54
2. Разметка плоскостная
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда.
Разметка плоскостная: назначение, виды, инструменты и материалы, последовательность
выполнения работ.
Упражнения в выполнении основных приемов разметки: построение замкнутых контуров,
образованных отрезками прямых линий, окружностей и радиусных кривых, разметка осевых
линий, разметка контуров деталей с отсчетом размеров от кромки заготовки будущих
деталей.
6
3. Рубка полосовой стали, круглого и
фасонного профиля.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда.
Инструменты и оборудование, применяемые при рубке. Упражнение в выполнении основных
приемов рубки на листе, на уровне губок тисков и в тисках. Вырубка несложных пазов и
канавок в тисках. Заточка инструмента.
Упражнение в выполнении основных приемов при резании слесарной ножовкой в постановке
и расчетах движений корпуса. Резание полосок металла квадратной , круглой и угловой
форм.
6
4.Правка
изогнутого
и
покоробленного
металла и гибка
металла.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда
Правка металла: назначение, применение, оборудование и инструменты.
Правка полосовой стали, круглого полосового прута на наковальной плите при помощи
молотка, ручного пресса и с применением призм.
Упражнение в выполнении основных приемов правки листовой стали.
Инструмент применяемый для гибки полосовой стали под заданный угол, стального
сортового проката на ручном прессе, с применением простых гибочных приспособлений,
колец из проволоки, труб в приспособлениях с наполнителями. Расчет заготовок для гибки.
Развальцовка и разбортовка труб.
6
5.Резка
металла
ножовкой
и
ножницами.
Резка металла ручными ножницами и ножовкой. Упражнения по резанию металла по
прямой, кривой линиям. Вырезка круга, овала. Резка металла рычажными ножницами по
линии и по шаблону.
6
6
6.Опиливание
плоских
и
криволинейных поверхностей.
Опиливание металла: назначение, применение, последовательность выполнения операций,
инструменты и приспособления. Упражнения в отработке приемов опиливания плоскостных
поверхностей, широких и узких поверхностей с проверкой плоскости проверочной линейкой.
Опиливание открытых и закрытых плоскостей, сопряженных под углом 90
о
, под острым и
тупым углом. Проверка углов угольником, шаблоном и угломером. Упражнение в измерении
детали штангенциркулем.
Опиливание параллельных стержней, криволинейных и выпуклых поверхностей, труб
различных профилей.
Применение различных методов и безопасных приемов при
опиливании.
6
7.Зенкование,развертывание
отверстий.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда
Общее устройство сверлильного станка, правила управления и безопасные условия работ на
сверлильном станке при зенкеровании и развертывании.
Инструменты и приспособления, последовательность выполнения операций. Упражнение в
выполнении основных приемов сверления сквозных отверстий на разметке, глухих отверстий
с применением упоров, мерных линеек. Сверление ручными
дрелями. Зенкерование
отверстий подголовками винтов и заклепок. Развертывание цилиндрических сквозных
отверстий вручную. Развертывание конических отверстий под штифты.
6
8.Нарезание резьбы в отверстиях и
на стержне.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда
Применение резьбовых соединений в машиностроении.
Нарезание
резьбы: инструменты и приспособления,
последовательность выполнения
операций. Подбор сверл для нарезания резьбы сквозных отверстий. Охлаждение и смазка
при обработке резьбовых поверхностей.
Упражнение в выполнении основных приемов нарезания наружной резьбы на болтах,
шпильках, трубах. Нарезание резьбы метчиками на приводных станках. Сборка и разборка
приводных соединений труб без уплотнительного материала. Сборка фланцевых соединений
с постановкой прокладок. Контроль качества при нарезании резьбы. Меры безопасности при
нарезании и обработке резьбы.
6
9.Шабрение и притирка
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда
Назначение, применение, виды, пропуски на шабрение, последовательность выполнения
операций. Инструменты и приспособления, вспомогательные материалы для шабрения.
Шабрение
криволинейных,
плоских,
прямолинейных
поверхностей
и
деталей
трубопроводной арматуры. Упражнение в выполнении основных приемов. Контроль
(проверка)
поверхности
шабрения.
Затачивание
и
заправка
шаберов.
Шабрение
механизированным инструментом. Меры безопасности при шабрении.
