Напоминание

Программа учебной практики по профессии "Тракторист"


Автор: Николайчук Станислав Михайлович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 297
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Программа
Тема: Программа учебной практики по профессии "Тракторист"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 297

Федеральной службы исполнения наказаний

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР

ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 297

_________________ А.И. ФРОЛЧЕНКО

«______»__________2020 г.

Программа учебной практики

по программе профессионального обучения

по профессии 19203 «Тракторист»

Срок обучения: 10 месяцев

г.Омск, 2020

1

Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного

образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального

образования (далее СПО) 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту

машинно-тракторного парка

Рассмотрена и рекомендована на заседании МК

Протокол № ___ от «__» ______________ 20___г.

Председатель МК

________________ В.П. Коврижных

Организация-разработчик: ФКП образовательное учреждение № 297

Разработчики:

Николайчук Станислав Михайлович,

мастер производственного обучения ФКП образовательное учреждение № 297

Содержание

2

стр.

1. Паспорт программы учебной практики

4

2. Результаты освоения программы учебной практики

4

3. Структура и содержание программы учебной практики

5

4. Условия реализации программы учебной практики

21

5. Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики

(видов профессиональной деятельности)

22

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1.1. Область применения программы

Программа

учебной

практики

является

частью

программы

профессионального обучения по профессии 19203 Тракторист

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве;

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

безопасно управлять тракторами;

обеспечивать безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

и транспортировке грузов на тракторах;

заправлять топливом и смазывать тракторы, оборудование;

проводить техническое обслуживание машинно-тракторных агрегатов.

1.2. Цели и задачи учебной практики– требования к результатам

освоения учебной практики

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и

соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе

освоения учебной практики должен:

иметь практический опыт:

управления тракторами;

технического обслуживания тракторов.

уметь:

перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку,

размещение и закрепление на них перевозимого груза;

выполнять работы средней сложности по периодическому техническому

обслуживанию тракторов;

выявлять несложные неисправности и самостоятельно выполнять слесарные

работы по их устранению;

оформлять первичную документацию.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной практики

Всего- 522 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Результатом освоения программы учебной практики является овладение

обучающимися

вида

профессиональной

деятельности

«Выполнение

механизированных

работ

в

сельском

хозяйстве»

,

в

том

числе

(

)

.

профессиональными ПК компетенциями

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

- Безопасно управлять тракторами с прицепными устройствами.

ПК 3.2

- Обеспечивать безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных

работ и транспортировке грузов на тракторах.

ПК 3.3

- Заправлять топливом и смазывать тракторы.

ПК 3.4

- Проводить техническое обслуживание тракторов.

4

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1.

Тематический план

Наименование разделов и тем программы

Всего часов

Инструктаж по охране труда и технике безопасности в учебной мастерской

6

Раздел 1. Слесарные работы

54

Раздел 2. Разборо-сборочные работы

288

Раздел 3. Техническое обслуживание и хранение

54

Раздел 4. Ремонтные работы

60

Раздел 5. Обучение управлению тракторами

60

Всего:

522

5

3.2. Содержание программы учебной практики

Наименование разделов УП и тем

УП

Содержание учебного материала

Объем

часов

1

2

3

1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности в учебной мастерской

6

Раздел 1 Слесарные работы

54

2. Разметка плоскостная

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда.

Разметка плоскостная: назначение, виды, инструменты и материалы, последовательность

выполнения работ.

Упражнения в выполнении основных приемов разметки: построение замкнутых контуров,

образованных отрезками прямых линий, окружностей и радиусных кривых, разметка осевых

линий, разметка контуров деталей с отсчетом размеров от кромки заготовки будущих

деталей.

6

3. Рубка полосовой стали, круглого и

фасонного профиля.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда.

Инструменты и оборудование, применяемые при рубке. Упражнение в выполнении основных

приемов рубки на листе, на уровне губок тисков и в тисках. Вырубка несложных пазов и

канавок в тисках. Заточка инструмента.

Упражнение в выполнении основных приемов при резании слесарной ножовкой в постановке

и расчетах движений корпуса. Резание полосок металла квадратной , круглой и угловой

форм.

6

4.Правка

изогнутого

и

покоробленного

металла и гибка

металла.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда

Правка металла: назначение, применение, оборудование и инструменты.

Правка полосовой стали, круглого полосового прута на наковальной плите при помощи

молотка, ручного пресса и с применением призм.

Упражнение в выполнении основных приемов правки листовой стали.

Инструмент применяемый для гибки полосовой стали под заданный угол, стального

сортового проката на ручном прессе, с применением простых гибочных приспособлений,

колец из проволоки, труб в приспособлениях с наполнителями. Расчет заготовок для гибки.

