Напоминание

Влияние занятий физическими упражнениями на показатели физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья


Автор: Сабитова Регина Зуфаровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ООШ ст.Миннибаево" Альметьевского муниципального района Респубилики Татарстан
Населённый пункт: ст. Миннибаево
Наименование материала: статья
Тема: Влияние занятий физическими упражнениями на показатели физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья
Раздел: среднее образование





Назад





Влияние занятий физическими упражнениями на показатели физического

развития и физической подготовленности детей младшего школьного

возраста с отклонениями в состоянии здоровья

Сабитова Регина Зуфаровна
МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» Альметьевского муниципального района
Актуальность.
Как известно, фундамент здоровья закладывается в юные годы. В настоящее время тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения. Сегодня в образовательных учреждениях большой процент обучающихся имеет отклонения в состоянии здоровья. Это ОРВИ, ангины, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, заболевания желудочно- кишечного тракта, невриты, болезни сердечно-сосудистой системы, ухудшение зрения и другие заболевания. Очень важно своевременно выявить учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, задерживают развитие организма. Этому способствуют ранее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторами риска. Забота о здоровье школьников неотделима от развития физической культуры и спорта. Проблема физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени не решена во многих учебных заведениях. Таких учащихся, чаще всего, освобождают от занятий физкультурой, что уменьшает и без того их ограниченную двигательную активность. В результате гиподинамия снижает функциональные возможности организма, снижается сопротивляемость к действию неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды . Для ребёнка, страдающего гиподинамией, возрастает риск травматизма, поскольку такой ребёнок плохо владеет своим теплом в движении, имеет плохую координацию и ориентацию в пространстве. Характерны также
нарушения ростовых показателей, дефекты осанки, избыточная масса тела. В результате этого снижается уровень физической работоспособности детей. В связи с этим актуальным является вопросы адаптивной и оздоровительной физической культуры. В данной работе уделяется внимание разработке и апробации методики организации и проведение занятий адаптивной и оздоровительными физическими упражнениями в специальной медицинской группе с детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования
. Выявить эффективность методики занятий адаптивными и оздоровительными физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Методы исследования.
1.
Анализ научно – методической литературы
. Нами проанализировано содержание 5 источников научно-методической литературы по теме исследования. Рассматривалось состояние изученности вопросов, касающихся анатомо-физиологических особенностей развития детей младшего школьного возраста, теории и методики физического воспитания учащихся с отклонением в состоянии здоровья. 2.
Антропометрия.
Антропометрические замеры : длина тела; масса тела; окружность грудной клетки. Функциональные пробы: проба Штанге (задержка дыхания на вдохе 60секунд до 3-4 раз), замер ЧСС. 3.
Тестирование.
Тестирование включало в себя бег на 30 м; подтягивание (мальчики на высокой перекладине, девочки на низкой из положения лежа); прыжок в длину с места; челночный бег 3х10м; наклон вперед из полжения сидя.
4.

Педагогический

эксперимент
. Педагогиче ский э кс п е р и м е н т заключается в разработке методики занятий адаптивными и оздоровительными физическими упражнениями и ее экспериментальной
проверке, выявление влияния физических упражнений на физическое состояние учащихся младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья. Педагогический эксперимент проводился с сентябре 2015 года по май 2016 года в МБОУ «ООШ ст. Миннибаево». Занятия строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторяемости. Наиболее важным требованиями к занятиям с детьми имеющими отклонения в состоянии здоровья являются индивидуальный подход к занимающимся и систематичность воздействий.
Результаты исследования.
Результаты исследования уровня физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста в период проведения эксперимента приведены в рисунках 1,2. Рис.1.Изменение показателей физического развития у детей младшего школьного возраст а за период проведения э к с п е р и м е н т а 1 2 3 4 5 -10 -5 0 5 10 15 20 25 Эксперемантальная группа Столбец1
Примечание: 1- длина тела, 2-маса тела, 3- ОГК, 4- проба Штанге, 5- ЧСС Рис.2. Изменение показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста за период проведения эксперимента 1 2 3 4 5 -20 0 20 40 60 80 100 120 Экспериментальная группа Столбец1 Примечание: 1- челночный бег,2-бег-30м, 3-прыжок в длину с места,4-подтягивание, 5-наклон вперёд.
Выводы
1.На основе анализа научно-методической литературы выявлено, что оздоровительное значение физических упражнений определяется многими факторами, в частности действий, направленных на улучшение функционального состояния основных физиологических систем, уровнем развития двигательно-координационных качеств. Следует отметить, что отклонения в соответствии здоровья лимитируют двигательную активность школьников и требует дифференцированного и индивидуального подхода в выборе средств, методов, организационных форм физической культуры, постановки основных задач, сопряжённых с процессом обучения, воспитания, физического, психического и логического развития школьников. 2. Результаты исследования исходного уровня детей младшего школьного возраста показал, что до начала проведения эксперимента исходного уровня
физического развития и физической подготовленности оценивается как низкие. По всем изучаемым показателям различия между экспериментальной и контрольной группами детей несущественные . 3. С учётом показателей физического развития и физической подготовленности младших школьников была разработана методика занятий, которая включала в себя проведение два раза в неделю по 40 минут занятий корригирующей гимнастикой, проведение 1 раза в неделю по 45 минут по бадминтону. 4. Анализ результатов повторного исследования физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп после эксперимента показал, что по всем изучаемым показателям выявлены существенные изменения. Сравнительный анализ результатов исследования, полученных до и после эксперимента показал, что прирост показателей физического развития и физической подготовленности у детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы.
Литература
1. Агажданян, Н.А. Физиология человека: учебник / Под р ед . Н.А.Агаджаняна, В.И.Циркина.- СПб.: СОТИС, 2008.-527с. 2. Бажуков, С.М. Здоровье детей – общая забота/С.М.Бажуков.-М.: Физкультура и спорт,2007.-150с. 3. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко. – М.: Физкультура и спорт, 2009.-109с. 4. Карпов, А.С. Лечебная гимнастика при статической деформации опорно- двигательного аппарата / А.С. Карпов// Спорт в школе. – 2008. - №10.-С.8-14.
5. Фонарёва, М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре / М.И. Фонарёва. – Л.: Медицина, 2003. – 371с.


В раздел образования