7
Назначение, применение, степень точности, материалы, последовательность выполнения
операций при притирке. Подготовка поверхностей сопряженных деталей под углом 30
о
и 45
о
для притирки. Ручная и машиноручная притирка. Контроль качества притирки под
давлением, разряжением и гидроспособом. Механизированная притирка. Притирка узких
плоских поверхностей «пакетом» и деталей запорной аппаратуры. Меры безопасности труда
при притирке
6
10. Проверочная работа: Изготовление гайки М-16 различными резьбами.
6
Раздел 2. Разборо-сборочные работы
288
1.Разборка-сборка
с
изучением деталей КШМ
двигателя
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда
Изучение инструкционно -технологической карты.
Упражнение в разборке КШМ. Контроль
технологического состояния деталей и температурных зазоров в сопряжении. Сборка КШМ.Проверка
качества выполненной работы.
6
2.Разборка-сборка
с
изучением деталей ГРМ
Двигателя.
. Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда
Изучение
инструкционно-технологической
карты.
Упражнение
в
разборке
ГРМ.
Контроль
технологического состояния деталей и температурных зазоров в сопряжениях. . Сборка ГРМ..
Проверка качества выполненной работы.
6
3.Разборка-сборка,
с
изучением, деталей системы
охлаждения двигателя .
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда
Изучение инструкционно-технологической карты. Упражнение в разборке системы охлаждения
двигателя. Контроль технологического состояния деталей и приборов. Сборка системы охлаждения и
регулировка ремня вентилятора.
6
4..Разборка-сборка водяного
насоса, вентилятора.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Сборка насоса.
6
5.Разборка-сборка
термостата.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Сборка термостата.
6
6.Разборка-сборка
с
изучением деталей системы
смазки двигателя .
Изучение инструкционно-технологической карты и других пособий. Разборка системы смазки
двигателя. Контроль технологического состояния деталей и приборов. . Сборка, установка деталей на
двигатель.
6
7..Разборка-сборка
масляного насоса.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Осмотр деталей , сборка насоса.
6
8..Разборка-сборка
масляных фильтров.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Осмотр , замена фильтрующих элементов, сборка.
6
8
9..Разборка-сборка
центрифуги.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Осмотр ротора центрифуги, промывка, сборка.
6
10.Пусковой двигатель
П-10УД.
-
Разборка сборка
-
кривошипно шатунного
.
механизма
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда
Изучение
инструкционно-технологической
карты
и
других
пособий.
Снятие
двигателя
,
разборка .кривошипно-шатунного механизма. Осмотр деталей, сборка и установка двигателя.
6
11.Разборка сборка
редуктора пускового
двигателя.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Сборка редуктора. Проверка уровня масла.
6
12.Разборка
и
сборка
системы
питания
пускового двигателя
П-10УД.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Сборка карбюратора, регулировка.
6
13.Разборка-сборка
с
изучением деталей системы
питания
дизельного
двигателя .
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда
Изучение инструкционно-технологической карты и других пособий. Снятие с трактора и разборка
приборов системы питания дизельного двигателя. Контроль технологического состояния деталей.
Сборка и установка деталей на двигатель.
6
14.Разборка
и
сборка
топливного
насоса
и
форсунки двигателя
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей, сборка и
установка на двигатель.
6
15.Разборка-сборка
подкачивающего насоса
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей.
6
16.Разборка –сборка
всережимного регулятора.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей.
6
17.Разборка-сборка
топливного насоса рядного
типа
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей.
6
18.Разборка-сборка
фильтра грубой очистки
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Промывка, замена фильтрующего элемента и установка на
двигатель.
6
9
19.Разборка-сборка
фильтра тонкой очистки
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль состояния деталей, замена фильтрующего
элемента.
6
20.Разборка
и
сборка
воздухоочистителя
и
турбокомпрессора.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Замена фильтрующего элемента , контроль
технологического состояния деталей , сборка , установка на двигатель.
6
21.Регулировка
системы
питания двигателя
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Регулировка. Запуск двигателя.
6
23.Разборка-сборка
движителя
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей , сборка.
6
24.Разборка-сборка
механизма блокировки
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Технологическое состояние деталей , смазка, сборка
установка.
