Автор: Анна Александровна Двойнина
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 55
Населённый пункт: Воронеж (Воронежская Область’)
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В УКРЕПЛЕ-
НИИ
ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила: учитель начальных классов
Двойнина Анна Александровна
Воронеж 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................................3
1.
Проблемы формирования здорового образа жизни школьников в совре-
менных условиях.....................................................................................................6
2.
Характеристика двигательной активности и физических качеств учащих-
ся 1-4 классов в режиме дня...................................................................................7
3.
Средства физического воспитания учеников начальных классов.............15
4.
Развитие двигательных качеств учеников начальных классов..................18
5.
Формы организации физического воспитания учеников начальных
классов....................................................................................................................24
Заключение............................................................................................................25
Литература.............................................................................................................28
2
ВВЕДЕНИЕ
Образование подрастающего поколения является делом государствен-
ной важности. Поэтому учитель начальных классов должен иметь ясное и це-
лостное представление о физической культуре как активном педагогическом
средстве, способствующем всестороннему развитию детей и подростков,
подготовке их к творческой жизнедеятельности.
Человека всегда интересовала проблема здоровья в контексте общече-
ловеческих ценностей, которая приобретает все большее значение. Широкий
общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, реше-
ние которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий,
центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у
Российской Федерации, нет будущего.
Глубокое, всестороннее изучение учащихся - первое и основное усло-
вие всего педагогического коллектива.
Физическая культура представляет собой явление культуры и опреде-
ляется через деятельность, направленную на познание и преобразование фи-
зической природы человека. Достигаемый с помощью такой деятельности ре-
зультат выражается в состоянии здоровья человека, его творческим долголе-
тии, разнообразным формам общественной жизни.
Проблема здоровья уча-
щихся становится приоритетным направлением развития образовательной
системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и
развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знани-
ями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности
и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время
являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же
забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями
проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из пер-
вых мест стоит здоровье школьников, а также с требованиями ФГОС. Школа
в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития лич-
3
ности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизиче-
ских способностей, социальному самоопределению.
Все это возможно только при наличии здоровой социальной среды в
образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учи-
теля, системно организованной воспитательной работы по формированию
стиля жизнедеятельности. В свою очередь, здоровая среда обеспечивается
наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной
стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех
участников образовательного процесса – с другой. Центральное место в
культуре здоровья занимают ценностно - мотивационные установки, а также
знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здо-
рового образа жизни.
Поэтому, изучение отношения школьников к основам здорового образа
жизни и физической культуре как неотъемлемой слагаемой формирования
его, является актуальным, так как содержит важную информацию для работ-
ников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.
Целью моей курсовой работы является изучение влияния занятий физи-
ческими упражнениями, как определяющего компонента формирования здо-
рового образа жизни на состояние здоровья учащихся 1- 4 классов.
Задачи курсовой работы:
1. по обзору научно-методической литературе изучить состояние фор-
мирования здорового образа среди детей - школьников.
2. охарактеризовать роль основных компонентов здорового образа в
формировании жизненно важных качеств учащихся 1-4 классов.
3. произвести анкетирование, показать уровень влияния занятий физи-
ческими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здо-
рового образа учащихся 1-4 классов.
Гипотеза: Обобщая материалы, где показаны физические компоненты,
которые влияют на формирование основ здорового стиля жизни посредством
воспитания потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими
4
упражнениями, и будут способствовать сохранению и укреплению здоровья
учащихся.
5
1.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
На протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тре-
вожное расположение с состоянием здоровья детей и подростков.
Школа в
своей деятельности исходит из необходимости творческого становления фи-
гуры, помогает становлению, становлению умственных, психофизических
способностей, социальному самоопределению. Все это допустимо только при
наличии здоровой среды в образовательном учреждении, психологического
удобства учащегося и педагога, системно организованной воспитательной ра-
боты.
В свою очередь, здоровая среда обеспечивается наличием условий
сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целе-
устремленным образованием культуры здоровья и здоровый образ жизни
всех участников образовательного процесса – с иной. Центральное место в
культуре здоровья и образовании здорового образа жизни занимают
ценностно-мотивационные установки, а также познания, знания, навыки
сохранения и укрепления здоровья, постижение особой литературы многих
вестимых авторов.
В текущее время в практику работы школы обширно внедряются
разные образовательные и оздоровительные программы, содействующие об-
разованию особой оздоровительной грамотности, организации здорового об-
раза жизни, укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразователь-
ной учебной деятельности, так и физической культуры воспитательной рабо-
ты, ориентированной на здоровый образ жизни.
Впрочем до сего времени не разрешено имеющееся в науке и практике
возражение между насущной надобностью в образовании и обучении здоро-
вому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и спецтехно-
логии ЗОЖ.
