Напоминание

«Формирование игровой компетентности у воспитателей дошкольной образовательной организации»


Автор: Соловьева Ульяна Федоровна
Должность: специалист
Учебное заведение: администрация Иловлинского муниципального района
Населённый пункт: Иловля, Волгоградская область
Наименование материала: «Формирование игровой компетентности у воспитателей дошкольной образовательной организации»
Тема: «Формирование игровой компетентности у воспитателей дошкольной образовательной организации»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специалист отдела образования, опеки

и попечительства администрации

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области

Соловьева Ульяна Федоровна

«Формирование игровой компетентности у воспитателей дошкольной

образовательной организации»

Сегодня роль педагога в игре дошкольников весьма неоднозначна. С одной

стороны, игра – это свободная, самостоятельная деятельность детей, не предполагающая

вмешательство, а тем более руководство взрослого. С другой стороны, сюжетная игра, с

характерным для нее расхождением воображаемой и реальной ситуации, не возникает

спонтанно, и именно воспитатель является главным условием формирования полноценной

игры. От его позиции по отношению к детской игре, от его игровой компетентности

зависит уровень развития детской игры, желание и умение детей играть, а, значит, и

развитие личности дошкольников [Смирнова, 2016].

Многие знают, что роль игры в развитии дошкольника многогранна и бесспорна.

Игра влияет на становление произвольности поведения детей и всех психологических

процессов – от примитивных до самых трудных. Игра оказывает воздействие на

интеллектуальное развитие дошкольника – действуя с предметами-заместителями,

ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном месте.

Понемногу игровые воздействия сокращаются, и ребенок начинает действовать

в умственном плане. Таким образом, игра содействует тому, что ребенок переходит к

образному мышлению.

По мнению Эльконина Д.Б., Кравцовой Е.Е., Смирновой Е.О., Рябковой И.А., и

других отечественных ученых, общение дошкольника со сверстниками разворачивается

ключевым образом в процессе общей игры.

Играя совместно, дети предусматривают стремления и воздействия другого

ребенка, учатся отстаивать собственную точку зрения, возводить общие намерения.

Большой смысл игры для личности малыша в целом побуждает находить пути

поддержки игры в жизни детей, повышения ее уровня. Следует обозначить то, что степень

игры дошкольников понижается. Сюжетная игра, которая являлась нормой полвека назад,

в данный момент сюжетная игра свойственна лишь только для 6% детей 5–6 лет. У

большей части дошкольников игра сводится к однообразным предметным действиям с

1

игрушками. Самостоятельное разворачивание сюжета, создание воображаемой ситуации,

ролевое взаимодействие наблюдается только в исключительных случаях [Смирнова,

Рябкова, 2013].

Одной из главных причин такой ситуации является неумение и нежелание

взрослых играть, несерьезное отношение к игре.

Методы игры и игровая форма передаются от тех, кто уже обладает данной

формой, к тем, кто ею владеет. Обычно данную роль «учителей» игры делали старшие

дети. Впрочем, в последнее время в связи с распадом разновозрастных дворовых

детских групп данную роль приходится брать на себя взрослым, главным образом

воспитателям.

Игра по собственной форме, содержанию и уровню сформированности

находится в зависимости от критериев воспитания. Как раз педагог считается

ключевым условием и «мотором» формирования настоящей игры. От его позиции по

отношению к детской игре, от его игровой компетентности находится в зависимости

степень становления детской игры, желание и умение ребят играть, означает, и

становление личности дошкольников.

Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения, так как некоторые

воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности детей, чрезмерно увлекаясь

либо пассивно обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями

детских игр. Чтобы обучение при помощи игры было действенным, взрослым нельзя

занимать пассивную позицию. Превосходство игры перед любой другой деятельностью

заключается в том, что в её ходе дети сами, по собственной воле подчиняются

определённым

правилам,

открытым

или

заданным

ролью.

Это

практически

единственная область, где дошкольники имеют все шансы проявить свою инициативу и

творческую активность. И в тоже время именно в игре они учатся контролировать и

оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно.

Теоретический

анализ

проблемы

развития

игровой

компетентности

у

воспитателей ДОУ позволил заключить, что данная проблема представляет большой

интерес и широко представлена в современных исследованиях.

