Авторы: Охотникова Лариса Андреевна, Алексеева Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО Детский дом
Населённый пункт: п.Кировский Исетский район Тюменская обл
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: «Сказочная земля Арктики»
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКЕОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ
СЕВЕРА»
Рабочая программа
«Сказочная земля Арктики»
в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа
«Детский дом «Сияние Севера»
на 2020-2021 учебный год
(для младшего школьного возраста, подросткового возраста)
Программу составили:
Алексеева С.Л., старший воспитатель
первой квалификационной категории,
Охотникова Л.А., воспитатель первой
квалификационной категории
Данная Рабочая программа «Сказочная земля Арктики» в государственном казенном
учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на
2020 - 2021 учебный год (для младшего школьного возраста, подросткового возраста)
рассмотрена на заседаниях профессионального объединения воспитателей (протокол
№...2020), Научно-методического совета Учреждения (протокол № от 2020)
п.Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2020
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Сказочная земля Арктики» в государственном казенном
учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее
- Рабочая программа) разработана как модуль учебно-воспитательной программы «Шаги к
успеху» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в
целях
развития этнокультурных компетенций на основе формирования культурного
мировоззрения, опыта проектной деятельности воспитанников и относится к программам
духовно-нравственной направленности.
Рабочая программа предназначена для младшего школьного возраста (7-10 лет) и
подросткового возраста (10-15 лет), составлена на основе Рабочей программы «Культура
народов Ямала», автор Э.В. Новикова.
В процессе обучения дети познакомятся с особенностями жизни и быта предков, их
мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами,
получат представление о труде, жилище, традиционной одежде народов Севера в их
историческом развитии.
Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в области народного
декоративно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого
потенциала и творческому самовыражению. Приоритетные направления деятельности -
стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных способностей,
создание условий для их реализации.
Цель:
формирование этнокультурной грамотности как непременного условия
успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном
мире.
Задачи:
1) изучить историю, культуру и современную жизнь коренных малочисленных
народов Севера;
2) формировать личностно-ценностные отношения к культуре и традициям
коренных малочисленных народов Севера;
3) формировать умения и навыки в освоении художественных ремёсел коренных
малочисленных народов Севера;
4) формировать у детей ключевые компетенции: коммуникативную, критическое
мышление, кооперации, креативность.
2. Планируемые результат
2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих
а) личностных результатов:
-
знание истории, культуры, традиции, творчества коренных малочисленных
народов Севера;
-
понимание ценности семьи в жизни человека, осознавать ценности природы не
только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для
развития эстетического восприятия мира и развития творчества;
б) метапредметных результатов:
-умение работать в паре, группе, коллективе; - формирование читательской
грамотности, владение умением анализа текстов;
-развитие творческих способностей в освоении народных ремесел
2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках
«воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться»
(младший школьный возраст)
«воспитанник научится»:
-работать в группе, в коллективе;
-различать особенности культуры и традиций коренных малочисленных народов
Севера;
«воспитанник получит возможность научиться»:
-выполнять творческую работу под руководством наставника;
-проводить поиск необходимой информации под руководством наставника;
-выполнять несложные эскизы орнаментов;
(подростковый возраст)
«воспитанник научится»
-работать в группе, в коллективе;
-выполнять творческую работу самостоятельно;
-представлять информацию о культуре и традициях коренных малочисленных
народов Севера;
«воспитанник получит возможность научиться»:
-проводить самостоятельный поиск необходимой информации;
-представлять своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
3. Содержание Рабочей программы
Рабочая программа составлена из расчета 18 часов в год. Объем теоретических
занятий составляет 6 часов (33%), в том числе занятий по входному и итоговому
контролю. Объём практических занятий -12 часов (67%).
Методы организации деятельности воспитанников: использование развивающих,
личностно-ориентированных,
исследовательских,
проектных,
компетентностно-
ориентированных и групповых педагогических технологий
Практические работы. Для приобретения практических навыков и повышения
уровня знаний в программу включены практические работы.