6
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ В
РЕЖИМЕ ДНЯ
Физическое воспитание в школах полного дня осуществляется в тради-
ционных формах его организации, решая те же задачи, что и в традиционной
школе. Впрочем данные и режим работы школы дозволяют больше результа-
тивно реализовать вероятности всех форм физического воспитания на основе
преемственности оглавления классноурочных занятий со всеми внеучебными
формами, взаимных связей оглавления и методологии проведения разновид-
ных форм внеклассной работы, определенных элементов обязательности для
всех учеников участия во внеклассных мероприятиях.
Стержневой формой организации учебной работы является урок. Уро-
ки физической культуры проводятся в соответствии с государственными про-
граммами. Впрочем специфические данные школы полного дня (цельный для
всех двигательный режим при широком диапазоне внеклассных занятий) раз-
решают внести некоторые коррективы в оглавление и методологию уроков.
Во-первых, улучшение изученных на уроке двигательных действий мо-
жет осуществляться всеми учащимися в иных формах организации (скажем,
на динамическом часе); во-вторых, меньшая наполняемость классов дозволя-
ет увеличить число повторений заданий, повысить моторную плотность уро-
ков, а следственно, сократить сроки освоения программного материала.
В итоге возникает вероятность вступления добавочного учебного мате-
риала, скажем национальных средств физического воспитания; в-третьих,
возникают данные для больше широкой и добротной методической подготов-
ки учащихся с целью применения их в грядущем в роли групповодов, помощ-
ников либо капитанами команд по своему виду спорта.
Повседневная гимнастика до занятий длительностью 8 - 10 мин разре-
шает увеличить недельную двигательную активность приблизительно на час,
а также совершенствовать выполнение некоторых упражнений, выученных
на уроках.
7
Физкультминуты на всех общеобразовательных уроках дают прибавку
в недельной двигательной активности приблизительно еще на час. В зависи-
мости от возраста учащихся они организуются на 20 - 25 мин в исходных
классах, на 25 - 30 мин – в средних, а в старших классах проводятся в случае
необходимости по усмотрению педагога. В исходных классах физкультмину-
та проводится учителем, в средних и старших – физоргом класса [1].
Динамическая пауза (либо час здоровья) впервой возникла в школах
полного дня, а после этого вошла в практику обыкновенных школ. Это наме-
ренно организованный часовой энергичный отдых с играми, эстафетами,
спортивными веселиями на воздухе. Динамическая пауза проводится с млад-
шими школьниками позже третьего урока, средними и старшими - позже чет-
вертого. Проводят динамическую паузу, как водится, воспитатели, изуми-
тельные начальники либо групповоды из числа особенно физически подго-
товленных учащихся.
Благоприятные данные для проведения внеклассной работы требуют
существенного растяжения состава физкультурного актива школьников. В
частности, намеренно подготовленные старшеклассники могут обеспечить
многие формы занятий с младшими школьниками. Подготовка физкультур-
ного актива осуществляется на методических занятиях. Они организуются
учителем физической культуры, но могут проводиться намеренно подготов-
ленными учителями других предметов, родителями и старшеклассниками. В
программу обучения включаются как теоретические занятия, так и утилитар-
ные.
Образование здорового образа жизни у школьников 1 - 4 классов на
прямую зависит от становления физических качеств. Физические качества
человека неизменно узко связаны с двигательными знаниями и навыками, а
также с волевыми качествами: проявление силы, ловкости, выносливости,
быстроты и эластичности, требуют соответствующих проявлений настойчи-
вости, выдержки, а зачастую и храбрости. Воспитание физических качеств у
школьников – одна из важнейших задач физического воспитания.
8
Под физическим качеством силы воспринимается взаимодействие пси-
хофизиологических процессов организма человека, дозволяющих энергично
преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам.
Качество силы выражается через общность силовых способностей, которые
обеспечивают меру физического воздействия человека на окружающие внеш-
ние объекты. Качество силы характеризуется силой действия, которую разви-
вает человек посредством мышечных напряжений. По своей сути сила дей-
ствия представляет интегрированный итог взаимодействия сил тяги мышц,
образующих в итоге функциональной активности мышечных конструкций.
Именно через силу тяги мышц происходит реализация психофизиоло-
гических процессов в механическую работу по преодолению внешних сопро-
тивлений (скажем, при подъеме штанги) либо противодействию внешним си-
лам (скажем, при удержании штанги). Сила действия человека измеряется в
килограммах. Величина проявления силы действия зависит от внешних фак-
торов (величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его
звеньев в пространстве) и от внутренних (функционального состояния мышц
и психического состояния человека).
Силовые способности выражаются мышечными напряжениями, кото-
рые проявляются в динамическом и статическом режимах работы. 1-й режим
характеризуется изменением длины мышц и присущ предпочтительно ско-
ростно-силовым способностям, а 2-й - постоянством длины мышцы при
напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В
практике физического воспитания данные режимы работы мышц обознача-
ются терминами «динамическая сила» и «статическая сила».