Педагоги,

зачастую

вводят

в

стандартные

занятия

детские

игрушки,

отдельные игровые ситуации, считая, что тем самым используют игру в качестве

формы организации занятий. А как таковая игра на сегодняшний день редуцирует из

жизни ребёнка в ДОУ, а само понятие «игра» заменено на «игровые формы обучения».

В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не

остается времени.

2

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс

проблем в

развитии современных детей: снижено или отсутствует произвольное поведение,

самосознание, творческое воображение. Ведь именно в игре формируются эти качества,

складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Можно наметить ряд следующих условий, способствующих возвращению игры:

1. Необходимое условие для появления детской игровой инициативы прежде

всего это открытость образовательной программы

2. Адекватная предметно-пространственная среда.

3. Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция

взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.

Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей.

Эксперимент по формированию игровой компетентности воспитателей ДОУ

проходил на базе МБДОУ ЦРР детский сад «Тюльпан» и состоял из трех основных

этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Главная цель эксперимента

состояла в том, чтобы проверить гипотезу нашего исследования, а именно, выяснить,

будет ли процесс развития игровой компетентности у воспитателей осуществляться более

успешно, если:

1) игровая компетентность педагога будет рассматриваться как структурное

образование, включающее психолого-педагогических знания, игровые умения и личное

отношение воспитателя к игре;

2) будут созданы условия, способствующие повышению игровой компетентности

педагогов, их квалификации в организации детской игровой деятельности, передачи детям

культуры игры;

3) развитие игровой компетентности у педагогов дошкольной образовательной

организации

строиться как процесс, в котором поэтапно проектируется система

профессионального развития и совершенствования педагогов в процессе активных

методов и разнообразных игр, позволяющих каждому педагогу развить воображение,

креативность, свободу замысла и действий, эмоциональную выразительность и артистизм.

На первом этапе была проведена первичная диагностика по выявлению исходного

уровня развития игровой компетентности педагогов. С помощью «Диагностической карты

профессиональной компетентности педагога ДОО» Т.А. Сваталовой. ,тестовой методики

«Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности»

Л.Н. Бережновой

и «Оценка эффективности работы по самообразованию». Н.Н.

Гладышевой, А.А. Бойко.

Данные результаты первичного диагностического исследования позволяют нам с

3

достаточной степенью уверенности утверждать о преобладании у всех исследуемых

низкого и среднего уровней игровой компетентности. По результату методик мы сделали

сводную

таблицу,

из

которой

видно,

что

высокого

уровня

развития

игровой

компетентности нет ни у одного воспитателя, у 9 воспитателей средний уровень, что

составляет 43 %, у 12 воспитателей – низкий уровень, что составляет 57 %.

Следующим этапом являлся формирующий эксперимент.

Первый этап – мотивационный.

Цель этапа:

помочь каждому педагогу научиться играть.

Взрослый может

научить детей играть только в том случае, если любит и умеет играть сам, если освоил

особую грамматику игры и обладает игровой культурой.

На данном этапе нами использовались такие формы работы с педагогами, как:

деловые

игры

«Внутренняя

аттестация

сотрудников»

и

аукцион

достижений,

педагогические квесты «Играя и общаясь, познаем мир» и т.д.

Второй этап – деятельностно-практический.

Цель этапа: содействовать раскрытию артистизма у педагогов и эмоциональной

выразительности. Педагог должен уметь показать собой – своими жестами, мимикой,

интонациями – привлекательность новой игровой ситуации, новой роли.

На деятельностно-практическом этапе нами использовалась такая форма работы с

педагогами, как мастер-классы: «У игры свои секреты», «Умелые ручки, «Подвижные

игры» и т.д..

Третий этап – рефлексивный.

Цель этапа: актуализация рефлексивных навыков, объективной оценки результатов

собственной деятельности.

Воспитатель должен уметь поддержать инициативу и

самостоятельность самих детей, их уверенность в собственных возможностях.

Данный этап работы состоит из следующих направлений:

1) развитие у воспитателей критичного отношения к собственной профессиональной

деятельности через проведение игровых тренингов;

2) активное включение в работу посредством организации и проведения квест-игр:

«Творчество в педагогической профессии», «Путь к успеху», «Портрет педагога» и т.д.