Развальцовка и разбортовка труб.

6

5.Резка

металла

ножовкой

и

ножницами.

Резка металла ручными ножницами и ножовкой. Упражнения по резанию металла по

прямой, кривой линиям. Вырезка круга, овала. Резка металла рычажными ножницами по

линии и по шаблону.

6

6

6.Опиливание

плоских

и

криволинейных поверхностей.

Опиливание металла: назначение, применение, последовательность выполнения операций,

инструменты и приспособления. Упражнения в отработке приемов опиливания плоскостных

поверхностей, широких и узких поверхностей с проверкой плоскости проверочной линейкой.

Опиливание открытых и закрытых плоскостей, сопряженных под углом 90

о

, под острым и

тупым углом. Проверка углов угольником, шаблоном и угломером. Упражнение в измерении

детали штангенциркулем.

Опиливание параллельных стержней, криволинейных и выпуклых поверхностей, труб

различных профилей.

Применение различных методов и безопасных приемов при

опиливании.

6

7.Зенкование,развертывание

отверстий.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда

Общее устройство сверлильного станка, правила управления и безопасные условия работ на

сверлильном станке при зенкеровании и развертывании.

Инструменты и приспособления, последовательность выполнения операций. Упражнение в

выполнении основных приемов сверления сквозных отверстий на разметке, глухих отверстий

с применением упоров, мерных линеек. Сверление ручными

дрелями. Зенкерование

отверстий подголовками винтов и заклепок. Развертывание цилиндрических сквозных

отверстий вручную. Развертывание конических отверстий под штифты.

6

8.Нарезание резьбы в отверстиях и

на стержне.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда

Применение резьбовых соединений в машиностроении.

Нарезание

резьбы: инструменты и приспособления,

последовательность выполнения

операций. Подбор сверл для нарезания резьбы сквозных отверстий. Охлаждение и смазка

при обработке резьбовых поверхностей.

Упражнение в выполнении основных приемов нарезания наружной резьбы на болтах,

шпильках, трубах. Нарезание резьбы метчиками на приводных станках. Сборка и разборка

приводных соединений труб без уплотнительного материала. Сборка фланцевых соединений

с постановкой прокладок. Контроль качества при нарезании резьбы. Меры безопасности при

нарезании и обработке резьбы.

6

9.Шабрение и притирка

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда

Назначение, применение, виды, пропуски на шабрение, последовательность выполнения

операций. Инструменты и приспособления, вспомогательные материалы для шабрения.

Шабрение

криволинейных,

плоских,

прямолинейных

поверхностей

и

деталей

трубопроводной арматуры. Упражнение в выполнении основных приемов. Контроль

(проверка)

поверхности

шабрения.

Затачивание

и

заправка

шаберов.

Шабрение

механизированным инструментом. Меры безопасности при шабрении.

7

Назначение, применение, степень точности, материалы, последовательность выполнения

операций при притирке. Подготовка поверхностей сопряженных деталей под углом 30

о

и 45

о

для притирки. Ручная и машиноручная притирка. Контроль качества притирки под

давлением, разряжением и гидроспособом. Механизированная притирка. Притирка узких

плоских поверхностей «пакетом» и деталей запорной аппаратуры. Меры безопасности труда

при притирке

6

10. Проверочная работа: Изготовление гайки М-16 различными резьбами.

6

Раздел 2. Разборо-сборочные работы

288

1.Разборка-сборка

с

изучением деталей КШМ

двигателя

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда

Изучение инструкционно -технологической карты.

Упражнение в разборке КШМ. Контроль

технологического состояния деталей и температурных зазоров в сопряжении. Сборка КШМ.Проверка

качества выполненной работы.

6

2.Разборка-сборка

с

изучением деталей ГРМ

Двигателя.

. Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда

Изучение

инструкционно-технологической

карты.

Упражнение

в

разборке

ГРМ.

Контроль

технологического состояния деталей и температурных зазоров в сопряжениях. . Сборка ГРМ..

Проверка качества выполненной работы.

6

3.Разборка-сборка,

с

изучением, деталей системы

охлаждения двигателя .

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда

Изучение инструкционно-технологической карты. Упражнение в разборке системы охлаждения

двигателя. Контроль технологического состояния деталей и приборов. Сборка системы охлаждения и

регулировка ремня вентилятора.

6

4..Разборка-сборка водяного

насоса, вентилятора.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Сборка насоса.

6

5.Разборка-сборка

термостата.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Сборка термостата.

6

6.Разборка-сборка

с

изучением деталей системы

смазки двигателя .

Изучение инструкционно-технологической карты и других пособий. Разборка системы смазки

двигателя. Контроль технологического состояния деталей и приборов. . Сборка, установка деталей на

двигатель.

