Автор: Лашкина Марина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ《Детский сад 102》
Населённый пункт: Город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарный план
Раздел: дошкольное образование
Календарный план по использованию пальчиковых игр и упражнений.
Цель: Активизировать речь детей, интонационную выразительность,
звуковое произношение.
Учить действовать согласно тексту, подбирая и выполняя определенные
движения пальцев, кисти рук.
Задачи
Пути реализации
Сентябрь
1.Диагностика по выявлению
исходного уровня речевого
развития каждого ребенка и
группы в целом.
2.Обогащение, уточнение,
активизация словаря.
- Наблюдения за речью ребёнка в повседневной
жизни.
- Беседа с подгруппой детей.
- Обследование:
а) звукопроизношения;
б) речевого слуха;
в) словаря детей;
г) грамматического строя речи.
- Выполнить игровые упражнения «Умные
пальчики», «Моя семья»,.
- Чтение художественных произведений.
- Дидактические игры «Подбери картинку»,
название предметов.
- Индивидуальное общение с каждым ребёнком.
Октябрь
Развивать произносительную
сторону речи:
а) Уточнить и закрепить
произношение всех звуков.
б) Развивать фонетический
слух, громкость, темп,
интонационную
выразительность
в)Упражнять в рисовании
пальчиками
- Организация работы по З.К.Р.
- «Волшебный поднос» рисование на подносе с
манкой.
- Дидактическая игра «Кто позвал?».
- Игровое упражнение «Добрый слон», «Умные
пальчики», «Вышел дождик погулять».
- Артикуляционная гимнастика «Улыбочка»,
«Дудочка».
- «Прогулка» по звуковой дорожке.
- Заучивание «Ласковушек».
- Азбука в стихах и загадках.
Ноябрь
Развивать и совершенствовать
словарь:
а) Познакомить со словами,
обозначающими качества,
свойства
- Дидактические игры «Чудесный мешочек» -
посуда, овощи, пластмасса, железо, дерево.
- Проблемная ситуация «Бунт в уголке игрушек».
-Чтение художественных произведений
(ежедневно).
-Игра – инсценировка «Из чего и как готовят еду».
предметов;
б) Развивать умение понимать
обобщённое значение слов и
пользоваться простейшими
обобщениями в
самостоятельной речи;
в) Учить осуществлять подбор
действий к предмету
- Дидактическое упражнение «Куда что
положить», «Заварим чай».
-«Умные пальчики» - со скороговорками.
-«Щи – тарелочка».
-Дидактические игры «Ассоциации»
Декабрь
Развивать грамматические
навыки устной речи:
а) Развивать умение правильно
употреблять предлоги,
выражающие различные
пространственные отношения
(на, в, за, из, с, под, над, перед)
- Дидактическое упражнение «Какие глаза».
- Игра – инсценировка «Наша кукла Инна».
- Дидактические игры «Угадай и назови, чего не
стало и где стояло».
-Театр пластилина: «Зоопарк», «Что случилось?»,
-«Умные пальчики» - «Пальчиковый алфавит».
Январь
Способствовать развитию
связной речи:
а) Развивать диалогическую
речь;
б) Создать условия,
способствующие активному
использованию диалогической
речи
-«Сказки – зарисовки» - капризная кошка,
волшебный карандаш, интересные истории.
-Театр кукол Би-Ба-Бо «Заяц и лиса», «Коза и
петух».
-Общение в повседневной жизни.
-Побуждать детей осмыслению пользоваться
языковым материалом в зависимости от ситуации –
приветствие, обращение , просьба, извинение,
утешение, благодарность, прощание.
-«Умные пальчики» - «Скрут», «Цепочка».
Февраль
Формировать общие речевые
навыки детей, обогащать
словарный запас.
Развивать мелкую и крупную
моторику, способность
координировать свои действия.
-Игровые ситуации.
-Способствовать организации игр в подгруппе
детей.
-Рассматривание картинок из серии «Что мы
умеем».
-«Чтение» детьми книжек – малышек друг – другу.
-Игры на подносе с крупой – Массаж ладошек,
выкладывание узоров.
Март
1.Развивать мелкую моторику
рук.
-Игровое упражнение «Собери бусинки».
-Пальчиковые рисунки «Гроздья рябины», «Бусы
рассыпались».
-Организация изобразительной деятельности в
повседневной и специально организованной
ситуации.
Апрель
1.Создать условия,
способствующие активизации
речи и общения.
2.Демонстрировать детям
культуру ведения диалога,
культуру общения друг с
другом и с взрослыми
Пальчиковые игры «Дружные ребята», «За
работу!», «Домик».
- Индивидуальное общение с каждым ребёнком.
- «Литературный калейдоскоп»
- Речевые игры «Вежливые слова»,
«Поздоровались»
-Общение в повседневной жизни.
Май
-Персональная выставка группы.