Под выносливостью воспринимается солидарность проявления психо-
физиологических и биоэнергетических функций организма человека, дозво-
ляющих долго противоборствовать утомлению при механической работе.
Выносливость характеризуется общностью физических способностей, обес-
печивающих поддержание работы в зонах максимальной, субмаксимальной,
крупной и умеренной нагрузок. Всей зоне нагрузок присущ свой энергетиче-
9
ский профиль, а совместно с ним и неповторимый комплекс реакций органов
и конструкций организма [10].
Под физическим качеством ловкости воспринимается солидарность
взаимодействия функций центрального и периферического управления дви-
гательной системой человека, разрешающих перестраивать биомеханиче-
скую конструкцию действий в соответствии с меняющимися условиями ре-
шения двигательной задачи. Ловкость выражается через общность координа-
ционных способностей, проявляющихся при условии сохранения стабильно-
сти тела и нужной амплитуды движений. В подвижных играх ловкость вос-
питывается лучше всех.
Ловкость воспитывается посредством обучения новым для ученика фи-
зическим упражнениям и решения двигательных задач, требующих непре-
рывного метаморфозы конструкции двигательных действий. Новинка разучи-
ваемого упражнения поддерживается возрастанием координационной слож-
ности и созданием затрудняющих внешних условий. Решение двигательных
задач полагает выполнение освоенных двигательных действий в неизвестных
обстановках.
Особенно результативным способом воспитания ловкости является иг-
ровой способ с дополнительными заданиями и без них.
Координационные способности представляют собой функциональные
вероятности определенных органов и конструкций организма, взаимодей-
ствие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в
цельное смысловое двигательное действие. Координационные способности
включают в себя: пространственную ориентировку, точность воспроизведе-
ния движения по пространственным, силовым и временным параметрам, ста-
тическое и динамическое баланс [6].
Пространственная ориентировка человека выражается в сохранении
представлений о нраве метаморфозы внешних условий и в знании пере-
строить двигательное действие в соответствии с этими изменениями.
Рассматривая метаморфозы внешних условий, человек должен предсказы-
10
вать грядущие события и в связи с этим строить соответствующее поведение.
Пространственные отношения человека с окружающей средой выражаются:
относительным постоянством позы человека и неподвижностью окружаю-
щих объектов (основная упряма по команде «Смирно!»); метаморфоза пара-
метров передвижения только внешних объектов (поза вратаря при пробитии
штрафного удара); изменением параметров передвижения только человека
(выполнение кувырка вперед); одновременным изменением параметров пере-
движений человека и внешних объектов (взаимодействие конкурентов в
спортивных играх).
Точность воспроизведения силовых параметров двигательного дей-
ствия насыщенно возрастает в возрасте от 8 до 16 лет, впрочем способность
оценивать вес предметов прогрессирует у детей в основном от 8 до 10 лет, а
способность воспроизводить величину мышечного усилия в изометрических
условиях насыщенно возрастает позже 11 лет и достигает максимума к 15-16
годам. По сопоставлению с детьми младшего школьного возраста у под-
ростков точность дифференцирования мышечных усилий улучшается при-
близительно в два раза. Основными упражнениями, развивающими точность
дифференцирования мышечных усилий, являются упражнения с отягощения-
ми, где вес предметов сурово дозируется. Совместно с этим применяются
прыжки в высоту и в длину, метание спортивных снарядов разного веса, а
также упражнения с динамометром (воспроизведение заданного усилия).
Вестибулярная стабильность характеризуется сохранением позы либо
направленности движений позже раздражения вестибулярного анализатора.
В связи с этим различают статическое и динамическое баланс. Статическое
баланс проявляется при долгом сохранении определенных поз человека (ска-
жем, упряма на руках в спортивной гимнастике), динамическое баланс – при
сохранении направленности перемещений человека при безостановочно ме-
няющихся позах (скажем, передвижение лыжника).
Эластичность определяется как физическая способность человека ис-
полнять движения с нужной амплитудой. Она обусловлена строением суста-
11
ва и взаимодействием мышц, обеспечивающих в нем движение. Последнее
связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляе-
мостью их к растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц. Неудовлетвори-
тельно развитая эластичность затрудняет координацию движений человека,
потому что ограничивает перемещения отдельных звеньев тела [9].
Различают пассивную и энергичную эластичность. Пассивная эластич-
ность определяется по амплитуде движений, делаемых под воздействием
внешних сил, скажем веса компаньона либо его мышечных усилий. Энергич-
ная эластичность выражается амплитудой движений, делаемых за счет соб-
ственных напряжений мышц. Величина пассивной эластичности неизменно
огромнее энергичной. Под влиянием утомления энергичная эластичность
уменьшается (за сет снижения способности мышц к полному расслаблению
позже предшествующего сокращения), а пассивная возрастает (за счет мень-
шего тонуса мышц, противодействующих растяжению).