6
25. Рулевое управление .
Разборка-сборка рулевого
механизма типа червяк -
сектор
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей и сборка.
6
26.Регулировка ходовой
части
Освободив гусеницу регулируют зазор в подшипнике. Натяжение гусениц. Не допускается провисание
гусениц более 50мм.
6
27.
Ходовая
часть
колесного
трактора.
Разборка
и
сборка
переднего моста трактора
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей, сборка
установка на место. Контроль уровня масла.
6
28.Регулировка
механизма
управления
трактора.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты .Регулировка шарнирных соединений рулевых тяг, конических, подшипников ,
между червяком и сектором.
6
29.Разборка-сборка
поворотных рычагов
рулевого управления.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Сборка ,регулировка угла развала колес.
6
30.Разборка-сборка
движителя
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-технологической
карты и других пособий. Осмотр деталей, сборка.
6
10
31.Регулировка переднего
моста трактора
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Сборка ,регулировка угла развала колес. Проверка давления
в шинах.
6
32.Трансмиссия.
Разборка и сборка заднего
моста.
Регулировка конических подшипников. Проверка сходимости направляющих колес.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-технологической
карты.
6
33. Разборка-сборка
конечных передач
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда . Изучение инструкционной-
технологической карты. Контроль технологического состояния деталей, сборка.
6
34.Разборка-сборка
дифференциала
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. .Контроль технологического состояния деталей , сборка.
6
35. Регулировка заднего
моста трактора .
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда . Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Регулировка зазора в конических подшипниках ведущего
вала , конических шестерен, заливка масла.
6
36.Разборка-сборка коробки
передач
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда . Изучение инструкционно-технологической
карты и других пособий. Снятие коробки передач с трактора разборка осмотр ведомой шестерни
первой ступени
ведущей шестерни второй ступени первичного вторичного и промежуточного
валов .Осмотр ведущего и ведомого диска сцепления пружин выжимного подшипника. Сборка коробки
передач и установка на трактор.
6
37 Разборка-сборка
сцепления
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль состояния выжимного подшипника , вилки ,
пружин , дисков, сборка.
6
38.Регулировка
сцеплений тракторов.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. .Регулировка производится с помощью болта , регулировка
тормоза регулировочной гайкой.
6
39.Разборка-сборка
механизма выключения
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей , сборка.
6
40.Разборка
и
сборка
раздаточной
коробки
трактора
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей , заливка
масла.
6
11
41.Разборка
и
сборка
тормозов
и
механизма
блокировки
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Осмотр фрикционных накладок, тормозных колодок,
барабанов, сборка.
6
42.Регулировка
механизма блокировки
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. .Регулировка производится за счет необходимой длины тяги.
6
43.Рабочее оборудование
Разборка-сборка механизма
навески
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционно-технологической
карты и других пособий. Осмотр рычагов , поворотного вала, цилиндра, установка на трактор .
6
44.Разборка
и
сборка
гидропривода,
гидронасоса
и
распределителя
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. .Осмотр агрегатов, трубопроводов, промывка фильтра,
установка на трактор.
6
45.Разборка-сборка вала
отбора мощности
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-
технологической карты и других пособий. Осмотр ведущего и ведомого вала, ведомой ,ведущей
шестерни ,маслопадающей шестерни, сборка.
6
46.Разборка
и
сборка
генератора, стартера
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционно-
технологической карты и других пособий. Осмотр статора ротора, подшипников. Смазка
подшипников , сборка.
6
47.Разборка
и
сборка
магнето М-124А1.
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционно-
технологической карты и других пособий. Осмотр контактов , подшипников, ротора, зазора между
контактами 0,25-0,35.
6
48.Разборка,
сборка
гидравлической системы
Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционно-технологической
карты и других пособий. Осмотр агрегатов гидросистемы.
6
49. Проверочная работа: Разборка и сборка системы питания
6
Раздел 3. Техническое обслуживание и хранение
54
1.Техническое
обслуживание
системы
питания двигателей
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического
обслуживания приборов системы питания. Проверка герметичности соединений и подтягивание
крепления карбюратора, топливного насоса, топливных фильтров, топливного бака, воздушного
фильтра, глушителя. Проверка действия приборов управления дросселем и воздушной заслонкой
карбюратора, а также состояние их деталей. Продувка жиклеров и каналов без разборки карбюратора.