Содержание программы структурировано в виде четырех разделов-модулей:
природа и люди Ямала, фольклор Ямала, декоративно-прикладное искусство Ямала,
творчество народов Ямала.
Раздел 1. Природа и люди Ямала (6 часов, младший школьный возраст - 3 часа,
подростковый возраст - 3 часа)
Младший школьный возраст
Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Основные
занятия кочевников. Устройство жилища (чума). Краткие сведения о природных условиях
и коренных малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном
округе.
Практическая работа №1. Конкурс рисунков «Краски Ямала».
Практическая работа №2. Изготовление поделок «Чум-жилище коренных
малочисленных народов Ямала».
Подростковый возраст
Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Краткие
сведения о географии, климате и коренных малочисленных народах, проживающих в
Ямало-Ненецком автономном округе. Кочевой образ жизни.
Чум-жилище коренных
малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе.
Практическая работа №1. Изготовление поделок «Чум-жилище народов Ямала»
Практическая работа №2. Оформление информационного уголка: «Природа и люди
Крайнего Севера».
Практическая работа №3. Приготовление блюд из рыбы, оленины, выпечка
пирогов.
аздел 2.
Фольклор Ямала (4 часа, младший школьный возраст- 2 часа,
подростковый возраст - 2 часа).
Младший школьный возраст
Понятие о фольклоре. Понятие об аллегории.
Практическая работа №3. Конкурс чтецов сказок, иллюстрации к сказкам.
Практическая работа №4. Инсценировка сказок.
Подростковый возраст
Фольклор - мудрость народа. Собиратели фольклора на Ямале. Литературные
сказки и их авторы.
Практическая работа №4. Составление сборника ненецких,
хантыйских и
селькупских пословиц, поговорок, загадок.
Практическая
работа
№5.
Конкурс
чтецов
сказок,
инсценировка
сказок,
иллюстрации к сказкам.
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство Ямала (4часа, младший школьный
возраст - 2 часа, подростковый возраст - 2 часа).
Младший школьный возраст
Орнамент в одежде. Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и
символика.
Практическая работа №5. Мастерская «Вышивка орнамента».
Практическая работа №6. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок).
Подростковый возраст
Культурный код коренных народов Ямала. Символика Ямало-Ненецкого автономного
округа.
Практическая работа №6. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив кукол).
Практическая работа №7. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок).
Раздел 4. Творчество народов Ямала (4 часа, младший школьный возраст - 2 часа,
подростковый возраст - 2 часа)
Младший школьный возраст
Музыкальные инструменты народов Ямала. Итоговый контроль.
Практическая работа №7. Прослушивание и заучивание песен народов Ямала.
Практическая работа №8 Игры народов Ямала.
Подростковый возраст
Песня как источник изучения культуры народа. Итоговый контроль.
Практическая работа №8. Творческая работа по фольклору (размышления о героях
сказок народов Ямала, о сходстве и различиях между фольклорными жанрами северных
народов и народов других стран).
Практическая работа №9. Игры народов Ямала.
4. Календарно-тематическое планирование (младший школьный возраст)
№
зан
яти
я
Дата
проведен
ия
Тема занятия (форма
проведения)
Характеристика основных видов
деятельности учащихся (сформированные
ключевые компетенции)
1. «Природа и люди Ямала» (3 часа)
1
Сентябрь
2020
Вводное занятие.
Входной контроль.
Основные понятия
Определить наличие специальных знаний и
компетенций в соответствующей сфере для
установления уровня сложности освоения
культуры материальной
и культуры духовной.
Теоретическое занятие
программы. Понятие о кочевом образе
жизни. Питание и одежда кочевников.
Мужские и женские обязанности в тундре.
2
Октябрь
2020
Краткие сведения о
природных условиях и
народах, проживающих
в ЯНАО.
Практическое занятие
Рассказывать о природных условиях и
народах, проживающих в ЯНАО. Знать
разнообразие растительного и животного
мира. Краткие сведения о географии, климате
и народах, проживающих в Ямало-ненецком
автономном округе.
ПР №1. Конкурс рисунков «Краски Ямала».