На следующем, констатирующем, этапе мы провели повторно диагностики

сформированности игровой компетентности у педагогов.

По результату методик мы

сделали сводную таблицу, из которой видно, что у 9 воспитателей высокий уровень

развития игровой компетентности, что составляет 43 %, у 11 воспитателей средний

уровень, что составляет 52 %, у 1 воспитателя – низкий уровень, что составляет 5 %.

4

Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проделанная работа

оказалась

достаточно

эффективной,

и

игровой

метод

действительно

является

эффективным методом для формирования коммуникативной компетенции старших

дошкольников.

Среди наиболее эффективных условий организации обучения педагогов ДОУ особо

выделяется использование разных видов игр с учебным содержанием, что не только

позволяет обеспечивать эмоциональный характер обучения, но и способствует тому, что

полученные в ходе обучения знания, умения и навыки в дальнейшем широко

применяются воспитателями в работе с детьми, родителями, коллегами.

Особая роль в процессе формирования игровой компетентности педагогов

принадлежит рефлексии ими собственной профессиональной деятельности, а также

общения, личностной профессиональной позиции. Обучение воспитателей способам и

средствам анализа, рефлексии, самоанализа необходимо проводить после каждого задания

и окончания каждого из этапов программы обучения.

В завершение считаем необходимым подчеркнуть, что, согласно полученным

результатам реализации программы обучения, уровень игровой компетентности педагогов

ДОУ в значительно большей степени зависит от особенностей развития их игровой

деятельности — способности играть, управлять собственной игрой, чем от их возраста,

стажа педагогической работы или квалификационной категории.

Список использованной литературы:

Приказ

Минобрнауки

России

от

17.10.2013

г.

№1155

«Об

утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//

Российская газета. – 2013. – 25 ноября. Федеральный выпуск №6241.

2.

Андреева,

А.Д.

Особенности

психического

развития

дошкольников

в

современных

цивилизационных

условиях/

А.Д.Андреева//

Вестник

Мининского

университета, - 2013. -№2.

3.Асаева,

И.

Н.

Развитие

профессиональной

компетентности

воспитателей

дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф.

дис…канд. пед.наук/ И.И. Асаева. - Екатеринбург, 2009. – 23 с.

4.Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие

развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: дис. канд. пед. Наук/ Л.Н.

Атмахова. - Екатеринбург, 2006. – 177 с.

5

5.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и

методы/ К.Ю. Белая. – М.: Перспектива, 2010. – 290 с.

6.Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров

дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис. канд. пед. Наук/И.Б. Бичева. –

Н.Новгород, 2003.-24 с

7.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка./Л.С.

Выготский // Журнал Психологического общества имени Л.С. Выготского. – 200. - №1, -

с.2 – 18

8. Лещинская - Гурова, О.В. Развитие игровой компетентности педагогов в

условиях обучения в ДОО: методическое пособие/ Лещинская - Гурова, О.В.- Н.Новгород:

Нижегородский институт развития образования, 2016. – 119 с.

9. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М., 1975. —

111 с.

10. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры

дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — М. : Просвещение, 1966. — с. 5

—10.

11.

Комарова,

И.

А.

Исследование

феномена

профессионально-игровой

компетентности будущих специалистов ДОУ / И. А. Комарова, А. А. Кулешова, Н. Г.

Здорикова // Вектор науки. — 2010. — № 3.

12. Кравцов, Г. Г. Психологические проблемы начального образования / Г. Г.

Кравцов. — Красноярск : Красноярский ун-т, 1994. — 142 с.

13. Кравцова, Е. Е. Развитие воображения / Е. Е. Кравцова // Дошкольное

воспитание. — 1989. — № 12. — с. 34—37.

14. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е. Е. Кравцова. — М. :

Просвещение, 1996. — 160 с.

15. Кравцова, Е. Е. Педагогика и психология / Е. Е. Кравцова. — М. : Форум, 2009.

— 394 с.

16. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

школе / Е. Е. Кравцова; Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук

СССР. — М. : Педагогика, 1991. — 152 с.

17.

Кротова,

Т.

В.

