Напоминание

«Сказочная земля Арктики»


Авторы: Охотникова Лариса Андреевна, Алексеева Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО Детский дом
Населённый пункт: п.Кировский Исетский район Тюменская обл
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: «Сказочная земля Арктики»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКЕОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ

СЕВЕРА»

Рабочая программа

«Сказочная земля Арктики»

в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа

«Детский дом «Сияние Севера»

на 2020-2021 учебный год

(для младшего школьного возраста, подросткового возраста)

Программу составили:

Алексеева С.Л., старший воспитатель

первой квалификационной категории,

Охотникова Л.А., воспитатель первой

квалификационной категории

Данная Рабочая программа «Сказочная земля Арктики» в государственном казенном

учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на

2020 - 2021 учебный год (для младшего школьного возраста, подросткового возраста)

рассмотрена на заседаниях профессионального объединения воспитателей (протокол

№...2020), Научно-методического совета Учреждения (протокол № от 2020)

п.Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2020

1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Сказочная земля Арктики» в государственном казенном

учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее

- Рабочая программа) разработана как модуль учебно-воспитательной программы «Шаги к

успеху» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в

целях

развития этнокультурных компетенций на основе формирования культурного

мировоззрения, опыта проектной деятельности воспитанников и относится к программам

духовно-нравственной направленности.

Рабочая программа предназначена для младшего школьного возраста (7-10 лет) и

подросткового возраста (10-15 лет), составлена на основе Рабочей программы «Культура

народов Ямала», автор Э.В. Новикова.

В процессе обучения дети познакомятся с особенностями жизни и быта предков, их

мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами,

получат представление о труде, жилище, традиционной одежде народов Севера в их

историческом развитии.

Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в области народного

декоративно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого

потенциала и творческому самовыражению. Приоритетные направления деятельности -

стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных способностей,

создание условий для их реализации.

Цель:

формирование этнокультурной грамотности как непременного условия

успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном

мире.

Задачи:

1) изучить историю, культуру и современную жизнь коренных малочисленных

народов Севера;

2) формировать личностно-ценностные отношения к культуре и традициям

коренных малочисленных народов Севера;

3) формировать умения и навыки в освоении художественных ремёсел коренных

малочисленных народов Севера;

4) формировать у детей ключевые компетенции: коммуникативную, критическое

мышление, кооперации, креативность.

2. Планируемые результат

2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих

а) личностных результатов:

-

знание истории, культуры, традиции, творчества коренных малочисленных

народов Севера;

-

понимание ценности семьи в жизни человека, осознавать ценности природы не

только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для

развития эстетического восприятия мира и развития творчества;

б) метапредметных результатов:

-умение работать в паре, группе, коллективе; - формирование читательской

грамотности, владение умением анализа текстов;

-развитие творческих способностей в освоении народных ремесел

2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках

«воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться»

(младший школьный возраст)

«воспитанник научится»:

-работать в группе, в коллективе;

-различать особенности культуры и традиций коренных малочисленных народов

Севера;

«воспитанник получит возможность научиться»:

-выполнять творческую работу под руководством наставника;

-проводить поиск необходимой информации под руководством наставника;

-выполнять несложные эскизы орнаментов;

(подростковый возраст)

«воспитанник научится»

-работать в группе, в коллективе;

-выполнять творческую работу самостоятельно;

-представлять информацию о культуре и традициях коренных малочисленных

народов Севера;

«воспитанник получит возможность научиться»:

-проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

-представлять своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим

сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и

этикета;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

3. Содержание Рабочей программы

Рабочая программа составлена из расчета 18 часов в год. Объем теоретических

занятий составляет 6 часов (33%), в том числе занятий по входному и итоговому

контролю. Объём практических занятий -12 часов (67%).

Методы организации деятельности воспитанников: использование развивающих,

личностно-ориентированных,

исследовательских,

проектных,

компетентностно-

ориентированных и групповых педагогических технологий

Практические работы. Для приобретения практических навыков и повышения

уровня знаний в программу включены практические работы.

