Напоминание

Как помочь ребенку с ЗПР


Автор: Кортенко Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс №64
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь ребенку с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель МБДОУ ДС №64

Кортенко Екатерина Александровна

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С ЗПР

Диагноз "задержка психического развития" зачастую ставит родителей

ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое

время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же

мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что

же делать дальше?".

Задержка

психического

развития

особый

тип

аномалии,

проявляющийся в нарушении нормального развития ребёнка. Она может

быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка,

соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной

нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность,

психомоторная

расторможенность,

возбудимость,

гиперактивность,

импульсивность, а также тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с

ЗПР

"детьми

с

нереализованными

возрастными

потенциальными

возможностями психического развития, с общей психической незрелостью".

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем

активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг

представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления

нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что

самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной

стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной.

Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности,

различительные

возможности

слуха

и

зрения.

Дефекты

восприятия

обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях,

затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью,

память ограничена в объёме и непрочна. Наглядно-действенное мышление

развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-

логическое. Имеются также лёгкие нарушения речевых функций. Ребёнок

оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа,

сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.

Детей с ЗПР нередко относят к олигофренам. В отличие от

олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие

психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит

временный и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР относят к

педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии

обусловлено только причинами социального характера.

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя.

Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда

высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного –

отставания в развитии.

Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно

возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда

воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и

тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно

подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно

говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалисты

учреждения,

которое

посещает

ребёнок,

объясняют

родителям,

что

своевременная помощь ребёнку с ЗПР позволит избежать дальнейших

нарушений

и

откроет

больше

возможностей

для

его

развития.

Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как

важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР,

является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С

признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность

родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что

будет дальше с нашим ребёнком?

В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет

обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших

результатов,

нужно

обратиться

за

квалифицированной

помощью

к

специалистам

(учителю-дефектологу

и,

если

нужно,

к

врачу-

психоневрологу),

как

можно

раньше

начать

продуманное

и

целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия

в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Родителям необходимо постоянно общаться со своим ребёнком,

проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени

следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в

магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его

проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки,

картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что

вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить

ребёнка играть с игрушками и другими детьми.

Главное – родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его

успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что,

взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и

семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и

приведёт к положительным результатам.



В раздел образования