6

7..Разборка-сборка

масляного насоса.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Осмотр деталей , сборка насоса.

6

8..Разборка-сборка

масляных фильтров.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Осмотр , замена фильтрующих элементов, сборка.

6

8

9..Разборка-сборка

центрифуги.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Осмотр ротора центрифуги, промывка, сборка.

6

10.Пусковой двигатель

П-10УД.

-

Разборка сборка

-

кривошипно шатунного

.

механизма

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда

Изучение

инструкционно-технологической

карты

и

других

пособий.

Снятие

двигателя

,

разборка .кривошипно-шатунного механизма. Осмотр деталей, сборка и установка двигателя.

6

11.Разборка сборка

редуктора пускового

двигателя.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Сборка редуктора. Проверка уровня масла.

6

12.Разборка

и

сборка

системы

питания

пускового двигателя

П-10УД.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Сборка карбюратора, регулировка.

6

13.Разборка-сборка

с

изучением деталей системы

питания

дизельного

двигателя .

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда

Изучение инструкционно-технологической карты и других пособий. Снятие с трактора и разборка

приборов системы питания дизельного двигателя. Контроль технологического состояния деталей.

Сборка и установка деталей на двигатель.

6

14.Разборка

и

сборка

топливного

насоса

и

форсунки двигателя

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей, сборка и

установка на двигатель.

6

15.Разборка-сборка

подкачивающего насоса

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей.

6

16.Разборка –сборка

всережимного регулятора.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей.

6

17.Разборка-сборка

топливного насоса рядного

типа

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей.

6

18.Разборка-сборка

фильтра грубой очистки

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Промывка, замена фильтрующего элемента и установка на

двигатель.

6

9

19.Разборка-сборка

фильтра тонкой очистки

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль состояния деталей, замена фильтрующего

элемента.

6

20.Разборка

и

сборка

воздухоочистителя

и

турбокомпрессора.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Замена фильтрующего элемента , контроль

технологического состояния деталей , сборка , установка на двигатель.

6

21.Регулировка

системы

питания двигателя

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Регулировка. Запуск двигателя.

6

23.Разборка-сборка

движителя

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей , сборка.

6

24.Разборка-сборка

механизма блокировки

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Технологическое состояние деталей , смазка, сборка

установка.

6

25. Рулевое управление .

Разборка-сборка рулевого

механизма типа червяк -

сектор

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей и сборка.

6

26.Регулировка ходовой

части

Освободив гусеницу регулируют зазор в подшипнике. Натяжение гусениц. Не допускается провисание

гусениц более 50мм.

6

27.

Ходовая

часть

колесного

трактора.

Разборка

и

сборка

переднего моста трактора

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей, сборка

установка на место. Контроль уровня масла.

6

28.Регулировка

механизма

управления

трактора.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты .Регулировка шарнирных соединений рулевых тяг, конических, подшипников ,

между червяком и сектором.

6

29.Разборка-сборка

поворотных рычагов

рулевого управления.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Сборка ,регулировка угла развала колес.

6

30.Разборка-сборка

движителя

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-технологической

карты и других пособий. Осмотр деталей, сборка.

6

10

31.Регулировка переднего

моста трактора

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Сборка ,регулировка угла развала колес. Проверка давления

в шинах.

6

32.Трансмиссия.

Разборка и сборка заднего

моста.

Регулировка конических подшипников. Проверка сходимости направляющих колес.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-технологической

карты.

6

33. Разборка-сборка

конечных передач

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда . Изучение инструкционной-

технологической карты. Контроль технологического состояния деталей, сборка.

6

34.Разборка-сборка

дифференциала

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. .Контроль технологического состояния деталей , сборка.

6

35. Регулировка заднего

моста трактора .

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда . Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Регулировка зазора в конических подшипниках ведущего

вала , конических шестерен, заливка масла.

6

36.Разборка-сборка коробки

передач

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда . Изучение инструкционно-технологической

карты и других пособий. Снятие коробки передач с трактора разборка осмотр ведомой шестерни

первой ступени

ведущей шестерни второй ступени первичного вторичного и промежуточного

валов .Осмотр ведущего и ведомого диска сцепления пружин выжимного подшипника. Сборка коробки

передач и установка на трактор.

6

37 Разборка-сборка

сцепления

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль состояния выжимного подшипника , вилки ,

пружин , дисков, сборка.

6

38.Регулировка

сцеплений тракторов.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. .Регулировка производится с помощью болта , регулировка

тормоза регулировочной гайкой.

6

39.Разборка-сборка

механизма выключения

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей , сборка.