Содержание программы структурировано в виде четырех разделов-модулей:

природа и люди Ямала, фольклор Ямала, декоративно-прикладное искусство Ямала,

творчество народов Ямала.

Раздел 1. Природа и люди Ямала (6 часов, младший школьный возраст - 3 часа,

подростковый возраст - 3 часа)

Младший школьный возраст

Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Основные

занятия кочевников. Устройство жилища (чума). Краткие сведения о природных условиях

и коренных малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном

округе.

Практическая работа №1. Конкурс рисунков «Краски Ямала».

Практическая работа №2. Изготовление поделок «Чум-жилище коренных

малочисленных народов Ямала».

Подростковый возраст

Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Краткие

сведения о географии, климате и коренных малочисленных народах, проживающих в

Ямало-Ненецком автономном округе. Кочевой образ жизни.

Чум-жилище коренных

малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе.

Практическая работа №1. Изготовление поделок «Чум-жилище народов Ямала»

Практическая работа №2. Оформление информационного уголка: «Природа и люди

Крайнего Севера».

Практическая работа №3. Приготовление блюд из рыбы, оленины, выпечка

пирогов.

аздел 2.

Фольклор Ямала (4 часа, младший школьный возраст- 2 часа,

подростковый возраст - 2 часа).

Младший школьный возраст

Понятие о фольклоре. Понятие об аллегории.

Практическая работа №3. Конкурс чтецов сказок, иллюстрации к сказкам.

Практическая работа №4. Инсценировка сказок.

Подростковый возраст

Фольклор - мудрость народа. Собиратели фольклора на Ямале. Литературные

сказки и их авторы.

Практическая работа №4. Составление сборника ненецких,

хантыйских и

селькупских пословиц, поговорок, загадок.

Практическая

работа

№5.

Конкурс

чтецов

сказок,

инсценировка

сказок,

иллюстрации к сказкам.

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство Ямала (4часа, младший школьный

возраст - 2 часа, подростковый возраст - 2 часа).

Младший школьный возраст

Орнамент в одежде. Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и

символика.

Практическая работа №5. Мастерская «Вышивка орнамента».

Практическая работа №6. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок).

Подростковый возраст

Культурный код коренных народов Ямала. Символика Ямало-Ненецкого автономного

округа.

Практическая работа №6. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив кукол).

Практическая работа №7. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок).

Раздел 4. Творчество народов Ямала (4 часа, младший школьный возраст - 2 часа,

подростковый возраст - 2 часа)

Младший школьный возраст

Музыкальные инструменты народов Ямала. Итоговый контроль.

Практическая работа №7. Прослушивание и заучивание песен народов Ямала.

Практическая работа №8 Игры народов Ямала.

Подростковый возраст

Песня как источник изучения культуры народа. Итоговый контроль.

Практическая работа №8. Творческая работа по фольклору (размышления о героях

сказок народов Ямала, о сходстве и различиях между фольклорными жанрами северных

народов и народов других стран).

Практическая работа №9. Игры народов Ямала.

4. Календарно-тематическое планирование (младший школьный возраст)

зан

яти

я

Дата

проведен

ия

Тема занятия (форма

проведения)

Характеристика основных видов

деятельности учащихся (сформированные

ключевые компетенции)

1. «Природа и люди Ямала» (3 часа)

1

Сентябрь

2020

Вводное занятие.

Входной контроль.

Основные понятия

Определить наличие специальных знаний и

компетенций в соответствующей сфере для

установления уровня сложности освоения

культуры материальной

и культуры духовной.

Теоретическое занятие

программы. Понятие о кочевом образе

жизни. Питание и одежда кочевников.

Мужские и женские обязанности в тундре.

2

Октябрь

2020

Краткие сведения о

природных условиях и

народах, проживающих

в ЯНАО.

Практическое занятие

Рассказывать о природных условиях и

народах, проживающих в ЯНАО. Знать

разнообразие растительного и животного

мира. Краткие сведения о географии, климате

и народах, проживающих в Ямало-ненецком

автономном округе.

ПР №1. Конкурс рисунков «Краски Ямала».