Выделяют также всеобщую и особую эластичность. Первая характери-
зуется максимальной амплитудой движений в особенно огромных суставах,
вторая – амплитудой движений, соответствующей технике определенного
двигательного действия.
Становление эластичности оценивается по максимально допустимой
амплитуде движений, которая измеряется либо угловыми, либо линейными
мерами (в градусах, сантиметрах).
Особенно насыщенно эластичность прогрессирует до 15-17 лет, при
этом для становления пассивной эластичности сенситивным периодом будет
являться возраст 9-10 лет, а для энергичной – 10-14 лет. У девчонок и деву-
шек показатели эластичности на 20-30% выше, чем у мальчуганов и юношей.
Основными средствами становления эластичности являются упражне-
ния на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, ма-
ховые и т.п.) и статического (сохранение максимальной амплитуды при
разных позах) нрава. Упражнения на растягивание выполняются как с отяго-
щениями, так и без них. Применение отягощений дозволяет акцентировано
12
развивать мышцы, обеспечивающие движение в суставах, улучшать взаимо-
действие мышц-синергистов.
Под быстротой воспринимается солидарность проявления центральных
и периферических нервозных конструкций двигательного агрегата человека,
дозволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально ко-
роткое время. Быстрота проявляется через общность скоростных способно-
стей: быстроты в примитивных и трудных двигательных реакциях, скорости
одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением, частоты
движений (темп движений). Многие способности, характеризующие быстро-
ту, входят комбинированными элементами в другие физические качества, ис-
ключительно качество ловкости.
Быстрота воспитывается с подмогой разнообразных двигательных за-
дач, успешность решения которых определяется минимальным временем вы-
полнения двигательного действия. Выбор двигательных задач диктует
соблюдение 2-х методических расположений, требующих, с одной стороны,
высокого владения техникой двигательного действия, а с иной – наличия оп-
тимального функционального состояния организма. Первое расположение
полагает возрастание сложностей задач за счет уменьшения времени выпол-
нения двигательного действия, когда техника владения движением не лими-
тирует его скоростные параметры. Второе расположение полагает решение
двигательных задач до фазы компенсированного утомления, сопряженной с
замедлением движений, а следственно, закреплением иных временных пара-
метров его выполнения.
Воспитание быстроты, как водится осуществляется в начале стержне-
вой части урока. Целенаправленность движений на те либо иные временные
параметры двигательного действия дозволяет развивать различные способно-
сти, лежащие в основе быстроты.
Насыщенное улучшение функций, обеспечивающих стремительное ре-
агирование, происходит в период от 7-8 до 11-12 лет. К 14-15 годам интен-
13
сивность улучшения этой функции замедляется, но продолжается вплотную
до 17 лет.
В соответствии с тем, что двигательные реакции представляют собой
сенсомоторные реакции, они являются специфическими компонентами коор-
динационных способностей. Исключительно крупно значение этих реакций в
пространственной ориентировке и точности воспроизведения временных па-
раметров действия.
Основным способом становления частоты движений является повторе-
ние упражнений с акцентом на скорость выполнения. Особенно результатив-
ным способом будет применение разновидных упражнений с максимально
допустимой скоростью, исключительно в условиях проведения подвижных и
спортивных игр.
14
3.
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Средствами физического воспитания младших школьников являются
физические упражнения, физический труд, использование гигиенических
факторов, оздоровительных сил природы.
Физические упражнения являются основным средством физического
воспитания в школе. С помощью их осуществляются задания, направленные
на всестороннее физическое развитие детей, формирование правильных на-
выков таких естественных движений, как ходьба, бег, прыжки, метание, лаза-
нье и другое, развитие основных физических качеств (ловкости, скорости,
силы, выносливости), воспитание позитивных морально-волевых качеств и
полезных привычек.
На уроках физической культуры и на занятиях кружков общей физиче-
ской подготовки используются предусмотренные учебной программой
упражнения основной гимнастики (построение и перестроение; основные по-
ложения и движения рук, ног, туловища; упражнения с мячами, скакалками;
акробатические и танцевальные упражнения; упражнения на гимнастической
стенке; удержание равновесия; ходьба и бег; прыжки; метание), подвижные
игры, лыжная подготовка, плавание, в 3 классе также упражнения легкой ат-
летики.
Физический труд является важным средством физического воспитания
школьников. К. Д. Ушинский подчеркивал, что физический труд необходим
для развития и поддержки физических сил человека, его здоровья и физиче-
ских способностей. Ученики младших классов в школе и дома осуществляют
физический труд, связанный с самообслуживанием, удовлетворением потреб-
ностей быта, общественно полезный труд (труд на участках, уход за физ-
культурными площадками и т. д) [14].
15
С воспитанием сознательного и позитивного отношения к физическому
труду у детей развиваются ценные физические качества и умения. Уроки
ручного труда, общественно полезный труд детей и труд в быту следует орга-
низовывать, придерживаясь необходимых гигиенических требований и пра-
вильно дозируя физические нагрузки.