6

40.Разборка

и

сборка

раздаточной

коробки

трактора

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Контроль технологического состояния деталей , заливка

масла.

6

11

41.Разборка

и

сборка

тормозов

и

механизма

блокировки

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Осмотр фрикционных накладок, тормозных колодок,

барабанов, сборка.

6

42.Регулировка

механизма блокировки

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. .Регулировка производится за счет необходимой длины тяги.

6

43.Рабочее оборудование

Разборка-сборка механизма

навески

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционно-технологической

карты и других пособий. Осмотр рычагов , поворотного вала, цилиндра, установка на трактор .

6

44.Разборка

и

сборка

гидропривода,

гидронасоса

и

распределителя

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда. Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. .Осмотр агрегатов, трубопроводов, промывка фильтра,

установка на трактор.

6

45.Разборка-сборка вала

отбора мощности

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционной-

технологической карты и других пособий. Осмотр ведущего и ведомого вала, ведомой ,ведущей

шестерни ,маслопадающей шестерни, сборка.

6

46.Разборка

и

сборка

генератора, стартера

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционно-

технологической карты и других пособий. Осмотр статора ротора, подшипников. Смазка

подшипников , сборка.

6

47.Разборка

и

сборка

магнето М-124А1.

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционно-

технологической карты и других пособий. Осмотр контактов , подшипников, ротора, зазора между

контактами 0,25-0,35.

6

48.Разборка,

сборка

гидравлической системы

Инструктаж по содержанию занятия и безопасности труда .Изучение инструкционно-технологической

карты и других пособий. Осмотр агрегатов гидросистемы.

6

49. Проверочная работа: Разборка и сборка системы питания

6

Раздел 3. Техническое обслуживание и хранение

54

1.Техническое

обслуживание

системы

питания двигателей

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического

обслуживания приборов системы питания. Проверка герметичности соединений и подтягивание

крепления карбюратора, топливного насоса, топливных фильтров, топливного бака, воздушного

фильтра, глушителя. Проверка действия приборов управления дросселем и воздушной заслонкой

карбюратора, а также состояние их деталей. Продувка жиклеров и каналов без разборки карбюратора.

6

12

Упражнение обучающихся.Разборка и промывка карбюратора. Проверка состояния деталей и сборка

карбюратора, проверка и регулировка топлива в поплавковой камере. Работа двигателя на холостом

ходу и регулировка. Регулировка приводов управления дросселем и воздушной заслонкой карбюратора.

Слив отстоя отстойника топливного фильтра. Разборка и промывка топливного фильтра, проверка

состояния и продувка топливопроводов.

Проверка подачи топлива насосом. Промывка фильтра и клапанов топливного насоса. Проверка

состояния и промывка воздушного фильтра. Промывка топливного бака. Проверка состояния и

крепления глушителя.

Проверка состояния и давления топлива в магистралях питания дизельного двигателя. Устранение

неплотностей в системе питания дизельного двигателя. Проверка действия и регулировка привода

управления ТНВД,

всережимного регулятора.

Установка

угла

опережения

впрыска

топлива.

Регулировка минимальной частоты вращения коленвала двигателя на холостом ходу. Удаление воздуха

из системы питания. Заправка трактора дизтопливом.

2.Техническое

обслужи-

вание системы охлаждения

и смазки двигателя

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического

обслуживания приборов системы охлаждения и смазки двигателя. Ознакомление обучающихся с

оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом. Ознакомление с неисправностями, их

признаками и способами их устранения. Показ последовательности работ технического обслуживания.

Необходимость содержания системы охлаждения и смазки двигателя в исправном состоянии. Экономия

смазочных материалов.

Упражнение обучающихся. Очистка приборов систем от пыли и грязи. Проверка герметичности систем,

проверка работы термостата, жалюзи. Контроль температуры охлаждающей жидкости и давления

масла. Крепление приборов системы охлаждения и смазки двигателя. Удаление накипи из системы

охлаждения. Слив отстоя и очистка фильтрующих из системы вентиляции картера.

6

3.Техническое

обслуживание

электрооборудования

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда и электробезопасности в

процессе технического обслуживания приборов электрооборудования.

Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом.

Неисправности приборов, выявление их причин. Показ способов их устранения и поддержания в

технически исправном состоянии.

Упражнение обучающихся. Очистка аккумуляторной батареи от влаги и загрязнения. Прочистка

вентиляторных отверстий. Очистка наконечников электрических приборов и штырей АКБ от

окисления, их смазка Проверка плотности электролита и степень заряженности АКБ, доливка

дистиллированной воды.

Проверка состояния генератора, реле-регулятора, магнето, свечей, электрических проводов. Проверка

правильности установки зажигания. Проверка состояния стартера и его выключателя. Проверка

действия контрольных приборов, световых и звуковых сигналов, приборов освещения.