4К: умение слушать собеседника и вести

диалог; высказывать свою точку зрения.

3

Ноябрь

2020

Основные занятия

кочевников.

Устройство жилища

(чума).

Практическое занятие

Иметь представления об основных занятиях

кочевников, об устройстве чума.

ПР №2. Изготовление поделок «Чум-жилище

народов Ямала».

4К: внимательно смотреть и слушать,

пересказывать информацию, развивать

интересы своей познавательной деятельности

2.»Фольклор народов Ямала»(2 часа)

4

Декабрь

2020

Понятие о фольклоре.

Практическое занятие

Иметь представление о фольклоре и о его

особенностях.

ПР №3. Конкурс чтецов сказок, иллюстрации

к сказкам.

4К:развитие творческих способностей детей,

развитие познавательной и творческой

инициативы

5

Январь

2021

Понятие об аллегории.

Практическое занятие

Иметь представления о понятии аллегория

ПР №4. Инсценировка сказки.

4К: развитие творческих способностей детей,

развитие

познавательной

и

творческой

инициативы

3. «Декоративно-прикладное искусство народов ЯМАЛА» (2 часа)

6

Февраль

2021

Орнамент в одежде

Практическое занятие

Иметь представлении об орнаменте -

своеобразном культурном коде коренных

народов Ямала.

ПР №5 Мастерская «Вышивка орнамента».

4К: развитие творческих способностей детей,

развитие познавательной и творческой

инициативы.

7

Март

2021

Виды орнаментов в

народном искусстве, их

предназначение и

символика.

Практическое занятие

Рассказывать о видах орнамента, о его

предназначении и символики

ПР

№6

Мастерская

«Лавка

сувениров»

(пошив сумок)

4К: умение слушать собеседника и вести

диалог; высказывать свою точку зрения

4.»Творчество народов Ямала»(2часа)

8

Апрель

2021

Музыкальные

инструменты народов

Ямала.

Практическое занятие

Иметь представления о музыкальных

инструментах народов Ямала.

ПР №7. Прослушивание и заучивание песен

народов Севера.

4К: развитие творческих способностей детей,

развитие познавательной и творческой

инициативы.

9

Май 2021

Итоговый контроль.

Практическое занятие

Проверить, насколько дети научились

реально действовать в определенном модуле

программы, уровень знаний и умений,

предметные результаты освоения программы.

ПР №8. Игры народов Севера.

5. Календарно-тематическое планирование (подростковый возраст)

зан

яти

я

Дата

проведен

ия

Тема занятия (форма

проведения)

Характеристика основных видов

деятельности учащихся (сформированные

ключевые компетенции)

1. «Природа и люди Ямала» (3 часа)

1

Сентябрь

2020

Вводное занятие.

Входной контроль.

Основные понятия

культуры материальной

и культуры духовной.

Теоретическое занятие

Определить наличие специальных знаний и

компетенций в соответствующей сфере для

установления уровня сложности освоения

программы.

2

Октябрь

2020

Краткие сведения о

географии, климате и

народах, проживающих

в ЯНАО.

Практическое занятие

Рассказывать краткие сведения о географии,

климате и народах, проживающих в ЯНАО.

Знать разнообразие растительного и

животного мира.

ПР №1. Изготовление поделок «Чум-жилище

народов Ямала».

4К:умение излагать свое мнение; развивать

интересы своей познавательной

деятельности.

3

Ноябрь

2020

Кочевой образ жизни.

Чум-жилище народов

Ямала.

Практическое занятие

Искать информацию о кочевом образе жизни,

об основных занятиях кочевников

(оленеводство, рыболовство, охота в тундре,

морская охота), об устройстве чума.

ПР №2. Оформление информационного

уголка: «Природа и люди Севера».

4К: выделять главное в информации,

пересказывать своими словами,

анализировать особую культуру северных

народов, развитие творческих способностей

детей, развитие познавательной и творческой

инициативы.

2.»Фольклор народов Ямала»(2 часа)

4

Декабрь

2020

Фольклор

мудрость

народа

Практическое занятие

Иметь представления о фольклоре, как о

мудрости народа, понятие о сказке как о

фольклорном жанре.

