Напоминание

Программа факультатива "Экология человека"


Автор: Жукова Надежда Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Центр образования имени Алексея Некрасова г. Кирово-Чепецка"
Населённый пункт: г. Кирово-Чепецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа факультатива "Экология человека"
Раздел: среднее образование





Назад





МКОУ «Центр образования имени Алексея Некрасова

города Кирово-Чепецка Кировской области»

Программа факультатива

«Экология человека»

(8 класс)
Составитель программы Жукова Надежда Викторовна, учитель биологии высшей категории 2015-2016 год. Кирово-Чепецк

Пояснительная записка.
Сохранение и укрепление здоровья человека – одна из наиболее актуальных проблем современности. Стрессы, нерациональное питание, загрязнение окружающей среды оказывают негативное влияние на здоровье человека. Поэтому возрастает роль экологии, химии и биологии как учебных предметов для расширения представлений школьников о здоровом образе жизни. Программа курса «Экология человека» позволяет углубить знания учащихся о здоровом образе жизни, сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенное состояние физического, духовного и интеллектуального потенциала человека. Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Данный элективный курс дополняет УМК Н.И.Сонина, так как в последнем не освещены вопросы санитарии и гигиены, а по требованиям стандарта биологического образования учащиеся должны знать этот материал. Программа составлена на основе учебника М.З. Федорова и другие. Экология человека. Культура здоровья. 8 класс. М., « Вентана-Граф», 2008 г. При составлении данного курса использована программа элективного курса «Экология человека», разработанного Е.В.Бакулиной (Сборник программ элективных курсов по экологии. Киров, 2006 год) Курс межпредметный, так как опирается на знания, полученные на уроках биологии и основ безопасности жизнедеятельности.
Цель курса:
Формирование научного понимания здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи курса:
1. Формирование знаний о физическом и духовном здоровье и его факторах. 2. Расширение и углубление знаний по гигиене и санитарии. 3. Создание условий для самостоятельной практической деятельности учащихся. 4. Развитие коммуникативных умений.
Организация деятельности учащихся:
 Курс рассчитан на 34 часа.  Занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Формы

проведения

занятий:
традиционно-урочная, лабораторный практикум, проектная деятельность.
Ожидаемый результат:
углубление знаний по курсу биологии 8 класса, конференция по защите проектов в конце учебного года.
Способ контроля:
тестирование, защита рефератов и проектов.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека (6 часов)
1. Предмет экологии человека. 2. Здоровье и образ жизни. 3. Пр. р. «Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным» 4. Различия между людьми, проживающими в разных условиях среды. 5. Взаимоотношения человека с природой. 6. Экстремальные факторы среды и здоровье.
Тема 2. Влияние факторов среды на системы органов

(21 час)
7. Вредные привычки человека. Курение и его вред для здоровья человека ( конкурс рисунков). 8. Алкоголизм. Пивной алкоголизм. 9. Наркотики и их влияние на здоровье человека. 10. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Л.Р. «Развитие утомления». 11. Гигиена зрения и слуха. Л.Р. «Воздействие шума на остроту слуха. 12. Стресс как негативный биосоциальный фактор. 13. Чувствительность человека к внешним воздействиям. 14. Память и внимание, их характеристика. Л.Р. «Определение доминирующего вида памяти». 15. Л.Р. «Определение кратковременного объема памяти». 16. Темперамент и его показатели Л.Р. « Определение типа темперамента». 17. Биоритмы и причины их нарушения. Тестирование для определения суточных биоритмов. Л.Р. «Оценка суточных изменений физиологических показателей» (выполняется дома). 18. Режим сна – основа здоровья. Гигиена сна. 19. Двигательная активность и здоровье. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Л.Р. «Оценка гибкости тела. Пропорции телосложения. Правильная осанка». 20. Факторы, влияющие на состав крови. Л.Р. «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы». 21. Иммунитет и здоровье человека. 22. Гигиена сердечно-сосудистой системы (ролевая игра «На приеме у врача») 23. Правильное дыхание и здоровье человека. Л.Р. «Влияние холода на частоту дыхательных движений».
24. Гигиена дыхательной системы. 25. Чужеродные примеси пищи и вызываемые ими болезни. П.Р. «О чем может рассказать упаковка?». 26. Рациональное питание и культура здоровья. Польза и вред диет. 27. Закаливание организма и его значение для здоровья.
Тема 3. Репродуктивное здоровье (4 часа)
28. Проблемы взросления и культура здоровья. 29. Факторы риска внутриутробного развития. 30. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. 31.Ответственное поведение как социальный фактор. 2 часа – защита проектов. 1 час – резервное время.
Учащиеся должны знать:
Экстремальные факторы среды, сущность здорового образа жизни, Влияние вредных привычек на здоровье человека, причины нарушения нормальной деятельности той или иной системы органов, правила закаливания, принципы рационального питания, профилактические меры по предупреждению заболеваний, о кризисах развития в период взросления.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать состояние своего физического здоровья, объяснять влияние факторов среды на здоровье, проводить наблюдения и простейшие эксперименты и объяснять полученные результаты, рационально организовывать свой труд и отдых, соблюдать режим сна, противостоять наркотикам и другим негативным явлениям в обществе.
Темы для докладов:
1. Человек в условиях севера. 2. Экология человека в жарком климате 3. Воздействие на организм звуков музыки. 4. Влияние курения на здоровье школьника. 5. Влияние алкоголя на здоровье человека. 6. Наркотические вещества и здоровье человека. 7. Стресс и здоровье человека. 8. Гигиена сна. Нарушение сна. 9. Аллергия как фактор, ухудшающий здоровье человека. 10. Польза и вред диеты. 11. Способы и правила закаливания.

Рекомендуемая литература:
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память. М., Просвещение, 1994 год. 2. Ануфриева Г.Г. Аптека природы. Киров: ГИПП «Вятка», 2002 год. 3. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет М., Химия, 1994 год. 4. Воронина Г.А. Школа здоровья. Киров, 2001 год. 5. Касаткин В.Н. и другие. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе М., 2003 год. 6. Колесов Д.В., Соколов Я.В. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1987 год. 7. Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма. М., Просвещение, 1993 год. 8. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., Профиздат, 1990 год. 9. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. М., Дрофа, 1990 год. 10. Федорова М.З. и другие. Экология человека. Культура здоровья. М., Вентана-Граф, 2004 год. 11. Школьный экологический мониторинг./Под ред. Т.Я.Ашихминой. М., Агар, 2000 год.


В раздел образования