Гигиенические факторы — это режим дня школьника и соблюдения
правил гигиены.
Деятельность ребенка следует организовать так, чтобы выполнялись
рекомендации гигиены в учебе, труде, отдыхе, питании, занятиях физически-
ми упражнениями и тому подобное. Правильный режим дня (в школе и дома)
предотвращает переутомление, способствует успешному выполнению всех
заданий, устраняет нерациональную трату времени.
Для того чтобы дети придерживались установленного для них режима
дня во внешкольное время, учителю необходимо проводить разъяснительную
работу, как с детьми, так и с родителями, стремясь достичь сознательного
усвоения предусмотренных программой теоретических сведений по физиче-
ской культуре, в которых раскрываются основные положения о двигательном
режиме учеников. Ученики должны понять необходимость выполнения ре-
жима дня как важного условия успешной учебы, физического развития, вос-
питания полезных привычек.
Учитываются отдаленность школы от дома (это особенно важно для
сельских школ), домашние условия, участие в общественной работе и в
кружках, состояние здоровья ребенка [4]. Систематическое соблюдение
детьми режима возможно при условии, что и школа, и родители постоянно
будут контролировать выполнение детьми режима дня.
Важной составной частью режима является соблюдение детьми правил
гигиены в повседневной жизни. Прививание им осознанной привычки при-
держиваться правил личной и общественной гигиены — это одно из главных
заданий физического воспитания младших школьников, которое осуще-
ствляется совместными усилиями школы и семьи. Оздоровительные факторы
16
(воздух, солнце, вода) можно использовать как самостоятельное средство
укрепления здоровья и закаливание организма ребенка, например принятие
воздушных и солнечных процедур, купание, обтирание водой, а также в соче-
тании с выполнением физических упражнений — воздушные ванны во время
утренней гимнастики, водные процедуры после утренней гимнастики и тому
подобное [5].
17
4.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКОВ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Программа по физической культуре для учеников начальных классов
уделяет большое внимание развитию двигательных качеств школьников. В
каждом ее разделе, посвященном формированию и совершенствованию дви-
гательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двига-
тельных качеств. Учителям физической культуры необходимо ориентиро-
ваться на этот материал и, исходя из условий школы, выделять на каждом
уроке определенное количество времени (6—12 мин) на развитие двигатель-
ных качеств учеников.
В работе по развитию двигательных качеств учителю необходимо учи-
тывать особенности индивидуального и возрастного развития ребенка. Если
целенаправленное развитие двигательных качеств осуществляется в период
ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается
значительно выше, чем в период замедленного роста. Поэтому целесообразно
осуществлять направленное развитие тех или других двигательных качеств у
детей в те возрастные периоды, когда наблюдается наиболее интенсивный
возрастной рост их.
Развитие физических качеств осуществляется в процессе обучения де-
тей двигательным действиям, в единстве с формированием двигательных на-
выков. Однако это не исключает потребности планировать специальные зада-
ния по развитию физических качеств школьников, как для отдельного урока,
так и для серии уроков. Систематически изучая физическую подготовлен-
ность детей, учитель решает, над развитием каких физических качеств учени-
ков он будет работать, ставит определенные задания и подбирает физические
упражнения для выполнения во время урока.
Задачи, направленные на развитие физических качеств изменяется с
урока в урок не так динамично, как задачи учебные. Очень часто одна и та же
задача рассчитана на целую серию (систему) уроков. Формулировка их в пла-
18
не урока, может быть таким: «Содействовать развитию скорости, ловкости,
гибкости во время выполнения определенных физических упражнений и про-
ведения подвижных игр».
Упражнения для развития двигательных качеств в плане-конспекте
урока могут быть поданы в виде, как отдельных упражнений, так и комплек-
сов. С целью поддержки стабильного интереса к выполнению комплекса сле-
дует периодически изменять одни упражнения комплекса другими. В плане-
конспекте урока нужно обязательно указывать дозирование упражнений и за-
писать все необходимые организационно-методические указания.
Описание комплекса или отдельных упражнений для развития двига-
тельных качеств можно делать как в плане-конспекте урока, так и на отдель-
ных карточках, которые добавляются к плану-конспекту.
Для развития ловкости и координации движений необходимо использо-
вать разные сочетания элементарных движений рук и ног, постепенно услож-
няя их, танцевальные движения, ритмичную ходьбу, прыжки со скакалкой с
дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия;
упражнения с большим мячом — передачи, перекидывание и тому подобное.
У детей 7—8 лет быстро совершенствуется способность к разным точ-
ным движениям. Этому помогают метания в цель, упражнения с малым мя-
чом — удары о пол и броски о стенку со следующей ловлей, подбрасывание
и ловлю мяча с дополнительными движениями [2].
Одним из проявлений ловкости является умение хранить равновесие в
статическом положении и во время движения. Основными упражнениями для
формирования равновесия является ходьба по лавочке и колоде разными
способами, с дополнительными заданиями, а также гимнастические упражне-
ния и игры.