6
12
Упражнение обучающихся.Разборка и промывка карбюратора. Проверка состояния деталей и сборка
карбюратора, проверка и регулировка топлива в поплавковой камере. Работа двигателя на холостом
ходу и регулировка. Регулировка приводов управления дросселем и воздушной заслонкой карбюратора.
Слив отстоя отстойника топливного фильтра. Разборка и промывка топливного фильтра, проверка
состояния и продувка топливопроводов.
Проверка подачи топлива насосом. Промывка фильтра и клапанов топливного насоса. Проверка
состояния и промывка воздушного фильтра. Промывка топливного бака. Проверка состояния и
крепления глушителя.
Проверка состояния и давления топлива в магистралях питания дизельного двигателя. Устранение
неплотностей в системе питания дизельного двигателя. Проверка действия и регулировка привода
управления ТНВД,
всережимного регулятора.
Установка
угла
опережения
впрыска
топлива.
Регулировка минимальной частоты вращения коленвала двигателя на холостом ходу. Удаление воздуха
из системы питания. Заправка трактора дизтопливом.
2.Техническое
обслужи-
вание системы охлаждения
и смазки двигателя
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического
обслуживания приборов системы охлаждения и смазки двигателя. Ознакомление обучающихся с
оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом. Ознакомление с неисправностями, их
признаками и способами их устранения. Показ последовательности работ технического обслуживания.
Необходимость содержания системы охлаждения и смазки двигателя в исправном состоянии. Экономия
смазочных материалов.
Упражнение обучающихся. Очистка приборов систем от пыли и грязи. Проверка герметичности систем,
проверка работы термостата, жалюзи. Контроль температуры охлаждающей жидкости и давления
масла. Крепление приборов системы охлаждения и смазки двигателя. Удаление накипи из системы
охлаждения. Слив отстоя и очистка фильтрующих из системы вентиляции картера.
6
3.Техническое
обслуживание
электрооборудования
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда и электробезопасности в
процессе технического обслуживания приборов электрооборудования.
Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом.
Неисправности приборов, выявление их причин. Показ способов их устранения и поддержания в
технически исправном состоянии.
Упражнение обучающихся. Очистка аккумуляторной батареи от влаги и загрязнения. Прочистка
вентиляторных отверстий. Очистка наконечников электрических приборов и штырей АКБ от
окисления, их смазка Проверка плотности электролита и степень заряженности АКБ, доливка
дистиллированной воды.
Проверка состояния генератора, реле-регулятора, магнето, свечей, электрических проводов. Проверка
правильности установки зажигания. Проверка состояния стартера и его выключателя. Проверка
действия контрольных приборов, световых и звуковых сигналов, приборов освещения.
Проверка
6
13
плавких предохранителей.
6
6
4.Техническое
обслуживание трансмиссии
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического
обслуживания
трансмиссии
.
Ознакомление
обучающихся
с
оборудованием,
приборами,
приспособлениями и инструментом. Последовательность выполнения работ
при техническом
обслуживании механизмов трансмиссии.Упражнение обучающихся.
Сцепление. Проверка действий механизма сцепления и его привода. Регулировочные и смазочные
работы. Крепежные работы. Проверка гидравлического привода сцепления и его герметичность,
удаление воздуха. Проверка состояния работы гидроусилителя.
Коробка передач. Раздаточная коробка. Проверка уровня, доливка и смена масла в картере. Крепежные
работы. Регулировка подшипников и механизмов переключения передач .
Задний мост. Проверка уровня, доливка и смена масла в картере ведущего моста.
Проверка
герметичности, крепежные работы, регулировка подшипников главной передачи.
5.Техническое
обслуживание ходовой
части
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического
обслуживания
ходовой
части.
Ознакомление
обучающихся
с
оборудованием,
приборами,
приспособлениями и инструментом, неисправности узлов и агрегатов ходовой части и способы их
устранения. Контроль качества работ.
Упражнение обучающихся. Проверка состояния деталей рамы, балки переднего моста, буксирного
устройства. Подтягивание креплений, гаек, шпилек. Проверка люфта в шкворнях поворотных цапф.