4К: умение слушать собеседника и вести
диалог; высказывать свою точку зрения.
3
Ноябрь
2020
Основные занятия
кочевников.
Устройство жилища
(чума).
Практическое занятие
Иметь представления об основных занятиях
кочевников, об устройстве чума.
ПР №2. Изготовление поделок «Чум-жилище
народов Ямала».
4К: внимательно смотреть и слушать,
пересказывать информацию, развивать
интересы своей познавательной деятельности
2.»Фольклор народов Ямала»(2 часа)
4
Декабрь
2020
Понятие о фольклоре.
Практическое занятие
Иметь представление о фольклоре и о его
особенностях.
ПР №3. Конкурс чтецов сказок, иллюстрации
к сказкам.
4К:развитие творческих способностей детей,
развитие познавательной и творческой
инициативы
5
Январь
2021
Понятие об аллегории.
Практическое занятие
Иметь представления о понятии аллегория
ПР №4. Инсценировка сказки.
4К: развитие творческих способностей детей,
развитие
познавательной
и
творческой
инициативы
3. «Декоративно-прикладное искусство народов ЯМАЛА» (2 часа)
6
Февраль
2021
Орнамент в одежде
Практическое занятие
Иметь представлении об орнаменте -
своеобразном культурном коде коренных
народов Ямала.
ПР №5 Мастерская «Вышивка орнамента».
4К: развитие творческих способностей детей,
развитие познавательной и творческой
инициативы.
7
Март
2021
Виды орнаментов в
народном искусстве, их
предназначение и
символика.
Практическое занятие
Рассказывать о видах орнамента, о его
предназначении и символики
ПР
№6
Мастерская
«Лавка
сувениров»
(пошив сумок)
4К: умение слушать собеседника и вести
диалог; высказывать свою точку зрения
4.»Творчество народов Ямала»(2часа)
8
Апрель
2021
Музыкальные
инструменты народов
Ямала.
Практическое занятие
Иметь представления о музыкальных
инструментах народов Ямала.
ПР №7. Прослушивание и заучивание песен
народов Севера.
4К: развитие творческих способностей детей,
развитие познавательной и творческой
инициативы.
9
Май 2021
Итоговый контроль.
Практическое занятие
Проверить, насколько дети научились
реально действовать в определенном модуле
программы, уровень знаний и умений,
предметные результаты освоения программы.
ПР №8. Игры народов Севера.
5. Календарно-тематическое планирование (подростковый возраст)
№
зан
яти
я
Дата
проведен
ия
Тема занятия (форма
проведения)
Характеристика основных видов
деятельности учащихся (сформированные
ключевые компетенции)
1. «Природа и люди Ямала» (3 часа)
1
Сентябрь
2020
Вводное занятие.
Входной контроль.
Основные понятия
культуры материальной
и культуры духовной.
Теоретическое занятие
Определить наличие специальных знаний и
компетенций в соответствующей сфере для
установления уровня сложности освоения
программы.
2
Октябрь
2020
Краткие сведения о
географии, климате и
народах, проживающих
в ЯНАО.
Практическое занятие
Рассказывать краткие сведения о географии,
климате и народах, проживающих в ЯНАО.
Знать разнообразие растительного и
животного мира.
ПР №1. Изготовление поделок «Чум-жилище
народов Ямала».
4К:умение излагать свое мнение; развивать
интересы своей познавательной
деятельности.
3
Ноябрь
2020
Кочевой образ жизни.
Чум-жилище народов
Ямала.
Практическое занятие
Искать информацию о кочевом образе жизни,
об основных занятиях кочевников
(оленеводство, рыболовство, охота в тундре,
морская охота), об устройстве чума.
ПР №2. Оформление информационного
уголка: «Природа и люди Севера».
4К: выделять главное в информации,
пересказывать своими словами,
анализировать особую культуру северных
народов, развитие творческих способностей
детей, развитие познавательной и творческой
инициативы.
2.»Фольклор народов Ямала»(2 часа)
4
Декабрь
2020
Фольклор
мудрость
народа
Практическое занятие
Иметь представления о фольклоре, как о
мудрости народа, понятие о сказке как о
фольклорном жанре.