Проверка

6

13

плавких предохранителей.

6

6

4.Техническое

обслуживание трансмиссии

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического

обслуживания

трансмиссии

.

Ознакомление

обучающихся

с

оборудованием,

приборами,

приспособлениями и инструментом. Последовательность выполнения работ

при техническом

обслуживании механизмов трансмиссии.Упражнение обучающихся.

Сцепление. Проверка действий механизма сцепления и его привода. Регулировочные и смазочные

работы. Крепежные работы. Проверка гидравлического привода сцепления и его герметичность,

удаление воздуха. Проверка состояния работы гидроусилителя.

Коробка передач. Раздаточная коробка. Проверка уровня, доливка и смена масла в картере. Крепежные

работы. Регулировка подшипников и механизмов переключения передач .

Задний мост. Проверка уровня, доливка и смена масла в картере ведущего моста.

Проверка

герметичности, крепежные работы, регулировка подшипников главной передачи.

5.Техническое

обслуживание ходовой

части

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического

обслуживания

ходовой

части.

Ознакомление

обучающихся

с

оборудованием,

приборами,

приспособлениями и инструментом, неисправности узлов и агрегатов ходовой части и способы их

устранения. Контроль качества работ.

Упражнение обучающихся. Проверка состояния деталей рамы, балки переднего моста, буксирного

устройства. Подтягивание креплений, гаек, шпилек. Проверка люфта в шкворнях поворотных цапф.

Смазочные работы. Проверка угла установки управляемых колес.

6.Техническое

обслуживание рулевого

управления

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического

обслуживания рулевого управления

Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами,

приспособлениями и инструментом, неисправности рулевого управления и способы их устранения.

Контроль рабочего места.

Упражнение обучающихся. Проверка действия рулевого управления, герметичность картера рулевого

управления (механизма), смазывание шарнирных соединений. Крепежные и регулировочные работы.

Проверка состояния гидроусилителя рулевого управления.

6

7.Техническое обслужи-

вание тормозной системы

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического

обслуживания тормозной системы

Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами,

приспособлениями и инструментом, неисправности тормозной системы и способы их устранения.

Контроль качества работ.

Упражнение обучающихся. Проверка действий рабочей, запасной и стояночной тормозной системы.

Проверка герметичности соединений гидравлического и пневматического привода тормозов. Проверка

6

14

состояния крепления трубопровода тормозов. Проверка состояния привода и механизма стояночной

тормозной системы, состояние натяжения ремня компрессора, проверка уровня тормозной жидкости и

долив ее в главный тормозной цилиндр. Удаление воздуха из системы гидравлического привода.

Смазочные работы. Проверка состояния тормозных накладок, стягивающих пружин, рабочих

тормозных цилиндров и барабанов.

Регулировочные работы. Проверка состояния и действия

гидровакуумного усилителя тормозов.

8.Техническое

обслужи-

вание кузовов и рабочего

оборудования

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе технического

обслуживания

дополнительного

оборудования

трактора.

Ознакомление

обучающихся

с

оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом, неисправностями дополнительного

оборудования и способы их устранения. Контроль качества работ.

Упражнение обучающихся.

Проверка состояния и крепления кабины,

облицовки радиатора, и

подножек. Проверка действия замков, петель, стеклоочистителей и стеклоподъемников. Смазывание

трущихся деталей дверей. Крепление стремянок, запоров грузовой платформы.

Прицепы и полуприцепы. Ознакомление учащихся с оборудованием, приборами, приспособлениями и

инструментом, неисправности прицепов, способы их устранения.

Необходимость содержания

прицепов в исправном состоянии. Контроль качества работ.

Упражнение обучающихся. Проверка исправности кузова, бортов, платформы, запоров и двери

фургонов их крепления. Проверка люфта работы поворотного устройства. Проверка рабочей, запасной

и стояночной тормозных систем. Устранение утечки тормозной жидкости и воздуха. Слив жидкости,

проверка тормозных камер, рессор, сцепного устройства, исправности дисков колес.

6

9. Проверочная работа Техническое обслуживание в объёме ТО-1 ТО-2.

6

Раздел 4. Ремонтные работы

60

15

1.Ремонт трактора

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта

трактора.

Ознакомление

обучающихся

с

оборудованием,

приборами,

приспособлениями

и

инструментом.

Ознакомление обучающихся с технологическими процессами восстановления деталей кривошипно-

шатунного механизма и газораспределительного механизма, систем охлаждении, смазки и питания

двигателя, а также комплектованием и сборкой.

