Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практические рекомендации педагога-психолога для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Практические рекомендации
педагога-психолога для родителей,
имеющих детей
с речевыми нарушениями
Составитель: педагог-психолог
МДОУ «ЦРР – д/с №154» г. Магнитогорска
Федулова Ольга Анатольевна
г. Магнитогорск
06.11.2020 г.
Здравствуйте уважаемые родители!
Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не
позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание
окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая
патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у
детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию
адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним
словом препятствуют своевременной социализации детей.
Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы
развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Поэтому в
нашем дошкольном учреждении работают квалифицированные педагоги, желающие
помочь вашим детям.
В настоящее время у нас с Вами общая цель – чистая и правильная речь ребенка,
его умение выражать свои мысли полными предложениями, связно говорить, не допуская
лексико-грамматических ошибок. Чтобы наша с Вами работы была плодотворной, прошу
Вас ознакомиться с некоторыми рекомендациями:
1.
Необходимо следить не только за речью ребенка, но и за своей речью. Помните,
что Вы – образец для подражания для своего ребенка. Ваша грамотная речь
поможет ему усвоить нормы и правила русского языка.
2.
Разговаривайте с ребенком как можно чаще – это поможет ему развить связную
речь, обогатить свой словарный запас, расширить кругозор и приобрести
уверенность в себе. Используйте для разговора любую ситуацию.
Например, по дороге из детского сада обсудите прошедший день ребенка, задайте
ему вопросы. Будет полезно обсудить погоду, сезонные изменения в природе, птиц,
животных и т.п. При одевании на прогулку спрашивайте: «Что ты делаешь?», «Что ты
надеваешь?», «Что надеваю я?», «Скажи папе, чтобы он надел шапку» и т.д.
3.
Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно. Не
подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.
4.
Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись
говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно
время, чтобы звук «вошёл» в речь.
5.
Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, спокойной
обстановке. Не ругайте, не кричите, наберитесь терпения. Во время выполнения
заданий сядьте лицом к ребёнку (он должен движение ваших губ). Используйте
наглядный материал. Детям трудно воспринимать слова без изображения (Пр
если вы решили выучит названия фруктов, то покажите картинку с фруктами)
Если ребёнок отказывается выполнять задание, не заставляйте, вернитесь к
нему позже.
6.
Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая
гимнастика). Доказано, что, чем раньше начинается работа по развитию мелкой
моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на
формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений. Для
развития мелкой моторики руки используйте дома:
Самомассаж кистей, пальцев.
Графические упражнения (штриховка, дорисовка картинки, графический диктант,
соединение по точкам)
Предметная
деятельность:
(работа
с
бумагой,
глиной,
тестом,
природным
материалом, песком, водой)
Игры: (мозаики, конструкторы, Пазлы, шнуровка и т.п.)
Игры с различными бытовыми предметами (резинки для волос, пуговицы, пробки,
скрепки и т.п.)
Игры с крупой: (сортировка семян, выкладывание изображений).
Кукольные театры (пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней).
Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у
ребенка навык самоконтроля.
7.
Привлекайте к работе с речью всех, кто окружает ребенка: бабушку,
преподавателей кружка, куда он ходит, няню, друзей и т.п. Будет полезно, если
бабушка или преподаватель танцев смогут напомнить ребенку про тот или иной
звук, помогая закрепить его в речи.
8.
Больше читайте! Небольшой рассказ или сказка перед сном не займет у Вас
много времени, но окажет бесценную помощь Вашему ребенку. Возможно, Вы
сможете организовать дома читательский клуб, где Вы будете собираться всей
семьей и читать книги, или даже придумывать истории, рассказывать о жизни и
т.п. Просите ребёнка пересказать: «Что было в начале? Что случилось потом?
Кто помог….? Что сделал тот или иной герой?» И т. д.
9.
Учите стихотворения! Не ограничивайтесь только тем материалом, который
необходимо
выучить
к
утреннику.
Предложите
ребенку
порадовать
стихотворением маму, папу, бабушку, дедушку, друга и др. Пусть оно будет
небольшим, главное - будет!
10. Играйте! Попробуйте организовать дома театр, разыграйте хорошо знакомую
сказку, смастерите костюмы и маски! Это будет не просто веселое, но и
полезное для ребенка время препровождение.
Старайтесь, чтобы ребенок чувствовал Ваш искренний интерес к занятиям с ним.
Если у него что-то не получается – приободрите его, вселите в него уверенность,
расскажите приободряющую историю. Хвалите Вашего ребенка, даже за самые маленькие
(по Вашему мнению) победы. Он будет Вам очень благодарен за это.
Задавайте вопросы воспитателям, учителю-логопеду, педагогу -психологу – мы
всегда готовы прийти на помощь, поскольку мы объединены общим делом!
Помните, что ни одна работа не даст плодов без систематического
повторения! Чтобы закрепить в речи ребенка правильные звуки, необходимо
постоянно повторять материал, ежедневно выполнять задания учителя-логопеда,
и задания педагога-психолога.
Я так же буду давать вам карточки с различными упражнениями, которые
комплексно будут воздействовать на развитие ребенка. Все упражнения проводите в
свободном темпе, без, принуждения.
Мимические упражнения, направлены на снятие напряжения
Психогимнастика, направлена на развитие и коррекцию различных сторон
психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной сферы)
Упражнения для развития познавательных способностей
Ну и в завершении хочется сказать:
Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс
коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить
за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия
логопеда, психолога, ребенка и родителей. Верьте в силы своего ребенка, верой и
терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.
Спасибо за внимание!