Силу развивают главным образом за счет динамических упражнений.
Учителю необходимо следить, чтобы нагрузки не были предельные, потому
что максимальные напряжения связаны с большими энергозатратами, что мо-
жет привести к общей задержке роста. Упражнения на силу не должны при-
19
водить к длительному применению силы, поскольку это повышает вну-
тренне-грудное давление, что ведет к сдавливанию полых вен и утрудняет
доступ крови к сердцу. В результате повышения внутрилегочного давления
происходит сдавливание легочных капилляров, ухудшается легочное крово-
обращение, что может привести к анемии мозга и потере сознания. Поэтому
для развития силы лучше применять игры, что требуют от детей кратковре-
менных скоростно-силовых напряжений и умеренных нагрузок.
Для развития статической выносливости целесообразно использовать
упражнения с достаточно длительным удерживанием определенных поз: ме-
шаные виси, упоры, упражнения на равновесие на одной ноге.
Упражнениями, которые развивают выносливость динамического ха-
рактера, являются многократные повторения сгибания и разгибания рук в по-
ложении мешаных висов и упоров, приседания.
Для формирования выносливости применяют упражнения, которые
дают физическую нагрузку на организм ребенка, немного больше той, кото-
рую он привык переносить. Постепенно его организм адаптируется к больше-
му объему работы, приобретает способность дольше выполнять то или дру-
гое движение (бег, серии прыжков) и быстро возобновлять силы после физи-
ческих нагрузок. Выносливость, прежде всего, развивается во время бега,
прыжков, ходьбы на лыжах. Это так называемая специальная выносливость,
которая имеет свойство переходить на другие виды деятельности такого же
характера, интенсивности и длительности. Так происходит повышение общей
выносливости ребенка.
Наилучшее средство для формирования выносливости младших школь-
ников — игры с короткими повторениями действий и с непрерывным движе-
нием, связанным со значительной затратой сил и энергии. Однако общее ко-
личество повторных действий должно быть небольшое — их следует чередо-
вать с короткими перерывами для отдыха.
Основные направления развития скорости: увеличение скорости оди-
ночных простых движений и частоты движений в локомоторных, то есть свя-
20
занных с перемещением всего тела в пространстве, действиях. Простые дви-
гательные реакции — это движения-ответы на известные сигналы, которые
появляются внезапно. В жизни они имеют большое значение, например, во
время действий в тяжелых условиях местности, при управлении механизма-
ми. Переход от уже произведенных двигательных реакций к новым достаточ-
но быстрым: быстрая реакция в одних условиях стимулирует такую же реак-
цию и в других [3].
Скорость реакции ребенка в значительной мере зависит от типа его
нервной системы и является прирожденным качеством, но ее можно развить
с помощью определенных упражнений.
Не менее важны для детей младшего школьного возраста сложные дви-
гательные реакции. Основные из них — реакция на объект, что двигается и
реакция выбора. Чтобы усовершенствовать у детей способность быстро улав-
ливать глазами предмет, что двигается, учитель использует подвижные игры
с большим и малым мячами. Упражнения можно усложнять, увеличивая ско-
рость полета, неожиданными бросками или сокращая дистанцию между иг-
роками. Постепенно у детей производится умение предусматривать направ-
ление и скорость движения предмета, одновременно развиваются скорость и
точность соответствующего движения.
Реакция выбора — это нахождение наилучшего (из нескольких возмож-
ных вариантов) ответа на действии «противника». Большинство движений с
целью тренировки реакции выбора целесообразно включать в подвижные
игры.
Частоту движений во время ходьбы, бега, плавания, передвижение на
лыжах производят двумя способами: выполняя с максимальной скоростью
движение в целом и совершенствуя скорость отдельных его элементов (от-
талкивание, мах ногой и тому подобное). С этой целью учитель широко ис-
пользует игры, упражнения с внезапными остановками, с преодолением не-
больших расстояний за кратчайшее время. Для правильной организации
учебного процесса по физической культуры необходимо знать состояние раз-
21
вития физических качеств каждого школьника. Оценить их можно с помо-
щью экспресс-тестов, которые даются в программе: прыжки в длину с места,
бег на 30 м, метание набивного мяча (масса — 1 кг), сжимание кисти.
Прыжок в длину с места отображает развитие силы ног и скорости дви-
жений. Для его выполнения ученик становится на исходную линию (носки за
черточкой), ноги на ширине плеч, делает взмах руками назад и, отталкиваясь
обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги. Во время взмаха
руками пятки от пола не отрывать. Из трех попыток оценивают лучшую.
С помощью бега на 30 м, который проводят из высокого старта на пло-
щадке или в помещении (в резиновых тапочках), оценивают скоростно-сило-
вые качества ребенка. Школьник пробегает дистанцию дважды с перерывом
10—15 мин. Во внимание принимают лучший результат. В каждом забеге
принимают участие два школьника [11].