Упражнение обучащихся. Разборка двигателя. Обезжиривание, контроль и сортировка деталей.

Ремонт цилиндров, замена шпилек и заделка трещин. Гидравлические испытания блока. Ремонт

шатунов. Подбор колец по цилиндрам и поршням., поршней по цилиндрам, поршней и шатунов по

массе. Подбор и смена вкладышей шатунных и коренных подшипников. Высверливание обломленных

болтов и шпилек.

Ремонт газораспределительного механизма, замена направляющих клапанов и их притирка. Смена

подшипников распределительного вала.

Ремонт приборов системы охлаждения, смазки и питания. Сборка двигателя, и его испытания на стенде.

Холодная и горячая обкатка двигателя. Определение неполадок в работе двигателя, их устранение.

Сдача двигателя после ремонта и обкатки.

6

2.Ремонт

электрооборудования

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда и электробезопасность в

процессе ремонта электрооборудования. Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами,

приспособлениями и инструментом. Ознакомление обучающихся с технологическими процессами

восстановления деталей, их комплектованием и сборкой. Показ приемов регулировки и испытания

приборов электрооборудования на стендах.

Упражнение

обучающихся.

Ремонт

реле-регулятора,

генератора.

Разборка

реле-регулятора

и

генератора. Ремонт деталей генератора и его сборка. Проверка реле-регулятора на стенде. Ремонт

приборов батарейного зажигания. Установка зажигания и ее проверка. Ремонт стартера и его разборка,

сборка и проверка. Проверка состояния приборов освещения, звуковых сигналов и электропроводки.

Ремонт электропроводки.

6

3.Ремонт сцепления

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта

сцепления.

Ознакомление

обучающихся

с

оборудованием,

приборами,

приспособлениями

и

инструментом. Последовательность снятия разборка, мойка, контроль и сортировка деталей сцепления.

Технологический

процесс

восстановления

деталей,

их

комплектование,

сборка

сцепления

и

регулировка. Изучение приемов установки сцепления на двигатель и регулировка привода сцепления.

Упражнение учащихся. Снятие сцепления и его разборка. Обезжиривание, контроль и сортировка

деталей. Ремонт сцепления. Сборка и регулировка механизма сцепления. Ремонт деталей механизма

привода сцепления. Установка сцепления.

6

16

4.Ремонт коробки перемены

передач

и

раздаточной

коробки

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта коробки

передач

и

раздаточной

коробки.

Ознакомление

обучающихся

с

оборудованием,

приборами,

приспособлениями и инструментом. Последовательность операции: снятие с трактора, разборка, мойка,

контроль и сортировка деталей коробки передач и раздаточной коробки. Технологический процесс

восстановления деталей, их комплектование, сборка. Регулировка коробки передач и раздаточной

коробки, установление их на трактор.

Упражнение учащихся. Разборка коробки передач, раздаточной коробки, механизма переключения и

привода. Обезжиривание, контроль и сортировка деталей. Сборка коробки передач и раздаточной

коробки, испытание на стенде. Ремонт коробки отбора мощности.

6

5.Ремонт заднего моста

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта заднего

моста. Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом.

Последовательность операции: снятие, разборка, мойка, контроль и сортировка деталей заднего моста.

Технологический процесс восстановления деталей, их комплектование, сборка. Сборка и регулировка

главной передачи. Испытание заднего моста на стенде. Последовательность операций установки

заднего моста на трактор.

Упражнение обучающихся. Разборка заднего моста на тракторе Обезжиривание, контроль и сортировка

деталей. Ремонт карданных шарниров, сборка . Разборка заднего моста, контроль и сортировка деталей.

Замена изношенных деталей. Сборка главной передачи и дифференциала. Регулировка, испытание и

проверка заднего моста на стенде.

6

6.Ремонт переднего моста и

рулевого механизма

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда в процессе ремонта

переднего моста и рулевого управления. Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами,

приспособлениями и инструментом. Технологический процесс восстановления и комплектование

деталей, а также регулировки, сборки переднего моста и рулевого управления. Установки их на

трактор.

Упражнение обучающихся. Разборка переднего моста, обезжиривание деталей. Ремонт переднего

моста, сборка и регулировка. Разборка рулевого механизма. Контроль и сортировка деталей. Сборка и

регулировка рулевого механизма. Установка рулевого механизма на трактор.

6

7.Ремонт

тормозной

системы

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда при ремонте тормозной

системы.

Ознакомление

обучающихся

с

оборудованием,

приборами,

приспособлениями

и

инструментом. Последовательность операций разборки, мойки контроля и сортировки деталей

тормозной системы, их комплектование, сборка тормозных механизмов и тормозного привода.

Установка на трактор, регулировка.