ПР №4. Составление сборника ненецких,
хантыйских и селькупских пословиц,
поговорок, загадок.
4К: развитие творческих способностей детей,
развитие познавательной и творческой
инициативы.
10
Январь
2021
Собиратели фольклора
на Ямале.
Литературные сказки и
их авторы.
Практическое занятие
Искать информацию о собирателях
фольклора. Называть авторов литературных
сказок. Высказывать свое отношение к
героям сказок.
ПР №5. Конкурс чтецов сказок, инсценировка
сказок, иллюстрации к сказкам.
4К: развитие творческих способностей детей,
развитие познавательной и творческой
инициативы
3. «Декоративно-прикладное искусство народов Ямала» (2 часа)
12
Февраль
2021
Культурный код
коренных народов
Ямала
Практическое занятие
Иметь представление о том, что украшение
одежды, оружия, средства передвижения,
орнамент является своеобразным
культурным кодом коренных народов Ямала.
ПР №6. Мастерская «Лавка сувениров»
(пошив кукол).
4К: выделять главное в информации,
пересказывать своими словами,
анализировать культурный код народов
Ямала.
14
Март
2021
Символика ЯНАО.
Практическое занятие
Рассказывать
о
символике
ЯНАО,
изображение представителей флоры и фауны,
и их символическом значении
ПР
№7.
Мастерская
«Лавка
сувениров»
(пошив сумок)
4К: выделять главное в информации,
пересказывать своими словами,
анализировать особую культуру северных
народов, развитие творческих способностей
детей, развитие познавательной и творческой
инициативы.
4.»Творчество народов Ямала»(2часа)
16
Апрель
2021
Песня как источник
изучения культуры
народа.
Практическое занятие
Рассказывать о многообразие песен у
коренных малочисленных народов Ямала.
ПР №8. Творческая работа по фольклору
(размышления
о
героях
сказок
народов
Ямала,
о
сходстве
и
различиях
между
фольклорными жанрами северных народов и
народов других стран).
ПР №9. Игры народов Севера.
4К: развитие творческих способностей детей,
развитие познавательной и творческой
инициативы.
18
Май
2021
Итоговый контроль.
Практическое занятие
Проверить, насколько дети научились
реально действовать в определенном модуле
программы, уровень знаний и умений,
предметные результаты освоения программы.
ПР №9. Игры народов Севера.
5. Оценка результатов реализации Рабочей программы
Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе
мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к
успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые
проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий,
промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках бально-
накопительной системы.
6.Перечень научно - методического обеспечения
1.Балашова М.Я. Секреты волшебных узоров. - Минск: Харвест, 2010.- 97 с.
2.
Борко Г.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. 2002
3.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.:
Издательский центр «Академия», 2000г.- 168 с.
4
.
Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. - Екатеринбург: УРО РАН,
2004.-344с.
5. Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: в 2 т.-Т.1. - Омск:
Книжное издательство, 2004.- 298с
.
6. Лапцуй Л.В. Песни мои – детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер.с ненец./ Сост.
Е.Г.Сусой, Н.И.Ного.-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2001.-271с.:ил.
7. Матвеев А. В., Зах В.А. Памятники древних и средневековых культур Ямала. Тюмень:
ИПОС СО РАН, 1994. - 50с.
8.
Никифоров СВ. Большая энциклопедия Ямала. 2004
9
.
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала /
Учебник. 5-7 классы. - Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН,
2001.-134с.
10. Ругин Р.В. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский меридиан».
№5(73)/2002
11.
Самоловова Н.В., Самоловов Н.А. Национальные виды спорта: Северное многоборье.
– Нижневартовск: НГГУ. 2008г. – 87 с.
12.
Харючи С. Н. Современные проблемы коренных народов Севера. Томск: Изд-во
Томск, ун-та. 1999.-212с.
13.
Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов
Ямала в литературном освещении. – СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2003.-17с.
14.
Юнкеров Ю. Песни таежных людей // Красный Север. 2000. Февраль, № 16.-С.З-4.