Развитие

профессиональной

компетентности

педагога

дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников

: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. В. Кротова. — М., 2005. — 24 с.

6

18. Кузнецова, О. З. Методическая служба как фактор развития профессиональной

компетентности педагогов : авто- реф. дис. ... канд. пед. наук / О. З. Кузнецова. — Улан-

Удэ, 2004. — 21 с.

19. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев //

Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3. — с. 19—

20. Лотова, И. П. Формирование профессионально- игровой компетентности

педагогов доо / и. П. Лотова // управление дошкольным образовательным учреждением.

— 2015.- №8 – с.46-54.

21.

Майер,

А.

А.

Основания

построения

и

реализации

мониторинга

профессионального становления педагога в вузе / А. А. Майер // Стратегия дошкольного

образования в XXI веке: проблемы и перспективы : материалы научно- практ. конф., посв.

80-летию основания ф-та дошкольной педагогики и психологии МПГУ — М. : МПГУ,

2001. — с. 380—382.

22. Майер, А. А. Психолого-педагогические особенности профессиональной

компетентности педагога в области дошкольного образования / А. А. Майер // Наследие

педагога и ученого : материалы научно- практ. конф. «Научно-педагогические идеи В. И.

Логиновой». — сПб. : РГПу им. А. И. Герцена, 2002. — с. 175—177.

23. Майер, А. А. Рефлексивный мониторинг формирования профессиональной

компетентности педагога дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.

А. Майер. — Барнаул, 2002. — 24 с.

24.

Майер,

А.

А.

Структурно-функциональная

модель

профессиональной

компетентности педагога // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. — 2002. —

Выпуск 2. — с. 80—91.

25. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. — М. :

Просвещение, 1982. — 128 с. 27. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я.

Михайленко, Н. А. Короткова. — М.: Просвещение,1990. — 160 с.

26. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова.

— М. : Просвещение,1990. — 160 с.

27. Модина, И. А. Развитие игровой деятельности педагогов как условие

психологической подготовки детей к школьному обучению: автореф. дис. ... канд. психол.

наук / И. А. Модина. — М., 2008. — 27 с.

28. Новицкая, В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях

современного дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. канд. пед. наук /

В. А. Новицкая. — СПб., 2007. — 20 с.

7

29. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника / с. Л. Новоселова. — М.: Просвещение,

1989. — 286 с.

30. Новикова, Т. С. Психологическое значение сюжетно- ролевой игры в

онтогенезе личности : автореф. дис. канд. психол. наук / Т. С. Новикова. — М., 2006. — 29

с.

31. Проблемы психологии развития//Материалы конференции «Психическое

развитие в онтогенезе: закономерности и возможности периодизации. Москва, 19 – 22

октября 1999 года/ Е.Е.Кравцова, В.Ф.Спиридонова. – М.: Вера Медика, 2000, - 384 с.

33. Разина, Н. В. Психологическое содержание кризиса трех лет: автореф. дис.

канд. психол. наук / Н.В. Разина. — М., 2002. — 25 с.

34. Смирнова, Е. О. игра в современном дошкольном образовании / Е.О.

Смирнова // Психологическая наука и образование.— 2013. — № 3. — с. 92—97.

35. Третьяков, П. И. ДОУ: управление по результатам / П. и. третьяков, к. Ю. белая.

— М., 2011. — 290 с.

36.

Тумакова,

О.

Е.

Формирование

личностно-профессиональной

позиции

воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации : авторед. канд. пед. наук

/ о. е. ту- Макова. — Тольятти, 2009. — 24 с.

37. Фомичева, Т. П. Психологические основы личностно- ориентированного

педагогического образования в системе повышения квалификации : автореф. дис. канд.

психол. наук / Т. П. Фомичева. — М., 2002. — 27 с.

38. Шарапова, С. А. игровая позиция воспитателя как условие развития сюжетно-

ролевой игры старших дошкольников / с. а. Шарапова // современные наукоемкие

технологии.— 2013. — № 7(2). — с. 176—177.

39. Усова, А. П. роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. — М. : Просвещение,

1976. — 96 с. 43. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности

педагогов / О. А. Хохлова // справочник старшего воспитателя. — 2010. — № 3. — с. 4—

12.

8

9



В раздел образования