Для оценки скоростно-силовых качеств мышц рук и туловища исполь-
зуют метание набивного мяча обеими руками из-за головы, сидя на полу. Из
трех бросков фиксируется лучший результат, что измеряется от стартовой
линии (за спиной) к месту падения мяча. Для измерения используют разме-
ченную резиновую дорожку. На расстоянии до 1,5 м перед учеником натяги-
вают шнур или ставят какое-нибудь препятствие такой же высоты, которая
будет предопределять траекторию вылета мяча под углом 40—45°, потому
что от этого зависит результат броска.
Силу сжимания кисти измеряют ручным детским динамометром два-
жды каждой рукой по очереди. Его держат в вытянутой в сторону руке. Из
двух попыток во внимание принимают лучшую.
Уроки по приему экспресс-тестов следует организовать так, чтобы эк-
замены можно было провести на одном-двух занятиях. В начале урока с уче-
никами всего класса проводится бег на 30 м, потом класс делят на 3 группы,
что соответствует количеству экспресс-тестов [7].
Результаты испытаний заносятся к соответствующим графам классного
журнала. Экспресс-тесты следует проводить дважды за учебный год: с 15 по
22
25 сентября и с 15 по 25 апреля. Результаты учеников сопоставляются с нор-
мами оценки физической подготовленности детей соответствующего возрас-
та и пола.
Это дает возможность оценить физическую подготовленность ученика
пятью уровнями — низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высо-
ким.
Уровни физической подготовленности учеников целесообразно запи-
сывать в классный журнал в виде баллов: высокий уровень — 5, выше сред-
него — 4, средний — 3, ниже среднего — 2 и низкий— 1. Дальше добавлени-
ем баллов и делением их на количество экспресс-тестов выводят средний
балл, который свидетельствует об уровне физической подготовленности
школьника [8].
После определения конкретных задач урока учитель подбирает сред-
ства, с помощью которых он будет решать поставленные задачи. Поскольку
основные задачи урока выполняются в основной части урока, то и отбор со-
держания и средств следует начинать с нее, а уже дальше определять содер-
жание, средства и методы подготовительной и заключительной частей.
Потом учитель определяет место проведения урока, необходимое обо-
рудование и инвентарь, дозирование упражнений, делая соответствующие
методические замечания относительно выполнения их.
С этой целью он предусматривает разнообразные методы и приемы,
устанавливает определенный порядок изучения упражнений и перехода от
одной к другой, а также способы передвижения учеников на уроке.
23
5.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Формы организации учеников начальных классов составляют опреде-
ленную систему, которая охватывает:
• уроки физической культуры;
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного
дня (гимнастика перед началом занятий, физкультурные минуты во время
уроков, игры и физические упражнения на перерывах и в режиме продленно-
го дня);
• внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках фи-
зической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);
• внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства уче-
ников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, Дворцах пионеров,
спортивных обществах, самодеятельные занятия школьников физическими
упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в
парках) [13].
Основной формой работы по физическому воспитанию учеников на-
чальных классов являются уроки физической культуры, но успехов в физиче-
ском воспитании школьников можно достичь лишь при рациональном соче-
тании всех форм работы, которое составляет четкую согласованную систему.
В организации физкультурно-массовой работы в школе важную роль
играет школьный коллектив физкультуры, заданием которого является разви-
тие физической культуры, спорта, туризма среди школьников. В коллектив
физкультуры принимают учеников 1—10(11) классов по устному заявлению.
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из главных задач физического воспитания в общеобразователь-
ной школе – это повышение уровня физической подготовленности школьни-
ков. Для решения этой и других не менее важных задач физического воспита-
ния необходим систематический педагогический контроль над физическим
развитием, и его анализ. Последнее время появилось мнение, что оценивать
работу учащихся необходимо по показателям прироста индивидуальных ре-
зультатов, что позволяет создать у школьников положительный психологиче-
ский настрой и побуждает их добиваться более высокого уровня физической
подготовленности.
Наше общество предъявляет юному поколению большие требования,
обеспечивая ему вместе с тем высокие права и возможности для всесторонне-
го развития личности. Умственное развитие начинает только сформировы-
ваться, физически он развивается пропорционально. Круг и характер его ин-
тересов и потребностей стабилизируется, обнаруживаются значительные, ин-
дивидуальные особенности, упрочиваются черты личности. Возрастные эта-
пы, особенно 8 - 11 лет, представляют большой простор для выявления инди-
видуальных особенностей. С возрастом такие особенности приобретают все
большое значение.
В младшем школьном возрасте начинаются процессы функционально-
го созревания, и организм находятся в стадии развития. 2 - 3 часов в неделю
занятий физкультурой (имеется урок физкультуры в школе), недостаточно
для полноценного физического развития подростка. Поэтому школьнику, ко-
торый согласно проведенного медицинского обследования, допущен к заня-
тиям спортом, желательно заниматься в какой-либо спортивной секции.