Упражнение обучающихся. Разборка тормозной системы. Контроль и сортировка деталей. Сборка,

регулировка, испытание и проверка тормозной системы.

6

8.Ремонт

рабочего

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда по ремонту дополнительного

6

17

оборудования,

окраска

трактора

оборудования,

окраске

трактора.

Ознакомление

учащихся

с

оборудованием,

приборами,

приспособлениями и инструментом. Последовательность операций разборки, мойки контроля и

сортировки деталей. Технологический процесс восстановления деталей их комплектование, сборки,

регулировки, установки агрегатов дополнительного оборудования на трактор. Технология окраски

трактора.

Упражнение учащихся. Разборка деталей. Сборка и испытание приборов и агрегатов гидравлического

подъемника. Ремонт кабины Окраска трактора.

9.Сборка трактора

Инструктаж мастера по организации рабочего места и безопасности труда при сборке трактора.

Ознакомление обучающихся с оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом.

Технологический процесс сборки трактора, его заправки, проверки действия агрегатов, механизмов и

приборов.

Упражнение обучюащихся. Общая сборка трактора. Подсоединение, постановка и крепление всех

агрегатов, узлов и механизмов на раму трактора. Заправка маслом, охлаждающей жидкостью и

топливом. Проверка действия узлов и механизмов,. Сдача трактора.

6

10 . Проверочная работа Ремонт агрегатов смазочной НШ-32.

6

Раздел 5. Обучение управлению тракторами

60

1.Ознакомление с кабиной и

органами управления

трактора

Ознакомление обучающихся с рычагами и педалями колесного трактора МТЗ-80

Правила пользования рычагами и педалями и их назначением, контрольными приборами, их

назначением и показаниями при работе трактора.

Запуск пускового двигателя шнуром, стартером, запуск основного двигателя.

Правильная посадка учащегося в кабине трактора МТЗ-80.

6

2. Запуск пускового и

основного двигателей

Проверить крепление магнето, провода высокого напряжения, запальной свечи.

Поставить рычаг К.П.П. в нейтральное положение.

Поставить рычаг тормоза в положение включено.

Включить рычаг шестерни автомата (на себя, до щелчка)

Открыть кран подачи топлива для пускового двигателя

Прикрыть воздушную заслонку

Произвести запуск ПД-10У. стартером

Прогреть пусковой двигатель

Плавно перевести рычаг муфты сцепления редуктора (от себя)

Перевести рычаг подачи дизельного топлива в право

Запустить основной двигатель

Выключить рычаг муфты сцепления редуктора (на себя)

6

18

Остановить пусковой двигатель

Проверить давление масла по датчику

Проверить работу двигателя на слух

3.Обучение вождению

трактора по прямой линии с

переключением передач с

высшей на низшую

Разогнать трактор на одной передачи

Нажать на педаль муфты сцепления

Отпустив при этом педаль ножного управления топливом

Правой рукой без задержки в нейтральном положении быстро переключить на повышенную передачу

После этого нажать на педаль подачи топлива и плавно, но быстро отпустить педаль муфты сцепления

Для перехода с высшей передачи на низшую: выключить муфту сцепления и снизить обороты

коленчатого вала двигателя, рычаг коробки передач вывести в нейтральное положение, включить

муфту сцепления, нажать на педаль подачи топлива, выключить муфту сцепления, из нейтрального

положения рычаг КПП перевести на низшую передачу, установить требуемые обороты двигателя и

отпустить педаль муфты сцепления

6

4.Обучение вождению

задним ходом с прицепной

тележкой с поворотами

Дать предупредительный сигнал. Нажать педаль сцепления, включить передачу заднего хода, дать

предупредительный сигнал и оглянувшись через левое плечо плавно отпустить педаль сцепления,

одновременно увеличивая подачу топлива в двигателе. Движение трактора надо начинать только после

того когда водитель убедится что на пути движения трактора нет людей и помех.

6

5.Обучение вождению при

въезде в ворота задним

ходом с прицепной

тележкой

Движение задним ходом опасно, потому, что видимость затруднена, изменяется положение

водителя относительно рычагов и педалей трактора. Перед началом движения убедившись, что не

только возле трактора, но и на пути движения нет людей и помех. Нажать педаль сцепления , включить

передачу заднего хода , дать предупредительный сигнал и оглянувшись через левое плечо плавно

отпустить педаль сцепления, одновременно увеличивая подачу топлива в двигателе .

6

6.Обучение подьезду

задним ходом к прицепному

орудию.

Убедиться в отсутствии людей и помех на пути трактора и с/х орудия. Вывести трактор на одну линию

с прицепом, уменьшить подачу топлива и начать подъезд трактора к прицепу, при этом корректировать

прицеп и серьгу трактора на одной линии.