Смазочные работы. Проверка угла установки управляемых колес.
6.Техническое
обслуживание рулевого
управления
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического
обслуживания рулевого управления
Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами,
приспособлениями и инструментом, неисправности рулевого управления и способы их устранения.
Контроль рабочего места.
Упражнение обучающихся. Проверка действия рулевого управления, герметичность картера рулевого
управления (механизма), смазывание шарнирных соединений. Крепежные и регулировочные работы.
Проверка состояния гидроусилителя рулевого управления.
6
7.Техническое обслужи-
вание тормозной системы
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического
обслуживания тормозной системы
Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами,
приспособлениями и инструментом, неисправности тормозной системы и способы их устранения.
Контроль качества работ.
Упражнение обучающихся. Проверка действий рабочей, запасной и стояночной тормозной системы.
Проверка герметичности соединений гидравлического и пневматического привода тормозов. Проверка
6
14
состояния крепления трубопровода тормозов. Проверка состояния привода и механизма стояночной
тормозной системы, состояние натяжения ремня компрессора, проверка уровня тормозной жидкости и
долив ее в главный тормозной цилиндр. Удаление воздуха из системы гидравлического привода.
Смазочные работы. Проверка состояния тормозных накладок, стягивающих пружин, рабочих
тормозных цилиндров и барабанов.
Регулировочные работы. Проверка состояния и действия
гидровакуумного усилителя тормозов.
8.Техническое
обслужи-
вание кузовов и рабочего
оборудования
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического
обслуживания
дополнительного
оборудования
трактора.
Ознакомление
обучающихся
с
оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом, неисправностями дополнительного
оборудования и способы их устранения. Контроль качества работ.
Упражнение обучающихся.
Проверка состояния и крепления кабины,
облицовки радиатора, и
подножек. Проверка действия замков, петель, стеклоочистителей и стеклоподъемников. Смазывание
трущихся деталей дверей. Крепление стремянок, запоров грузовой платформы.
Прицепы и полуприцепы. Ознакомление учащихся с оборудованием, приборами, приспособлениями и
инструментом, неисправности прицепов, способы их устранения.
Необходимость содержания
прицепов в исправном состоянии. Контроль качества работ.
Упражнение обучающихся. Проверка исправности кузова, бортов, платформы, запоров и двери
фургонов их крепления. Проверка люфта работы поворотного устройства. Проверка рабочей, запасной
и стояночной тормозных систем. Устранение утечки тормозной жидкости и воздуха. Слив жидкости,
проверка тормозных камер, рессор, сцепного устройства, исправности дисков колес.
6
9. Проверочная работа Техническое обслуживание в объёме ТО-1 ТО-2.
6
Раздел 4. Ремонтные работы
60
15
1.Ремонт трактора
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта
трактора.
Ознакомление
обучающихся
с
оборудованием,
приборами,
приспособлениями
и
инструментом.
Ознакомление обучающихся с технологическими процессами восстановления деталей кривошипно-
шатунного механизма и газораспределительного механизма, систем охлаждении, смазки и питания
двигателя, а также комплектованием и сборкой.
Упражнение обучащихся. Разборка двигателя. Обезжиривание, контроль и сортировка деталей.
Ремонт цилиндров, замена шпилек и заделка трещин. Гидравлические испытания блока. Ремонт
шатунов. Подбор колец по цилиндрам и поршням., поршней по цилиндрам, поршней и шатунов по
массе. Подбор и смена вкладышей шатунных и коренных подшипников. Высверливание обломленных
болтов и шпилек.
Ремонт газораспределительного механизма, замена направляющих клапанов и их притирка. Смена
подшипников распределительного вала.
Ремонт приборов системы охлаждения, смазки и питания. Сборка двигателя, и его испытания на стенде.
Холодная и горячая обкатка двигателя. Определение неполадок в работе двигателя, их устранение.
Сдача двигателя после ремонта и обкатки.
6
2.Ремонт
электрооборудования
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда и электробезопасность в
процессе ремонта электрооборудования. Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами,
приспособлениями и инструментом. Ознакомление обучающихся с технологическими процессами
восстановления деталей, их комплектованием и сборкой. Показ приемов регулировки и испытания
приборов электрооборудования на стендах.