Необходимо выполнение программы «Президентские тесты физиче-
ской подготовленности школьников», которые включают, легкую атлетику,
гимнастику с элементами акробатики, спортивные игры, лыжную подготовку
и плавание.
25
Постоянно пополнять знания о физической культуре и спорте, их исто-
рии и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни
[12].
Работа по физическому воспитанию в школе, с целью формирования
здорового образа отличается большим разнообразием форм, которые требу-
ют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициати-
вы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, на-
ходчивости. Все данные качества и компоненты должны направлять школь-
ников на путь самостоятельности занятий физической культурой, осознанно-
сти в обязательном порядке сохранять и укреплять свое здоровье.
Соблюдение правил здорового образа жизни, способствует нормальной
жизнедеятельности, укрепляет здоровье людей, позволяет человеку долгие
годы трудится в полную меру своих способностей, избавляет его от болезней
и дарящий ему бодрость и силу, без которых нет радостной и счастливой
жизни.
В программу здорового образа жизни входит процесс соблюдения че-
ловеком определённых норм, правил и ограничений в своей жизни, способ-
ствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма
к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профес-
сиональной деятельности.
С целью улучшения общего состояния здоровья школьников, формиро-
вания здорового образа жизни, повышения учебной работоспособности и по-
вышения физической активности, необходимо больше проводить оздорови-
тельных и туристических мероприятий, использовать и применять большое
количество подвижных игр и гимнастических упражнений в учебном процес-
се на уроках физкультуры, согласно действующим программам по четвертям,
которые рекомендуется для развития физической подготовки в целом, разви-
тия основных физических качеств, как выносливости, быстроты, ловкости,
силы, гибкости.
26
Поэтому первостепенная задача, стоящая перед учителями физической
культуры и педагогами, заключается в том, чтобы обеспечить как можно
большему числу детей, а в идеале – всем, возможности для укрепления здо-
ровья средствами физической культуры.
Изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в
современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с
потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.
Одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни школь-
ников начальных классов играют потребностно-мотивационная сфера, позво-
ляющая ему включаться в процесс познания и формирования индивидуаль-
ной философии здоровья.
Младший школьный возраст – благоприятный период для развития
всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое вни-
мание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координаци-
онных, скоростных (быстроте реакции и частоты движений), выносливости к
умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока
необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические
средства обучения, доступные тренажеры.
Третий урок физкультуры в неделю в обязательном порядке проводил-
ся по разделу ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика сочетает в
себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям детско-
го возраста. Развитие центральной нервной системы, сердечно-сосудистой,
дыхательной систем, полнее всего реализуется потребность в двигательной
активности в сочетании с положительными эмоциями и воспитании мо-
рально-волевых качеств. В качестве основного пособия используется учебное
пособие «Ритмическая гимнастика в школе» под редакцией известных специ-
алистов образования и спорта.
27
ЛИТЕРАТУРА
1.
Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития
современных школьников // Актуальные проблемы развития физической
культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конфе-
ренции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2008. - с. 30 - 31.
2. Борисенко А.Ф., Цвек С.Ф. // Руховий режим учеников. – К., 2010. –
120 с.
3. Борисенко А.Ф., Цвек С.Ф. // Руховий режим учеников. – К., 2010. –
123 с.
4. Вайнбаум Я.С. и др. // Гигиена физического воспитания и спорта. –
М.: Академия, 2005.– 61 с.
5. Вайнбаум Я.С. и др. // Гигиена физического воспитания и спорта. –
М.: Академия, 2005. – 67 с.
6.
Виноградов П.А. // Физическая культура и здоровый образ жизни. -
М.: Мысль, 2012. - 28-34 с.
7. Гугин А.А. // Уроки физической культуры в І-ІІІ классах. – М., 2011.
– 124 с.
8. Гугин А.А. // Уроки физической культуры в І-ІІІ классах. – М., 2011.
– 125с.
9. Гундаров И.А., Киселев Н.В., Копина О.С. // Медико-социальные
проблемы формирования ЗОЖ, 2009. - 10-19с.
10.
Гневушев В.В., Сивакова Н.Н., Забельский С.Ю., Краснов Ю.П. //
Система биоэкономической психомоторной оздоровительной физической
культуры. - Ставрополь: Изд-во СГМА, 2002. – 31-36 с.
11. Козленко Н.П., Мацулевич В.П. // Физическое воспитание учащихся
первых классов. – К., 2007. – 26 с.
12. Лаптев А.П., Полиевский С.А. //Гигиена. - М.: ФКиС, 2012. - 94 с.
13. Чаленко И.А. // Современные уроки физкультуры в начальной шко-
ле. – Ростов н/Д., 2003. – 203 с.
28
14. Янсон Ю.А. // Физическая культура в школе. Научно – педагогиче-
ский аспект. Книга для педагога– Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 107 с.
29