Автор: Табанюхова Анна Петровна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Бердск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемное обучение в процессе формирования исторических понятий
Раздел: среднее образование
Табанюхова Анна Петровна
г. Бердск
Проблемное обучение в процессе формирования исторических
понятий
Овладение основами любой науки означает освоение системы ее
понятий. Научные понятия выделяют и закрепляют функциональные
особенности предметов и явлений. Освоение системы исторических понятий
означает усвоение учащимися наиболее важных, специфических признаков
исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и
явлений в наиболее существенных связях и отношениях. Исторические
понятия отражают объективные связи и закономерности исторического
развития.
Исторические понятия являются высшим уровнем обобщения, формой
исторического мышления. Основное их предназначение – организация и
регулирование практической деятельности учащихся.
Понятие –
форма
мышления,
наивысший
уровень
обобщения,
характерный для словесно-логического мышления. В нем отражается
сущность явлений и процессов. Каждое понятие имеет свое содержание и
свой объем.
Содержание понятия – это совокупность существенных признаков
ряда однородных предметов, отраженных в определенном понятии.
Объем понятия – это совокупность предметов, к которым это понятие
может быть применено.
Установление содержания понятия, т. е. точное определение в нем
существенных признаков, является важнейшей логической операцией,
которая называется определением понятия.
Требуется строго выдерживать установленное значение термина,
понятия, категории (в школьной практике, как правило, этот перечень
обозначается одним словом термин).
Термины
(лат. terminus –
предел,
граница,
конец)
–
слова
и
словосочетания, обозначающие как конкретные предметы (мотыга, копье и
т.п.), так и абстрактные предметы (непримиримая оппозиция, идеальное
общество и т.п.).
Понятие – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы
некоторого класса по определенно общим и специфическим для них
признакам (буржуазная революция, авторитарный режим).
Задачей учителя истории, в свете выше изложенного, является поиск
и выработка правильных методов в изучении терминологии. Изучение
понятий должно быть организованным процессом, требующим особого
внимания со стороны учителя.
Работа над понятием должна быть организована как активная
умственная деятельность учащихся на всех этапах познания исторического
прошлого и современности. Это может быть осуществлено путем сравнения
и
сопоставления
в
ходе
беседы
под
руководством
учителя,
путем
привлечения ранее пройденного материала или домашнего задания в форме
учебно-познавательной задачи, методом проблемного изложения.
Одним из главных методов для активизации умственной деятельности
учащихся
на
уроках
истории
является
постановка
перед
ними
стимулирующих
или
активизирующих
вопросов
(И.Я.
Лернер,
Т.И.
Сукневич, А.З. Редько, И.К. Тарасенко и др.). Особенно эффективным это
средство является при сообщении новых знаний.
Стимулирующие вопросы по своему назначению могут быть ори-
ентирующими и контрольными (И.К. Тарасенко).
Ориентирующие
вопросы
-
это
вопросы,
мобилизующие
и
направляющие мыслительную деятельность и внимание учащихся на
определенную цель, на отбор определенных исторических фактов, используя
которые учащиеся сами находят решение проблемы. Ориентирующими
вопросами учитель направляет мышление школьников на установление
связей между новым учебным материалом и ранее изученным. С помощью
таких
вопросов
учитель
устанавливает
в
сознании
учащихся
внутрипредметные и межпредметные связи.
С помощью контрольных вопросов учитель проверяет, насколько
глубоко учащиеся усвоили материал.
Путем включения стимулирующих вопросов в процесс объяснения
нового материала учитель создает благоприятные условия для концентрации
внимания и мышления учащихся. Это способствует осознанию нового
учебного материала, а также более прочному его запоминанию.
Включение
стимулирующих
вопросов
в
объяснение
вовлекает
учащихся в активную мыслительную работу, вынуждает их анализировать
изучаемый материал в ходе всего урока. Изложение нового материала таким
методом позволяет учителю использовать факты из ранее усвоенных знаний.
Этим возобновляется в сознании учащихся то, что изучалось раньше, и
облегчается усвоение новых знаний, так как на основе уже известного легче
запоминается новое. кроме того, активизирующие вопросы дают учителю
возможность выявить, какие пробелы существуют в знаниях учащихся.
Включение вопросов в процесс объяснения приближает его к беседе.
Беседа является таким методом обучения, который подводит учащихся к
пониманию, усвоению и закреплению определенных положений, законов,
правил, выводов, понятий и т.д.
учащихся, поставленных в условия
необходимости дать ответ на заданный вопрос, развиваются не только
мышление, но и речь. Строя фразу, подбирая необходимые для выражения
своей мысли слова, учащиеся совершенствуют навыки выражения своей
мысли.
Это положение особенно важно учитывать в обучении лиц с ОВЗ,
поскольку
одной
из
важнейших
задач
школ
является
развитие
и
совершенствование словесной речи у данного контингента учащихся.
Таким образом, стимулирующие вопросы в процессе объяснения
нового материала, направленные на выработку у учащихся умения делать
выводы,
обобщения,
вскрывать
причины,
обеспечивают
глубокое
диалектическое
понимание
исторических
закономерностей
развития
общества. Важно также отметить, что включение стимулирующих вопросов в
процесс обучения позволяет вовремя предупредить возможные ошибки в
понимании учениками исторического материала.
Под влиянием стимулирующих вопросов и различных форм инст-
руктирования при объяснении нового учебного материала учащиеся все
время находятся в состоянии мыслительной деятельности, мыслительной
активности. Следовательно, запоминание нового учебного материала в
классе на основе вопросов и пояснений учителя происходит как запоминание
в деятельности, через деятельность субъекта.
В заключение следует подчеркнуть, что стимулирующие вопросы
мобилизуют познавательную деятельность учеников, служат основой для
успешного формирования у них постоянного активного отношения к
изучаемому предмету, положительного отношения к процессу учения
вообще.
Литература
1.
Косякова, О. О. Логопсихология : учебное пособие / О. О. Косякова. -
Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 167
2.
Лернер, И. Я. Проблемное обучение. / И. Я. Лернер, д-р пед. наук. -
Москва : Знание, 1974. - 64 с.
3.
Сукневич, И. И. Методика формирования исторических представлений
и понятий у учащихся IV классов. - Москва : Просвещение, 1968. –
159 с.
4.
Тарасенко И. К. Некоторые психологические условия активизации
мышления учащихся на уроках истории. - В кн.: Психология усвоения
истории учащимися. /Под ред. А.З.Редько. - М.: АПН РСФСР, 1961. -
С. 165-191