Упражнение
обучающихся.
Ремонт
реле-регулятора,
генератора.
Разборка
реле-регулятора
и
генератора. Ремонт деталей генератора и его сборка. Проверка реле-регулятора на стенде. Ремонт
приборов батарейного зажигания. Установка зажигания и ее проверка. Ремонт стартера и его разборка,
сборка и проверка. Проверка состояния приборов освещения, звуковых сигналов и электропроводки.
Ремонт электропроводки.
6
3.Ремонт сцепления
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта
сцепления.
Ознакомление
обучающихся
с
оборудованием,
приборами,
приспособлениями
и
инструментом. Последовательность снятия разборка, мойка, контроль и сортировка деталей сцепления.
Технологический
процесс
восстановления
деталей,
их
комплектование,
сборка
сцепления
и
регулировка. Изучение приемов установки сцепления на двигатель и регулировка привода сцепления.
Упражнение учащихся. Снятие сцепления и его разборка. Обезжиривание, контроль и сортировка
деталей. Ремонт сцепления. Сборка и регулировка механизма сцепления. Ремонт деталей механизма
привода сцепления. Установка сцепления.
6
16
4.Ремонт коробки перемены
передач
и
раздаточной
коробки
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта коробки
передач
и
раздаточной
коробки.
Ознакомление
обучающихся
с
оборудованием,
приборами,
приспособлениями и инструментом. Последовательность операции: снятие с трактора, разборка, мойка,
контроль и сортировка деталей коробки передач и раздаточной коробки. Технологический процесс
восстановления деталей, их комплектование, сборка. Регулировка коробки передач и раздаточной
коробки, установление их на трактор.
Упражнение учащихся. Разборка коробки передач, раздаточной коробки, механизма переключения и
привода. Обезжиривание, контроль и сортировка деталей. Сборка коробки передач и раздаточной
коробки, испытание на стенде. Ремонт коробки отбора мощности.
6
5.Ремонт заднего моста
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта заднего
моста. Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом.
Последовательность операции: снятие, разборка, мойка, контроль и сортировка деталей заднего моста.
Технологический процесс восстановления деталей, их комплектование, сборка. Сборка и регулировка
главной передачи. Испытание заднего моста на стенде. Последовательность операций установки
заднего моста на трактор.
Упражнение обучающихся. Разборка заднего моста на тракторе Обезжиривание, контроль и сортировка
деталей. Ремонт карданных шарниров, сборка . Разборка заднего моста, контроль и сортировка деталей.
Замена изношенных деталей. Сборка главной передачи и дифференциала. Регулировка, испытание и
проверка заднего моста на стенде.
6
6.Ремонт переднего моста и
рулевого механизма
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта
переднего моста и рулевого управления. Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами,
приспособлениями и инструментом. Технологический процесс восстановления и комплектование
деталей, а также регулировки, сборки переднего моста и рулевого управления. Установки их на
трактор.
Упражнение обучающихся. Разборка переднего моста, обезжиривание деталей. Ремонт переднего
моста, сборка и регулировка. Разборка рулевого механизма. Контроль и сортировка деталей. Сборка и
регулировка рулевого механизма. Установка рулевого механизма на трактор.
6
7.Ремонт
тормозной
системы
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда при ремонте тормозной
системы.
Ознакомление
обучающихся
с
оборудованием,
приборами,
приспособлениями
и
инструментом. Последовательность операций разборки, мойки контроля и сортировки деталей
тормозной системы, их комплектование, сборка тормозных механизмов и тормозного привода.
Установка на трактор, регулировка.
Упражнение обучающихся. Разборка тормозной системы. Контроль и сортировка деталей. Сборка,
регулировка, испытание и проверка тормозной системы.
6
8.Ремонт
рабочего
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда по ремонту дополнительного
6
17
оборудования,
окраска
трактора
оборудования,
окраске
трактора.
Ознакомление
учащихся
с
оборудованием,
приборами,
приспособлениями и инструментом. Последовательность операций разборки, мойки контроля и
сортировки деталей. Технологический процесс восстановления деталей их комплектование, сборки,
регулировки, установки агрегатов дополнительного оборудования на трактор. Технология окраски
трактора.
