Влияние занятий физическими упражнениями на показатели физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья
Автор: Сабитова Регина Зуфаровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "ООШ ст.Миннибаево" Альметьевского муниципального района Респубилики Татарстан Населённый пункт: ст. Миннибаево Наименование материала: статья Тема: Влияние занятий физическими упражнениями на показатели физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья Раздел: среднее образование
Влияние занятий физическими упражнениями на показатели физического
развития и физической подготовленности детей младшего школьного
возраста с отклонениями в состоянии здоровья
Сабитова Регина Зуфаровна
МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» Альметьевского муниципального района
Актуальность. Как известно, фундамент здоровья закладывается в юные годы.
В настоящее время тревожным
является
ухудшение здоровья младшего
поколения.
Сегодня
в
образовательных
учреждениях
большой
процент
обучающихся имеет отклонения в состоянии здоровья. Это ОРВИ, ангины,
хронический тонзиллит, аллергические заболевания, заболевания желудочно-
кишечного тракта, невриты, болезни сердечно-сосудистой системы, ухудшение
зрения и другие заболевания.
Очень важно своевременно выявить учащихся, имеющих отклонения в
состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, задерживают
развитие организма. Этому способствуют ранее обнаружение патологических
состояний,
систематическое
наблюдение
за
больными
детьми
и
детьми,
подверженными факторами риска.
Забота о здоровье школьников неотделима от развития физической культуры
и спорта. Проблема физического воспитания детей с отклонениями в состоянии
здоровья до настоящего времени не решена во многих учебных заведениях.
Таких учащихся, чаще всего, освобождают от
занятий физкультурой, что
уменьшает и без того их ограниченную двигательную активность.
В
результате
гиподинамия
снижает
функциональные
возможности
организма,
снижается
сопротивляемость
к
действию
неблагоприятных
факторов
внутренней и внешней среды .
Для ребёнка, страдающего гиподинамией, возрастает риск травматизма,
поскольку
такой
ребёнок
плохо
владеет
своим
теплом
в
движении,
имеет
плохую
координацию
и
ориентацию
в
пространстве.
Характерны
также
нарушения ростовых показателей, дефекты осанки, избыточная масса тела. В
результате этого снижается уровень физической работоспособности детей.
В связи с этим актуальным является вопросы адаптивной
и
оздоровительной физической культуры. В данной работе уделяется внимание
разработке
и
апробации
методики
организации
и
проведение
занятий
адаптивной и оздоровительными физическими упражнениями в специальной
медицинской группе с детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования . Выявить эффективность методики занятий
адаптивными
и
оздоровительными
физическими
упражнениями
с
детьми
младшего школьного возраста, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Методы исследования.
1.
Анализ научно – методической литературы . Нами проанализировано
содержание
5
источников
научно-методической
литературы
по
теме
исследования.
Рассматривалось
состояние
изученности
вопросов,
касающихся
анатомо-физиологических
особенностей
развития
детей
младшего школьного возраста, теории и методики физического воспитания
учащихся с отклонением в состоянии здоровья.
2.
Антропометрия. Антропометрические замеры : длина тела; масса тела;
окружность
грудной
клетки. Функциональные
пробы:
проба
Штанге
(задержка дыхания на вдохе 60секунд до 3-4 раз), замер ЧСС.
3.
Тестирование. Тестирование включало в себя бег на 30 м; подтягивание
(мальчики на высокой перекладине, девочки на низкой из положения лежа);
прыжок в длину с места; челночный бег 3х10м; наклон вперед из полжения
сидя.
4.
Педагогический
эксперимент .
Педагогиче ский
э кс п е р и м е н т
заключается
в
разработке
методики
занятий
адаптивными
и
оздоровительными
физическими
упражнениями
и
ее
экспериментальной
проверке,
выявление
влияния
физических
упражнений
на
физическое
состояние
учащихся
младшего
школьного
возраста
с
отклонениями
в
состоянии здоровья. Педагогический эксперимент проводился
с сентябре
2015 года по май 2016 года в МБОУ «ООШ ст. Миннибаево».
Занятия строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности,
сознательности,
постепенности,
повторяемости.
Наиболее
важным
требованиями
к
занятиям
с
детьми
имеющими
отклонения
в
состоянии
здоровья
являются
индивидуальный
подход
к
занимающимся
и
систематичность воздействий.
Результаты исследования.
Результаты
исследования
уровня
физического
развития
и
физической
подготовленности детей младшего школьного возраста в период проведения
эксперимента приведены в рисунках 1,2.
Рис.1.Изменение показателей физического развития у детей младшего
школьного
возраст а
за
период
проведения
э к с п е р и м е н т а
1
2
3
4
5
-10
-5
0
5
10
15
20
25
Эксперемантальная группа
Столбец1
Примечание: 1- длина тела, 2-маса тела, 3- ОГК, 4- проба Штанге, 5- ЧСС
Рис.2. Изменение показателей физической подготовленности детей
младшего школьного возраста за период проведения эксперимента
1
2
3
4
5
-20
0
20
40
60
80
100
120
Экспериментальная группа
Столбец1
Примечание: 1- челночный бег,2-бег-30м, 3-прыжок в длину с места,4-подтягивание,
5-наклон вперёд.
Выводы
1.На основе анализа научно-методической литературы выявлено, что
оздоровительное значение физических упражнений определяется многими
факторами, в частности действий, направленных на улучшение
функционального состояния основных физиологических систем, уровнем
развития двигательно-координационных качеств.
Следует отметить, что отклонения в соответствии здоровья лимитируют
двигательную активность школьников и требует дифференцированного и
индивидуального подхода в выборе средств, методов, организационных форм
физической культуры, постановки основных задач, сопряжённых с процессом
обучения, воспитания, физического, психического и логического развития
школьников.
2. Результаты исследования исходного уровня детей младшего школьного
возраста показал, что до начала проведения эксперимента исходного уровня
физического развития и физической подготовленности оценивается как
низкие. По всем изучаемым показателям различия между экспериментальной
и контрольной группами детей несущественные .
3. С учётом показателей физического развития и физической
подготовленности младших школьников была разработана методика занятий,
которая включала в себя проведение два раза в неделю по 40 минут занятий
корригирующей гимнастикой, проведение 1 раза в неделю по 45 минут по
бадминтону.
4. Анализ результатов повторного исследования физического развития и
физической подготовленности детей младшего школьного возраста
экспериментальной и контрольной групп после эксперимента показал, что по
всем изучаемым показателям выявлены существенные изменения.
Сравнительный анализ результатов исследования, полученных до и
после эксперимента показал, что прирост показателей физического развития и
физической подготовленности у детей экспериментальной группы выше, чем у
детей контрольной группы.
Литература
1.
Агажданян,
Н.А.
Физиология
человека:
учебник
/
Под
р ед .
Н.А.Агаджаняна, В.И.Циркина.- СПб.: СОТИС, 2008.-527с.
2.
Бажуков,
С.М.
Здоровье
детей
–
общая
забота/С.М.Бажуков.-М.:
Физкультура и спорт,2007.-150с.
3.
Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко.
– М.: Физкультура и спорт, 2009.-109с.
4.
Карпов, А.С. Лечебная гимнастика при статической деформации опорно-
двигательного аппарата / А.С. Карпов// Спорт в школе. – 2008. - №10.-С.8-14.
5.
Фонарёва, М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре / М.И.
Фонарёва. – Л.: Медицина, 2003. – 371с.