Не доехав до прицепа 2-3метра нужно остановить трактор, выключить передачу, включить стояночный

тормоз и выйти из кабины трактора и убедится в правильности подъезда трактора к прицепу. В случае

отклонения

надо исправить

направление трактора. Подъезжать к прицепу необходимо на

минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя , не снимая ног с педалей муфты сцепления

и тормоза. Подъехав к прицепному с/х орудию остановить трактор, включить стояночный тормоз,

выключить передачу, выйти из кабины трактора и соединить прицеп и серьгу трактора стопорным

пальцем. Подъезд к прицепному с/х орудию необходимо выполнить из различных положений (слева и

справа), соблюдая те же правила, что при подъезде по прямой

6

19

7.Обучение вождению на

подъёмах и спусках.

Включать пониженную передачу нужно заблаговременно. При спуске с горы

подачу топлива

уменьшают, при подъеме – увеличивают. Остановка на спуске и подъеме запрещена (остановиться

можно только в исключительных случаях). Для остановке на подъеме и спуске одновременно

нажимают на педали муфты сцепления и тормоза, включают стояночный тормоз и выключают

передачу. Под колеса трактора подкладывают

тормозные колодки

со стороны спуска. Для

продолжения движения убирают колодки включают первую передачу (при подъеме увеличивают

подачу топлива) и плавно отпускают

педаль муфты сцепления. Как только частота вращения

коленчатого вала уменьшится, отпускают рычаг стояночного тормоза и педаль муфты сцепления

6

8. Проверочная работа Запуск пускового и основного двигателей трактора

6

9-10 Проверочная работа. Контрольное вождение

12

Итого:

522

20

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

4.1. Требования материально-техническому обеспечению

Реализация программы предполагает наличие мастерской по профессии

«Тракторист»

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

агрегаты, сборочные единицы тракторов;

комплект, инструментов, приспособлений;

комплект бланков технологической документации;

комплект учебно-методической документации.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Родичев В.А. «Тракторы», Учебник: Издательский центр Академия ИРПО 2009

г.

2. Гладков Г.И., Петренко А.М. «Тракторы: Устройство и техническое

обслуживание: учебное пособие»: Издательский центр Академия 2009 г.

3. Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины: учебник»: Издательский центр

Академия 2006 г.

4. Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями и

иллюстрациями действующей

Дополнительные источники:

Проничев Н.П. «Справочник механизатора: учебное пособие» Издательство

Академия 2003 г.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Учебная практика проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическим

обучением. Освоение учебной практики ведется параллельно с изучением учебных

дисциплин общепрофессионального цикла «Основы технического черчения»,

«Основы электротехники», «Материаловедение», «Охрана труда»

Параллельно с освоением учебной практики изучаются МДК:

«Устройство, техническое обслуживание и ремонт тракторов»;

«Правила дорожного движения»;

«Безопасность движения и оказание первой медицинской помощи»

Программа учебной практики состоит из 5 (пяти) разделов и рассчитана на 522

часа. Продолжительность учебного занятия -6 академических часов.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Мастер производственного обучения: наличие 4-5 квалификационного разряда с

обязательной стажировкой в профильных организациях не реже одного раза в три

года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной

сферы является обязательным.

5.

Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики

21

(видов профессиональной деятельности)

Результаты

(разделы

программы)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы контроля

и оценки

Слесарные работы

Умения

выявлять несложные

неисправности и самостоятельно

выполнять слесарные работы по

их устранению

Текущий контроль в форме:

оценка при выполнении

работ по учебной практике.

Итоговый контроль:

Проверочная работа

Разборо -

сборочные

работы .

выявлять несложные

неисправности и самостоятельно

выполнять слесарные работы по

их устранению;

Текущий контроль в форме:

оценка при выполнении

работ по учебной практике.

Итоговый контроль:

Проверочная работа

Техническое

обслуживание и

хранение

- выявлять несложные

неисправности и самостоятельно

выполнять слесарные работы по

их устранению;

Текущий контроль в форме:

оценка при выполнении

работ по учебной практике.

Итоговый контроль:

Проверочная работа

Ремонтные работы

.

- выявлять несложные

неисправности и самостоятельно

выполнять слесарные работы по

их устранению;

Текущий контроль в форме:

оценка при выполнении

работ по учебной практике.

Итоговый контроль:

Проверочная работа

Обучение

управлению

трактором

- перевозить грузы на тракторных

прицепах, контролировать

погрузку, размещение и

закрепление на них перевозимого

груза;

Текущий контроль в форме:

оценка при выполнении

работ по учебной практике.

Итоговый контроль:

Проверочная работа

22



В раздел образования