Упражнение учащихся. Разборка деталей. Сборка и испытание приборов и агрегатов гидравлического
подъемника. Ремонт кабины Окраска трактора.
9.Сборка трактора
Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда при сборке трактора.
Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом.
Технологический процесс сборки трактора, его заправки, проверки действия агрегатов, механизмов и
приборов.
Упражнение обучюащихся. Общая сборка трактора. Подсоединение, постановка и крепление всех
агрегатов, узлов и механизмов на раму трактора. Заправка маслом, охлаждающей жидкостью и
топливом. Проверка действия узлов и механизмов,. Сдача трактора.
6
10 . Проверочная работа Ремонт агрегатов смазочной НШ-32.
6
Раздел 5. Обучение управлению тракторами
60
1.Ознакомление с кабиной и
органами управления
трактора
Ознакомление обучающихся с рычагами и педалями колесного трактора МТЗ-80
Правила пользования рычагами и педалями и их назначением, контрольными приборами, их
назначением и показаниями при работе трактора.
Запуск пускового двигателя шнуром, стартером, запуск основного двигателя.
Правильная посадка учащегося в кабине трактора МТЗ-80.
6
2. Запуск пускового и
основного двигателей
Проверить крепление магнето, провода высокого напряжения, запальной свечи.
Поставить рычаг К.П.П. в нейтральное положение.
Поставить рычаг тормоза в положение включено.
Включить рычаг шестерни автомата (на себя, до щелчка)
Открыть кран подачи топлива для пускового двигателя
Прикрыть воздушную заслонку
Произвести запуск ПД-10У. стартером
Прогреть пусковой двигатель
Плавно перевести рычаг муфты сцепления редуктора (от себя)
Перевести рычаг подачи дизельного топлива в право
Запустить основной двигатель
Выключить рычаг муфты сцепления редуктора (на себя)
6
18
Остановить пусковой двигатель
Проверить давление масла по датчику
Проверить работу двигателя на слух
3.Обучение вождению
трактора по прямой линии с
переключением передач с
высшей на низшую
Разогнать трактор на одной передачи
Нажать на педаль муфты сцепления
Отпустив при этом педаль ножного управления топливом
Правой рукой без задержки в нейтральном положении быстро переключить на повышенную передачу
После этого нажать на педаль подачи топлива и плавно, но быстро отпустить педаль муфты сцепления
Для перехода с высшей передачи на низшую: выключить муфту сцепления и снизить обороты
коленчатого вала двигателя, рычаг коробки передач вывести в нейтральное положение, включить
муфту сцепления, нажать на педаль подачи топлива, выключить муфту сцепления, из нейтрального
положения рычаг КПП перевести на низшую передачу, установить требуемые обороты двигателя и
отпустить педаль муфты сцепления
6
4.Обучение вождению
задним ходом с прицепной
тележкой с поворотами
Дать предупредительный сигнал. Нажать педаль сцепления, включить передачу заднего хода, дать
предупредительный сигнал и оглянувшись через левое плечо плавно отпустить педаль сцепления,
одновременно увеличивая подачу топлива в двигателе. Движение трактора надо начинать только после
того когда водитель убедится что на пути движения трактора нет людей и помех.
6
5.Обучение вождению при
въезде в ворота задним
ходом с прицепной
тележкой
Движение задним ходом опасно, потому, что видимость затруднена, изменяется положение
водителя относительно рычагов и педалей трактора. Перед началом движения убедившись, что не
только возле трактора, но и на пути движения нет людей и помех. Нажать педаль сцепления , включить
передачу заднего хода , дать предупредительный сигнал и оглянувшись через левое плечо плавно
отпустить педаль сцепления, одновременно увеличивая подачу топлива в двигателе .
6
6.Обучение подьезду
задним ходом к прицепному
орудию.
Убедиться в отсутствии людей и помех на пути трактора и с/х орудия. Вывести трактор на одну линию
с прицепом, уменьшить подачу топлива и начать подъезд трактора к прицепу, при этом корректировать
прицеп и серьгу трактора на одной линии.
