Автор: Кортенко Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс №64
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь ребенку с ЗПР
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МБДОУ ДС №64
Кортенко Екатерина Александровна
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С ЗПР
Диагноз "задержка психического развития" зачастую ставит родителей
ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое
время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же
мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что
же делать дальше?".
Задержка
психического
развития
–
особый
тип
аномалии,
проявляющийся в нарушении нормального развития ребёнка. Она может
быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка,
соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной
нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность,
психомоторная
расторможенность,
возбудимость,
гиперактивность,
импульсивность, а также тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с
ЗПР
"детьми
с
нереализованными
возрастными
потенциальными
возможностями психического развития, с общей психической незрелостью".
Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем
активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг
представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления
нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что
самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной
стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной.
Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности,
различительные
возможности
слуха
и
зрения.
Дефекты
восприятия
обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях,
затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью,
память ограничена в объёме и непрочна. Наглядно-действенное мышление
развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-
логическое. Имеются также лёгкие нарушения речевых функций. Ребёнок
оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа,
сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.
Детей с ЗПР нередко относят к олигофренам. В отличие от
олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие
психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит
временный и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР относят к
педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии
обусловлено только причинами социального характера.
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя.
Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда
высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного –
отставания в развитии.
Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно
возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда
воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и
тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно
подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно
говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалисты
учреждения,
которое
посещает
ребёнок,
объясняют
родителям,
что
своевременная помощь ребёнку с ЗПР позволит избежать дальнейших
нарушений
и
откроет
больше
возможностей
для
его
развития.
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как
важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР,
является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С
признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность
родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что
будет дальше с нашим ребёнком?
В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет
обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших
результатов,
нужно
обратиться
за
квалифицированной
помощью
к
специалистам
(учителю-дефектологу
и,
если
нужно,
к
врачу-
психоневрологу),
как
можно
раньше
начать
продуманное
и
целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия
в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.
Родителям необходимо постоянно общаться со своим ребёнком,
проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени
следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в
магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его
проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки,
картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что
вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить
ребёнка играть с игрушками и другими детьми.
Главное – родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его
успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что,
взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и
семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и
приведёт к положительным результатам.