Автор: Рогова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12 г. Горно-Алтайска"
Населённый пункт: город Горно-Алтайск
Наименование материала: Урок по русскому языку
Тема: "Односоставные предложения"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка 8 класс
По теме: «Односоставные предложения»
Цель:
Образовательная:
обобщение
знаний
учащихся
об
односоставных
предложениях
-
показать
их
роль
как
средства
художественной
выразительности в произведениях художественной литературы.
Развивающая:
развитие
навыков
логического
мышления,
творческого
мышления и воображения, навыки анализа художественного текста.
Воспитательная: воспитание чувства любви к русскому языку и русской
литературе.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
обобщение и расширение сведений об односоставных предложениях;
отработка навыков правильной постановки ударения;
повторение стилей и типов речи;
совершенствование навыков правописания;
совершенствование пунктуационных навыков.
Развивающие (метапредметные):
развитие умения слушать учителя, вступать в диалог;
развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что
нужно усвоить;
формирование умения работать коллективно и самостоятельно;
формирование умения контролировать, оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации.
Выработка умения аргументировать выбор ответа, работать над
ошибками
Воспитательные (личностные):
повышение мотивации к обучению;
формирование потребности в грамотной речи;
воспитание любви к Родине и к природе.
Коммуникативная:
формирование
навыков общения;
умения задавать вопросы, слушать,
умения формулировать и обосновывать собственную точку зрения;
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Применяемые
технологии:
ИКТ,
элементы
проблемной
технологии,
здоровьесберегающая.
1.
Оргмомент.
2.
Активизация познавательной деятельности.
Эпиграф:
С русским языком можно творить чудеса.
(Константин Георгиевич Паустовский)
- Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?
- Дайте характеристику этому предложению.
- Назовите тему урока.
3. Фронтальный опрос
В опросных листах впишите верные ответы.
4. Работа с текстом
1. Выписать односоставные предложения, обозначить грамматическую
основу, определить их тип.
Лёгкий морозец. (назывн.) Тихо. (безличн.) На улице ни души. (безличн.) Не
шумят вокруг. (неопр.-личн.) Смотришь на звёзды. (опр.-личн.) Но никогда
ты не узнаешь, кто там зажигает небо. Небо вечно, и звёзды вечны, а
человеческая жизнь коротка и трудна. И человек стремится крепче привязать
себя к земле.
А звёзды?
(назывн.) Посмотрите на них!
(опр.-личн.) Вы
почувствуете, как радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к
звёздам!
4. Сделать полный синтаксический разбор предложений:
1.
Хорошо в зимнем лесу! (безличн.)
2.
Морозное декабрьское утро. (назывн.)
3.
Иду по заснеженной (прич.) тропинке. (опр.-личн.)
4.
Луч солнца мелькнул по сугробу, и стало светло. (сложн., 1. двусост., 2.
односост., безличн.)
5.
Где-то (нар.) за рекой застучали топорами. (неопр.-личн.)
5. Заменить двусоставные предложения односоставными:
С моря дул ветер. (С моря подуло.) Я боюсь. (Мне страшно.) Приближается
вечер. (Вечереет) Я хочу изучать историю России. (Мне хочется изучать…)
6. Соотнесите односоставные предложения с их типами.
а) Сегодня ночью в доме не спали. (Определённо-личное)
б) Чудесная картина осени. (Неопределённо-личное)
в) Погода прекрасная. (Безличное)
г) Легко дышится. (Двусоставное)
д) Иду и не узнаю родного города. (Назывное)
5. Рефлексия
Составим на доске схему «Односоставные предложения».
6. Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему «Дождь идёт», «Осень», «Зимнее утро»,
употребить в сочинении односоставные предложения.