Не доехав до прицепа 2-3метра нужно остановить трактор, выключить передачу, включить стояночный
тормоз и выйти из кабины трактора и убедится в правильности подъезда трактора к прицепу. В случае
отклонения
надо исправить
направление трактора. Подъезжать к прицепу необходимо на
минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя , не снимая ног с педалей муфты сцепления
и тормоза. Подъехав к прицепному с/х орудию остановить трактор, включить стояночный тормоз,
выключить передачу, выйти из кабины трактора и соединить прицеп и серьгу трактора стопорным
пальцем. Подъезд к прицепному с/х орудию необходимо выполнить из различных положений (слева и
справа), соблюдая те же правила, что при подъезде по прямой
6
19
7.Обучение вождению на
подъёмах и спусках.
Включать пониженную передачу нужно заблаговременно. При спуске с горы
подачу топлива
уменьшают, при подъеме – увеличивают. Остановка на спуске и подъеме запрещена (остановиться
можно только в исключительных случаях). Для остановке на подъеме и спуске одновременно
нажимают на педали муфты сцепления и тормоза, включают стояночный тормоз и выключают
передачу. Под колеса трактора подкладывают
тормозные колодки
со стороны спуска. Для
продолжения движения убирают колодки включают первую передачу (при подъеме увеличивают
подачу топлива) и плавно отпускают
педаль муфты сцепления. Как только частота вращения
коленчатого вала уменьшится, отпускают рычаг стояночного тормоза и педаль муфты сцепления
6
8. Проверочная работа Запуск пускового и основного двигателей трактора
6
9-10 Проверочная работа. Контрольное вождение
12
Итого:
522
20
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие мастерской по профессии
«Тракторист»
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
агрегаты, сборочные единицы тракторов;
комплект, инструментов, приспособлений;
комплект бланков технологической документации;
комплект учебно-методической документации.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Родичев В.А. «Тракторы», Учебник: Издательский центр Академия ИРПО 2009
г.
2. Гладков Г.И., Петренко А.М. «Тракторы: Устройство и техническое
обслуживание: учебное пособие»: Издательский центр Академия 2009 г.
3. Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины: учебник»: Издательский центр
Академия 2006 г.
4. Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями и
иллюстрациями действующей
Дополнительные источники:
Проничев Н.П. «Справочник механизатора: учебное пособие» Издательство
Академия 2003 г.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическим
обучением. Освоение учебной практики ведется параллельно с изучением учебных
дисциплин общепрофессионального цикла «Основы технического черчения»,
«Основы электротехники», «Материаловедение», «Охрана труда»
Параллельно с освоением учебной практики изучаются МДК:
«Устройство, техническое обслуживание и ремонт тракторов»;
«Правила дорожного движения»;
«Безопасность движения и оказание первой медицинской помощи»
Программа учебной практики состоит из 5 (пяти) разделов и рассчитана на 522
часа. Продолжительность учебного занятия -6 академических часов.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Мастер производственного обучения: наличие 4-5 квалификационного разряда с
обязательной стажировкой в профильных организациях не реже одного раза в три
года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным.
5.
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики
21
(видов профессиональной деятельности)
Результаты
(разделы
программы)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля
и оценки
Слесарные работы
Умения
выявлять несложные
неисправности и самостоятельно
выполнять слесарные работы по
их устранению
Текущий контроль в форме:
оценка при выполнении
работ по учебной практике.
Итоговый контроль:
Проверочная работа
Разборо -
сборочные
работы .
выявлять несложные
неисправности и самостоятельно
выполнять слесарные работы по
их устранению;
Текущий контроль в форме:
оценка при выполнении
работ по учебной практике.
Итоговый контроль:
Проверочная работа
Техническое
обслуживание и
хранение
- выявлять несложные
неисправности и самостоятельно
выполнять слесарные работы по
их устранению;
Текущий контроль в форме:
оценка при выполнении
работ по учебной практике.
Итоговый контроль:
Проверочная работа
Ремонтные работы
.
- выявлять несложные
неисправности и самостоятельно
выполнять слесарные работы по
их устранению;
Текущий контроль в форме:
оценка при выполнении
работ по учебной практике.
Итоговый контроль:
Проверочная работа
Обучение
управлению
трактором
- перевозить грузы на тракторных
прицепах, контролировать
погрузку, размещение и
закрепление на них перевозимого
груза;
Текущий контроль в форме:
оценка при выполнении
работ по учебной практике.
Итоговый контроль:
Проверочная работа
22