ПР №4. Составление сборника ненецких,

хантыйских и селькупских пословиц,

поговорок, загадок.

4К: развитие творческих способностей детей,

развитие познавательной и творческой

инициативы.

10

Январь

2021

Собиратели фольклора

на Ямале.

Литературные сказки и

их авторы.

Практическое занятие

Искать информацию о собирателях

фольклора. Называть авторов литературных

сказок. Высказывать свое отношение к

героям сказок.

ПР №5. Конкурс чтецов сказок, инсценировка

сказок, иллюстрации к сказкам.

4К: развитие творческих способностей детей,

развитие познавательной и творческой

инициативы

3. «Декоративно-прикладное искусство народов Ямала» (2 часа)

12

Февраль

2021

Культурный код

коренных народов

Ямала

Практическое занятие

Иметь представление о том, что украшение

одежды, оружия, средства передвижения,

орнамент является своеобразным

культурным кодом коренных народов Ямала.

ПР №6. Мастерская «Лавка сувениров»

(пошив кукол).

4К: выделять главное в информации,

пересказывать своими словами,

анализировать культурный код народов

Ямала.

14

Март

2021

Символика ЯНАО.

Практическое занятие

Рассказывать

о

символике

ЯНАО,

изображение представителей флоры и фауны,

и их символическом значении

ПР

№7.

Мастерская

«Лавка

сувениров»

(пошив сумок)

4К: выделять главное в информации,

пересказывать своими словами,

анализировать особую культуру северных

народов, развитие творческих способностей

детей, развитие познавательной и творческой

инициативы.

4.»Творчество народов Ямала»(2часа)

16

Апрель

2021

Песня как источник

изучения культуры

народа.

Практическое занятие

Рассказывать о многообразие песен у

коренных малочисленных народов Ямала.

ПР №8. Творческая работа по фольклору

(размышления

о

героях

сказок

народов

Ямала,

о

сходстве

и

различиях

между

фольклорными жанрами северных народов и

народов других стран).

ПР №9. Игры народов Севера.

4К: развитие творческих способностей детей,

развитие познавательной и творческой

инициативы.

18

Май

2021

Итоговый контроль.

Практическое занятие

Проверить, насколько дети научились

реально действовать в определенном модуле

программы, уровень знаний и умений,

предметные результаты освоения программы.

ПР №9. Игры народов Севера.

5. Оценка результатов реализации Рабочей программы

Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе

мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к

успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые

проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий,

промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках бально-

накопительной системы.

6.Перечень научно - методического обеспечения

1.Балашова М.Я. Секреты волшебных узоров. - Минск: Харвест, 2010.- 97 с.

2.

Борко Г.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. 2002

3.

Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.:

Издательский центр «Академия», 2000г.- 168 с.

4

.

Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. - Екатеринбург: УРО РАН,

2004.-344с.

5. Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: в 2 т.-Т.1. - Омск:

Книжное издательство, 2004.- 298с

.

6. Лапцуй Л.В. Песни мои – детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер.с ненец./ Сост.

Е.Г.Сусой, Н.И.Ного.-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2001.-271с.:ил.

7. Матвеев А. В., Зах В.А. Памятники древних и средневековых культур Ямала. Тюмень:

ИПОС СО РАН, 1994. - 50с.

8.

Никифоров СВ. Большая энциклопедия Ямала. 2004

9

.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала /

Учебник. 5-7 классы. - Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН,

2001.-134с.

10. Ругин Р.В. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский меридиан».

№5(73)/2002

11.

Самоловова Н.В., Самоловов Н.А. Национальные виды спорта: Северное многоборье.

– Нижневартовск: НГГУ. 2008г. – 87 с.

12.

Харючи С. Н. Современные проблемы коренных народов Севера. Томск: Изд-во

Томск, ун-та. 1999.-212с.

13.

Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов

Ямала в литературном освещении. – СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2003.-17с.

14.

Юнкеров Ю. Песни таежных людей // Красный Север. 2000. Февраль, № 16.-С.З-4.



В раздел образования